Дисковые тормоза на велосипед
Дисковые механические тормоза для велосипедов
Велосипед, как и любой другой транспорт, невозможно представить без тормозов. И эти тормоза обязаны быть такими, чтобы была возможность быстро остановить движущийся велосипед. Но они не должны чересчур утяжелять вело-конструкцию.
Виды вело-тормозов
Есть несколько основных типов велосипедных тормозных систем:
- дисковая (механические тормоза или гидравлические);
- ободная (V-брейки и U-брейки, клещевые, а кроме того, кантилеверные тормоза);
- педальная или по-другому барабанная (втулочная);
- стремянная;
- роллерная (тоже втулочная).
Задними втулочными тормозами (барабанными, роллерными) оснащаются следующие вело-модели:
- городские односкоростные;
- детские;
- складные.
А на горных, шоссейных, гибридных и туристических, а также на передних колесах городских и складных великов ставят тормоза ободные.
Что касается дисковых тормозов различных конфигураций, то они буквально необходимы там, где требуется превосходная велосипедная проходимость.
Дисковые тормоза: устройство и особенности
Любой дисковый вело-тормоз состоит из:
- управляющей рулевой ручки, которая и приводит в действие тормозную исполнительную систему;
- тормозного диска-ротора;
- монтажной скобы (или адаптера), расположенной на вело-раме и служащей для крепления и закрепления калипера;
- собственно калипера — механизма исполнения, осуществляющего торможение в принципе;
- абсразивных пластин-колодок, стопорящих ротор;
- тормозной линии, передающей действие от ручки к исполнительному механизму тормоза.
У дисковых тормозов имеется ряд конструкционных и эксплуатационных особенностей. Например, чем больше роторный диаметр, тем эффективнее действует сам тормоз. И соблазн выбрать ротор побольше поэтому велик. Но следует помнить, что перед тем, как это осуществить, необходимо проверить крепость спиц в колесах, и если требуется — заменить эти спицы на более стойкие.
А еще управляющую ручку для дисковых тормозов легко можно позаимствовать у вибрейков, клещевых или кантилеверных тормоз-конструкций.
Дисковые механические вело-тормоза
У механических дисковых тормозов тросовый привод. Они конструкционно просты и очень надежны. Принцип их действия несложен: нажатием на тормозную ручку в рабочее состояние приводится подвижная колодка, которая и прижимает диск к другой, неподвижно-нерегулируемой колодке.
Как вариант существуют механические дисковые тормоза с двумя подвижными колодками. Но такая тормозная система устанавливается на велосипедах гораздо реже одноколодочной.
К особенностям обслуживания механических дисковых тормозов можно отнести:
- Постоянную регулировку зазора между колодками и ротором. Иначе тормозная ручка будет проваливаться, а диск жаться уже не к стершейся напрочь колодке, но непосредственно к калиперу. Что приведет неизбежно к нарушениям в работе тормоза и потере его мощности.
- Зазор между ротором и колодками в дисковой механике регулируются очень просто (в отличие от тех же гидравлических систем). И регулирование это не допускает негативного трения колодок о ротор, а значит предупреждает их скорый износ.
- Чтобы дисковые колодки не изнашивались впустую, на механических системах при езде в грязь и слякоть, их и вовсе можно развести.
Как выбрать механические дисковые вело-тормоза
Тем, кто собрался оснастить своего «вело-коня» дисковыми механическими тормозами, стоит знать, что это удовольствие достаточно дорогое. Если, конечно, речь идет о действительно качественных системах — например, Avid (более бюджетные Tektro и Shimano, но не настолько, чтобы можно было говорить о дешевизне хороших систем). К нормальной дисковой механике должны идти также и качественные ручки управления, что тоже не удешевляет приличные тормозные системы.
А если кому-то кажется, что можно приобрести на собственное транспортное средство дешевую механику азиатских производителей, то следует прислушаться к мнению специалистов, считающих, что тогда надежнее будет поставить вибрейки того же ценового диапазона.
Именно поэтому дисковую тормозную механику опытные велолюбители используют на великах «тяжелой езды» или моделях автономного туризма. В общем, там, где нужна надежная отдача и абсолютная работоспособность велосипеда в непростых условиях.
Немаловажную роль играет при выборе и хорошая ремонтопригодность этих тормозов. Их можно самостоятельно починить в случае ряда поломок. Но достоинства эти идут в ущерб модуляции велосипеда. И утяжеляют его массу.
Сегодня мало вело-моделей выпускается оснащенными механическими дисковыми тормозами. Ведь гидравлика (пусть она и чуть больше стоит) дает этому транспортному средству не в пример лучшее соотношение мощи и модуляции.
Какие тормоза для велосипеда лучше – дисковые или ободные
9 минут Автор: Михаил Скворцов 313
С какими тормозами выбрать велосипед – дисковыми или ободными? Этот вопрос актуален при покупке нового байка. Рынок предлагает множество моделей, и каждая из них оснащена своей тормозной системой. Собственно, стандартное разделение тормозов простое – V-brake и диски (кантилеверы, клещи и барабаны заметно ушли в прошлое). V-brake представлены механикой, дисковые тормоза – механическими и гидравлическими модификациями. Чтобы лучше понять, на каких из них остановиться, рассмотрим отдельно типы современных тормозов, их преимущества и недостатки.
Ободные тормоза V-brake: обзор, преимущества и недостатки
Ободные тормоза воздействуют непосредственно на поверхности ободьев, замедляя их вращение. Приводные ручки располагаются на руле, а прижимные механизмы – непосредственно вблизи колес. Все это соединяется тросиком, через который и передаются усилия от нажатия на ручку.
Такая незамысловатая конструкция провернула в свое время революцию в области велотормозов, вытеснив кантилеверы, барабаны, роллеры и клещи. Тормоза V-brake востребованы и сегодня. Ими оснащается добрая половина дорожных велосипедов, МТБ, гибридов и спортивных моделей. Свою популярность они заслужили, благодаря комплексу достоинств. Не обошлось и без минусов. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Положительные аспекты ободных тормозов:
- невысокая стоимость комплектующих;
- универсальность;
- небольшой вес;
- ремонтопригодность в поездках и домашних условиях;
- высокая сила торможения.
Сразу забежим вперед. Ободные тормоза дешевле дисковых аналогов, причем намного. В этом плане они неоспоримо лучше своих конкурентов и прекрасно подходят тем, кто приглядывается к бюджетным моделям велосипедов. Тросики, колодки, пыльники, пружины – все это можно купить в отдельности в любом специализированном магазине и за полчаса поставить на велосипед.
Тормоз ви-брейк можно спокойно переставить на раму любого байка, где имеются посадочные места под рычаги. Особых требований к установке на конкретную модель нет, потому бюджетный и дорогостоящий тормоза взаимозаменяемы.
На динамику движения ощутимое влияние оказывает общий вес. Ободные механизмы не повлияют на легкость велосипеда. Они отлично подходят там, где большую роль играет скорость и разгон: гонки, езда по шоссе и городским дорогам.
Простота механизма и универсальность обеспечивают новое положительное качество – ремонтопригодность. Установка запчасти и регулировка ободных тормозов интуитивно понятны, благодаря чему это можно сделать своими руками.
По сравнению с кантилеверными и клещевыми аналогами тормоза V-brake зажимают ободья «намертво», обеспечивая безопасность в экстренных случаях. По силе воздействия качественные и тщательно настроенные механизмы успешно держат марку перед дисками.
Недостатки ободных тормозов:
- невысокая модуляция;
- чувствительность к искривлениям ободьев;
- ухудшение работы в грязь и мокрую погоду;
- истирание колодок и обода, нагрев при длительном торможении.
Модуляция, или чувствительность к нажатию на ручку, – важнейший технический показатель тормозов и показывает, в каких пределах может снижаться скорость велосипеда. V-brake превосходят в этом плане своих «старших» братьев, но заметно уступают дискам. Конечно, имеет значение и стоимость модели. У дорогих Shimano или Avid точность будет выше. На бюджетных тормозах немного уменьшить этот недостаток можно более тщательной настройкой.
«Восьмерки» для ободных тормозов недопустимы. В противном случае велосипед будет постоянно замедляться, а при разгоне можно истереть колодки или нарушить расстояние между ними. Кроме этого, искривления поверхности ободьев снижает силу торможения. Так что владельцам байков с ви-брейками следует всегда проверять геометрию колес и вовремя исправлять ее недостатки.
Грязь, вода, лед и даже случайно попавшее на обод масло – главные враги этих тормозов. Налипание глины полностью выведет тормоз из рабочего состояния, а вода способна снизить эффективность торможения чуть ли не вдвое. То же происходит и при попадании других материалов, вроде масла. Велосипедистам рекомендуется всегда иметь при себе щетку и мягкую сухую тряпку для очистки поверхности колеса и колодок.
Длительное использование ободного тормоза не проходит бесследно ни для колодок, ни для самих колес. Это значит, что со временем вместе с колодами придется поменять и сами ободья. Негативно на состоянии колодок, прочности и геометрии колеса отражаются длительные затормаживания. В сочетании с другими факторами (песок, абразив, мелкие камни) износ может возрасти в несколько раз, укоротив срок эксплуатации и тормозов и колеса.
Плюсы и минусы дисковых тормозов
Тормозная система с диском – прогрессивный шаг вперед даже в сравнении с самыми дорогими V-brake. Дисковые тормоза на велосипеде работают по аналогии с автомобильными: усилие от ручки через привод передается на калипер. Тормозная колодка, прижимаясь к диску, замедляет вращение колеса. Сам диск закреплен по центру колеса и вращается синхронно с ним.
Диски – возможность исключить износ ободьев колес и обеспечить лучшее торможение. Хотя бы по этим двум параметрам они должны на 100% выигрывать у ободных, но рассмотрим все по порядку.
Сильные стороны дисков:
- нет износа и перегрева обода;
- безразличны к восьмеркам;
- можно использовать в жестких условиях;
- четкая модуляция;
- более длительный срок службы.
При замедлении велосипеда тепловая энергия передается не на ходовую часть колеса, а на ротор диска. Колеса не греются, следовательно, меньше вероятность повредить их на длительных участках торможения.
Поскольку в торможении участвует отдельная поверхность, ни о каких сюрпризах, связанных с искривлениями колеса, говорить не приходится. Конечно, катать на восьмерках – то еще удовольствие, но на эффективность остановки это не влияет.
Дисковые тормоза хорошо справляются с грязью. К воде стойкость чуть ниже, но лучше, чем у ободных. Тормозная поверхность не сплошная, поэтому вода неплохо отводится через прорези. Что касается случайно попавшей смазки, то с дисков ее лучше тщательно вытереть.
Модуляция даже у базовых дисков настолько высокая, какую не обеспечат даже самые продвинутые ободные модели. Легкое нажатие на ручку легко скорректирует скорость велосипеда, не остановив его полностью. Модуляция стабильна и не требует постоянной настройки системы.
Колодки и сами диски без проблем прослужат несколько сезонов активного катания, чего нельзя сказать об ободных аналогах. Вот такой привлекательный комплекс достоинств, но и здесь не обошлось без отрицательных моментов.
- высокая стоимость системы и отдельных компонентов;
- нет универсальности в установке;
- ремонт своими руками зачастую невозможен;
- большой привес.
Отрицательные черты дисков диаметрально противоположны достоинствам ободных тормозов. Бюджетные велосипеды не будут оснащаться дисковой системой, туда поставят простые ободные v-brake. Каждый из производителей дисков индивидуально подходит к их конструкции и установке на велосипед, поэтому «скинуть» систему с одного байка и поставить на другой вряд ли получится. Если же решили поменять ободные тормоза на диски, здесь тоже ждет неудача – отсутствие посадочного места. Правда, некоторые модели все же предусматривают установку и того и другого, но это исключение.
Отремонтировать дисковые тормоза сложнее, в полевых условиях без специального инструмента-съемника не обойтись вовсе. По сравнению с v-brake ощущается хороший привес к общей массе, плюс механическое воздействие на втулки колес.
Дисковые тормоза с механикой и гидравликой
По типу привода система разделяется на механическую и гидравлическую. Первый тип тормозов имеет стандартный тросовый привод. Его основные особенности:
- усилия от ручки передаются на трос;
- трос подтягивается;
- тормозная колодка перемещается в калипере;
- под действием возвратной пружины она отскакивает от диска при ослаблении рычага.
С течением времени тросик в рубашке пружинит и удлиняется, что приводит к ослаблению эффективности торможения. В разумных пределах эта проблема решается подкручиванием настроечных винтов, они же регулируют положение колодок относительно диска. Нетипично, но имеет место быть перегрев на механике. Во избежание дополнительного трения детали нужно периодически смазывать. Поверхности торможения должны всегда содержаться в чистоте. Механика проще гидравлики в самостоятельном ремонте и дешевле.
Механизм гидравлики сложнее и состоит из следующих элементов:
- бачок с тормозной жидкостью или маслом;
- гидролиния;
- ведущий приводной цилиндр;
- тормозные поршни.
При надавливании на тормозную ручку жидкость сжимается и заставляет смещаться силовые поршни. Они, в свою очередь, передают усилия на колодки.
Преимущества перед механикой: более мягкий ход колодки, долговечность гидролинии, лучше модуляция, нет люфтов. Однако гидравлика сложнее в обслуживании, требует квалифицированной настройки.
- Дисковые тормоза с механическим приводом дешевле и проще, поэтому подойдут тем, кто выбирает бюджетную модель велосипеда.
- Гидротормоза требуют наличия специализированной мастерской для ремонта гидролинии, прокачки, замены комплектующих. Есть смысл их брать, когда мастерская находится поблизости, чтобы обратиться туда за помощью.
- Гидравлику лучше использовать в особо жестких условиях, где сила, точность и скорость торможения выносятся на передний план.
Заключение
Какие тормоза лучше – ободные или дисковые – зависит от стоимости, предназначения велосипеда и условий эксплуатации. На бюджетных моделях ставятся ободные, на более дорогих – дисковые тормоза. Супер-навороченные велосипеды оснащаются гидросистемой. Там, где исключен экстрим и важна скорость, подойдут V-brake, для нестандартных поездок надежнее приобрести велосипед с дисковыми тормозами.
Какие тормоза лучше выбрать – дисковые или ободные V-brake?
В последнее время ободные тормоза типа V-brake сильно сдают позиции, и зачастую, даже на бюджетных велосипедах ставят дисковые тормоза. Если обратить внимание на профессионалов, то однозначно все они пользуются дисковой гидравликой. Но что же лучше обычным любителям?
Для начала расскажу, о каких тормозах идет речь.
V-брейки
Нет ничего проще, чем такой тип тормозов. Просто два рычага тормозными колодками сжимают обод и не дают ему вращаться. Усилие от тормозной ручки к рычагам передается через трос. Трос находится в оболочке – рубашке.
Дисковая механика
Поршень, через колодку давит на диск с одной стороны, прижимая его к колодке, находящуюся со второй стороны. Все это находится в оболочке – тормозной машинке (на велосипедном языке называется калипер). Усилие от ручки к поршню передается через трос.
Дисковая гидравлика
Работают два поршня одновременно, сдавливая диск с обоих сторон. Усилие от ручки к поршням передается через жидкость в гидролинии, вся система герметично закрыта. Гидролиния на вид похожа на рубашку механики.
Давайте сравним тормоза на следующие характеристики:
- Сила торможения. Если сравнить тормоза одинакового класса, то сила торможения у дисковых тормозов будет выше.
- Работа во влажных погодных условиях. Т.к. дисковый тормоз находится ближе к центру колеса, на него не налипнет грязь, что не скажешь об ободных, они просто забиваются грязью. При попадании воды, любой тормоз теряет мощность, ну а воде попасть на обод совсем просто. Поэтому ободные тормоза тут сильно проигрывают.
- Вес. В этой категории выигрывают ободные тормоза, за счет отсутствия дисков. Самая тяжелая – дисковая механика.
- Простота конструкции. Тут определенно впереди V-брейки. Поэтому и в обслуживании они проще.
- Модуляция. Порог между слабым торможением и блокировкой колеса. В тормозах с плохой модуляцией этот порог очень короткий – жмешь на ручку сильнее-сильнее – не тормозят, а потом резко хватают. Так вот, ободные тормоза как раз относятся к таким. Дешевые дисковые, кстати, тоже. Хорошая модуляция характерна для хороших моделей дисковой гидравлики.
- Износ:
- у ободных тормозов изнашиваются колодки и обод, причем последний может сильно изнашиваться во время езды по грязи.
Пример износа обода на фото. Выедает обычно посередине дорожки, что может привести к серьезным повреждениям обода
- у дисковых тормозов изнашиваются колодки и ротор, но у них есть достоинство в том, что ротор заменить гораздо легче, чем обод.
- При сильном нажатии на ручку тормоза – на дисковых тормозах в принципе ничего не происходит, просто они, скорее всего, полностью заблокируют колеса. На V-брейках, т.к. они крепятся к перьям рамы, последние могут разжиматься и деформироваться. При этом колеса могут даже не блокироваться.
Решается данная проблема установкой специальной детали – бустера. Причем при покупке дешевого китайского – толку, скорее всего, не будет. Лично пробовал – разжимается вместе с перьями.
- Работа при искривлении обода/ротора. У V-брейков – при неровности обода, он будет касаться во время движения тормозных колодок, это будет тормозить велосипед во время простого движения. Точно так же можно погнуть ротор и он будет тереть о дисковые тормоза. Правда на V-брейках трение об обод ощущается больше.
- Перегрев. У всех тормозов при длительном нажатии может случиться перегрев, в результате чего:
- у ободных нагревается обод, в результате может повреждаться покрышка.
- у дисковых механических нагревается ротор и из-за этого пропадает мощность тормоза.
- дисковые гидравлические тормоза вообще могут закипеть и пропасть в ноль.
Поэтому тормозить нужно разумно на любых тормозах. Да и вообще на любом виде транспорта, будь-то машина, мотоцикл, или велосипед – нельзя зажимать тормоза и ехать так минут пять.
Хотелось бы выделить один нюанс, характерный именно для дисковой гидравлики – это риск разгерметизации системы, которого многие боятся. Простым языком, они могут потечь. Да, случается такое, можно перебить гидролинию и остаться без тормозов – такое может случиться при неаккуратной перевозке, при падениях. В механике, в принципе, может порваться трос, просто его замена гораздо проще. А гидравлике понадобится замена гидролинии и прокачка.
А теперь немного о дешевых тормозах. Почему же производители дешевых велосипедов уже во всю ставят дисковые тормоза?
Как правило, дешевый велосипед покупает человек, не сильно разбирающийся в велосипедах. И наверняка, человек “клюнет” на такое достоинство, как дисковые тормоза, а уж какие они там по качеству, вряд ли будет разбираться. Сам вспоминаю, как раньше круто считалось иметь дисковые тормоза. Но раньше они были только фирменные, а сейчас.
Дешевые дисковые тормоза, как правило, и выглядят сомнительно, если взять тормозную машинку в руки, можно заметить, как все болтается. Тормозная мощность чуть выше ободных, но стремно, что он может не сработать однажды, ведь механизм в них сложнее, чем в V-брейках. В этом видео парень показывает принцип работы и качество фирменных и китайских тормозных машинок:
Единственное, пожалуй, что можно сделать с дешевыми ободными тормозами – сорвать резьбу затяжки тросика, она там слабенькая, как и на всех дешевых деталях – лучше болт затягивать с умом.
Что же касается хороших дисковых тормозов, в частности гидравических дисковых. Сравнивать дисковый гидравлический тормоз с дешевым механическим либо ободным – тоже самое что сравнивать тормоза с современной “Тойоты” и “Копейки”, понимаете? Это комфорт, легкость нажатия, хорошая модуляция. Когда скорость на пределе, когда нужно затормозить быстро и пару метров тормозного пути решают все – для таких условий годится только дисковая гидравлика. Вот зачем профессионалы пользуются именно такими тормозами. Но за все хорошее приходится хорошо платить, за копейки хорошее не возьмешь.
Вывод таков: если вам некуда спешить, велосипед нужен просто для прогулок по сухой погоде и не нуждаетесь в экстремальном торможении – можно смело брать велосипед на ободных тормозах, по крайней мере, они легче, проще и надежнее. Ну а если уже собираетесь заняться на более серьезном уровне велоспортом – нужна гидравлика.
Надеюсь, что данная статья поможет вам определиться в выборе тормозов. Если есть чем поделиться, прошу писать в комментарии.
Дисковые тормоза велосипеда – эффективное торможение
Всем привет, очень рад видеть Вас в блоге PRO-велосипед. Сегодня хочу рассказать Вам про дисковые тормоза, преимущества дисковых тормозов, их устройство, плюсы и минусы использования.
Принципиальное отличие дискового тормоза от V-тормозов – нагрузка при торможении направлена на велосипедную втулку. Диск устанавливается непосредственно на втулку колеса, тормозные колодки крепятся на перьях велосипеда в задней части или на вилку велосипеда спереди.
Работа тормоза также элементарно проста, как работа всех тормозов. Чем сильнее прижаты колодки, тем сильнее торможение. Колодки выполнены из абразивного материала, что увеличивает силу сопротивления при контакте с дисками. Для ободных тормозов колодки выполнены из более щадящих материалов.
Дисковые тормоза различаются по типу управлению торможением:
1. Механические. Конструктивно работа аналогична v-brake системе. Тросовая система приводит в действие сжатие тормозных колодок при изменении натяжения тросика.
2. Гидравлические . Силовой цилиндр при желании велосипедиста изменяет давление в тормозной системе, заполненной маслом. В итоге происходит торможение. Система очень похожа на тормозную систему в автомобилях.
3. Комбинированные – гибридные (уже практически не используются). Сначала велосипедист подает сигнал о торможении посредством тросика на гидравлику, которая в свою очередь передает энергию торможения на колодки.
Преимущества гидравлических дисковых тормозов:
o Масло очень четко передает силу вашего нажатия на тормозные колодки. Таким образом эффективность торможения лучше и появляется возможность четко управлять торможением
o Отсутствие люфтов в гидравлической тормозной системе
o Меньше поверхностей, которые истираются
o Высокая мощность торможения
Соответственно механические дисковые тормоза имеют следующие минусы:
o Износ элементов тормозной системы
o Наличие люфтов и как следствие, более сложная настройка
Однако к плюсам механических тормозов также стоит отнести:
o Более низкая цена
o Меньшая вероятность повреждения (повреждение гидравлической магистрали фатальна)
o Возможность ремонта в полевых условиях
Сравним ободные V-brake и дисковые тормоза.
Плюсы дисковых тормозов:
o Высокая эффективность торможения
o Менее капризны к погодным условиям
o Не истирают обод колеса
o Не обращают внимание на наличие «восьмерки» на ободе колеса
o Более отзывчивые при торможении
o Менее требовательны в регулировке
А теперь рассмотрим минусы дисковых тормозов:
o Опять в копилку более высокой цены, необходимо использовать специальную вилку и наличие креплений на перьях в задней части велосипеда
o Настройка гидравлических дисковых тормозов значительно сложнее настройки ободной системы, что также ограничивает ремонт и настройку в полевых условиях
o Нагрузка на втулку и спицы колеса, желательно использовать спицы с большим сечением
Я рекомендую использовать комбинированную тормозную систему на велосипеде ободные (передние) и дисковые механические тормоза (задние).
Вам нужен велосипед? Основные моменты по модулям выбора велосипеда были освещены в соответствующих статьях: