30 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Контраварийная подготовка

Особенности контраварийной подготовки водителей

Контраварийная подготовка водителей – важная часть управления автомобилем. Умение предотвращать опасные ситуации и минимизировать аварийные последствия является необходимым навыком для всех автомобилистов. Для тех, кто хочет не просто ездить на машине, а делать это «с ветерком», эти умения являются ключевыми. Школа контраварийного вождения всегда предшествует обучению экстремальным навыкам.

Что такое контраварийное вождение?

Контраварийная подготовка водителей направлена на:

  • обучение правильному поведению водителя на дороге для предотвращения возникновения аварийных, экстремальных ситуаций;
  • формирование навыков правильных действий, если аварийная или экстремальная ситуация возникла, или имеется высокий риск ее возникновения.

Обучение контраварийному вождению включает в себя отработку следующих навыков:

  • посадка водителя;
  • алгоритм внезапного торможения;
  • эффективное внезапное торможение;
  • руление при прогнозировании аварийной ситуации;
  • повышение управляемости в повороте;
  • движение задним ходом;
  • парковка задним ходом.

Обучение перечисленным навыкам входит в курс всех школ контраварийного или экстремального вождения.

Элементы контраварийной подготовки водителей

Любое обучение контраварийному вождению начинается с правильной посадки водителя. Хорошо, когда водитель чувствует себя за рулем удобно и комфортно. Однако посадка водителя – это, в первую очередь, его безопасность и только во вторую – комфорт.

Экстренные ситуации требуют быстрой реакции, которая возможна, только если поза человека за рулем правильная.

Посадка водителя предполагает выполнение следующих правил:

  • при прямолинейном движении авто руки должны находиться в верхнем секторе руля – позиция 10-2 или 9-3;
  • отучайте себя от привычки опираться локтем руки на дверцу;
  • избегайте руления одной рукой;
  • держите спину ровно, не сутультесь за рулем;
  • максимально выпрямляйте руки в локтях;
  • максимально прижимайтесь спиной к креслу.

Следование этим правилам позволит быстро и эффективно реагировать при наступлении аварийной ситуации.

Алгоритм внезапного торможения

Торможение необходимо начинать с опережением. Это позволит лучше контролировать ситуацию, а также иметь дополнительное время для совершения необходимых внезпаных маневров.

Подсчитано, что в результате опережающего переноса ноги с педали гази на педаль тормоза экономится 0,2 с, что позволяет сократить тормозной путь на дистанцию до 5 м. Не секрет, что при аварийной ситуации именно 2-3 м являются критичными, которых всегда не хватает.

Чтобы иметь эти 0,2 с в своем распоряжении, следуйте следующей схеме действий:

  1. Отпустить педаль газа.
  2. Перенести ногу на педаль тормоза; не нажимать на педаль.
  3. Начать прилагать минимальное усилие на тормозную педаль.
  4. В случае если дорожная ситуация грозит развиться по опасному сценарию, начать полноценное торможение.
  5. При возникновении аварийной ситуации начать экстренное ступенчатое торможение.
  6. Если безопасная остановка невозможна, выжать газ и произвести экстренный маневр.
  7. Стабилизировать транспортное средство рулением.

Эффективное внезапное торможение

Наиболее эффективным способом внезапного торможения при прямолинейном движении транспортного средства является прерывистое (импульсное) торможение. Оно всегда безопаснее беспрерывного.

Хотя оно немного проигрывает второму во времени, прерывистое торможение позволяет лучше контролировать движение и в случае необходимости предпринимать дополнительные маневры.

Импульсное торможение – оптимальный способ при нестабильном коэффициенте сцепления колес с дорогой:

  • при неровном полотне;
  • на льдово-снежных участках;
  • в других ситуациях, когда машина уходит в неконтролируемый занос.

Прерывистое торможение – это чередование энергичного, но ограниченного во времени, торможения и периодов растормаживания колес.

Основные правила прерывистого торможения:

  • избегайте многоимпульсного торможения;
  • не используйте ритмичные тормозные импульсы;
  • используйте схему с повторяющимся циклом «тормозной импульс – растормаживание»;
  • избегайте длительного тормозного усилия;
  • при блокировке передних колес, растормаживайтесь;
  • корректируйте направление движения в период растормаживания;
  • тормозные импульсы должны приходиться на участки ровной поверхности дороги, на которых сцепление колес с поверхностью максимально;
  • каждый последующий тормозной импульс должен быть интенсивнее, чем предыдущий, как по силе, так и по длительности.

При возрастающей вероятности потери устойчивости автомобиля никогда нельзя выжимать тормоз, а следует использовать только прерывистое торможение.

Руление при прогнозировании аварийной ситуации

Положение рук при вождении машины принципиально важно для предотвращения перехода ситуации из критической в аварийную.

  • Крутой поворот

Перед крутым поворотом руки перемещаются из положения 10-2 в 12-4 или 8-12 в зависимости от направления поворота.

  • Скоростное руление обеими руками

Скоростное руление осуществляется быстрым поворотом руля с перекрестным захватом руками. Например, в правую сторону:

  1. Резко поворачиваем руль вправо до положения 12-4;
  2. Продолжаем вращение рулевого колеса, пока левая рука не окажется в положении 4, правая рука захватывает руль перекрестным захватом в положение 12;
  3. Продолжаем вращение руля, пока правая рука не окажется в положении 4, левая рука переносится в положение 12.

Описанная схема руления на боковом секторе руля с попеременными перекрестными захватами левой или правой руками является наиболее быстрым и надежным способом руления, применяемым при любых экстремальных маневрах.

При выходе из режима скоростного поворота не следует отпускать рулевое колесо и позволять ему самостоятельно раскручиваться в обратную сторону. При использовании этой тактики мы всегда рискуем уйти в занос, а также потерять контроль над движением транспортного средства.

В результате водитель не будет иметь возможность предпринять экстренный маневр в конечной фазе выхода из поворота.

Напротив: требуется сохранять плотный контакт рук с рулем, продолжая выравнивание машины.

  • Движение задним ходом

Водитель переносит левую руку в положение 12, разворачивает корпус вправо, благодаря чему приобретает лучший визуальный обзор, в том числе, того, что происходит сзади автомобиля.

  • Разворот на 180° при движении вперед

Левая рука находится в положении 12. Правая рука на рычаге ручного тормоза.

  • Разворот на 180° при движении назад

Одна из рук уходит в положение 6. Глубокий захват с высоко поднятым локтем. Готовность к круговому вращению руля без перехватывания.

  • Противодействие критическому заносу

Скоростное руление обеими руками. Первый оборот делается резко одной рукой, экономя время на перехвате.

  • Стабилизация автомобиля при вращении

Левая рука – в положении 12. Правая – на ручном тормозе. Провоцирует скольжение задней оси с компенсацией в сторону, противоположной вращению. Для этого левая рука с рулем уходит в положение 6 с готовностью к круговому вращению руля без перехватывания.

Повышение управляемости в повороте

Для того чтобы пройти поворот безопасно и не снижая скорость, требуется загрузить переднее наружное колесо при помощи легкого подтормаживания. При этом полностью закрывать газ не следует.

Напомним, что в дуговом движении на транспортное средство действует центробежная сила, перегружающая наружные колеса и ухудшающая управляемость машины.

Дополнительное подтормаживание переднего колеса компенсирует потерю управляемости.

Рассмотрим несколько приемов по повышению управляемости и устойчивости автомобиля в повороте.

  • Сглаживание траектории

Чем выше скорость движения транспортного средства, тем выше центробежная сила и тем менее оно устойчиво. Общим правилом контраварийной школы прохождения поворотов, гарантирующим большую безопасность, является метод сглаживания траектории. Он заключается в том, чтобы сделать поворотную дугу как можно более выпрямленной. Для этого:

  • Входят в поворот с внешнего края дороги;
  • Резкий заход в поворотную дугу с направлением движения к внутреннему краю дороги;
  • По достижении апекса – плавный выход из поворотной дуги на внешний край дороги.

Дополнительно сгладить траекторию поворота поможет заезд внутренними незагруженными колесами на обочину. Наружные колеса при этом сохраняют хорошее сцепление с дорогой.

Следовательно, управляемость машины будет оставаться удовлетворительной, а прохождение поворота – более безопасным.

  • Разделение поворотной дуги на 2 поворота

Траекторию поворотной дуги при необходимости всегда можно разделить на 2 и более отрезков. Каково условие этой необходимости? Например, это может быть любой дефект дорожного полотна, лужа, яма и т.д. Для того чтобы траектория не проходила по опасному отрезку поворота, делается крутой поворот, выезд на прямую траекторию (объезд трудного участка), снова крутой поворот и – выход из поворотной траектории.

  • Ранний вход в поворот

Следует выделить 2 особенности движения автомобиля в повороте:

  1. меньший радиус поворотной дуги увеличивает центробежную силу и ухудшает устойчивость транспортного средства;
  2. плавный вход в поворот почти всегда требует «доворота» в районе апекса, что также увеличивает вероятность нестандартного поведения машины (проще говоря, сноса).

Исходя из этого, при вождении логично:

  1. делать поворот с большим радиусом поворотной дуги;
  2. делать крутой вход в поворот;
  3. делать плавный выход из поворота.

Перед входом в поворот, требуется загрузить передние колеса подтормаживанием.

Совмещение более раннего входа в поворот и сглаживание траектории позволяет выпрямить траекторию выхода из дуги и, соответственно, раньше начать ускоренное движение.

Движение задним ходом

Любая школа контраварийного вождения никогда не обходит тему заднего хода автомобиля. Реверсное движение характеризуется следующими особенностями:

  • транспортное средство более маневренно;
  • в поворотах при заднем ходе передняя часть машины значительно отклоняется во внешнюю сторону поворота.
Читать еще:  Трофи рейды по бездорожью

Следующие контраварийные советы в отношении движения задним ходом будут полезны:

  • всегда двигайтесь с минимальной скоростью;
  • поначалу контролируйте движение непосредственно через заднее стекло, полуразвернув корпус тела и голову назад;
  • осуществляя маневр задним ходом, не забывайте контролировать переднюю часть автомобиля;
  • для корректировки траектории используйте минимальную амплитуду поворота руля.

Парковка задним ходом

Контраварийная подготовка водителей предполагает обучение действию по парковке задним ходом. Зная об особенностях движения машины задним ходом, при наличии практики не составит труда припарковаться в варианте параллельной парковки между, например, машинами.

Параллельная парковка задним ходом:

  1. Руль выкручивается в сторону парковки.
  2. Когда внутренний край автомобиля будет находиться по отношению к бордюрной линии парковочного места в 45°, руль выкручивают в обратную сторону.
  3. Заезд частью кузова на парковку.
  4. Коррекция траектории: проезд вперед, подруливание, движение задним ходом.

Перпендикулярная парковка задним ходом:

  1. До конца выкрутить руль в сторону парковки.
  2. Двигаясь задним ходом, выравниваем автомобиль относительно границ парковочного места.
  3. При необходимости осуществляем коррекцию траектории.

4КОЛЕСА

Казалось бы, что может произойти с нами на дороге? Да все что угодно! Попробуйте понаблюдать, сколько водителей ездят вразвалочку, высунув руку в окно и покуривая сигаретку. Некоторые и вовсе за руль не держатся и пытаются рулить одним запястьем, а то и вообще не понятно какой частью тела. «У меня же крутая машина, а я крутой чел!», ― ошибочно думают водители. А стоит ввести в поиск YouTube запрос «подборка аварий» и мы сразу же убедимся — в одну секунду на дороге может произойти все что угодно. Водители «геликов», которые считают, что пристегиваться удел простых смертных, вылетают через лобовые стекла как собаки, другие просто сносят столбы и попадают под фуры.

Совсем недавно я отправился в «Центр контраварийной подготовки Сергея Овчинникова» (voditel.by). Курс подготовки рассчитан на отработку основных навыков управления машиной в экстремальных ситуациях, а также на психологическую адаптацию водителя. Важно, что занятия отвечают на вопросы не только как выходить из этих экстремальных ситуаций, но и как туда не попадать! Зачастую мы слишком уверены в своих возможностях, но даже опытные водители теряются в случае внезапного препятствия или заноса. Как поступать в таких случаях? Некоторые знания я узнал еще из книги Горбачева «Экстремальное вождение. Гоночные секреты», а теперь дополнил их практикой.

Занятия состояли из трех дней теории, упражнений на тренажерах, а также трех дней практики. На лекциях рассматривалось множество вопросов: как заставить автомобиль поворачивать, если он этого не хочет, как безопасно пройти поворот, как бороться с заносом и сносом передней оси, как прогнозировать дорожно-транспортные ситуации. Даже торможение может осуществляться различными способами: плавное, резкое, импульсное, ступенчатое и комбинированное торможения, а также торможение двигателем, стояночным тормозом, с блокированием колес, с одновременным нажатием на газ и тормоз (торможение левой ногой), в управляемом заносе, вращением и контактное — всего более десяти способов!

Отдельно я хотел бы заострить внимание на правильной посадке за рулем. От этого в первую очередь зависит не только ваша безопасность и безопасность ваших близких, но и других участников движения. Если водитель сидит, развалившись, или еще хуже «лежит», то он не только рискует в случае аварии нырнуть под ремень, но и не успеть вывернуть руль в аварийной ситуации. Поверьте, если машина в случае заноса окажется на встречной полосе, для реакции останутся доли секунды.

После отработки на тренажере навыков руления (скоростное вращение рулевого колеса двумя руками и одной рукой, силовое руление, упражнения в случае заноса), пришла очередь практических занятий – самого интересного!

За три дня были сожжены тонны бензина и стерты сантиметры резины (тонкий юмор). Clio научилась ездить на трех колесах (хорошо, не на двух) и показала себя только с лучшей стороны.

Практика включала в себя несколько упражнений: отработка навыков руления (змейка), объезд препятствия (лосиный тест);

на деле все не так просто, как выглядит:

торможение, объезд препятствия с одновременным торможением;

и гоночная трасса, для отработки оптимальных траекторий.

После занятий у меня остались только самые лучшие впечатления. Теперь ко мне пришло большее понимание, кто такой водитель и что нужно делать на дороге. Надеюсь, контраварийная подготовка для меня станет первым шагом к автоспорту, куда я очень стремлюсь.
Отдельно хотелось бы поблагодарить лично Сергея Овчинникова и других сотрудников центра, признанных мастеров спорта, действующих спортсменов, чемпионов по ралли, скоростному маневрированию и кольцевым гонкам.

Друзья, желаю каждому закончить курсы контраварийной подготовки, ведь они направлены в первую очередь на вашу безопасность. Также хочу пожелать вам здоровья и удачи, чтобы на дороге вас и ваших близких плохие ситуации обходили стороной. Будьте внимательны!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Безумные “Нивы”: тюнинговые проекты Lada 4×4, которые продаются в России

Есть ощущение, что тюнинг обрел в России второе дыхание. С поголовным распространением социальных сетей и всевозможных автомобильных блогов и влогов, имеющие деньги и возможности автовладельцы повально увлеклись постройкой уникальных автопроектов с показом их в Сети. Чего стоит один гусеничный Bentley блогера Константина Заруцкого, который засветился, кажется, на всех экранах, включая BBC. Ну а больше всего интересно то, что авторы не чураются и отечественных автомобилей, вкладывая в них порой безумные деньги.

Почему же авторы избавляются от своих детищ, в которые вложено столько сил и средств? Собственно, владельцы тюнинговых автомобилей чаще всего не скрывают, что занимались постройкой уникальной машины ради самого процесса. Жизненный цикл таких автомобилей нередко состоит в тусовочных покатушках, участиях в автошоу и фестивалях, иногда даже победах в автоконкурсах и, конечно, сетевом хайпе. После этого хозяин нередко теряет интерес к “игрушке”, выставляя ее на продажу, чтобы вложить деньги в новый проект, новый этап вирусных роликов и фотографий в “инсте”.

Наш ответ Gelandewagen 6×6 за 300 000 рублей

Мастера из тольяттинского автосервиса очень серьезно подошли к вопросу и из пикапа “Нивы” 1994 года выпуска за полгода смастерили наш ответ “Гелику 6х6”. Машине даже посвятили сюжет на местном телевидении. Сначала строилась “Нива” как техничка для команды по мотокроссу.

От первоисточника осталась по сути одна кабина. Двигатель заменен на форсированный агрегат ЗМЗ-406 объемом 2.3 мощностью 170 л.с., коробка передач от “Газели”. Установлены блокировки мостов и электронное управление раздаточной коробкой. Задний мост – “лентяй”. Снаружи на машину установлена масса внедорожного оборудования.

Главная проблема – технические изменения не внесены в ПТС, а значит, по сути, внедорожнику заказан выезд на дороги общего пользования. Именно поэтому и цена для такого проекта, можно сказать, копеечная.

“Нива” на 22-х “катках”

Максимум эффекта за минимум денег. Не очень сложный тюнинговый проект почти новой “Нивы” 2018 года выпуска. Главный вау-эффект достигается за счет сложной покраски и, конечно, внедрения огромных 22-дюймовых колес с низкопрофильной резиной.

До кучи на машине заменена вся оптика на светодиодную, установлены расширители колесных арок, а кузов завернут в пленку. Внутри установлена хорошая акустика с подиумами в дверях. Хозяин Сергей из Москвы уверяет, что родной пробег на машине не превышает 6000 км. Цена за эффектную “Ниву” не очень большая – 555 555 рублей.

“Нива” на гусеницах

За 580 000 рублей можно стать обладателем отечественного внедорожника на гусеницах.

Собственно, половину цены “Нивы” 2008 года с пробегом 90 тыс.км составляют как раз гусеничные механизмы. На машину установлен заводской комплект ВГД 1500 от компании Wheeltracks, который может купить любой желающий на любой внедорожник.

Кроме того, на “Ниву” установлен экспедиционный багажник, улучшенная “музыка” и сигнализация с автозапуском. Литые диски на зимней резине тоже имеются, но идут они в комплекте или нет, из объявления не очень понятно.

“Нива” для трофи

Автолюбитель из солнечного Краснодара решил превратить свою “Ниву Урбан” 2015 года в покорителя бездорожья. Проект получился эффектным, правда, сама машина больше напоминает ходячую выставку внедорожного оборудования, чем реальный трофи-рейдовый инструмент. Например, помимо всего прочего в машину установлен сабвуфер, два усилителя и подиумы для динамиков, а также тент-маркиза – очевидно, незаменимые вещи при покорении бездорожья.

Читать еще:  Как водить мотоцикл для начинающих

Так или иначе, а список доделок превышает 40 позиций. Среди самых серьезных – 5-сантиметровый лифт с установкой внедорожных колес Cooper, 10-тонная лебедка, пневмоподготовка под продувку и подкачку, тюнинг подвески, мостов, усиление кузова и прочих элементов. В комплекте с машиной идет все необходимое внедорожное оборудование, включая хай-джек.

К сожалению, хозяин ничего не написал про форсировку двигателя. Поскольку “Нива” с родным 83-сильным двигателем с большим усилием передвигается в стоковом состоянии, то можно только гадать, какую нагрузку испытывает хилый мотор после установки всего вышеперечисленного. Стоимость проекта – 750 000 рублей.

“Нива”-болотоход

Уральский автолюбитель выставил на продажу редкую “Ниву” – снегоболотоход на огромных колесах низкого давления. Описания и истории к машине нет, за исключением того, что внедорожник 2009 года выпуска с пробегом 7000 км.

Представленный экземпляр с большой вероятностью – детище тольяттинской компании ПСА “Бронто”, которая серийно занималась производством специальных автомобилей на базе вазовской техники. Кузов от “Нивы” устанавливался на раму через эластичные резиновые подушки. Уникальная проходимость обеспечивалась конструкцией эластичных тонкостенных шин сверхнизкого давления.

Стоимость непотопляемой “Нивы” – 800 000 рублей.

“ТурбоНива” с двигателем в 200 л.с.

Один из самых масштабных тюнинг-проектов на базе “Нивы”. Автолюбитель из Тамбова проделал колоссальную работу, превратив отечественный внедорожник в спорткар.

Собственно, главной переделке подверглась техническая часть. Двигатель получил турбонаддув, новые блок управления, распредвалы, выхлопную систему, систему питания, воздушную систему и прочие переделки. По словам хозяина, двигатель, питающийся теперь “сотым” бензином, показал на стенде отдачу в 200 лошадиных сил. (Каков ресурс форсированного движка, осталось за кадром).

На “ТурбоНиве” полностью переделана подвеска и тормозная система. Массу доработок получил интерьер, включая переделку передней панели под мультимедийную систему. Багажник почти полностью отдан под установку акустической системы.

Итоговая стоимость эксклюзивного проекта – 1 000 000 рублей.

“Нива” – гоночная легенда за 100 000 долларов

Знаменитое среди реставраторов КБ Смирнова выставило на продажу исторический раллийный болид на базе “Нивы”. Многократный призер мировых ралли-рейдов с 1983 по 1988 год, в том числе под управлением вице-чемпиона Формулы-1, шестикратного победителя “Ле Мана” и чемпиона “Дакара” Жаки Икс.

Один из 8 построенных и 4 сохранившихся экземпляров. Болид 1983 года выпуска имеет 1.8-литровый двигатель мощностью 180 лошадиных сил. Стоимость легенды – 7 900 000 рублей.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Личный опыт уроков контраварийной езды

Зима в этом году выдалась теплая, гололедица и снежные заносы ‒ не редкость даже на городских улицах. Но многие мамы вынуждены продолжать пользоваться машинами, да еще и возить с собой маленьких драгоценных пассажиров. Ситуация нервная и небезопасная, особенно учитывая, что рядом в тех же условиях находятся и другие водители.

Помочь могут навыки контраварийной езды: сибмама Марфа Казимировна освоила их и теперь готова поделиться своими впечатлениями.

История из жизни: как просто попасть в аварию даже водителю со стажем

Наша форумчанка Verunya.Kim, мама и акушер-гинеколог, в середине ноября попала в ДТП: ее выбросило из колеи, автомобиль закрутило и, выскочив на полосу встречного движения, она вылетела в кювет, где врезалась в дерево. У Веры две маленькие дочки, которые ходят в детский сад и часто с мамой ездят на машине. Что случилось в то утро, расскажет сама Вера.

‒ Вера, расскажи о своем опыте вождения и том, как часто пользуешься автомобилем.

‒ Водительское удостоверение я получила 12 лет назад, но постоянно за рулем последние 7 лет. Машиной пользуюсь постоянно, вышла из декрета и на работу добираюсь только на автомобиле, вожу девочек на кружки и занятия.

‒ Расскажи пожалуйста, что произошло в то утро?

‒ В день аварии я ехала на работу и, слава богу, одна. Дорога была совсем не чищена, ехала не больше 60кмч, хотя многие ехали быстрее и обгоняли меня. На Бердском шоссе стараюсь всегда встать в правом ряду, чтобы не мешать тем, кто быстрее. Поскольку мне необходимо доехать до города, то я перестраиваюсь в левую полосу, чтобы не уехать на Университетский проспект (там стрелка, только направо).

” – Перестраиваюсь я практически на одном и том же отрезке, но в этот раз при перестроении попала в колею, еще и по снегу начало тащить машину. Я попыталась вырулить из колеи, но машину только сильнее кидало из стороны в сторону. Я испугалась и нажала на тормоз (хотя вроде помнила, что так делать нельзя). В долю секунды меня выбрасывает на встречную, и машина между столбами летит в кювет и дальше в дерево. В пассажирскую дверь, как специально, врезается машина со встречной полосы… Вся жизнь перед глазами, было очень страшно.

‒ Ты знаешь, как обезопасить себя за рулем в подобной ситуации?

‒ О контраварийной подготовке знала, слышала. Но казалось, что это не очень важно и как будто меня не коснется, я езжу очень осторожно. Но теперь очень хочу пройти подготовку именно у профессионалов, хоть муж и говорит, что научит всему сам. Но после такого происшествия хотелось бы именно профессионального обучения.

Спасибо большое Verunya.Kim, что поделилась подробностями, пожелаем ей скорейшего восстановления как физического, так и морального.

Я, как и Вера, побывала в аварии с сильным столкновением. После ДТП практически сразу села за руль. Но с тех пор уже 9 лет очень дискомфортно чувствую себя в сумраке, при сильном дожде или снегопаде, что уж говорить о гололеде или колейности. Про контраварийную подготовку знала, но сперва не решалась на такие уроки. На первый курс я попала по акции, это был урок «на лося». Суть его в том, чтобы научиться объезжать любую преграду, внезапно появившуюся на пути, будь то автомобиль или выскочивший пешеход. После трехчасовой подготовки мы могли объехать преграду – понятно, что «внезапно выскочившего лося» нам обеспечить не могли, поэтому просто командовали по рации в самый последний момент с какой стороны появляется воображаемое препятствие.

” После первого урока я очень увлеклась вождением с элементами экстремального управления автомобилем. Сейчас я прошла уже несколько разных курсов, и хочу поделиться с вами на личном примере своими впечатлениями от контраварийной подготовки, чтобы вы решили, нужна ли она вам, и если нужна – знали, что вас там ждет.

Теперь я могу уверено сказать, на что обращать внимание при выборе автошколы или инструктора, и с какого урока лучше начать обучение.

Обязательно изучите отзывы о автоинструкторе или школе, с которым вы планируете заниматься (школ едва ли наберется более пяти).

Школа или тренер обязаны иметь класс, где преподаются основы теории и отрабатываются методики руления.

Должна быть площадка и оборудование для проведения практических занятий.

Важно, чтобы у тренера было разрешение на обучение водительскому мастерству, как у обычного инструктора в автошколе.

В идеале вам должны выдать сертификат или аттестат об обучении в школе высшего водительского мастерства.


Рекомендую не пренебрегать уроком теории, как это сделала я. На уроке расскажут, например,почему опасно сидеть в полурасслабленном положении. Вас удивит существование более 20 методик управления рулем ‒ эти знания помогут на полигоне, а на дороге спасет жизнь.

На самом полигоне – разнообразие практических уроков; полезно как начинающему водителю, так и опытному, с 10 и даже 20-летним стажем. Видела, как мужчины хвастались, что за 20 лет стажа сами научились дрифту или скольжению. А потом наблюдала, как эти же мужчины выходили из авто с трясущимися руками и ногами и благодарили инструктора за осознание своей излишней самоуверенности.

Важный момент: обучаться вы будете именно на своем автомобиле, чувствовать свой автомобиль, которым пользуетесь в повседневной жизни.

Для восстановления навыков вождения (или их улучшения после получения новенького водительского удостоверения) хорошо подойдет курс по ознакомлению с габаритами. Там научат и правильно парковаться, даже в самых сложных ситуациях.

После можно пройти более продвинутые курсы по управлению автомобилем в критических ситуациях. Например, случай, когда машина пошла в занос: вас научат, как правильно выровнять автомобиль и преодолеть сам занос. Такая же ситуация и со сносом автомобиля, с ним, кстати, бороться немного сложнее, а приемы принципиально отличаются от поведения при заносе.

Читать еще:  Маленький квадроцикл

Даже на ровной поверхности полигона опытный инструктор расскажет, как происходит выброс из колеи и как действовать, чтобы вернуть автомобиль в свою полосу. Бонусом будет умение сделать на машине эффектный полицейский разворот или разворот на 180 и 360 градусов.

Но помните, что пройдя курс всего раз, вы получите навык и знание, которые необходимо закреплять и оттачивать. Делать на дорогах города этого не стоит. Можно повторно проходить курсы для наработки рефлекторных действий, но оттачивать навык и закреплять его необходимо на треке. Главное, чтобы на треке был инструктор, который исправит ошибки. В прошлом году такой трек был только один, в этом году такого трека, к сожалению, нет. Но, будем надеяться, что с увеличением числа сознательных автовладельцев подобные треки станут более востребованными.

Легкой вам дороги и безопасного вождения!

Что такое контраварийная подготовка водителей и всем ли она нужна?

Избежать столкновения

Чрезвычайные ситуации подстерегают водителя на дороге постоянно: одно неверное движение, поворот руля, секундная паника — и последствия могут стать фатальными. Как научиться избегать неприятностей? В автошколе этому не учат: сдал экзамены, получил права — дальше крути баранку как сам сообразишь. Тем не менее многие водители, которые сознательно подходят к поведению на дороге, всерьез озабочены тем, как снизить вероятность ДТП до минимума. И отправляются на курсы контраварийной подготовки. Почему так важно знать свою машину от и до, помог разобраться многократный чемпион Беларуси по ралли, руководитель “Центра контраварийной подготовки” Сергей Овчинников.

Фото Владимира Шлапака

— Большинство водителей не понимают возможностей своего автомобиля, где его границы управления, — рассказывает эксперт. — Используют только 20—30% возможностей машины. Не знают, какая скорость опасна, каков тормозной путь и ориентируются в основном не на собственные знания о своем автомобиле, а на электронную систему. Уроки контраварийной езды, или “пограничное вождение”, в Северной Европе — часть программы в автошколе: человек должен понимать, где нужно ехать медленнее, когда автомобиль может потерять управляемость и так далее.

Кстати, часто в аварии попадают не новички и даже не лихачи, а как раз водители с приличным стажем: полагаются на опыт, теряют бдительность, переоценивают возможность своих реакций.

— Поэтому на курсы люди приезжают на личных машинах. Они должны разобраться именно с поведением своего транспортного средства, — подчеркивает Сергей. — Отработав навыки выхода из экстремальных ситуаций на полигоне, понимают, что на дороге места намного меньше. Поэтому в реальных ситуациях начинают ездить намного медленнее.

Контраварийному вождению учат как начинающих водителей, так и с большим стажем. Навыки формируются в двух направлениях. Первое — прогнозирование ситуации, ее моделирование и техники ее предупреждения. Например, дорога заледенела, а сверху выпал снежок: водитель легко может перебрать со скоростью и машина вылетит с трассы. А можно заранее себя обезопасить и, видя такой участок, замедлить движение. Также обучаются прогнозировать поведение других участников движения.

Второе — формирование автоматических навыков вождения, которые помогут выйти из экстремальной ситуации, если она возникла. У водителя должны сформироваться четкие схемы действий, которые он тут же сможет применить.

— К примеру, внезапно возле дороги появился пешеход, а вы его увидели в самый последний момент, — говорит эксперт. — Если в голове нет решения, на реакцию уйдет более 1,5 секунды, а если оно уже есть — 0,5. То есть появляется дополнительное время на торможение и маневрирование. А значит, можно будет избежать трагических последствий.

То есть по окончании программы водитель лучше знает физику автомобиля, приобретает навыки управления в экстремальных ситуациях, доводит до автоматизма тактические и технические приемы безаварийного движения и, конечно, начинает чувствовать себя эмоционально и психологически более устойчиво.

Часто на курсы приходят люди после потенциально аварийных ситуаций или ДТП. Группа их анализирует и вычисляет ошибки водителя. Для многих становится понятно, что они сами спровоцировали других водителей неверными действиями. В частности, это касается подрезания. Восприятие дорожной ситуации после контраварийной подготовки меняется кардинально: водители осознают полную степень опасности на дороге и. начинают ездить намного медленнее и аккуратнее.


МОТАЕМ НА УС

Основные ошибки и дорожные ситуации

• Зима все-таки пришла, нередкость гололедица, так что самое время проверить тормозной пусть своей ласточки. То, что мы себе представляем, и то, как на практике отреагирует машина в случае экстренной ситуации, — разные вещи. Отправляйтесь на свободную площадку и пробуйте разгоняться и тормозить. Когда вы поймете, как машина себя ведет, как реагировать, что конкретно делать, то вы уже будете готовы к любым поворотам дорожной жизни.

• Как ни странно, большую опасность для себя и других создает водитель, который неправильно сидит: полулежачее положение тела, одна рука на руле. Такое положение “отдыхающего” делает вас заложником ситуации. То есть реакция будет замедленной и чаще всего неверной. Поэтому перед началом движения обратите внимание на то, как подогнаны сиденье, руль и зеркала заднего вида, — все должно быть под вас, чтобы ничего не отвлекало и не создавало неудобства. Для этого сядьте в кресло и откиньте спинку сиденья. Установите левую ногу на педаль сцепления. В правильной позиции она должна быть немного согнута в колене. Подтяните кресло вперед, чтобы правая рука смогла без отрыва спины от кресла включить самую дальнюю передачу. Вытяните руки вперед: они также должны доставать до верхней точки руля без отрыва спины от кресла. При верной регулировке сиденья в процессе движения вы не будете ощущать руками и ногами массу своего тела. Они будут разгружены и быстрее отреагируют на любой сценарий на дороге.

• Важное правило: куда водитель смотрит — туда и едет. Видите лося, переходящего дорогу, с испугом думаете, что делать, и смотрите на него — обязательно на него и поедете. То есть водитель не видит вариантов, как избежать столкновения. Нужно смотреть в сторону от препятствия, куда будете маневрировать, тогда шансов объехать опасное препятствие гораздо больше.

• Если случился занос, важно правильно работать рулем. Если едете по прямой дороге, то, как правило, он несильный. Но часто водитель из-за неверных маневров сам раскачивает машину до разворота. Если понимаете, что заносит, совершите быстрое короткое движение “повернуть — выпрямить” руль в том направлении, куда нужно ехать. При этом не важно, какой привод у автомобиля. А вот при сильных заносах важна работа с газом: при переднем и полном приводе его нужно добавить, при заднем — приотпустить.

• Экстренное торможение — самый сложный психологический рефлекс. Для снижения скорости на автомобиле без АБС тормозить нужно ступенчато, с включенным сцеплением, которое необходимо выжать, когда обороты двигателя снизились, чтобы тот не заглох. У многих начинающих водителей есть привычка: при торможении обязательно выключать сцепление. Но на высокой скорости выжатое сцепление приведет к неустойчивости автомобиля и возможному заносу. Нельзя останавливать машину, нажимая сильно и долго на педаль тормоза, — из-за резкого перераспределения веса на передние колеса вас может сильно занести. Если у автомобиля АБС, то колеса лишь кратковременно блокируются, и автомобиль двигается в направлении, заданном до начала торможения. Поэтому связка тормоз — сцепление до полной остановки — верная техника. Если же предстоит маневр, не отпускайте педаль тормоза, снижайте скорость и маневрируйте с включенным сцеплением.

• Чтобы научиться уверенно контролировать свой автомобиль, можно выполнять несколько упражнений. Например, развить чувство педали газа: попробуйте на свободной дороге в движении удерживать постоянную скорость. Стрелка спидометра при этом не должна отклоняться от своего положения. Упражнение можно делать как на ровной дороге, так и на подъемах и спусках. Для тренировки удержания постоянных оборотов двигателя включите нейтральную передачу, зафиксируйте машину стояночным тормозом и нажмите педаль газа, чтобы стрелка тахометра поднялась, например, до 2500 оборотов. Делайте это, пока вам не удастся одним нажатием педали попадать на заданные обороты. Затем нужно научиться удерживать постоянные обороты некоторое время, например 10 секунд. После этого аналогичное упражнение можно делать и на других оборотах — 2000, 3000 и так далее.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: