6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гоночный костюм для автоспорта

Экипировка для автоспорта и картинга

Экипировка для автомобильных гонок – это необычная одежда. В принципе до определенного момента можно гонять и без особых претензий к внешнему виду. Многие так и делают. Особенно если иметь в виду высокую стоимость спецодежды. Однако если увлечение серьезно, а гонки – уже недетские, то вопрос о приобретении специальной экипировки выходит на первый план.

Особенности экипировки для автомобильного спорта

Специфика автоспорта предъявляет два ключевых требования к одежде. Оба имеют отношение к безопасности гонщика:

Например, шлем конструируется таким образом, чтобы при ударах головой значительная часть получаемого импульса амортизировалась им. Похожую функцию выполняет «хомут» или система защиты шеи.

Огнеустойчивость достигается применением специального материала из полиамидных волокон – арамида. Название материала было закреплено одной из производящих его компаний под торговой маркой «Номекс». Существует также термин «русский номекс», в основе которого те же арамидные нити. Особая структура арамида придает материалу свойство резистентности высокой температуре. Защита гонщика от огня в одежде из номекса возрастает на 20%.

Для автогоночного обмундирования существует специальная система сертификации, установленная Международной автомобильной федерацией – FIA. Актуальный на настоящее время стандарт экипировки для участия в официальных соревнованиях, проводимых под эгидой этой организации – 8856-2000. На рынке широко представлена экипировка без сертификации FIA. Она сильно проигрывает в качестве и комфорте, но в 3-10 раз выигрывает в цене.

Шлем стандарта 8856-2000 – высокотехнологичный элемент гоночной экипировки. Он состоит из трех слоев.

Основные характеристики наружного слоя:

  • назначение – предохранение головы от ударов;
  • материал – пластик и/или поликарбонат;
  • толщина – до 5 мм;
  • плотность наибольшая снаружи и наименьшая внутри – т. е. он максимально жесткий с внешней стороны и менее жесткий – с внутренней.

Характеристики среднего слоя:

  • назначение – амортизация головы внутри шлема при ударе;
  • материал – пенопласт или его аналог;
  • толщина – до 50 мм;
  • обеспечивает прилегание шлема к голове.

Характеристики внутреннего слоя:

  • назначение – гигиена и предохранение от высокой температуры;
  • материал – номекс.

Средний слой имеет специальную систему воздухоотвода, отводящую тепло от головы наружу. Ее наличие – важный параметр шлема, позволяющий чувствовать гонщику комфорт и оставляющий стекло не запотевшим.

Разумеется, в автоспорте используют полностью закрытые шлемы.

Таблица 1. Характеристики и ориентировочная стоимость шлемов.

Модель

Характеристики

Стоимость шлема, $

Пластик, простая система вентиляции, не огнестойкий

Пластик и поликарбонат, усовершенствованная система вентиляции, внутренняя подкладка

Стандарт FIA, премиальные модели

Поликарбонат, вес – 0,9-1,3 кг.

Подшлемник

Необходим, прежде всего, из гигиенических соображений. Несмотря на то, что в большинстве шлемов есть внутренний подкладочный слой, стирать его не рекомендуется. По крайней мере, делать это нужно как можно реже.

Таблица 2. Материал и ориентировочная стоимость подшлемников.

Модель

Материал

Стоимость, $

Фабрика комбинезонов. Где и как шьют экипировку для гонщиков Ф1

Обмундирование пилотов Формулы 1 должно выдерживать температуру 650°C – и не загораться. Джеймс Робертс отправился на завод компании AlpineStars, которая шьет комбинезоны для пяти команд Ф1, чтобы узнать, как устроено производство огнеупорной одежды.

На протяжении многих десятилетий главным врагом гонщиков по всему миру оставался огонь. Трудно поверить, но в свое время огнем даже оправдывали нежелание вводить ремни безопасности: участники соревнований на полном серьезе считали, что лучше быть выброшенным из машины после аварии, чем застрять пристегнутым в горящем автомобиле. В то время пилоты выходили на старт в рубашках и тканевых шлемах.

В современном автоспорте мало кто задумывается о ремнях безопасности и защите пилота от пожара. Гонщики на автомате надевают огнеупорную одежду и обувь, а потом пристегиваются в кокпите – благодаря десятилетиям упорной работы безопасность стала обыденной.

Между тем, Международная автомобильная федерация пристально следит за тем, чтобы каждый элемент гоночной экипировки соответствовал строгим требованиям на огнеупорность. Директива FIA за номером 8856-2000 занимает 76 страниц и досконально описывает, какими должны быть ботинки, перчатки и комбинезон профессионального гонщика.

Фото: LAT Images

Каждый элемент одежды пилота Формулы 1 должен выдерживать 11 секунд пожара и 11 секунд интенсивного температурного воздействия – без ущерба для гонщика. Одиннадцатисекундный интервал выбран неслучайно: за это время гонщик должен успеть покинуть кокпит в случае возгорания. Тесты на скорость реакции и быстроту выскакивания из машины проводятся регулярно.

Пожалуй, главной деталью в связке «огнеупорность + скорость» следует назвать номекс – уникальный огнестойкий материал, из которого сделан наружный слой экипировки пилотов Формулы 1. Вместе с гонщиками номекс используют пожарные и военные.

Экипировку нужного качества и должного уровня защиты производит считанное число компаний. Одна из самых известных – AlpineStars. Итальянская фирма снабжает гоночной формой сразу пять команд Формулы 1: Williams, Renault, Toro Rosso, Haas и Force India. Параллельно AlpineStars поставляет комбинезоны, перчатки и ботинки участникам MotoGP, NASCAR и мотокросса.

Фото: Лоренцо Белланка / LAT Images

Главная фабрика и штаб-квартира AlpineStars находится в небольшом городке Азоло на севере Италии – у самого подножья Доломитовых Альп. В городе с населением 8,5 тысяч человек расположена сверхсовременная лаборатория, в которой работают над совершенствованием гоночных комбинезонов и, подобно командам Формулы 1, постоянно стараются снизить массу своих изделий. Как известно, чем меньше вес – тем выше скорость на круге.

«Наружный слой комбинезона должен не только защищать от огня, но и держать форму, так что он сделан максимально жестким, – рассказывает директор по коммуникациям компании AlpineStars Джереми Эпплтон. – Зато внутренний слой, который непосредственно соприкасается с пилотом, сделан мягче – чтобы гонщику было комфортно в своем комбинезоне».

Читать еще:  Как дрифтовать на машине

Фото: Sahara Force India F1

Каждый предмет одежды, что производят на фабрике в Азоло, проходит температурное испытание на огнеупорность. Компания самостоятельно проверяет материалы, помещая их в открытый огонь при температуре в 650°C. На наших глазах в тестовую камеру положили кусочек ткани, из которой делают гоночную экипировку. Вместо положенных по регламенту 11 секунд ткань выдержала полминуты: даже через 30 секунд после воспламенения внутренний слой остался невредим.

Во время второго испытания материал нагревают до 1000°C. Суть этого теста в том, чтобы за 11 секунд после начала воздействия температура внутреннего слоя выросла меньше, чем на 24°C. Ткань на основе номекса снова выдерживает тест – ради этого пилоты на каждом Гран При надевают плотный комбинезон, который не позволяет поту испаряться и в какой-то мере усиливает физическую нагрузку на организм.

Фото: Лоренцо Белланка / LAT Images

Впрочем, защита от огня – не единственное предназначение гоночных комбинезонов. На плечах у каждого пилота Ф1 можно заметить эполеты, нашитые поверх основной ткани. Эти «погоны» нужны для того, чтобы маршалы смогли быстро вытащить пилота из машины в случае аварии. От удара гонщик может потерять сознание. Чтобы сотрудники трассы и врачи смогли помочь такому гонщику, на плечах каждого комбинезона предусмотрены своеобразные «кармашки», схватив за которые можно быстро вытянуть человека из кокпита.

Разумеется, в регламенте прописано требование к прочности эполетов – «погоны» должны выдерживать силу в 300 ньютонов. На стенде AlpineStars эполеты спокойно выдерживают 600 ньютонов.

Фото: Лоренцо Белланка / LAT Images

В одном здании с лабораторией находится цех, где бригада из 120 человек шьет комбинезоны, перчатки и нижнее белье из номекса. Здесь же работают изготовители гоночной обуви. Каждая пара таких ботинок производится на заказ в соответствии с анатомическими особенностями гонщиков. Просчитать оптимальную форму ботинка помогает технология компьютерного моделирования CAD (computer aided design), благодаря которой высокотехнологичная швейная машина узнает, каким именно должен получиться следующий ботинок.

Производитель называет свою обувь Supermono – благодаря технологии сшивания разных материалов в единый объект. Специальное устройство переплетает нити кенгуриной кожи с номексом, а затем приклеивает получившуюся основу к ультралегкой резиновой подошве. Весь процесс занимает три часа, еще час ботинок остывает. В результате получается облегающая обувь, созданная специально для гонок Формулы 1. Впрочем, на этом работа изготовителей не заканчивается – перед тем, как выслать ботинки пилоту, в AlpineStars проводят еще одну манипуляцию. Техники компании просверливают маленькие дыры в липучке, на которую застегивается обувь. Эта процедура позволяет облегчить ботинок на несколько дополнительных миллиграммов.

Фото: Лоренцо Белланка / LAT Images

Во время нашей экскурсии по фабрике AlpineStars мы видим кусок рукава для Кевина Магнуссена, новый дизайн комбинезона для Серхио Переса и процесс производства ботинок для Ромена Грожана. Видимо, сотрудники этого цеха заранее узнают о переходах пилотов из команды в команду? В противном случае компания просто не успела бы сшить нужные комбинезоны для проведения фотосессий и тестовых заездов.

«Да, мы узнаем о переходах заранее, – подтверждает Эпплтон с улыбкой. – При этом у нас есть строгий протокол о конфиденциальности подобной информации».

Фото: Lorenzo Bellanca / LAT Images

Каждый понедельник исследовательский отдел AlpineStars получает отчеты с гонок по всему миру. Команды, которые пользуются экипировкой этой фирмы, присылают производителю собственные рекомендации по улучшению перчаток и комбинезонов. «Нас могут попросить изменить форму ботинка, чтобы он лучше подходил к педалям, которые установлены на машине, – приводит пример Джереми Эпплтон. – Или это может быть изменение, связанное с удобством и привычками конкретного гонщика. При этом мы сами все время стараемся сделать комбинезоны более дышащими, чтобы пилотам было легче переносить жару в кокпите».

Еще одно направление работы – износостойкость гоночной экипировки. Для проверки этого параметра в AlpineStars пользуются специальной механической ногой, которая повторяет движения шагающего человека. Механическая нога, обутая в огнеупорный ботинок, «проходит» 100 тысяч шагов, что примерно соответствует 50 километрам. При желании «шагающий» тренажер можно запрограммировать и на большую дистанцию – к примеру, чтобы проверить износ ботинка после дистанции в 250 пройденных километров.

Специалисты постоянно следят за процессом износа и фиксируют, какой именно компонент не выдержал нагрузки. В дальнейшем инженеры уделят повышенное внимание порвавшемуся участку, чтобы обеспечить равномерную прочность по всему объему ботинка.

Фото: Лоренцо Белланка / LAT Images

За последние 50 лет компания прошла долгий путь. Когда в 1963 году башмачник Санте Маццароло основал эту фирму, AlpineStars занималась обувью для мотокросса. Вскоре здесь начали делать лыжные ботинки и обувь для кольцевых мотогонок, а в 1993 году AlpineStars дебютировала в Формуле 1: первым гонщиком, который проехал Гран При в экипировке этой компании, стал пилот Minardi Пьерлуиджи Мартини. Сейчас в AlpineStars работают 650 сотрудников по всему миру – от Токио до Лос-Анджелеса.

Название компании – это англоязычная версия итальянского словосочетания stella alpina, которое переводится как «альпийская звезда». Так в Северной Италии называют эдельвейс – высокогорный цветок, растущий в Альпах и распускающийся ранней весной. Каждый год альпинисты со всей Европы отправляются в горы, чтобы первыми увидеть цветение эдельвейса – в этой традиции компания увидела подходящую для себя метафору.

Гоночная экипировка. Вторая кожа пилота

Гоночная экипировка. Вторая кожа пилота

С особенностями гоночных шлемов читатели могли познакомиться в ЗР, 2005, № 8. Сегодня речь о комбинезонах. Делятся они на две основные группы: для картинга и «больших» автомобилей. Это обусловлено разными задачами, которые комбинезонам надлежит выполнять.

Картинговый защищает пилота от «асфальтовой болезни», то есть от травм при опрокидывании машины или вылете из седла, что более чем вероятно, ведь скорость мощного карта достигает 200 км/ч — притом, что пилот сидит на «бешеной табуретке», не пристегнувшись!

Для наружного слоя картингового комбинезона используют полиэстер либо фирменный материал кордура (Cordura), разработанный фирмой «Дюпон». Его отличают высочайшая износостойкость и прочность, но при этом он достаточно легкий. Внутренний слой выполнен из махровой ткани, впитывающей пот. Чтобы гонщик не варился в собственном соку, предусмотрены вентиляционные клапаны.

Читать еще:  Коробка вариатор как пользоваться

Конечно, предохраняя кожу, тонкий материал не в состоянии уберечь от травм суставов и костей. Поэтому дорогие комбинезоны снабжены полистироловыми вкладышами в наиболее уязвимых местах: они защищают колени, бедра, локти, ключицы и позвоночник. Этим, кстати, и отличаются дорогие модели от бюджетных: вторые лишены встроенной защиты, и к ним придется дополнительно приобретать наколенники, налокотники, а при необходимости — своеобразный «спасжилет». Его функции те же самые: предотвратить травмы позвоночника, ключиц и грудной клетки.

Требования Международной комиссии картинга (CIK) сейчас едины для всех картинговых комбинезонов. Если амуниция им соответствует, то в ней можно участвовать как в национальных соревнованиях, так и в мировых чемпионатах. Это справедливо для комбинезонов, предоставляющих защиту уровня 2 (Level 2). Найти маркировку с омологацией (официальным подтверждением, что комбинезон соответствует определенным требованиям) проще простого: нашивка с обозначением уровня защиты есть на рукаве и продублирована на воротнике, где соседствует с датами изготовления и завершения действия омологации. Сейчас этот период составляет пять лет, а затем отправляйтесь покупать новый, более современный «комбез».

Изделия эконом-класса, соответствующие уровню 1 (Level 1), годятся только в национальных первенствах. Однако встретить комбинезон с такой нашивкой все сложнее: большинство новых моделей, даже начального уровня (читай — дешевых) — Level 2.

ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ

Комбинезоны для автомобильного спорта существенно отличаются от тех, что в картинге. В любом болиде, будь то формула или «кузов», пилот сидит пристегнутым. Вылететь он не может, потому защита от механических повреждений здесь не важна. А вот при пожаре ему потребуется какое-то время, чтобы выбраться из машины. Отсюда основная задача автомобильного комбинезона — выдержать испытание огнем. По современным требованиям, он должен противостоять открытому пламени не менее 12 секунд, да еще и защищать от жара.

Гоночные комбинезоны шьют из номекса (Nomex). Материал этот родился полвека назад, как водится, в области космических разработок — первые скафандры частично сделаны из него. Когда же вспомнили о гонщиках, некие мистер Симпсон из США и синьор Паризи из Италии предложили шить специальные комбинезоны из номекса. Первый занимался кольцевыми гонками, второй — ралли. Говорят, презентация была более чем наглядной: на глазах у многих свидетелей автор идеи облил себя бензином и поджег — без особых последствий для здоровья.

Вскоре такие комбинезоны сделали обязательными во всех разновидностях автоспорта. Конечно, если бы речь шла лишь о сопротивляемости материала открытому пламени, лучшим вариантом оказался бы костюм пожарного. Однако пилот должен еще иметь свободу движений и при этом не чувствовать дискомфорта. К списку требований добавляются легкость, эластичность и хорошая воздухопроницаемость.

Недорогие комбинезоны изготовлены из довольно толстой многослойной ткани. Они не подведут в огне, а вот с комфортом у них туго. Более продвинутые модели легче, тоньше и просто приятнее. Показателем качества служит плотность материала, которую оценивают в граммах на квадратный метр. В среднем она составляет порядка 460 г/м2, а у комбинезонов высокого уровня — всего 380 г/м2. Существуют, правда, еще более легкие разновидности: квадратный метр номекса с кевларовыми нитями — совместная разработка фирмы «Спарко» и команды «Мак-Ларен» — весит всего 298 граммов. Модель из такого материала называется X-light 300 и, к слову, популярна среди российских спортсменов, несмотря на высокую стоимость.

Дополнительный комфорт, а точнее, микроклимат внутри комбинезона создают специальные клапаны, пропускающие воздух. Расположены они под рукавами и поясом, а сделаны из эластичного номекса.

Еще один элемент на первый взгляд введен лишь для красоты, но в действительности очень функционален — погоны. Оказывается, это очень прочные петли: ухватившись за них, можно вытащить из кокпита потерявшего сознание или травмированного пилота.

Как видим, в пошиве гоночной одежды мелочей не бывает. И такой подход проявляется во всем. Серьезная фирма, занимающаяся гоночной экипировкой, сумеет подобрать комбинезон, определив размеры по специальной таблице. Можно сразу заказать вышивку с логотипами спонсоров — так вернее. Дело в том, что все нашивки разрешено крепить только к внешнему слою комбинезона и только несгораемыми нитями. В противном случае пилот рискует при пожаре обзавестись татуировкой в форме нашивки.

Омологация на комбинезоны для автоспорта, естественно, отличается от действующей в картинге. Основной стандарт, принятый в мире, в том числе у нас — FIA 8856–2000. Соответствие требованиям подтверждено вышивкой на воротнике ниже названия марки и модели. Тут же стоит дата производства, но нет даты окончания срока действия. Она наступит с введением нового стандарта, однако не сразу — регламент Международной автомобильной федерации (FIA) позволяет потянуть со сменой еще три года. С другой стороны, необходимость поменять комбинезон может возникнуть и раньше. Например, если ему однажды пришлось держать экзамен огнем.

Основная проблема, над которой бьются разработчики, — как при улучшении огнестойкости сделать комбинезон еще более эластичным и «дышащим». Ориентиром может служить последняя разработка «Дюпон» — материал кармит (Carmyth) на основе карбоновых нитей. Его в этом году взяла в дело фирма «Спарко», пока только для подшлемников и нижнего белья. Применять карбон в комбинезонах еще не научились. Что ж, всему свое время — прогресс в области спортивной экипировки не стоит на месте.

Гоночная экипировка. Продолжаем разговор

Наверное, нет такого автомобилиста, который не любил бы скорость. Вот почему гоночные автомобили продолжают пользоваться определенной популярностью. Но при этом владельцу гоночных авто не стоит забывать и о таком аспекте, как защита. Экипировка пилота должна включать множество различных элементом. При этом ни одним из них нельзя пренебречь. Таким элементом гоночной экипировки является комбинезон. Бывают они традиционно двух видов — для больших авто и для картинга. Давайте же разберемся, в чем разница.

На первом месте – прочность

На картинге машины довольно-таки часто опрокидываются, в результате чего пилот, который не пристегивается, нередко вылетает из седла. Специальный картинговый комбинезон призван уберечь гонщика от соприкосновения с асфальтом и трения об него.

Читать еще:  Как работает коробка вариатор

Для этих целей комбинезон, как правило, покрывается снаружи полиэстером либо кордурой. Эти материалы придают ему прочности, но при этом позволяют ему оставаться максимально легким. Изнутри комбинезон обшит махровой тканью, легко впитывающей пот. Поскольку в кабине картинговой машины нередко бывает очень жарко, то картинговый костюм также снабжен специальными клапанами для вентиляции.

Полиэстер и кордура просто замечательно предохраняют кожу пилота от соприкосновения с асфальтом, но, к сожалению, защитить его кости и суставы они не в силах. Вот почему костюмы гонщиков, как правило, также укомплектованы вставками из полистирола. Чаще всего такие ставки крепятся в наиболее подверженных травматизму местах – на ключицах, коленях, бедрах, локтях, а также вдоль позвоночника. Конечно, предусмотрена такая защита далеко не во всех моделях картинговых комбинезонов. Если вы приобретаете более дешевую модель, то дополнительные элементы защиты вам придется приобрести отдельно.

Следует отметить, что существует такая организация, как Международная комиссия картинга. Именно этой комиссией были составлены и пущены в употребление основные требования к комбинезонам для картинга. Это означает, что допуск к участию в национальных и мировых соревнованиях вы сможете получить лишь в том случае, если ваша амуниция будет соответствовать утвержденным требованиям. Узнать, соответствует ли тот или другой костюм данным требованиям, не сложно — соответствующая нашивка с указанным на ней уровнем защиты (это должен быть уровень защиты «2») находится на рукаве и воротнике костюма. Там же находится и дата изготовления костюма. Если он был изготовлен уже более пяти лет назад, то он автоматически считается непригодным для его эксплуатации.

Таким образом, второй уровень защиты позволяет принимать участие в мировых и национальных соревнованиях. А вот первый уровень – только лишь в национальных. Но при этом найти такой комбинезон неимоверно сложно — на сегодняшний день большинство производимых картинговых костюмов вне зависимости от их стоимости имеют нашивку — Level 1.

Главное – противостоять огню

Автомобильный спорт очень сильно отличается от картинга. Соответствующие костюмы – также. Во-первых, пилот всегда сидит пристегнутым, а потому ему вовсе не требуется защита от асфальта. Но зато его на этот раз подстерегают совершенно другие опасности. Например, возгорание авто. Вот почему главное задание комбинезона на этот раз заключается в его максимально эффектному противостоянию огню. Согласно с утвержденными требованиями, такой костюм должен не менее 12 секунд противостоять открытому огню и при этом еще и являться надежной защитой от жара.

Вот почему гоночные костюмы изготавливают из такого материала как номекс. Первоначально номекс создавался для скафандров космонавтов. В мир гонщиков этот материал ввели американец Симпсон и итальянец Паризи. Проведенная ими презентация вне сомнений повлияла на присутствующих – доброволец публично облил себя бензином и после этого поджег. В результате ни его жизнь, ни состояние его здоровья не пострадали.

Конечно, костюм пожарного защитил бы гонщика от пламени на порядок лучше. Но ведь дело не только в защите от жара. Кроме того, комбинезон также должен быть максимально легким и эластичным, ни в коем случае не сковывая движений. Вот почему именно костюмы из номекса столь быстро и успешно вошли буквально во все отрасли автоспорта.

При этом в зависимости от своей стоимости гоночные костюмы несколько отличаются и изготовлением. Так, костюмы подешевле состоят из более толстой ткани, которая имеет несколько слоев. Более дорогие модели, соответственно, на порядок более тонкие и легкие. И те, и другие модели в состоянии защитить от огня. Но зато в первых вам будет тяжело и дискомфортно, а вот другие совершенно не будут сковывать ваших движений.

Стоит отметить, что наиболее качественными считаются комбинезоны, которые изготавливаются из максимально плотной ткани. Плотность в таких случаях оценивается в соотношении граммов на метр квадратный. При этом чем меньше данный показатель, тем лучше. Средний по цене и качеству материал будет иметь плотность около 460 г/м2, а вот более дорогой – всего 300 г/м2. Самым легким на сегодняшний день считается X-light 300. Разработан данный комбинезон был фирмами «Спарко» и «Мак-Ларен», и его плотность составляет всего 298 грамм.

Все из того же номекса выполнены также и воздухопроницаемые клапаны, благодаря которым гонщик не так страдает от жары. Размещают их обычно по-бокам костюма под руками.

Также традиционный гоночный костюм снабжен так называемыми погонами, причем совершенно не для красоты. Необходимы эти петли для того, чтобы, крепко ухватившись за них, вытащить из кабины авто раненого или находящегося в бессознательном состоянии пилота.

Заказывать гоночные комбинезоны следует только в тех фирмах, которые и занимаются изготовлением гоночной экипировки. Они, сравнив размеры по специальной таблице, смогут подобрать костюм, который будет идеально сидеть по вашей фигуре. А при необходимости также пришьют к нему и логотип спонсора. Крепить подобную нашивку с логотипом можно только к внешней части костюма и только огнеупорными нитями. Иначе пилот получит ожог в форме своей нашивки.

При покупке костюма для автоспорта также следует уточнять его соответствие установленным международным требованиям. Соответствующая лейба традиционно крепится на воротнике. Там же находится и дата выпуска комбинезона. При этом окончательного срока его эксплуатации не установлено. Пользоваться гоночным комбинезоном можно до тех пор, пока в силу не вступят новые стандарты. И даже тогда на переход со старого костюма на новый отведено три года. Конечно, исключение может составлять тот факт, что ваш гоночный комбинезон однажды побывает в огне.

Разработки по улучшению костюмов для автоспорта проводятся каждый день, а их создатели неустанно работают над тем, чтобы сделать данные костюмы еще более огнеупорными, легкими и эластичными. Так, например, относительно недавно был создан новый материал кармит, который сегодня активно продолжает тестировать компания «Спарко». Однако, всему, как говорится, свое время.

Алексей Царев, Светлана Шакина
Авто Журнал №29 (август’2013)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector