27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подготовка водителей

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408 “Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий” (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408
“Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий”

С изменениями и дополнениями от:

19 октября 2017 г.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по разработке организационно-методической документации для реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий, направленные письмом Минобрнауки России от 18 августа 2015 г. N АК-2292/06

См. Методические рекомендации по разработке методики и технического средства контроля эффективности, безопасности и экологичности вождения в условиях дорожного движения и рекомендаций по их применению для профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий, направленные письмом Минобрнауки России от 18 августа 2015 г. N АК-2290/06

См. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в организациях, осуществляющих профессиональное обучение водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий, утвержденные письмом Минобрнауки России от 18 августа 2015 г. N АК-2294/06

См. Методические рекомендации по дополнению учебных планов и программ подготовки водителей положениями, касающимися обучения применению порядка упрощенного оформления дорожно-транспортных происшествий, и организации обучения по данной теме, направленные письмом Минобрнауки России от 13 апреля 2015 г. N АК-1041/06

Об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств см. письма Минобрнауки России от 11 сентября 2014 г. N АК-2924/06, от 11 сентября 2014 г. N АК-2925/06 и от 1 августа 2014 г. N АК-2131/06

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 980 “Об утверждении Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5816) приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации:

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории “А” (приложение N 1);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории “В” (приложение N 2);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории “С” (приложение N 3);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории “D” (приложение N 4);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории “BE” (приложение N 5);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории “СЕ” (приложение N 6);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории “DE” (приложение N 7);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории “Тm” (приложение N 8);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории “Тb” (приложение N 9);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории “М” (приложение N 10);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории “А1” (приложение N 11);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории “В1” (приложение N 12);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории “С1” (приложение N 13);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории “D1” (приложение N 14);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории “С1E” (приложение N 15);

примерную программу профессиональной подготовки водителей транспортных средств подкатегории “D1E” (приложение N 16);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории “В” на категорию “С” (приложение N 17);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории “В” на подкатегорию “С1” (приложение N 18);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории “В” на категорию “D” (приложение N 19);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории “В” на подкатегорию “D1” (приложение N 20);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории “С” на категорию “В” (приложение N 21);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории “С” на категорию “D” (приложение N 22);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории “С” на подкатегорию “D1” (приложение N 23);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории “D” на категорию “В” (приложение N 24);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории “D” на категорию “С” (приложение N 25);

примерную программу переподготовки водителей транспортных средств с категории “D” на подкатегорию “С1” (приложение N 26);

примерную программу повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий “М”, “А”, подкатегорий “A1”, “B1” с автоматической трансмиссией (приложение N 27);

примерную программу повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий “В”, “С”, “D”, подкатегорий “B1”, “C1”, “D1” с автоматической трансмиссией (приложение N 28).

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июня 2010 г. N 636 “Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа 2010 г., регистрационный N 18150).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июля 2014 г.

Регистрационный N 33026

Поправками к Закону о безопасности дорожного движения от 07.09.2013 вместо прежних 5 категорий были установлены 10 категорий и 6 подкатегорий водительских удостоверений. В частности, появились такие категории как Tm – трамваи, Tb – троллейбусы, M – мопеды и легкие квадрициклы; подкатегории А1 – мотоциклы с рабочим объемом двигателя не выше 125 кубов и максимальной мощностью не более 11 кВт, В1 – трициклы и квадрициклы. Также введены несколько подкатегорий для управления автобусами и грузовиками с прицепами.

В связи с этим утверждены примерные программы профессионального обучения водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий.

Приказ Минобрнауки России об утверждении Примерных программ подготовки водителей ТС различных категорий признан утратившим силу.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408 “Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июля 2014 г.

Регистрационный N 33026

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в “Российской газете” от 1 августа 2014 г. N 172/1 (специальный выпуск)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 октября 2017 г. N 1016

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г.

Вождение с нуля и подготовка к сдаче площадки в Академии Геннадия Брославского.

Вождение с нуля, под руководством опытного тренера – это больше, чем просто формальная сдача площадки, города и получение прав. Это фундаментальные навыки, необходимые для новичка, впервые садящегося за руль в одиночку.

Читать еще:  Как правильно пользоваться вариатором

Курс для начинающих водителей в Москве – это основа штатного ежедневного управления автомобилем. Пройти его могут те, кто проходит обучение в автошколе, и те, у кого уже есть заветная «корочка», но не хватает практики и уверенности в своих силах. Он также прекрасно подойдет в качестве основного курса подготовки для сдачи практического экзамена в ГИБДД и в виде дополнительной стажировки для водителей с небольшим опытом (до трех лет).

Автошкола Broslavsky Racing Academy – это уникальное во всех смыслах сочетание спортивного и преподавательского опыта, исключительно индивидуальные занятия на специально оборудованном автодроме и комплексные знания о дорожной и автомобильной физике.

Нас выбирают не для того, чтобы «купить права», а чтобы научиться ездить правильно – без типичных ошибок новичка, которые уже давно и привычно приравниваются к норме, хотя это не так. Десятки мелких ДТП в первые годы вождения – всего лишь результат формального подхода к обучению. Учиться, «набивая шишки» на кузове автомобиля – практика распространенная, но нездоровая.

Есть другой путь, и мы его прекрасно знаем. В автошколе Broslavsky Racing Acedemy учат водить так, чтобы первые выезды не превратились в источник неприятностей и расходов. Так, чтобы вы не ощущали постоянного психологического дискомфорта и страха перед сложными ситуациями, которых в Москве с ее перегруженными дорогами и тысячами водителей-дилетантов – больше, чем может беспроблемно осилить новичок.

Вождение с нуля для начинающих и курс молодого бойца для тех, у кого уже есть водительское удостоверение – это, в первую очередь, акцент на внимание к деталям дороги, отработка правильных механических рефлексов и умение взаимодействовать с соседями по трассе.

Программа начальной водительской подготовки – это первая ступень на пути к водительскому мастерству. Пройдя ее, вы поймете, почему важно не только сдать на права, но и с самого начала научиться аккуратно, уверенно и комфортно водить машину.

По завершении базового курса Начальной подготовки логическим продолжением развития водительского мастерства будет вторая ступень – программа «Контраварийное вождение». Это практика для тех, кто уже освоил базовые элементы. И в первую очередь – это мышечные рефлексы, в которые переходит теоретический материал. Моторные рефлексы, закрепленные во время прохождения программы, остаются с вами навсегда.

Поэтому, если вы с самого начала избрали верный курс обучения, созданный профессионалами с многолетним опытом, вам будет гораздо легче освоить безаварийную систему езды, нежели людям, которым пришлось получить первый неприятный опыт вождения с нуля, неверные реакции и привычки, а затем долго и старательно исправлять уже заложенные в моторику рефлексы.

Именно поэтому уроки вождения для начинающих в автошколе Broslavsky Racing Academy – это лучший выбор, который вы можете сделать, если хотите водить машину без рисков, стрессов и аварий.

Особенности контраварийной подготовки водителей

Контраварийная подготовка водителей – важная часть управления автомобилем. Умение предотвращать опасные ситуации и минимизировать аварийные последствия является необходимым навыком для всех автомобилистов. Для тех, кто хочет не просто ездить на машине, а делать это «с ветерком», эти умения являются ключевыми. Школа контраварийного вождения всегда предшествует обучению экстремальным навыкам.

Что такое контраварийное вождение?

Контраварийная подготовка водителей направлена на:

  • обучение правильному поведению водителя на дороге для предотвращения возникновения аварийных, экстремальных ситуаций;
  • формирование навыков правильных действий, если аварийная или экстремальная ситуация возникла, или имеется высокий риск ее возникновения.

Обучение контраварийному вождению включает в себя отработку следующих навыков:

  • посадка водителя;
  • алгоритм внезапного торможения;
  • эффективное внезапное торможение;
  • руление при прогнозировании аварийной ситуации;
  • повышение управляемости в повороте;
  • движение задним ходом;
  • парковка задним ходом.

Обучение перечисленным навыкам входит в курс всех школ контраварийного или экстремального вождения.

Элементы контраварийной подготовки водителей

Любое обучение контраварийному вождению начинается с правильной посадки водителя. Хорошо, когда водитель чувствует себя за рулем удобно и комфортно. Однако посадка водителя – это, в первую очередь, его безопасность и только во вторую – комфорт.

Экстренные ситуации требуют быстрой реакции, которая возможна, только если поза человека за рулем правильная.

Посадка водителя предполагает выполнение следующих правил:

  • при прямолинейном движении авто руки должны находиться в верхнем секторе руля – позиция 10-2 или 9-3;
  • отучайте себя от привычки опираться локтем руки на дверцу;
  • избегайте руления одной рукой;
  • держите спину ровно, не сутультесь за рулем;
  • максимально выпрямляйте руки в локтях;
  • максимально прижимайтесь спиной к креслу.

Следование этим правилам позволит быстро и эффективно реагировать при наступлении аварийной ситуации.

Алгоритм внезапного торможения

Торможение необходимо начинать с опережением. Это позволит лучше контролировать ситуацию, а также иметь дополнительное время для совершения необходимых внезпаных маневров.

Подсчитано, что в результате опережающего переноса ноги с педали гази на педаль тормоза экономится 0,2 с, что позволяет сократить тормозной путь на дистанцию до 5 м. Не секрет, что при аварийной ситуации именно 2-3 м являются критичными, которых всегда не хватает.

Чтобы иметь эти 0,2 с в своем распоряжении, следуйте следующей схеме действий:

  1. Отпустить педаль газа.
  2. Перенести ногу на педаль тормоза; не нажимать на педаль.
  3. Начать прилагать минимальное усилие на тормозную педаль.
  4. В случае если дорожная ситуация грозит развиться по опасному сценарию, начать полноценное торможение.
  5. При возникновении аварийной ситуации начать экстренное ступенчатое торможение.
  6. Если безопасная остановка невозможна, выжать газ и произвести экстренный маневр.
  7. Стабилизировать транспортное средство рулением.

Эффективное внезапное торможение

Наиболее эффективным способом внезапного торможения при прямолинейном движении транспортного средства является прерывистое (импульсное) торможение. Оно всегда безопаснее беспрерывного.

Хотя оно немного проигрывает второму во времени, прерывистое торможение позволяет лучше контролировать движение и в случае необходимости предпринимать дополнительные маневры.

Импульсное торможение – оптимальный способ при нестабильном коэффициенте сцепления колес с дорогой:

  • при неровном полотне;
  • на льдово-снежных участках;
  • в других ситуациях, когда машина уходит в неконтролируемый занос.

Прерывистое торможение – это чередование энергичного, но ограниченного во времени, торможения и периодов растормаживания колес.

Читать еще:  Устройство вариатора

Основные правила прерывистого торможения:

  • избегайте многоимпульсного торможения;
  • не используйте ритмичные тормозные импульсы;
  • используйте схему с повторяющимся циклом «тормозной импульс – растормаживание»;
  • избегайте длительного тормозного усилия;
  • при блокировке передних колес, растормаживайтесь;
  • корректируйте направление движения в период растормаживания;
  • тормозные импульсы должны приходиться на участки ровной поверхности дороги, на которых сцепление колес с поверхностью максимально;
  • каждый последующий тормозной импульс должен быть интенсивнее, чем предыдущий, как по силе, так и по длительности.

При возрастающей вероятности потери устойчивости автомобиля никогда нельзя выжимать тормоз, а следует использовать только прерывистое торможение.

Руление при прогнозировании аварийной ситуации

Положение рук при вождении машины принципиально важно для предотвращения перехода ситуации из критической в аварийную.

  • Крутой поворот

Перед крутым поворотом руки перемещаются из положения 10-2 в 12-4 или 8-12 в зависимости от направления поворота.

  • Скоростное руление обеими руками

Скоростное руление осуществляется быстрым поворотом руля с перекрестным захватом руками. Например, в правую сторону:

  1. Резко поворачиваем руль вправо до положения 12-4;
  2. Продолжаем вращение рулевого колеса, пока левая рука не окажется в положении 4, правая рука захватывает руль перекрестным захватом в положение 12;
  3. Продолжаем вращение руля, пока правая рука не окажется в положении 4, левая рука переносится в положение 12.

Описанная схема руления на боковом секторе руля с попеременными перекрестными захватами левой или правой руками является наиболее быстрым и надежным способом руления, применяемым при любых экстремальных маневрах.

При выходе из режима скоростного поворота не следует отпускать рулевое колесо и позволять ему самостоятельно раскручиваться в обратную сторону. При использовании этой тактики мы всегда рискуем уйти в занос, а также потерять контроль над движением транспортного средства.

В результате водитель не будет иметь возможность предпринять экстренный маневр в конечной фазе выхода из поворота.

Напротив: требуется сохранять плотный контакт рук с рулем, продолжая выравнивание машины.

  • Движение задним ходом

Водитель переносит левую руку в положение 12, разворачивает корпус вправо, благодаря чему приобретает лучший визуальный обзор, в том числе, того, что происходит сзади автомобиля.

  • Разворот на 180° при движении вперед

Левая рука находится в положении 12. Правая рука на рычаге ручного тормоза.

  • Разворот на 180° при движении назад

Одна из рук уходит в положение 6. Глубокий захват с высоко поднятым локтем. Готовность к круговому вращению руля без перехватывания.

  • Противодействие критическому заносу

Скоростное руление обеими руками. Первый оборот делается резко одной рукой, экономя время на перехвате.

  • Стабилизация автомобиля при вращении

Левая рука – в положении 12. Правая – на ручном тормозе. Провоцирует скольжение задней оси с компенсацией в сторону, противоположной вращению. Для этого левая рука с рулем уходит в положение 6 с готовностью к круговому вращению руля без перехватывания.

Повышение управляемости в повороте

Для того чтобы пройти поворот безопасно и не снижая скорость, требуется загрузить переднее наружное колесо при помощи легкого подтормаживания. При этом полностью закрывать газ не следует.

Напомним, что в дуговом движении на транспортное средство действует центробежная сила, перегружающая наружные колеса и ухудшающая управляемость машины.

Дополнительное подтормаживание переднего колеса компенсирует потерю управляемости.

Рассмотрим несколько приемов по повышению управляемости и устойчивости автомобиля в повороте.

  • Сглаживание траектории

Чем выше скорость движения транспортного средства, тем выше центробежная сила и тем менее оно устойчиво. Общим правилом контраварийной школы прохождения поворотов, гарантирующим большую безопасность, является метод сглаживания траектории. Он заключается в том, чтобы сделать поворотную дугу как можно более выпрямленной. Для этого:

  • Входят в поворот с внешнего края дороги;
  • Резкий заход в поворотную дугу с направлением движения к внутреннему краю дороги;
  • По достижении апекса – плавный выход из поворотной дуги на внешний край дороги.

Дополнительно сгладить траекторию поворота поможет заезд внутренними незагруженными колесами на обочину. Наружные колеса при этом сохраняют хорошее сцепление с дорогой.

Следовательно, управляемость машины будет оставаться удовлетворительной, а прохождение поворота – более безопасным.

  • Разделение поворотной дуги на 2 поворота

Траекторию поворотной дуги при необходимости всегда можно разделить на 2 и более отрезков. Каково условие этой необходимости? Например, это может быть любой дефект дорожного полотна, лужа, яма и т.д. Для того чтобы траектория не проходила по опасному отрезку поворота, делается крутой поворот, выезд на прямую траекторию (объезд трудного участка), снова крутой поворот и – выход из поворотной траектории.

  • Ранний вход в поворот

Следует выделить 2 особенности движения автомобиля в повороте:

  1. меньший радиус поворотной дуги увеличивает центробежную силу и ухудшает устойчивость транспортного средства;
  2. плавный вход в поворот почти всегда требует «доворота» в районе апекса, что также увеличивает вероятность нестандартного поведения машины (проще говоря, сноса).

Исходя из этого, при вождении логично:

  1. делать поворот с большим радиусом поворотной дуги;
  2. делать крутой вход в поворот;
  3. делать плавный выход из поворота.

Перед входом в поворот, требуется загрузить передние колеса подтормаживанием.

Совмещение более раннего входа в поворот и сглаживание траектории позволяет выпрямить траекторию выхода из дуги и, соответственно, раньше начать ускоренное движение.

Движение задним ходом

Любая школа контраварийного вождения никогда не обходит тему заднего хода автомобиля. Реверсное движение характеризуется следующими особенностями:

  • транспортное средство более маневренно;
  • в поворотах при заднем ходе передняя часть машины значительно отклоняется во внешнюю сторону поворота.

Следующие контраварийные советы в отношении движения задним ходом будут полезны:

  • всегда двигайтесь с минимальной скоростью;
  • поначалу контролируйте движение непосредственно через заднее стекло, полуразвернув корпус тела и голову назад;
  • осуществляя маневр задним ходом, не забывайте контролировать переднюю часть автомобиля;
  • для корректировки траектории используйте минимальную амплитуду поворота руля.

Парковка задним ходом

Контраварийная подготовка водителей предполагает обучение действию по парковке задним ходом. Зная об особенностях движения машины задним ходом, при наличии практики не составит труда припарковаться в варианте параллельной парковки между, например, машинами.

Параллельная парковка задним ходом:

  1. Руль выкручивается в сторону парковки.
  2. Когда внутренний край автомобиля будет находиться по отношению к бордюрной линии парковочного места в 45°, руль выкручивают в обратную сторону.
  3. Заезд частью кузова на парковку.
  4. Коррекция траектории: проезд вперед, подруливание, движение задним ходом.
Читать еще:  Мотоциклист в шлеме

Перпендикулярная парковка задним ходом:

  1. До конца выкрутить руль в сторону парковки.
  2. Двигаясь задним ходом, выравниваем автомобиль относительно границ парковочного места.
  3. При необходимости осуществляем коррекцию траектории.

Проблемы организации подготовки начинающих водителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козельцев Вадим Владимирович

Цель работы улучшение качества процесса обучения начинающих водителей в автошколах и, как следствие, повышение безопасности дорожного движения. Обозначены основные проблемы при подготовке педагоговинструкторов, отмечены несовершенства методик преподавания. Предлагаются возможные пути решения данных проблем, в том числе с помощью повышения престижа профессии инструктора вождения.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козельцев Вадим Владимирович

NOVICE DRIVERS TRAINING PROBLEMS

The aim of this article is to improve the quality of novice drivers training at driver training centers and, consequently, increase road safety. The article defines the main problems of drivinginstructors training as well as the shortcomings of teaching methods. It provides possible ways to address these issues, including raising the credibility of driving-instructor profession

Текст научной работы на тему «Проблемы организации подготовки начинающих водителей»

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ НАЧИНАЮЩИХ ВОДИТЕЛЕЙ

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Цель работы — улучшение качества процесса обучения начинающих водителей в автошколах и, как следствие, повышение безопасности дорожного движения. Обозначены основные проблемы при подготовке педагогов-инструкторов, отмечены несовершенства методик преподавания. Предлагаются возможные пути решения данных проблем, в том числе с помощью повышения престижа профессии инструктора вождения.

Ключевые слова: подготовка водителей, методика обучения, автоинструктор, автошкола.

NOVICE DRIVERS TRAINING PROBLEMS

Don State Technical Univercity,Rostov-on-Don, Russian Federation

The aim of this article is to improve the quality of novice drivers training at driver training centers and, consequently, increase road safety. The article defines the main problems of driving-instructors training as well as the shortcomings of teaching methods. It provides possible ways to address these issues, including raising the credibility of driving-instructor profession

Keywords: drivers training, teaching method, driving-instructor, driver training center.

Введение. Безопасность на современных дорогах является проблемой глобального масштаба, однако для нашей страны эта проблема особенно актуальна. Дорожную безопасность можно повысить, в том числе, путем совершенствования системы обучения вождению. Уровень владения водителями навыками управления транспортным средством (ТС) напрямую связан с качеством их подготовки. Согласно статистике 2015 года около 10% всех ДТП происходит по вине начинающих водителей и зачастую это приводит к трагическим последствиям (рис. 1).

Рис. 1. Показатель о ДТП водителей со стажем до 5 лет

Проанализировав систему подготовки водителей, можно сделать вывод, что основной проблемой является некачественный процесс обучения. Причиной может являться несовершенная методика обучения или некомпетентность преподавателей-инструкторов. Как правило, автошкола не создает методик обучения, определяя и контролируя лишь общее количество часов вождения. Инструктор проводит занятия по-своему усмотрению, самостоятельно оценивает качество навыков обучающегося, их порядок и последовательность. Однако очень часто педагогическая подготовка, образованность и техническая грамотность инструкторов оставляют желать лучшего.

Предписанная методика обучения вождению во многом устарела. Она не позволяет даже высококвалифицированному инструктору научить безопасному движению на дорогах всех учащихся автошколы. Методика не учитывает индивидуальные особенности учеников, предлагая всем одинаковый по объему часов курс вождения.

Пути решения данной проблемы автор видит в создании и внедрении в автошколах методики, которая позволит учитывать индивидуальные особенности учеников. Эта должна быть методика, которая позволит гарантировать ученику, что он получит при обучении полный комплект необходимых навыков.

Следующий аспект, на котором хотелось бы заострить внимание — это некомпетентность педагогов-инструкторов, мастеров производственного обучения вождению. Качество учебного процесса напрямую зависит от кадрового состава преподавателей. Однако, как правило, преподаватели в автошколе не имеют педагогического образования, незнакомы с законами психологии и педагогики. Требования, предъявляемые в настоящее время к автоинструктору, следующие:

• Водительское удостоверение, выданное не менее трех лет назад;

• Наличие водительского стажа;

• Отсутствие за последние три года изъятия прав за нарушение ПДД;

• Возраст не младше 21 года.

По мнению автора, данные требования недостаточны для допуска инструкторов к обучению будущих водителей. Специальной подготовкой мастеров производственного обучения вождению занимается очень мало учебных заведений. Необходимо развивать и широко внедрять данные образовательные программы, включая в курс подготовки изучение психологии и педагогики, необходимых для работы с начинающими водителями.

Повысить престиж профессии инструктора помогут такие активные формы, как конкурсы мастерства. Возможно организовать соревнования между автошколами, преподавательскими составами, инструкторами, выдвинув номинации «Лучшая автошкола города (области, России)», «Лучший преподаватель города (области, России)», «Инструктор города (области, России)».

Участвуя в конкурсах, преподаватели и инструкторы смогут не только проявить себя и показать свое мастерство, но и повысить свою квалификацию. Возможно именно такой творческий подход к подготовке и переподготовке педагогических кадров для автошкол поднимет мотивацию для самоподготовки — основы качества обучения.

Заключение. Позитивные новшества в сфере автомобильного образования приведут к существенному снижению количества ДТП, совершенных по вине неопытных водителей, позволят сохранить множество человеческих жизней, улучшить общую дорожную обстановку в Российской Федерации. Современное образование в РФ направлено на подготовку компетентных, высококвалифицированных специалистов и образовательная политика автошкол должна преследовать те же цели, повышая качество обучения будущих водителей.

1. Громаковский, А. А. Курс вождения автомобиля / А. А. Громаковский. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 208 с.

2. Общее состояние аварийности на дорогах РФ на 2015 год [Электронный ресурс] / Официальный сайт ГИБДД. — Режим доступа: http://www.gibdd.ru/ (дата обращения: 05.05.2016).

3. Требования, предъявляемые к автоинструктору [Электронный ресурс] / Автогаи. — Режим доступа: http://www.avtogai.ru/ (дата обращения: 05.05.2016).

4. Кива, А. А. Организация образовательных учреждений по подготовке водителей автотранспортных средств / А. А. Кива, Н. Г. Агаркова, Е. В. Карташова. — Москва : ИРПО, 2003. — 301 с.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: