Карбоновые обода для велосипеда
Как подбирать обода на велосипед?
7 минут Автор: Михаил Скворцов 114
С выбором обода велосипедист сталкивается крайне редко. Как правило, при покупке велосипеда и при замене колеса. Фактически же он покупается вместе с велосипедом и используется до серьёзного его повреждения или замены всего колеса. Вот некоторые причины замены:
- Слишком часто появляются восьмёрки. Их можно править, но частое появление означает, что есть проблемы в конструкции обода, материале или стиле катания велосипедиста.
- Материал истончён ободными тормозами, несмотря на всю крепость металла, и он не устоит перед постоянным торможением. Тормозные дорожки современными v-brake эксплуатируются нещадно.
Процедура выбора
Профессионалы рекомендуют обратить внимание на несколько тезисов перед началом выбора обода для велосипеда:
- Зафиксировать количество денег, которые можно потратить на обода и трезво взвесить свой стиль катания. В зависимости от него будет производиться выбор. Важен ли внешний вид, будут ли прыжки или серьёзные удары.
- Обратите внимание на двойные алюминиевые обода. Они универсальны, легки и недороги.
- Если расстояния велики, обратите внимание на вес, а вот прочность стоит отнести на второй план – полевой ремонт раз за сезон быстро компенсируется отсутствием потери 2-5% скорости.
- Обратите внимание на бескамерные колёса. При высокой цене они предоставляют очень большие удобства в плане практически полного отсутствия проколов.
- Для прыжков и асфальта неплохо подойдут широкие обода, хотя на трассу с ними лучше не выезжать.
Ниже раскроем некоторые из этих советов и сделаем небольшую вводную по терминам и возможностям.
Разновидности конструкций
Конструкция велосипедного обода на рынке сейчас де-факто стандартная, и называется коробочной (коробчатое сечение), она использует бортовые шины. Крепкие борта, U-образая форма, дополняемая несколькими уровнями рёбер жёсткости.
Для шоссейных велосипедов используются «трубки». Покрышки на такие обода «наклеиваются» через специальную ленту, а не зажимаются выемками на внутренней стороне борта обода, как в случае «коробки».
Количество стенок
Так как чаще всего речь идёт об алюминиевом коробчатом строении, самым важным параметром жесткости и надёжности становится многостенность. Одностенные обода на велосипед в профиле дают обычную букву U, но многостенный, добавляя дополнительных рёбер, делает структуру чрезвычайно мощной. Всего одна перемычка в горизонтальном профиле увеличивает прочность почти вдвое.
Кроме того, многостенные варианты намного более устойчивы к повреждениям боковыми ударами, неисправными тормозами, но могут увеличивать вес велосипеда. На современных байках можно заметить вытянутые внутрь колеса обода. Это новые конструкции, которые переходят от простых горизонтальных рёбер к сложным структурам внутри объёмного обода. Примером таких колёс могут стать фиксы для гонок по треку с кажущимися очень тяжёлыми, почти сплошными ободами.
Особые элементы
Кроме самой окружности и структуры, у обода есть отверстия для спиц и ниппеля, канавки для крепления шин – все эти небольшие элементы могут стать точками слабости, когда из-за малого дефекта будет повреждаться весь материал обода.
Отверстия укрепляются, а для спиц используют пистоны – плотные металлические вставки, фиксирующие спицу в отверстии. Такие средства усиления появились из кустарных ремонтных элементов, но стали на текущий момент стандартом для ободов выше среднего уровня.
Материалы
Выбор материалов на удивление невелик:
- Алюминий – бесспорный лидер. Недорогой, прочный, универсальный – компромисс между всеми качествами, используемый в подавляющем числе моделей ободов.
- Сталь – привет из прошлого века. Надёжные в плане износа и твёрдости, но очень тяжёлые изделия из стали практически исчезли с рынка, да и найти двойной стальной обод нелегко.
- Карбон – современные технологии не стоят на месте, и карбоновые обода появляются не только на треках, но и в городских условиях, и на шоссе. Лёгкость и твёрдость сочетаются с очень высокой ценой.
- «Фирменные» сплавы – различные комбинации металлов, открывающие новые свойства. Обычно не стоят никакого внимания из-за чисто маркетинговой составляющей. На практике они показывают себя не лучше алюминия.
Кроме основного материала, при изготовлении иногда применяют анодирование. Такие обода для велосипедов легко заметить, так как их поверхность обычно чёрная. Дополнительная гальванизация увеличивает прочность обычного алюминиевого обода на несколько десятков процентов. Дополнительное покрытие часто используется, если обод задний, а тормоза – v-brake. Ему требуется дополнительная энергоёмкость при торможении.
Производители
- Alex Rims – OEM производитель, поставляющий обода большинству именитых фирм;
- Mach – французский производитель, специализирующийся на шоссейных ободах;
- DT Swiss – скандинавский VIP-поставщик;
- Mavic – универсальный и надёжный производитель.
Измерения
Чем характеризуется обод? Рассмотрим подробнее.
Длина
Главное измерение – это «посадочный диаметр» или посадочный размер, измеряющий собственно размер колеса по окружности.
Для его записи используется три системы:
- ISO – настоящая длина диаметра обода в миллиметрах. Де-факто – стандарт и база для сравнения любого другого способа изменения.
- Дюймовый размер записывается в формате 20”x2.0, что значит 20 дюймов длиной, 2 – шириной. Дробные числа могут записываться как с чертой, так и в десятичном виде, что может внести путаницу. Внимание! «Советские» размеры с современными, западными, не совпадают, даже имея одинаковые маркировки.
- Французский размер обозначает, как и ISO, диаметр обода, но дополняется шириной покрышки в виде буквенного обозначения от A до D (А – узкий, D – широкий).
Примерная таблица, объединяющая различные измерения:
Ширина
От длины, конечно, зависит комфорт катания, но основное влияние производит ширина покрышки. И затрачиваемое усилие, и амортизационные свойства в трюках, и вес – всё зависит от ширины обода.
Подобрать обод к нужной покрышке нелегко из-за сложности конструкции и постоянной нагрузки, в том числе ударной. Минимальные расхождения в ширине будут приводить к повреждениям и покрышки, и обода.
Ширина практически принята за стандартную для каждого стиля катания, обозначается в миллиметрах, и варианты следующие:
- До 15 мм – для трекинга, шоссе и высокой скорости;
- 17 мм – гибриды, современный кросс-кантри, очень важна твёрдость сплава;
- 19 мм – стандартные горные велосипеды;
- 21 мм – базовые трюки, велотуризм;
- 23 мм – экстремальные виды спорта.
Таблица приводит размеры в миллиметрах для рекомендуемых давлений:
Характеристики спицевания
Для работы со спицами следует знать несколько дополнительных размеров и терминов:
- Effective rim diameter – ERD – эфф. диаметр обода, диаметр по спицам (от конца одной до конца противоположенной);
- Offset of spoke bed – OSB – смещение отверстий (поперечное). Не равен нулю только в несимметричных моделях, которые очень редки;
- количество спиц – для стандартных сейчас ободов 24”-26” это 28, 32 и 36 отверстий, стандарта для найнеров (29 дюймов) пока не оформили.
Онлайн-калькулятор
Конечно, работа со спицами чрезвычайно сложна и важна, но разобрать её стоит в отдельной статье.
Заключение
Обод – сложная с точки зрения производства деталь велосипеда. С одной стороны, он не имеет движущихся частей, но высокие нагрузки при эксплуатации и прямая зависимость жизни человека от прочности и надёжности обода позволяют говорить, что это один из важнейших элементов байка.
Карбоновые или алюминиевые обода?
Украинский клуб велосипедистов-шоссейников
Карбоновые или алюминиевые обода?
07 янв 2016, 14:53
Мы решили затронуть вопрос, который для большинства велосипедистов не имеет практического значения. Несмотря на любовь к велосипедному образу жизни не каждый может потратить внушительную сумму на дорогие обода для велосипеда. Тем более на дорогие карбоновые обода. Но не стоит расстраиваться из-за этого. Если вы не профессиональный спортсмен, то, возможно, вам они вообще не пригодятся.
Эксплуатация и замена
Велосипедные обода из карбона обычно очень прочные, но это не значит, что они могут выдержать всё. Например, дорога с глубокими и резкими ямами не самое лучшее место для использования таких колес. Несмотря на то, что обода неплохо справляются с различными дорожными условиями, не стоит забывать, что и они могут сломаться, а цена замены такого обода отличается от алюминиевого в разы.
Алюминиевые обода больше подвержены деформации. В этом минус, но и в этом же их плюс. Как правило, большинство мелких «аварий» происходит так, что обод нужно лишь слегка «выровнять» или на крайний случай поменять. И это будет стоить существенно меньше.
В современном веломире, где аэродинамике велосипедов уделяется огромное значение карбоновые вело обода по эффективности опережают своих алюминиевых собратьев. Впрочем, эту разницу могут уловить только настоящие профи.
Соревнования или тренировки
Если вы планируете использовать карбон только на соревнованиях, то такие колеса помогут вам чувствовать дорогу лучше, чем обычные. Особенно, если вы используете алюминий в своих ежедневных поездках.
При использовании обычных алюминиевых колес не требуются дополнительные запчасти. Также тормоза для алюминия одинаково эффективно работают в любое время года. Тормоза для карбонового обода вынуждают использовать специальные запчасти, а также такие тормоза не очень эффективны в мокрую погоду. Ещё одна особенность – это склонность перегреву ободов в условиях частого и жесткого торможения.
С этим трудно поспорить – карбоновые колеса отлично смотрятся на любом велосипеде
Карбоновые обода – хорошее дополнение к «гардеробу» вашего велосипеда. Конечно, они значительно дороже, чем обычные и с ними нужно обращаться более аккуратно. Однако если вы считаете, что вам нужны все эти аэродинамические штучки или просто готовы на расходы во имя красоты, то карбон – это ваш вариант.
Алюминиевые обода – это привычные, недорогие и прочные колеса. Подлежат ремонту и относительно доступны для замены. Хорошо ведут себя на дороге и в любое время года. В общем, надежное и проверенное решение.
Карбоновые обода
в принципе “карбоновые вещи” более пластичны
считаю это +
не думаю, что на них будут 8-ки или яйца, скорее полопаются
каков вес ободов?
каков вес ездока?
рассматривал бы не сами по себе, а например в сравнении с другими гоночными (например DTswiss 400)
на карбоне по камням уже не поедешь(жалко), а гонять по городу-дорогам, почему бы и нет)
у нас мало кто на таких ездит, скорее будут посты: “читал”, “слышал”, “на заборе писали”.
ЗЫ брать такие пока не буду, но тема интересная, помониторю
[Сообщение изменено пользователем 21.08.2012 15:04]
у меня задний обод карбоновый на банке.
я его пробивал со звоном об новый, незакопанный поребрик, об грань 90 градусов.
ободу ПОФИГ.
вес 395 г при внутренней ширине 23 мм.
ездовые нагрузки более чем держит.
но этот обод сделан в США по патентованной технологии.
насчёт китая будет как китайская бабушка скажет..
какие именно нагрузки? Одно дело перемещаться по поверхности, заезжать на бардюр, другое дело выходить в третье измерение, дропы, пролетки.
Мы вообще сейчас о МТБ или шоссе говорим?
[Сообщение изменено пользователем 21.08.2012 15:05]
у карбона 2 состояния: живой и убитый, промежуточных нет.
т. е. все деформации упругие.
какие именно нагрузки? Одно дело перемещаться по поверхности, заезжать на бардюр, другое дело выходить в третье измерение, дропы, пролетки.
Мы вообще сейчас о МТБ или шоссе говорим?
исключительно прогулочное катание во дворе вокруг клумбы!
[Сообщение изменено пользователем 21.08.2012 15:09]
да один фиг, пусть будет сравнение шоссе карбон-шоссе алю, мтбкарбон-мтбалю
вот например видео с веломании на карбоновых ободах:
т.к. это действительно очень разные отрасли
шоссеры на 94-ом про шоссейные могут дать комменты
(если там тему запостить)
[Сообщение изменено пользователем 21.08.2012 15:28]
а можно и совмещать
обода китайские, судя по цене.. имхо, профиль низковат, отсюда и ограничение по весу.
ну нее. я, наоборот, снял всю красную анодировку, где была (4 мелких детальки).
Цитата:От пользователя:љASTRO013
а какой вес этого обода?
Цитата:От пользователя:љJ. Random Psycho
вес 395 г при внутренней ширине 23 мм.
а-а ,блин ,да
ну ,это круто ,что ему ниче не случилось при таком весе.
а что за обод то?
очень вряд ли, цены совсем не те..
да и про втулки они бы очень гордо писали “Made in England”, если бы сами делали.
Planet-X — один из сотен брендов с производством на Тайване и Китае.. как On-One, Nukeproof, Ragley, X-Lite, если именно английские мелкие рассматривать.
[Сообщение изменено пользователем 21.08.2012 15:50]
Я не говорю, что Китай делает плохое железо.. но в случае карбоновых ободов, только Enve не сверлят дырки под спицы, например. В общем, я в целом за “белые” малосерийные карбоновые технологии.
Ещё пример. На фотке моего вела руль карбоновый немецкий, он для ДХ. Весит 142 г. Китайские рули со всеми такими же габаритами весят по 180 г и заявлены для АМ. Для ДХ ещё +30-40 г.
Вес байка учитывать не забываем, ага
Карбоновый обод можно загубить косорукой сборкой.
Есть карбоновые обода с алю вставками. для работы с ободными тормозами.
Я не говорю, что Китай делает плохое железо.. но в случае карбоновых ободов, только Enve не сверлят дырки под спицы, например. В общем, я в целом за “белые” малосерийные карбоновые технологии.
Ещё пример. На фотке моего вела руль карбоновый немецкий, он для ДХ. Весит 142 г. Китайские рули со всеми такими же габаритами весят по 180 г и заявлены для АМ. Для ДХ ещё +30-40 г.
А я говорю, что SRAM и Shimano тоже в Китае производят)) Те же FSA думаю тоже. Panasonic, Sony, Intel, половина высокотехнологичных заводов США перенесла в Китай, да и вобще процентов 80 всех именитых брендов. Другое дело какой-нибудь Хайвэй, который изначально появился в Китае с их разработчиками и неквалифицированным персоналом. Вот о чем я говорю. Себистоимость ободов из карбона явно не стоит тех денег, которые за них просят. И то что серийное производство чем-то хуже хэндмэйд в это я вобще не верю.
Обод – один из основных элементов велосипеда, который требует крайне редкой замены. Однако, столкнувшись с такой проблемой, возникает вопрос: какая модель нужна для своего двухколёсного средства передвижения? Обзор составили популярные в 2020 году и качественные обода для велосипедов различного типа.
Общая информация: обод на велосипед, правила выбора
На качество обода влияют следующие компоненты:
- Материал, из которого создана конструкция;
- Количество стенок, имеющихся в строении обруча;
- Отличительные элементы: выемки для спиц, ниппелей и канавки для крепления шин;
- Ширина конструкции (мм.): шоссейные, циклокроссовые – 15, легкие кросс-кантрийные и гибридные – 17, гибриды и тяжёлые кросс-кантри – 19, велотуризм, лёгкий экстрим – 21, даунхил, для экстремального спорта – 23+;
- Длина;
- Характер спицевания.
Какие бывают велосипедные ободы? Они делятся на несколько узких групп. Рассмотрению представлены основные типы.
Классификация по профилю:
- Одностенные – бюджетные модели, изготовленные из стальной полосы;
- Двустенные – высокой жёсткости из алюминия;
- Усиленные (трёхстенный) – редкие экземпляры, не для стандартной езды или катания по бездорожью.
Классификация по числу спиц (общепринятые стандарты):
- Для туристических велосипедов – 36;
- Горных – 32;
- Шоссейных – 28.
Примечание. В современных моделях ценится жёсткость обода и прочность спиц, а количество – это второстепенный вопрос.
В таблице приведено соотношение диаметра обода и его применение:
Самым распространённым материалом является алюминий. Основные достоинства данного сплава:
- Прочность;
- Универсальность;
- Морозоустойчивость;
- Невысокая стоимость.
Производители научились увеличивать параметр жесткости, применяя процесс закаливания для обработки. А предотвратить коррозию алюминиевого обода помогает нанесённая специальная краска и обработка анодированием (более дорогие, как правило, чёрного цвета).
Стальные конструкции очень редко встречаются. Их вытеснили обода из сплава алюминия, так как жёсткость материала во многом превосходит сталь. Они устойчивы к износу, твёрдые, но тяжёлые по массе. Однако, многие предпочитают стальные ободья для катания на дальних дистанциях.
Карбоновая конструкция считается самой практичной и дорогостоящей. Она достаточно лёгкая, имеет повышенный уровень твёрдости и по своим свойствам превосходит алюминий.
Исходя из представленных информационных данных, можно легко определиться, какой лучше купить обод для своего велосипеда.
Список известных компаний
Какой фирмы лучше приобрести обод на велосипед? На выбор предлагаются несколько вариантов самых известных производителей. Каждая компания специализируется на одном или нескольких профилей и имеет свою «фишку».
В рейтинг вошли лучшие производители на нынешний год, которые активно развивают свою сферу деятельности и давно завоевали доверие покупателей.
Французский производитель является одним из лидеров по производству велосипедных ободьев. Модели этого брэнда любят использовать спортсмены и те, кто предпочитает экстремальное катание. Весь представленный ассортимент максимально устойчив к повреждениям, поэтому находится в эксплуатации долгое время. Это подтверждается гарантийным талоном от производителя при покупке товара, который выдаётся сроком на полгода.
Продукция этой компании встречается на самостоятельно собранных колёсах. Обода различного уровня, подойдут (практически) для любого класса велосипедов. Как выбрать правильно обод этой фирмы? В таблице представлены названия и их расшифровка: