12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Комбинезон для автоспорта

Экипировка для автоспорта и картинга

Экипировка для автомобильных гонок – это необычная одежда. В принципе до определенного момента можно гонять и без особых претензий к внешнему виду. Многие так и делают. Особенно если иметь в виду высокую стоимость спецодежды. Однако если увлечение серьезно, а гонки – уже недетские, то вопрос о приобретении специальной экипировки выходит на первый план.

Особенности экипировки для автомобильного спорта

Специфика автоспорта предъявляет два ключевых требования к одежде. Оба имеют отношение к безопасности гонщика:

Например, шлем конструируется таким образом, чтобы при ударах головой значительная часть получаемого импульса амортизировалась им. Похожую функцию выполняет «хомут» или система защиты шеи.

Огнеустойчивость достигается применением специального материала из полиамидных волокон – арамида. Название материала было закреплено одной из производящих его компаний под торговой маркой «Номекс». Существует также термин «русский номекс», в основе которого те же арамидные нити. Особая структура арамида придает материалу свойство резистентности высокой температуре. Защита гонщика от огня в одежде из номекса возрастает на 20%.

Для автогоночного обмундирования существует специальная система сертификации, установленная Международной автомобильной федерацией – FIA. Актуальный на настоящее время стандарт экипировки для участия в официальных соревнованиях, проводимых под эгидой этой организации – 8856-2000. На рынке широко представлена экипировка без сертификации FIA. Она сильно проигрывает в качестве и комфорте, но в 3-10 раз выигрывает в цене.

Шлем стандарта 8856-2000 – высокотехнологичный элемент гоночной экипировки. Он состоит из трех слоев.

Основные характеристики наружного слоя:

  • назначение – предохранение головы от ударов;
  • материал – пластик и/или поликарбонат;
  • толщина – до 5 мм;
  • плотность наибольшая снаружи и наименьшая внутри – т. е. он максимально жесткий с внешней стороны и менее жесткий – с внутренней.

Характеристики среднего слоя:

  • назначение – амортизация головы внутри шлема при ударе;
  • материал – пенопласт или его аналог;
  • толщина – до 50 мм;
  • обеспечивает прилегание шлема к голове.

Характеристики внутреннего слоя:

  • назначение – гигиена и предохранение от высокой температуры;
  • материал – номекс.

Средний слой имеет специальную систему воздухоотвода, отводящую тепло от головы наружу. Ее наличие – важный параметр шлема, позволяющий чувствовать гонщику комфорт и оставляющий стекло не запотевшим.

Разумеется, в автоспорте используют полностью закрытые шлемы.

Таблица 1. Характеристики и ориентировочная стоимость шлемов.

Модель

Характеристики

Стоимость шлема, $

Пластик, простая система вентиляции, не огнестойкий

Пластик и поликарбонат, усовершенствованная система вентиляции, внутренняя подкладка

Стандарт FIA, премиальные модели

Поликарбонат, вес – 0,9-1,3 кг.

Подшлемник

Необходим, прежде всего, из гигиенических соображений. Несмотря на то, что в большинстве шлемов есть внутренний подкладочный слой, стирать его не рекомендуется. По крайней мере, делать это нужно как можно реже.

Таблица 2. Материал и ориентировочная стоимость подшлемников.

Модель

Материал

Стоимость, $

Гоночная экипировка. Вторая кожа пилота

Гоночная экипировка. Вторая кожа пилота

С особенностями гоночных шлемов читатели могли познакомиться в ЗР, 2005, № 8. Сегодня речь о комбинезонах. Делятся они на две основные группы: для картинга и «больших» автомобилей. Это обусловлено разными задачами, которые комбинезонам надлежит выполнять.

Картинговый защищает пилота от «асфальтовой болезни», то есть от травм при опрокидывании машины или вылете из седла, что более чем вероятно, ведь скорость мощного карта достигает 200 км/ч — притом, что пилот сидит на «бешеной табуретке», не пристегнувшись!

Для наружного слоя картингового комбинезона используют полиэстер либо фирменный материал кордура (Cordura), разработанный фирмой «Дюпон». Его отличают высочайшая износостойкость и прочность, но при этом он достаточно легкий. Внутренний слой выполнен из махровой ткани, впитывающей пот. Чтобы гонщик не варился в собственном соку, предусмотрены вентиляционные клапаны.

Конечно, предохраняя кожу, тонкий материал не в состоянии уберечь от травм суставов и костей. Поэтому дорогие комбинезоны снабжены полистироловыми вкладышами в наиболее уязвимых местах: они защищают колени, бедра, локти, ключицы и позвоночник. Этим, кстати, и отличаются дорогие модели от бюджетных: вторые лишены встроенной защиты, и к ним придется дополнительно приобретать наколенники, налокотники, а при необходимости — своеобразный «спасжилет». Его функции те же самые: предотвратить травмы позвоночника, ключиц и грудной клетки.

Требования Международной комиссии картинга (CIK) сейчас едины для всех картинговых комбинезонов. Если амуниция им соответствует, то в ней можно участвовать как в национальных соревнованиях, так и в мировых чемпионатах. Это справедливо для комбинезонов, предоставляющих защиту уровня 2 (Level 2). Найти маркировку с омологацией (официальным подтверждением, что комбинезон соответствует определенным требованиям) проще простого: нашивка с обозначением уровня защиты есть на рукаве и продублирована на воротнике, где соседствует с датами изготовления и завершения действия омологации. Сейчас этот период составляет пять лет, а затем отправляйтесь покупать новый, более современный «комбез».

Изделия эконом-класса, соответствующие уровню 1 (Level 1), годятся только в национальных первенствах. Однако встретить комбинезон с такой нашивкой все сложнее: большинство новых моделей, даже начального уровня (читай — дешевых) — Level 2.

ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ

Читать еще:  Чем смазать велосипед

Комбинезоны для автомобильного спорта существенно отличаются от тех, что в картинге. В любом болиде, будь то формула или «кузов», пилот сидит пристегнутым. Вылететь он не может, потому защита от механических повреждений здесь не важна. А вот при пожаре ему потребуется какое-то время, чтобы выбраться из машины. Отсюда основная задача автомобильного комбинезона — выдержать испытание огнем. По современным требованиям, он должен противостоять открытому пламени не менее 12 секунд, да еще и защищать от жара.

Гоночные комбинезоны шьют из номекса (Nomex). Материал этот родился полвека назад, как водится, в области космических разработок — первые скафандры частично сделаны из него. Когда же вспомнили о гонщиках, некие мистер Симпсон из США и синьор Паризи из Италии предложили шить специальные комбинезоны из номекса. Первый занимался кольцевыми гонками, второй — ралли. Говорят, презентация была более чем наглядной: на глазах у многих свидетелей автор идеи облил себя бензином и поджег — без особых последствий для здоровья.

Вскоре такие комбинезоны сделали обязательными во всех разновидностях автоспорта. Конечно, если бы речь шла лишь о сопротивляемости материала открытому пламени, лучшим вариантом оказался бы костюм пожарного. Однако пилот должен еще иметь свободу движений и при этом не чувствовать дискомфорта. К списку требований добавляются легкость, эластичность и хорошая воздухопроницаемость.

Недорогие комбинезоны изготовлены из довольно толстой многослойной ткани. Они не подведут в огне, а вот с комфортом у них туго. Более продвинутые модели легче, тоньше и просто приятнее. Показателем качества служит плотность материала, которую оценивают в граммах на квадратный метр. В среднем она составляет порядка 460 г/м2, а у комбинезонов высокого уровня — всего 380 г/м2. Существуют, правда, еще более легкие разновидности: квадратный метр номекса с кевларовыми нитями — совместная разработка фирмы «Спарко» и команды «Мак-Ларен» — весит всего 298 граммов. Модель из такого материала называется X-light 300 и, к слову, популярна среди российских спортсменов, несмотря на высокую стоимость.

Дополнительный комфорт, а точнее, микроклимат внутри комбинезона создают специальные клапаны, пропускающие воздух. Расположены они под рукавами и поясом, а сделаны из эластичного номекса.

Еще один элемент на первый взгляд введен лишь для красоты, но в действительности очень функционален — погоны. Оказывается, это очень прочные петли: ухватившись за них, можно вытащить из кокпита потерявшего сознание или травмированного пилота.

Как видим, в пошиве гоночной одежды мелочей не бывает. И такой подход проявляется во всем. Серьезная фирма, занимающаяся гоночной экипировкой, сумеет подобрать комбинезон, определив размеры по специальной таблице. Можно сразу заказать вышивку с логотипами спонсоров — так вернее. Дело в том, что все нашивки разрешено крепить только к внешнему слою комбинезона и только несгораемыми нитями. В противном случае пилот рискует при пожаре обзавестись татуировкой в форме нашивки.

Омологация на комбинезоны для автоспорта, естественно, отличается от действующей в картинге. Основной стандарт, принятый в мире, в том числе у нас — FIA 8856–2000. Соответствие требованиям подтверждено вышивкой на воротнике ниже названия марки и модели. Тут же стоит дата производства, но нет даты окончания срока действия. Она наступит с введением нового стандарта, однако не сразу — регламент Международной автомобильной федерации (FIA) позволяет потянуть со сменой еще три года. С другой стороны, необходимость поменять комбинезон может возникнуть и раньше. Например, если ему однажды пришлось держать экзамен огнем.

Основная проблема, над которой бьются разработчики, — как при улучшении огнестойкости сделать комбинезон еще более эластичным и «дышащим». Ориентиром может служить последняя разработка «Дюпон» — материал кармит (Carmyth) на основе карбоновых нитей. Его в этом году взяла в дело фирма «Спарко», пока только для подшлемников и нижнего белья. Применять карбон в комбинезонах еще не научились. Что ж, всему свое время — прогресс в области спортивной экипировки не стоит на месте.

Экипировка пилота — комбинезоны для авто гонщиков

Экипировка пилота — комбинезоны для авто гонщиков

Любой автомобиль – источник повышенной опасности, гоночный – тем более. Поэтому и защита пилота здесь максимальна: прочный каркас, четырех-, а то и шеститочечные ремни, специальные сиденья, системы и, конечно же, экипировка.

Речь о комбинезонах для авто гонщиков. Делятся они на две основные группы: для картинга и «больших» автомобилей. Это обусловлено разными задачами, которые комбинезонам надлежит выполнять.

Комбинезоны для картенгистов

Картинговый защищает пилота от «асфальтовой болезни», то есть от травм при опрокидывании машины или вылете из седла, что более чем вероятно, ведь скорость мощного карта достигает 200 км/ч – притом, что пилот сидит на «бешеной табуретке», не пристегнувшись!

Для наружного слоя картингового комбинезона используют полиэстер либо фирменный материал кордура (Cordura), разработанный фирмой «Дюпон». Его отличают высочайшая износостойкость и прочность, но при этом он достаточно легкий. Внутренний слой выполнен из махровой ткани, впитывающей пот. Чтобы гонщик не варился в собственном соку, предусмотрены вентиляционные клапаны.

Конечно, предохраняя кожу, тонкий материал не в состоянии уберечь от травм суставов и костей. Поэтому дорогие комбинезоны снабжены полистироловыми вкладышами в наиболее уязвимых местах: они защищают колени, бедра, локти, ключицы и позвоночник. Этим, кстати, и отличаются дорогие модели от бюджетных: вторые лишены встроенной защиты, и к ним придется дополнительно приобретать наколенники, налокотники, а при необходимости – своеобразный «спасжилет». Его функции те же самые: предотвратить травмы позвоночника, ключиц и грудной клетки.

Требования Международной комиссии картинга сейчас едины для всех картинговых комбинезонов. Если амуниция им соответствует, то в ней можно участвовать как в национальных соревнованиях, так и в мировых чемпионатах. Это справедливо для комбинезонов, предоставляющих защиту уровня 2 (Level 2). Найти маркировку с омологацией (официальным подтверждением, что комбинезон соответствует определенным требованиям) проще простого: нашивка с обозначением уровня защиты есть на рукаве и продублирована на воротнике, где соседствует с датами изготовления и завершения действия омологации. Сейчас этот период составляет пять лет, а затем отправляйтесь покупать новый, более современный «комбез».

Читать еще:  Чем лучше смазывать велосипед

Изделия эконом-класса, соответствующие Level 1, годятся только в национальных первенствах. Однако встретить комбинезон с такой нашивкой все сложнее: большинство новых моделей, даже начального уровня (читай – дешевых) – Level 2.

Комбинезоны для автомобильного спорта

Комбинезоны для автомобильного спорта существенно отличаются от тех, что в картинге. В любом болиде, будь то формула или «кузов», пилот сидит пристегнутым. Вылететь он не может, потому защита от механических повреждений здесь не важна. А вот при пожаре ему потребуется какое-то время, чтобы выбраться из машины. Отсюда основная задача автомобильного комбинезона – выдержать испытание огнем. По современным требованиям, он должен противостоять открытому пламени не менее 12 секунд, да еще и защищать от жара.

Гоночные комбинезоны шьют из номекса (Nomex). Материал этот родился полвека назад, как водится, в области космических разработок – первые скафандры частично сделаны из него. Когда же вспомнили о гонщиках, некие мистер Симпсон из США и синьор Паризи из Италии предложили шить специальные комбинезоны из номекса. Первый занимался кольцевыми гонками, второй – ралли. Говорят, презентация была более чем наглядной: на глазах у многих свидетелей автор идеи облил себя бензином и поджег – без особых последствий для здоровья.

Вскоре такие комбинезоны сделали обязательными во всех разновидностях автоспорта. Конечно, если бы речь шла лишь о сопротивляемости материала открытому пламени, лучшим вариантом оказался бы костюм пожарного. Однако пилот должен еще иметь свободу движений и при этом не чувствовать дискомфорта. К списку требований добавляются легкость, эластичность и хорошая воздухопроницаемость.

Недорогие комбинезоны изготовлены из довольно толстой многослойной ткани. Они не подведут в огне, а вот с комфортом у них туго. Более продвинутые модели легче, тоньше и просто приятнее. Показателем качества служит плотность материала, которую оценивают в граммах на квадратный метр. В среднем она составляет порядка 460 г/м2, а у комбинезонов высокого уровня – всего 380 г/м2. Существуют, правда, еще более легкие разновидности: квадратный метр номекса с кевларовыми нитями – совместная разработка фирмы «Спарко» и команды «Мак-Ларен» – весит всего 298 граммов.

Дополнительный комфорт, а точнее, микроклимат внутри комбинезона создают специальные клапаны, пропускающие воздух. Расположены они под рукавами и поясом, а сделаны из эластичного номекса.

Еще один элемент на первый взгляд введен лишь для красоты, но в действительности очень функционален – погоны. Оказывается, это очень прочные петли: ухватившись за них, можно вытащить из кокпита потерявшего сознание или травмированного пилота.

Как видим, в пошиве гоночной одежды мелочей не бывает. И такой подход проявляется во всем.

Фабрика комбинезонов. Где и как шьют экипировку для гонщиков Ф1

Обмундирование пилотов Формулы 1 должно выдерживать температуру 650°C – и не загораться. Джеймс Робертс отправился на завод компании AlpineStars, которая шьет комбинезоны для пяти команд Ф1, чтобы узнать, как устроено производство огнеупорной одежды.

На протяжении многих десятилетий главным врагом гонщиков по всему миру оставался огонь. Трудно поверить, но в свое время огнем даже оправдывали нежелание вводить ремни безопасности: участники соревнований на полном серьезе считали, что лучше быть выброшенным из машины после аварии, чем застрять пристегнутым в горящем автомобиле. В то время пилоты выходили на старт в рубашках и тканевых шлемах.

В современном автоспорте мало кто задумывается о ремнях безопасности и защите пилота от пожара. Гонщики на автомате надевают огнеупорную одежду и обувь, а потом пристегиваются в кокпите – благодаря десятилетиям упорной работы безопасность стала обыденной.

Между тем, Международная автомобильная федерация пристально следит за тем, чтобы каждый элемент гоночной экипировки соответствовал строгим требованиям на огнеупорность. Директива FIA за номером 8856-2000 занимает 76 страниц и досконально описывает, какими должны быть ботинки, перчатки и комбинезон профессионального гонщика.

Фото: LAT Images

Каждый элемент одежды пилота Формулы 1 должен выдерживать 11 секунд пожара и 11 секунд интенсивного температурного воздействия – без ущерба для гонщика. Одиннадцатисекундный интервал выбран неслучайно: за это время гонщик должен успеть покинуть кокпит в случае возгорания. Тесты на скорость реакции и быстроту выскакивания из машины проводятся регулярно.

Пожалуй, главной деталью в связке «огнеупорность + скорость» следует назвать номекс – уникальный огнестойкий материал, из которого сделан наружный слой экипировки пилотов Формулы 1. Вместе с гонщиками номекс используют пожарные и военные.

Экипировку нужного качества и должного уровня защиты производит считанное число компаний. Одна из самых известных – AlpineStars. Итальянская фирма снабжает гоночной формой сразу пять команд Формулы 1: Williams, Renault, Toro Rosso, Haas и Force India. Параллельно AlpineStars поставляет комбинезоны, перчатки и ботинки участникам MotoGP, NASCAR и мотокросса.

Фото: Лоренцо Белланка / LAT Images

Главная фабрика и штаб-квартира AlpineStars находится в небольшом городке Азоло на севере Италии – у самого подножья Доломитовых Альп. В городе с населением 8,5 тысяч человек расположена сверхсовременная лаборатория, в которой работают над совершенствованием гоночных комбинезонов и, подобно командам Формулы 1, постоянно стараются снизить массу своих изделий. Как известно, чем меньше вес – тем выше скорость на круге.

«Наружный слой комбинезона должен не только защищать от огня, но и держать форму, так что он сделан максимально жестким, – рассказывает директор по коммуникациям компании AlpineStars Джереми Эпплтон. – Зато внутренний слой, который непосредственно соприкасается с пилотом, сделан мягче – чтобы гонщику было комфортно в своем комбинезоне».

Читать еще:  Мотоциклы для новичков список

Фото: Sahara Force India F1

Каждый предмет одежды, что производят на фабрике в Азоло, проходит температурное испытание на огнеупорность. Компания самостоятельно проверяет материалы, помещая их в открытый огонь при температуре в 650°C. На наших глазах в тестовую камеру положили кусочек ткани, из которой делают гоночную экипировку. Вместо положенных по регламенту 11 секунд ткань выдержала полминуты: даже через 30 секунд после воспламенения внутренний слой остался невредим.

Во время второго испытания материал нагревают до 1000°C. Суть этого теста в том, чтобы за 11 секунд после начала воздействия температура внутреннего слоя выросла меньше, чем на 24°C. Ткань на основе номекса снова выдерживает тест – ради этого пилоты на каждом Гран При надевают плотный комбинезон, который не позволяет поту испаряться и в какой-то мере усиливает физическую нагрузку на организм.

Фото: Лоренцо Белланка / LAT Images

Впрочем, защита от огня – не единственное предназначение гоночных комбинезонов. На плечах у каждого пилота Ф1 можно заметить эполеты, нашитые поверх основной ткани. Эти «погоны» нужны для того, чтобы маршалы смогли быстро вытащить пилота из машины в случае аварии. От удара гонщик может потерять сознание. Чтобы сотрудники трассы и врачи смогли помочь такому гонщику, на плечах каждого комбинезона предусмотрены своеобразные «кармашки», схватив за которые можно быстро вытянуть человека из кокпита.

Разумеется, в регламенте прописано требование к прочности эполетов – «погоны» должны выдерживать силу в 300 ньютонов. На стенде AlpineStars эполеты спокойно выдерживают 600 ньютонов.

Фото: Лоренцо Белланка / LAT Images

В одном здании с лабораторией находится цех, где бригада из 120 человек шьет комбинезоны, перчатки и нижнее белье из номекса. Здесь же работают изготовители гоночной обуви. Каждая пара таких ботинок производится на заказ в соответствии с анатомическими особенностями гонщиков. Просчитать оптимальную форму ботинка помогает технология компьютерного моделирования CAD (computer aided design), благодаря которой высокотехнологичная швейная машина узнает, каким именно должен получиться следующий ботинок.

Производитель называет свою обувь Supermono – благодаря технологии сшивания разных материалов в единый объект. Специальное устройство переплетает нити кенгуриной кожи с номексом, а затем приклеивает получившуюся основу к ультралегкой резиновой подошве. Весь процесс занимает три часа, еще час ботинок остывает. В результате получается облегающая обувь, созданная специально для гонок Формулы 1. Впрочем, на этом работа изготовителей не заканчивается – перед тем, как выслать ботинки пилоту, в AlpineStars проводят еще одну манипуляцию. Техники компании просверливают маленькие дыры в липучке, на которую застегивается обувь. Эта процедура позволяет облегчить ботинок на несколько дополнительных миллиграммов.

Фото: Лоренцо Белланка / LAT Images

Во время нашей экскурсии по фабрике AlpineStars мы видим кусок рукава для Кевина Магнуссена, новый дизайн комбинезона для Серхио Переса и процесс производства ботинок для Ромена Грожана. Видимо, сотрудники этого цеха заранее узнают о переходах пилотов из команды в команду? В противном случае компания просто не успела бы сшить нужные комбинезоны для проведения фотосессий и тестовых заездов.

«Да, мы узнаем о переходах заранее, – подтверждает Эпплтон с улыбкой. – При этом у нас есть строгий протокол о конфиденциальности подобной информации».

Фото: Lorenzo Bellanca / LAT Images

Каждый понедельник исследовательский отдел AlpineStars получает отчеты с гонок по всему миру. Команды, которые пользуются экипировкой этой фирмы, присылают производителю собственные рекомендации по улучшению перчаток и комбинезонов. «Нас могут попросить изменить форму ботинка, чтобы он лучше подходил к педалям, которые установлены на машине, – приводит пример Джереми Эпплтон. – Или это может быть изменение, связанное с удобством и привычками конкретного гонщика. При этом мы сами все время стараемся сделать комбинезоны более дышащими, чтобы пилотам было легче переносить жару в кокпите».

Еще одно направление работы – износостойкость гоночной экипировки. Для проверки этого параметра в AlpineStars пользуются специальной механической ногой, которая повторяет движения шагающего человека. Механическая нога, обутая в огнеупорный ботинок, «проходит» 100 тысяч шагов, что примерно соответствует 50 километрам. При желании «шагающий» тренажер можно запрограммировать и на большую дистанцию – к примеру, чтобы проверить износ ботинка после дистанции в 250 пройденных километров.

Специалисты постоянно следят за процессом износа и фиксируют, какой именно компонент не выдержал нагрузки. В дальнейшем инженеры уделят повышенное внимание порвавшемуся участку, чтобы обеспечить равномерную прочность по всему объему ботинка.

Фото: Лоренцо Белланка / LAT Images

За последние 50 лет компания прошла долгий путь. Когда в 1963 году башмачник Санте Маццароло основал эту фирму, AlpineStars занималась обувью для мотокросса. Вскоре здесь начали делать лыжные ботинки и обувь для кольцевых мотогонок, а в 1993 году AlpineStars дебютировала в Формуле 1: первым гонщиком, который проехал Гран При в экипировке этой компании, стал пилот Minardi Пьерлуиджи Мартини. Сейчас в AlpineStars работают 650 сотрудников по всему миру – от Токио до Лос-Анджелеса.

Название компании – это англоязычная версия итальянского словосочетания stella alpina, которое переводится как «альпийская звезда». Так в Северной Италии называют эдельвейс – высокогорный цветок, растущий в Альпах и распускающийся ранней весной. Каждый год альпинисты со всей Европы отправляются в горы, чтобы первыми увидеть цветение эдельвейса – в этой традиции компания увидела подходящую для себя метафору.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector