25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как снять педали с велосипеда без съемника

Как снять шатуны с велосипеда без съемника

Активная езда на велосипеде требует определенных навыков быстрого ремонта транспорта. Перед отправлением в дальнюю поездку лучше всего предусмотреть возможные поломки и неисправности техники, взять с собой нужный инструмент и комплект запасных деталей, например, камеры. Часто же бывает так, что нужного под рукой не оказалось, но и тогда выход из ситуации есть. Например, если нужно отрегулировать каретку велосипеда, то необходимо снять и разобрать шатун, а инструмента нет. Данная проблема имеет решение и стоит ознакомиться с конструкцией и назначением этой детали более подробно.

Устройство и назначение детали

Шатун для велотехники представляет собой металлический рычаг, который имеет на стержне большую и малую головки. Этот элемент бывает нескольких видов:

  • Однокомпонентные. Они представляют собой единую конструкцию — левый, правый шатун, ось. Преимуществами данного вида являются большая прочность, простое обслуживание, но они имеют значительную массу;
  • Двухкомпонентные. Здесь ведущая звездочка, правый шатун и ось соединены, а левый присоединяется отдельно при помощи гайки;
  • Трехсоставные. Такая наиболее известная и популярная система представляет собой ось, левый шатун и правый совместно со звездой.

Нагрузка на шатун очень большая, и поэтому они чаще всего производятся из твердой стали, но есть и варианты из алюминиевых сплавов, например, в велосипедах спортивного типа или импортных моделях. Недорогая двухколесная техника имеет передний блок звезд, объединенный с шатуном и неразборный. В этом случае при замене звезд необходимо заменить и оба шатуна. Новые подбираются в зависимости от типа уже имеющейся каретки.

Данная деталь велосипеда может иметь и различные виды крепления, например, квадрат, шлиц. Первый используется в профессиональных спортивных моделях техники, а также есть и новейшая разработка — роторная система.

Как разобрать шатун без съемника?

Наиболее простым методом будет применение специального съемника. Если же подобный инструмент отсутствует, то для того чтобы разобрать, снять и произвести ремонт необходимо приложить определенные усилия и сноровку. Во время езды в область крепления этого элемента попадает грязь и пыль, элемент из-за больших нагрузок буквально прикипает к своему креплению. В таком случае нужно знать, как снять шатуны с велосипеда, съемник не используя. Исправить проблему и сделать ремонт можно своими силами, и это поможет доехать до места ремонта техники.

В неподходящих условиях можно попробовать следующие способы, для того чтобы снять деталь. Если открутить гайку или болт, которым крепится шатун и проехать некоторое расстояние, то элемент можно будет разобрать и снять гораздо легче, а в дальнейшем заменить или отрегулировать то, что требуется. Эффективен метод залить кипятком. Следовательно, вся грязь и пыль отмокнет и делая ремонт велосипеда, снять элемент будет легче. Данный вариант подойдет и тогда когда важно убрать педали. Важно знать и не перепутать в какую сторону какая педаль откручивается. Педаль левая имеет левую резьбу, а правая — соответственно.

Если каретка велосипеда требует регулировки, то также необходимо снять с велосипеда шатуны. Также помогут при непредвиденных поломках и другие рекомендации. Если поврежден трос переключателя скоростей или тормоза нужно заменить его новым, а если таковой отсутствует, то связать оборванные концы. Выход из строя спицы велосипеда — это также распространенная проблема. Тогда поможет проволока размером диаметра около 2 мм. Конец спицы рядом с ободом загибается крючком, а затем вставляется отрезок проволоки, которую нужно продеть через разъем втулки. Эта замена далеко не совершенна, но это позволит доехать до цели и места, в котором можно хорошо отремонтировать технику. Регулярный просмотр двухколесного транспорта и обслуживание позволят избежать множества таких проблем и сделать поездку приятной.

Как самостоятельно открутить шатуны велосипеда?

5 минут Автор: Михаил Скворцов 55

Наверное, больше нагрузки, чем на шатун, не приходится ни на одну деталь велосипеда. На моделях последних лет выпуска для их изготовления вместо стали начали использовать разнообразные сплавы. Это облегчает конструкцию и придает ей прочность. Иногда для уменьшения веса шатуны делают полыми, бывают они и из композитного материала, что несколько удорожает сам байк, но и значительно облегчает его.

На недорогих моделях велосипедов делают неразборный блок шатун-звездочки. Неудобный и непрактичный вариант, т.к. при замене звездочек придется менять оба шатуна сразу. Если вы взялись за ремонт каретки или замену звезд, то мы рекомендуем сразу заменить оба шатуна на конструкцию, предполагающую разъемное соединение шатуна и звездочек.

В каких случаях необходим демонтаж шатуна

Шатун никакого обслуживания и особого ухода не предполагает. Его замена проводится только в случае, который мы описали выше и при механическом повреждении. Необходимость в демонтаже возникает, когда нам нужно добраться до каретки или полностью ее разобрать смазки, промывки или регулировки.

Также иногда после дождя возникает малоприятный скрип, который вызван попаданием песка в сопряжение шатун-вал. В этом случае его приходиться разбирать и чистить посадочное место.

Читать еще:  Велосипед аист диаметр колеса

Просто так шатун не снимется и для этого нужно применить либо определенную ловкость рук, либо специальный съемник. Об этих способах мы расскажем подробно.

Применение съемника

Специальное приспособление, которое предназначено для демонтажа трудносъемных деталей называют съемником. Это и ежу понятно. В нашем случае, для снятия шатуна с вала каретки велосипеда. Выглядит он так.

Такой вид съемника шатунов предусматривает возможность для снятия также и педали.

Шатун на валу удерживается мощным болтом с размером головки 8мм. Отвинтить болт не представляет никакого труда. Но сложность в том, что шатун сидит на валу с небольшим натягом и имеет конусообразную посадку. Очень часто в мокрую погоду вода и грязь проникают в место сопряжения шатуна и вала. Тогда он прикипает к валу и снять шатун практически невозможно. Но у нас в инструментарии, конечно же, имеется съемник для шатунов, который представляет собой сложную токарную деталь – винт с двухуровневой головкой под рожковый ключ и гнездовой. На винт навинчена хитрая гайка с наружной и внутренней резьбой. Долго объяснять, а на фотографии все предельно понятно.

Технология демонтажа

  1. Перед началом процесса место сопряжения шатуна и вала взбрызнуть волшебным раствором WD-40. Он растворит остатки грязи и облегчит процесс. Можно с таким же успехом использовать тормозную жидкость БСК, если она завалялась у вас в гараже. Так же можно поступить, если не откручивается болт.
  2. Важно! Убедитесь, что шток съемника меньше диаметра четырехгранника, на который надет шатун. Иначе операция потерпит фиаско – сорвется резьба.
  3. Отвинчиваем болт крепления.
  4. Ввинчиваем съемник в шатун до предела, проследив чтобы шток съемника был максимально вывинчен.
  5. Закручиваем болт съемника плавно и без рывков, иначе есть риск повредить резьбу.

Вот пошаговая фото-инструкция, объясняющая процесс наглядно.

Демонтаж без съемника

В этом случае научно технический прогресс предлагает немного вариантов.

  • Сам собой напрашивается вариант первый. Шансов снять шатун 2%. С применением высокотехнологичной кувалды и ударокомпенсирующей старой футболки желательно темного цвета. Но мы крайне не рекомендуем этот метод, т.к. несложно повредить подшипники каретки. Не смертельно, конечно, но неприятно будет из-за собственной лени менять еще и каретку.
  • Вариант второй. Срабатывание 35%. С помощью той же WD-40 тщательно обрызгиваем место крепления со всех сторон и выезжаем на прогулку с открученными болтами. При этом нужно стараться максимально нагружать шатуны. Может помочь.
  • Вариант третий. Срабатывание 100%. Берем болгарку и делаем надпил на втулке шатуна. Затем пробоем и молотком окончательно добиваем деталь. Жаль только, что после этой манипуляции ей место только на помойке…
  • Вариант четвертый. Срабатывание 100%. Ничего не делаем, садимся на велосипед и едем в ближайший магазин за съемником. Самый надежный и проверенный на практике вариант, позволяющий безболезненно снять шатуны.

Как видим, нам никуда не уйти от передовых технологий и прогрессивных методов. Даже в таком, казалось бы, пустяковом вопросе.

Как снять шатуны с велосипеда без съемника? Полезные рекомендации

Трансмиссия велосипеда имеет свойство изнашиваться даже при правильном и своевременном уходе за ней. Специальных велосипедных инструментов у большинства людей, конечно же, нет, и если вы вдруг ощутили острую необходимость в замене ее компонентов, то, скорее всего, задались вопросом — как снять шатуны с велосипеда без съемника и возможно ли это сделать самому? Чтобы разобраться с этим, стоит узнать больше о самих шатунах и типах кареток.

Немного о стандартах

На велосипедах разных классов логично устанавливать велосипедные шатуны и каретки разных стандартов. На данный момент популярны следующие типы кареточного узла:

  • Стандартное крепление под квадрат – старый вид, устанавливающийся на бюджетные велосипеды.
  • Octalink, придуманный Shimano. Имеет несколько подвидов, в том числе и очень схожие по конструкции стандарты других производителей. По сути, является некой разновидностью «квадратных» кареток, но имеет переработанную конструкцию вала и видоизмененные шлицы.
  • Hallowtech II считается лучшим вариантом по соотношению жесткость/вес, но стоит дороже остальных. Также придуманный компанией Shimano.

На старых велосипедах распространенным видом крепления были клинья. Проблем с такой системой было довольно много, из-за чего она и осталась в прошлом веке. Сейчас их практически не выпускают, и даже самые бюджетные велосипеды комплектуются каретками с квадратным валом.

Какие бывают съемники

Ключ для шатуна велосипеда представляет собой специальный инструмент (чаще пресс), который в разы облегчает съем системы в отличие от молотка.

Для каждого вышеперечисленного стандарта существует свой съемник. В случае с квадратным валом и Octalink – это своеобразный пресс, который вкручивается в саму головку шатуна, упирается специальной площадкой в вал каретки и путем вкручивания гайки срывает шатун. Наблюдаются случаи срыва резьбы самих шатунов, если система была запрессована очень сильно.

Для крышки левого шатуна с Hollowtech II нужен специальный ключ в форме звездочки. Прижимный болт затягивают с силой всего 1-2 Н/м, поэтому ключ такого стандарта обычно пластиковый, неудобный, а крышка запросто выкручивается руками.

Специальный инструмент – это хорошо, и приобрести его стоит каждому велолюбителю. Но все же перейдем к главному вопросу – как снять шатуны велосипеда без съемника?

Ремонт без инструментов – это возможно

У обычных пользователей вряд ли где-то завалялся съемник шатунов, особенно для Octalink, хоть и стоит он копейки. Но рано или поздно наступит момент, когда либо система, либо каретка придут в негодность и потребуют срочной замены. При наличии необходимых инструментов, замена этих запчастей осуществляется за 10-15 минут.

Самый простой способ снять шатуны с велосипеда без съемника, как было упомянуто выше, – с помощью молотка. Актуален он как для Octalink, так и для обычного квадрата. Последующие действия выглядят таким образом:

  1. Снимите заглушки с шатунов, если они присутствуют.
  2. Ключом на 13 мм, выкрутите кареточные болты. Во многих каретках на сегодняшний день установлены болты под шестигранник 6 мм.
  3. Если вы не хотите визуально повредить велосипедные шатуны, оберните их несколькими слоями плотной ткани, картона, скотча или возьмите сосновый брусок в несколько сантиметров толщиной. В идеале, для такой необычной задачи подойдет киянка.
  4. Переверните велосипед, уперев на руль и седло.
  5. Начинайте простукивать по шатуну с умеренной силой с внутренней стороны, как можно ближе к оси. Можно время от времени ударять по шатуну с внешней стороны, чтобы хоть как-то его расшевелить.
  6. В случае если конструкция спрессована очень плотно, можно попробовать точечно ударять с помощью стамески или бородка, приставленного к головке шатуна.
Читать еще:  Настройка тормозов велосипеда

Обратите внимание: используя этот метод, вы можете повредить раму, кареточный узел или сам шатун. К тому же любой удар по звездам, скорее всего, деформирует их и сделает непригодными для использования.

Стоит сказать, что снять прикипевшие шатуны бывает проблематично, даже имея съемник. Скорее всего, таким способом вы не сможете снять прикипевший велосипедный шатун, как бы не старались. Но не стоит отчаиваться, для таких случаев придумали другие способы.

Если спешить некуда

Допустим, вы купили новые шатуны и хотите заменить их, но старые еще могут протянуть несколько дней. В таком случае можно попробовать следующий способ:

  1. Открутите крепежные болты каретки.
  2. Набрызгайте в место контакта любую проникающую смазку.
  3. Отправляйтесь на велопрогулку, не вкручивая болты.

Есть шанс, что от частых вибраций шатуны сами сойдут с вала. Будьте осторожны, если они слетят в момент прыжка, будет крайне неприятно.

Наименьшее количество проблем доставляет стандарт Hollowtech II. Для того чтобы снять шатуны, потребуется лишь шестигранник 5 мм, специальный ключ для этого стандарта, который запросто заменяется шестигранником на 10-11 мм, и немного усилия, если система прикипела к подшипникам. Справиться с этим под силу даже ребенку.

Радикальный подход

Если запчасти не прикипели, предыдущие способы помогут снять велосипедные шатуны без съемника. Как можно заметить, варианты довольно элегантные и при правильном подходе не нанесут вреда ни велосипеду, ни вам. Но случается и так, что запчасти очень сильно прикипают. Особенно часто в местах контакта алюминий/сталь или сталь/сталь.

В таком случае поможет болгарка либо дрель. Определенный способ резки назвать сложно, поскольку конструкция рам и системы может быть самая разнообразная. На некоторых велосипедах можно просто отрезать кареточный вал, на некоторых можно попытаться высверлить максимально большое отверстие на месте резьбы, что под действием вибраций поможет разрушить соединение или поломать металл.

Прикипевшее соединение можно разрушить путем перепада температур. Нагрейте головку шатуна, например, горелкой, а затем резко охладите, насколько это возможно. Благодаря физическим свойствам металла есть шанс снять шатуны велосипеда без съемника, как только конструкция остынет.

Вы можете поэкспериментировать, путем комбинирования вышеописанных способов, или же попробовать свой уникальный.

Предотвращение коррозии

Те, кто имели дело с прикипевшими запчастями, наверное, не хотели бы повторять это снова. Для предотвращения столь неприятных ситуаций нужно всего лишь обработать место крепления перед монтажом.

В процессе замены шатунов нанесите немного смазки на вал каретки в месте контакта с другими запчастями, независимо от ее типа. Не стоит закладывать слишком много смазочного материала, поскольку в момент прессовки его излишек будет выдавлен из соединения и останется собирать грязь за его пределами. Перед монтажом смазывать стоит также резьбы и даже некоторые защелки.

В каком порядке снимать шатуны с велосипеда без ключа и со съемником

Шатуны — наиболее загруженные элементы велосипеда. Благодаря простой конструкции они не требуют подгонки, просты в использовании. Демонтировать их приходится в случае поломки или если под рукой нет нужного инструмента, но требуется заменить, например, камеру. Нужно понимать, как снять шатуны с велосипеда, чтобы не сломать детали. Работать рекомендуется со съемником (можно без него), четко соблюдая инструкции производителя.

Устройство и назначение детали

Шатун — это рычаг из металла, на стержне которого имеются большая и малая головки. Он передает усилие с педалей на вал каретки. Выделяются следующие виды шатунов для велосипеда:

Пройдите опрос

  1. Односоставные. Это цельная деталь, состоящая из оси, левого, правого шатуна. Конструкция характеризуется повышенной прочностью, простотой обслуживания, но она более массивна.
  2. Двухсоставные. Левый шатун соединяется с остальными элементами при помощи гайки. Звездочка и правая часть, ось — одно целое.
  3. Трехсоставные. Встречаются на большинстве велосипедов. Состоят из оси, шатунов (правого и левого), совмещенных со звездочкой.

На это изделие приходится значительная часть нагрузки, потому шатуны для велосипеда изготавливаются из твердых сплавов металла (стали). Встречаются и алюминиевые модели, чаще в вариантах спортивного назначения, дорогих заграничных экземплярах. На бюджетных байках устанавливают передний звездочный блок, объединенный с шатуном, неразборной формы. Новые детали приобретают в зависимости от типа уже используемой каретки. Также при выборе учитывается длина элементов.

Для деталей предусматриваются разные типы креплений, например, шлиц или квадрат. Второй применяется в спортивных дорогих байках. Еще встречается нововведение — роторная система шатунов.

Односоставный Двухсоставный Трехсоставный

Когда необходим демонтаж

Понимать, как открутить шатуны на велосипедах, нужно в следующих случаях:

  1. Для получения доступа к обслуживанию каретки — убрать грязь, смазать.
  2. Поломка. Может показаться, что это невозможно, однако элемент сгибается от нагрузки, шлиц повреждается. Встречаются поломки в любой точке шатуна, чаще всего диагностируется срыв резьбы для крепления педали.
  3. Проблемы с резьбой. Владельцы велосипеда часто перетягивают ее, или затяжки наоборот не хватает, фиксация разбалтывается. Допускается решение — нарезать резьбу другого диаметра, но тогда в конечное отверстие не войдут стоковые педали. Кроме того, резьба повредится, потому что мастер может попытаться крутить педаль под уклоном и срезать грани. При любом исходе элементы придется снять, а на их место установить новые. Иногда деталь поддается ремонту.
  4. Когда необходимо поставить, сменить звезды (или одну из них). В современных моделях она крепится не при помощи сварки или заклепок, а с использованием бонок. Звезда считается расходником, который со временем изнашивается, становится нерабочим — его важно заменить.
Читать еще:  Передняя втулка велосипеда

Больше проблем с алюминиевыми элементами. Если они произведены недостаточно качественно, имеют нестандартный размер, то быстро ломаются и тяжело демонтируются. Виной всему — разбавленный сплав и дешевые материалы.

Для получения доступа к обслуживанию каретки При поломке шатуна Если есть проблемы с резьбой Когда необходимо поставить или сменить звезды

Описание технологии снятия

Существует несколько вариантов демонтажа шатунов. Чаще всего пользователи работают со съемником — это проще и быстрее. Если его не оказалось в наличии, стоит ознакомиться с инструкциями по демонтажу без данного инструмента.

Со съемником

Процесс демонтажа шатуна велосипеда своими руками нужно осуществлять в следующем порядке:

  1. Открутить заглушку-пыльник (иногда достаточно вытащить его при помощи отвертки — на нем нет резьбы).
  2. Открутить болт/гайку, которая крепит элемент к каретке, и вытащить шайбу, если она там имеется. Заранее приготовить накидной ключ (как правило, на 14) или шестигранник на 8 (если квадратное соединение), шестигранник на 10 (если шлицевое крепление).
  3. Взять в руки съемник шатунов велосипеда и вывернуть внутренний винт до конца. Если предусмотрена квадратная фиксация, потребуется снять переходник-накладку (если она на ключе), если шлицевое крепление, то эта накладка-переходник понадобится. Это важно, поскольку часто мастера не снимают переходник и упираются в сам шатун, но не в ось. Дергая деталь, они срывают резьбу.
  4. Ввинтить инструмент в шатун. Он закручивается до конца, иначе может сорваться и сломать резьбу.
  5. Закрутить внутренний винт, для этого стоит использовать гаечный ключ. Он заворачивается по часовой стрелке — будем заметно, как шатун постепенно сдвигается с мертвой точки.
  6. После такого снятия съемник скручивается с детали.

Не следует переусердствовать, иначе есть риск сорвать резьбу или испортить ключ для снятия шатунов на велосипедах — это заметно усложнит работы. Рекомендуется залить соединение смазкой и попробовать заново.

Без ключа

Перед тем как снять без съемника шатун на велосипеде, стоит оговориться: использование ключа — самый эффективный метод. Однако инструмента может не быть под рукой, потому мастеру придется проявить умения. Во время езды в крепление может попадать мусор, который из-за нагрузок на деталь прессуется и прилипает. Способы, как снять шатуны с велосипеда без съемника:

  1. Открутить болт/гайку, которая фиксирует элемент, проехать небольшое расстояние. Это поможет проще разобрать деталь, чтобы произвести замену или регулировку. Однако шансов, что элемент отвалится самостоятельно, не много. Его рекомендуется залить кипятком, тогда все лишние скопления отмокнут, что поможет проще снять изделие. Горячая вода полезна и при разборке педалей — главное, не забыть, в какую сторону крутить (на левой педали — левая резьба, на правой — правая). Другой способ повысить шансы — обработать крепление смазкой (WD-40) со всех сторон, затем прокатиться. Важно максимально быстро ездить, чтобы нагрузить велосипедные шатуны.
  2. Взять болгарку и сделать надпил на втулке детали. Потом при помощи прибоя, молотка добить изделие. После этого действия элемент остается только выбросить — на велосипед придется подобрать и установить новую деталь.

Эффективнее всего не придумывать методы, а все же приобрести съемник и поменять элемент с его помощью. Ремонт получится проще и быстрее.

Любителям ездить на велосипедах также стоит узнать про демонтаж моделей с клином. Это самое примитивное крепление из возможных. Многие знакомы с ним с детских лет — оно встречалось на советских и российских байках модели «Десна». Сегодня клин применяется только на велосипедах из дешевого ценового сегмента. Демонтировать такие детали легко — достаточно открутить гайку, выбить элемент (во время удара лучше подставить дощечку, чтобы не повредить его, иначе потребуется замена на новый).

Когда шатун будет устанавливаться на место, то его важно правильно сориентировать и жестко зафиксировать. Если будет люфт, что клин и ось повредятся при езде. Однако чрезмерное усилие не нужно, иначе это также приведет к поломке.

Установка шатуна

К последнему этапу ремонта все детали должны быть вычищены и обильно покрыты смазкой. Это поможет облегчить и ускорить установку шатунов обратно на велосипед. В дальнейшем снять деталь будет заметно проще, а во время езды не будет лишних скрипов и хрустов.

Шатун глубоко сажается на вал, чтобы при движении не возникали люфты, иначе посадочное гнездо разболтается и будет сломано. Фиксация достигается закручиванием крепежных болтом на 50-70 Нм со значительным усилием (при этом учитывают длину шатунов). Рекомендуется перед установкой осмотреть целостность соединения. Процесс осуществляется так:

  1. Надеть цепь на каретку (при монтаже правого элемента), затем шатун на ось, закрутить стягивающее крепление.
  2. Надевая другой шатун, важно не перепутать его положение.
  3. Болты затянуть сильно, иначе это чревато поломками.
  4. Надеть заглушки от грязи, цепь на звездочку.

Шатун — важная деталь, на которую приходится значительная часть нагрузки. Она проста по своему устройству, потому без проблем поддается демонтажу, может быть заменена при поломке. При ремонте стоит воспользоваться съемником, изучить инструкцию о том, как снять шатун с велосипеда, особенно если нет опыта соответствующей работы.

Видео


Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector