Давление в велосипедной шине
Какое должно быть давление в шинах велосипеда?
8 mins Автор: Михаил Скворцов 162
Как ни странно, в первую очередь качество катания на велосипеде, особенно по асфальту, зависит от давления в колёсах велосипеда. Недокачанные колёса легко пробиваются и гасят большой процент усилий велосипедиста, а перекаченные могут повредить камеру и привести к её быстрому износу. Найти золотую середину поможет точное знание и опыт катания.
Эффект от давления
На деле оптимальное давление в шинах велосипеда – сугубо индивидуальный параметр, который каждый байкер варьирует в некоторых пределах под себя: под свой стиль катания, под планируемую трассу и текущий уровень подготовки. Пределы же задаются технологическими ограничениями, которые мы рассмотрим далее.
Вот основные факторы, которые следует учитывать при выборе уровня накачивания:
- высокое давление даёт «накат» – скорость качение, экономя силы велосипедиста;
- чрезмерно высокое, в свою очередь, может спровоцировать пробой камеры об обод со внутренней стороны;
- аналогично, малое давление приводит ко «змеиным укусам», когда обод на препятствии или кочке пробивает камеру сразу в двух точках и достаёт до покрышки;
- низкое давление позволяет не допустить повреждения механизмов на многочисленных ухабах;
- на низком давлении лучше «зацеп» и проще двигаться по пересечённой местности.
С учетом всех плюсов и минусов можно вывести единую рекомендацию: колёса должны быть накачены достаточно, чтобы обеспечивать хорошее сцепление с дорогой и не приводить к повреждению камеры. Для этого существуют стандарты того, какое давление считается допустимым. Их мы рассмотрим далее.
Что написано на шинах
Секрет верного выбора очень прост: достаточно посмотреть на накачиваемое колесо. Рядом с информацией о размере покрышки будет и информация о допустимом диапазоне давления в камере.
Почему эта информация не указывается на самой камере? Потому что в ней единственная точка, подвергающаяся реальной нагрузке, – это ниппель, и его механизм очень надёжен. В остальном же нормальное давление, которое на порядок возрастает при быстром катании, принимает покрышка, и то, насколько она будет сдавливаться, является главным ограничением.
Так, при слишком низком давлении покрышка будет переламываться ближе к ободу, закусывать камеру, приводя к пробою, а при высоком может просто лопнуть на одной из кочек или при езде по горячему асфальту.
В чём измеряют давление
Обозначать давление принято в трёх единицах измерения:
- Psi – pound-force per square inch – фунт-сила на квадратный дюйм;
- BAR – бары, обычно приравниваемые к измерению в «атмосферах»;
- Pa – паскали.
Так как многие производители покрышек ориентируются на американский рынок, чаще всего можно встретить обозначение Psi. В англоязычных источниках её обычно упрощают до «pound», или фунт, т.е., говоря о том, что давление в 2 фунта, имеют в виду именно Psi. Единица измерения эта устаревшая, используемая только в США, но, как говорится, «живее всех живых».
Бары также относятся к устаревшим единицам измерения, но активно поддерживаются в России и многих других странах, в т.ч. европейских. Данная единица измерения активно используется, так как перекликается с достаточно удобной для измерений «атмосферой».
Паскаль является единственной метрически корректной единицей измерения из списка, но в велосипедных обозначениях применяется редко.
Соотношение между всеми единицами следующее: 1 Бар = 100 000 Па = 14,504 Psi.
Маркировки
Что же пишут на покрышках? Например, (2.38-4.0) – это явно атмосферы, или BAR, а (95-135) – Psi. Если же цифра имеет больше 3-х знаков или приставку «k» (кило), речь идет о метрическом Паскале. Чаще всего искомое значение располагается под обозначением размеров и дублируется в BAR и Psi в виде диапазона, чётко указывая, до какого давления можно качать.
Собственно, диапазоном производитель указывает, в каких рамках может функционировать покрышка, далее – свобода велосипедиста.
Чем накачивать
Камера велосипеда требует обслуживания и подкачки очень часто. Даже на самых «выносливых» городских и горных велосипедах проверять и подкачивать камеру требуется раз в 2-3 недели, так как воздух утекает не только через ниппель, но и просто через резину. Высокое давление «помогает» молекулам воздуха находить путь сквозь недостаточно плотную камеру.
«Городские», или, попросту, бюджетные велосипеды, достаточно накачивать раз в 2-4 недели, горные велосипеды – не реже одного раза в две недели, дорожные – раз в неделю, а шоссейные и спортивные – перед каждым выездом.
Потому, насос – это не только аварийный аксессуар, который применяют только тогда, когда меняют пробитое колесо, но и необходимая часть подготовки к выезду. Активно катающимся велосипедистам стоит задуматься о приобретении двух насосов:
- портативного – в составе аварийного набора или в дальних поездках;
- стационарного с упором и манометром – для периодического обслуживания своих шин.
К слову, место стационарного насоса отлично занимает обычный автомобильный насос. Он подходит и для велосипедов, показывает, точно показывает, сколько атмосфер накачено, а дополнительного места не занимает. Некоторые предпочитают подкачиваться на «профессиональных» насосах на автозаправках, но отсутствие своего профессионального инструмента может сыграть плохую шутку в случае неожиданной ситуации или при отклонении от стандартной трассы.
Стандартное давление
Приведём несколько таблиц, которые помогут сориентироваться в сложных ситуациях, а именно:
- куплена неизвестная покрышка без маркировок;
- нет физического доступа к велосипеду;
- маркировка непонятна, отмечены цифры в неизвестных единицах.
Давление в шинах велосипеда
Как сильно накачать колеса? Многие велосипедисты достаточно часто задаются этим вопросом. Все известные производители покрышек указывают на боковой стороне шины размер рекомендованного давления. Чаще всего эта цифра находится в диапазоне от 35 до 60 psi (от 2.38 до 4,08 атмосфер).
1 атмосфера = 14,696 psi
Частая ошибка многих начинающих велосипедистов – избыточное давление в покрышках горного или недостаточное давление в колесах дорожного велосипеда.
Есть факторы, на которые следует обратить внимания в процессе поиска идеального давления в шинах:
Вес велосипедиста. Производительность шины при определенном давлении зависит от веса велосипедиста. Например, велосипедист весом 66 кг может обнаружить, что давление в 2,38 атмосфер на квадратный дюйм для шины 26×2.25 дюймов – слишком высокое, и сцепление не достаточно хорошее. И наоборот, велосипедист весом 113 кг может обнаружить, что его шины недостаточно накачены, и поэтому покрышки гнутся и спускаются.
В таблице подобранны данные по накачке шин горного велосипеда с шириной покрышек приблизительно 2 дюйма.
Объем шины и давление – два неразрывно связанных показателя. Объем шин определяет, каким вам покажется определенное давление. Например, шины 700×25 мм, накачанные до 2,38 атмосфер на квадратный дюйм, будут практически спущенными, в то время как шина 26×3.8 дюймов, накаченная до тех же самых 2,38 атмосфер, на ощупь будет твердая – колесо будет подскакивать на неровностях поверхности, а не поглощать их.
Многое зависит от местности. Если вы катаетесь преимущественно по каменистой трассе, то лучше накачать шины чуть сильнее, для того чтобы избежать спуска колеса и повреждений боковой части.
1.) Грунтовка, выбоины – накачивайте на среднее значение (руководствуясь показаниям на покрышке) или чуть меньше.
2.) Асфальт, укатаные тропинки – накачивайте почти на максимум.
Ваш стиль езды не менее важен, чем местность, где Вы ездите. Чем агрессивнее стиль езды, тем сильнее нужно накачивать колеса. Пытаетесь ли Вы выбрать самые ровные участки трассы, в объезд бугров, или же Вы любите ехать вперед с неукротимой энергией? Любите ли Вы не отрывать колес от поверхности или же Вам нравится подскакивать на байке, преодолевая преграды?
Ширина обода играет важную роль при определении возможного минимума давления без ущерба для эффективности. Широкий обод лучше держит покрышку, чем узкий. Он позволит Вам использовать более низкое давление в шинах без появления прогибов.
Конструкция шины влияет на то, как она ведет себя при определенном давлении, приблизительно в той же мере, как и вес велосипедиста. Шины с высоким TPI более гибкие. TPI – это количество нейлоновых волокон, которое приходится на один квадратный дюйм основы шины. Шины с низким значением TPI обладают лучшим сопротивлением проколам и разрывам, но обладают большим весом. Более высокое значение TPI обеспечивает лучшее сцепление с грунтом, предлагая более гладкую и мягкую езду, а также легкий вес конструкции. Обычно, значения TPI колеблются от 24 до 130.
Обычно давление в шинах находится в диапазоне от 35 до 48 psi (от 2.38 до 3,26 атмосфер). При таком давлении обеспечивается контроль над дорогой и максимальное сцепление покрышек с поверхностью. Перекаченная покрышка до 50 – 60 psi (3,40 – 4,08 атмосфер) уменьшает комфорт при катании, потому что шина имеет меньшее контактное пятно с дорогой.
При катании по асфальту перекаченная шина горного велосипеда очень быстро истирается.
Недостаточно накаченная покрышка 28 – 32 psi (1,9 – 2,17 атмосфер) тоже таит в себе опасность. Из-за этого можно с легкостью пробить камеру, наехав на камень или просто ударив о неровность трассы. При такой ударной нагрузке камеру зажимает между ободом и препятствием, что может послужить причиной «змеиного укуса». Устранить прокол такого рода чинить будет сложно. Также велика вероятность повреждения самого обода, это может повлечь за собой его недешевый ремонт или даже замену на новый. Стоит иметь ввиду, что плохо накаченную покрышку на крутом вираже можно «сорвать», а это может стать причиной падения. Чаще всего срыв происходит на переднем колесе и сопровождается громким хлопком камеры, так как она с легкостью лопается, лишившись защиты покрышки .
Внимание! Не превышайте давление, указанное производителем на боковине шины!
По поверхностям вроде снега и песка накаченные колеса будут слушаться лучше.
В сильную жару, катаясь на большой скорости лучше не накачивать шины на максимум, так как может быть перегрев колес.
Зимой накачивать колеса нужно сильнее, иначе могут быть повреждения покрышки и камеры от холода.
Колеса дорожных велосипедов должны быть накачены до 95-135 psi (6,46 – 9,18 атмосфер), так как объем воздуха в них меньше, чем в горных.
Что нужно знать о давлении в велосипедных шинах
Наличие хороших шин на вашем велосипеде важно для хорошей эффективности и комфортной езды, но все усилия могут пойти насмарку, если у вас в них неправильное давление. Так каким должно быть давление в велосипедных шинах?
Ниже перечислено всё основное, что вы должны знать о давлении в шинах шоссейного велосипеда. Наверняка, кое-что из этого вы уже знали, но, надеемся, вы откроете для себя и что-то новое.
Какое давление должно быть в шинах?
Это зависит от типа шины (клинчерная или трубчатая), её ширины (чем уже, тем большее давление допустимо) и некоторых других факторов (типа трассы, например). Но определить легко: достаточно посмотреть на боковину шины, где каждый уважающий себя производитель указывает рекомендованное давление и в Psi (фунтах на дюйм), и в барах (более привычная в России единица давления, практически эквивалентная атмосфере). В зависимости от ваших предпочтений или условий, в которых вы собираетесь ехать, можно чуть снизить давление относительно среднего значения, чтобы получить больше комфорта на жёсткой неровной трассе и больше сцепления с покрытием дороги (например, в дождь), или чуть повысить давление, чтобы улучшить качение и уменьшить износ покрышки. «Чуть» – это не более 1 бара.
Может ли полбара давления иметь значение?
Определённо! Изменение давления в шинах на полбара эквивалентно почти 10-процентной корректировке. Такое изменение отразится на «пятне контакта» (площадь точки соприкосновения) вашего велосипеда с покрытием, жёсткости шины и, соответственно, общем влиянии как на тяговое усилие, так и на сцепление, и на комфорт. Поскольку давление в шинах штука довольно чувствительная, при необходимости проводите сначала небольшие корректировки по четверти бара, а со временем вы уже будете чувствовать, какое именно давление необходимо (удобнее) вам в тех или иных условиях.
Нагревается ли шина при езде?
Да. При трении о дорожное полотно шины нагреваются. Однако это не единственная причина нагрева. Исследования показали, что деформация корпуса и боковины шины при изгибах также увеличивают её температуру. Отметим, что давление увеличивается от нагрева больше в задней шине, чем в передней. И, конечно, шины будут более горячими в жаркую погоду, чем в холодную. Плюс к этому, давление в шинах увеличивается от нагрева более на неровной дороге, чем на идеально гладкой поверхности.
Теоретически, через некоторое время после старта, трение шины поднимет давление воздуха в задней шине на целых полбара, а в передней шине на четверть. Это может стать головной болью велосипедиста в гонке. Для того, чтобы поддерживать правильное давление, лучше бороться с чрезмерным нагревом шин. И самое простое решение для борьбы с этим – выходить на старт с чуть меньшим давлением в шинах, чем вам необходимо в гонке. Но это справедливо лишь для езды в жаркую погоду по нагретому асфальту.
Как определить избыточное давление в шинах?
Избыточное давление в шинах может иметь столь же негативное влияние на езду, как и недостаточное. Опытные гонщики легко определяют, когда шины их велосипедов перекачаны. Для начинающих подскажем два основных способа определить это.
Первое: плохое сцепление с дорогой и излишняя пробуксовка колеса являются наиболее вероятными признаками того, что давление в ваших шинах чрезмерно.
Второе: если давление избыточно, то на гладкой и жёсткой дороге вы можете заметить, что велосипед имеет значительную отдачу (очень жёсткий) при наезде на камешки или небольшие неровности – это делает его «нервным» и затрудняет контроль и управление велосипедом.
Как определить недостаточное давление в шинах?
Определить слабо накачанные шины и вызванное этим падение эффективности велосипеда можно по следующим признакам. Велосипед становится медленнее и «вяло» преодолевает препятствия. При слишком мягких шинах управляемость в поворотах становится плохой. При недостаточном давлении воздуха ваша передняя шина будет «гулять», потому что её боковые стенки окажутся слишком слабы. Под нагрузкой протектор шины будет оказываться слишком близко от края обода, что чревато пробитием камеры (или трубки) на неровностях (так называемый прокол «змеиный укус»). В нашей практике были такие случаи, когда клиенты жаловались на то, что постоянно пробивают шины – оказалось, что просто давление в них (шинах, а не клиентах, конечно) было недостаточным.
Общие рекомендации
Постоянно следите за давлением в шинах – это одна из важных составляющих эффективной, комфортной и, главное, безопасной езды. Если у вас ещё нет напольного велосипедного насоса с манометром, приобретите – с его помощью можно точно, удобно и наглядно контролировать величину давления, а не гадать, пытаясь продавить пальцами шину. Обязательно берите с собой во все поездки запасную камеру, пару монтажек и карманный насос – это избавит вас от «прогулки» пешком, в случае прокола шины. И не доводите шины до критического износа – это чревато тем, что они могут попросту лопнуть даже при оптимальном давлении, к тому же изношенные шины, каким бы давление в них ни было, значительно снижают управляемость.
ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ ВЕЛОСИПЕДА, КАКОЕ ДОЛЖНО БЫТЬ И ЧЕМ КАЧАТЬ?
Каждый любитель велосипедных прогулок обязан следить за состоянием своего двухколесного коня. Именно от этого будет зависть срок его службы и удобство при езде. Отправляясь в свою очередную поездку, не забудьте измерять давление в шинах. Эта процедура является обязательной, ведь этого напрямую зависит комфорт во время езды.
Как ни странно, в первую очередь качество катания на велосипеде, особенно по асфальту, зависит от давления в колёсах велосипеда. Недокачанные колёса легко пробиваются и гасят большой процент усилий велосипедиста, а перекаченные могут повредить камеру и привести к её быстрому износу. Найти золотую середину поможет точное знание и опыт катания.
Многие привыкли проверять давление в шинах дедовским методом при помощи пальцев. Однако такой способ является очень неточным, к тому же понятие «хорошо накаченное колесо» для каждого велолюбителя может сильно отличаться. Именно поэтому лучше всегда иметь под рукой манометр, чтобы точно определить давление в шинах.
Стоимость его совсем невысокая, поэтому позволить себе такое приобретение сможет каждый.
Эффект от давления
На деле оптимальное давление в шинах велосипеда – сугубо индивидуальный параметр, который каждый байкер варьирует в некоторых пределах под себя: под свой стиль катания, под планируемую трассу и текущий уровень подготовки. Пределы же задаются технологическими ограничениями, которые мы рассмотрим далее.
Вот основные факторы, которые следует учитывать при выборе уровня накачивания:
- высокое давление даёт «накат» – скорость качение, экономя силы велосипедиста;
- чрезмерно высокое, в свою очередь, может спровоцировать пробой камеры об обод со внутренней стороны;
- аналогично, малое давление приводит ко «змеиным укусам», когда обод на препятствии или кочке пробивает камеру сразу в двух точках и достаёт до покрышки;
- низкое давление позволяет не допустить повреждения механизмов на многочисленных ухабах;
- на низком давлении лучше «зацеп» и проще двигаться по пересечённой местности.
С учетом всех плюсов и минусов можно вывести единую рекомендацию: колёса должны быть накачены достаточно, чтобы обеспечивать хорошее сцепление с дорогой и не приводить к повреждению камеры. Для этого существуют стандарты того, какое давление считается допустимым. Их мы рассмотрим далее.
Что написано на шинах
Секрет верного выбора очень прост: достаточно посмотреть на накачиваемое колесо. Рядом с информацией о размере покрышки будет и информация о допустимом диапазоне давления в камере.
Почему эта информация не указывается на самой камере? Потому что в ней единственная точка, подвергающаяся реальной нагрузке, – это ниппель, и его механизм очень надёжен. В остальном же нормальное давление, которое на порядок возрастает при быстром катании, принимает покрышка, и то, насколько она будет сдавливаться, является главным ограничением.
Так, при слишком низком давлении покрышка будет переламываться ближе к ободу, закусывать камеру, приводя к пробою, а при высоком может просто лопнуть на одной из кочек или при езде по горячему асфальту.
В чём измеряют давление
Обозначать давление принято в трёх единицах измерения:
- Psi – pound-force per square inch – фунт-сила на квадратный дюйм;
- BAR – бары, обычно приравниваемые к измерению в «атмосферах»;
- Pa – паскали.
Так как многие производители покрышек ориентируются на американский рынок, чаще всего можно встретить обозначение Psi. В англоязычных источниках её обычно упрощают до «pound», или фунт, т.е., говоря о том, что давление в 2 фунта, имеют в виду именно Psi. Единица измерения эта устаревшая, используемая только в США, но, как говорится, «живее всех живых».
Данные с интеллектуального датчика давления на экране смартфона
Бары также относятся к устаревшим единицам измерения, но активно поддерживаются в России и многих других странах, в т.ч. европейских. Данная единица измерения активно используется, так как перекликается с достаточно удобной для измерений «атмосферой».
Паскаль является единственной метрически корректной единицей измерения из списка, но в велосипедных обозначениях применяется редко.
Соотношение между всеми единицами следующее: 1 Бар = 100 000 Па = 14,504 Psi.
Маркировки
Что же пишут на покрышках? Например, (2.38-4.0) – это явно атмосферы, или BAR, а (95-135) – Psi. Если же цифра имеет больше 3-х знаков или приставку «k» (кило), речь идет о метрическом Паскале. Чаще всего искомое значение располагается под обозначением размеров и дублируется в BAR и Psi в виде диапазона, чётко указывая, до какого давления можно качать.
Собственно, диапазоном производитель указывает, в каких рамках может функционировать покрышка, далее – свобода велосипедиста.
Чем накачивать
Камера велосипеда требует обслуживания и подкачки очень часто. Даже на самых «выносливых» городских и горных велосипедах проверять и подкачивать камеру требуется раз в 2-3 недели, так как воздух утекает не только через ниппель, но и просто через резину. Высокое давление «помогает» молекулам воздуха находить путь сквозь недостаточно плотную камеру.
«Городские», или, попросту, бюджетные велосипеды, достаточно накачивать раз в 2-4 недели, горные велосипеды – не реже одного раза в две недели, дорожные – раз в неделю, а шоссейные и спортивные – перед каждым выездом.
Потому, насос – это не только аварийный аксессуар, который применяют только тогда, когда меняют пробитое колесо, но и необходимая часть подготовки к выезду. Активно катающимся велосипедистам стоит задуматься о приобретении двух насосов:
- портативного – в составе аварийного набора или в дальних поездках;
- стационарного с упором и манометром – для периодического обслуживания своих шин.
К слову, место стационарного насоса отлично занимает обычный автомобильный насос. Он подходит и для велосипедов, показывает, точно показывает, сколько атмосфер накачено, а дополнительного места не занимает. Некоторые предпочитают подкачиваться на «профессиональных» насосах на автозаправках, но отсутствие своего профессионального инструмента может сыграть плохую шутку в случае неожиданной ситуации или при отклонении от стандартной трассы.
Стандартное давление
Приведём несколько таблиц, которые помогут сориентироваться в сложных ситуациях, а именно:
- куплена неизвестная покрышка без маркировок;
- нет физического доступа к велосипеду;
- маркировка непонятна, отмечены цифры в неизвестных единицах.
Таблица для горного велосипеда: