19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Колодки велосипедные

Тормозные колодки для велосипеда: типы, предназначение, установка

Хорошая тормозная система на велосипеде – это залог безопасности. Но далеко не каждый знает, какие существуют тормозные системы, как они устанавливаются и работают.

Одной из важнейших составляющих системы торможения являются колодки. Давайте детально рассмотрим, что они собой представляют.

Тормозные колодки для велосипеда

Колодки – составная часть всей системы торможения. Они могут отличаться друг от друга по форме, внешнему виду, могут быть сделаны из разных материалов и так далее.

Как же в этом всем не запутаться и выбрать то, что нужно? Ответ достаточно прост, сначала необходимо во всем разобраться.

Для того чтобы выбрать колодки, необходимо ответить на несколько простых вопросов:

  • На какой велосипед они будут установлены? Если это прогулочный, детский или любительский байк, то нет необходимости покупать самые дорогие и качественные тормоза.
  • Какая тормозная система установлена на байке? В зависимости от тормозов, колодки бывают разных форм и размеров.
  • Как часто используется велосипед, и в каких условиях? Разница действительно есть, ведь одно дело несколько раз в год проехаться до речки, и совсем другое ездить в снег и дождь по скользким горным дорожкам.

Предназначение

Колодки это так называемый расходный ресурс, который выполняет торможение под действием трения самой колодки о внутреннюю часть колеса (обод) либо ротор. Ресурс расходный, так как они со временем стираются, а значит, их необходимо менять. Но чтобы все детально понять, необходимо рассмотреть принцип действия.

Принцип действия

Рассмотрим принцип действие поэтапно и как можно проще. Имея велосипед с исправной системой торможения, принцип можно легко увидеть и понять.

  • Нажав на ручку тормоза, тормозной трос приводит в движение специальный механизм.
  • Механизм достаточно прост, при натяжении троса он начинает более плотно прилегать к тормозной поверхности обода (для тормозов типа V-brake) или ротору (в дисковых тормозах). Поверхности, которые плотно прилегает и есть те самые колодки.
  • На последнем этапе они начинают плотно прилегать к поверхности и замедляют вращение колеса. Чем сильнее натянут трос, тем сильнее трение, а значит, быстрее процесс остановки колеса.

Типы тормозов

Поняв, что такое тормозные колодки и как они действуют, можно переходить к разным типам тормозов.

Всего их существует три:

  • Барабанные.
  • V-brake.
  • Дисковые.

Сразу стоит сказать, что найти велосипед с барабанными тормозами сейчас очень сложно. Их работа устроена совершенно не так, так работа двух других видов.

Да-да, то самое торможение педалями, с которым многие знакомы с детства. Она является очень недоскональной и дорогостоящей в ремонте, поэтому рассматривать её, смысла практически нет. Если кто её и устанавливает, то зачастую это опытные велосипедисты, которые любят «Old school».

V-brake

Данные тормоза являются самыми популярными и устанавливаются на большинство велосипедов. Она достаточно дешевая и простая, но при этом надежная.

Устанавливаются V-brake чаще всего на городские, детские, а также бюджетные велосипеды. Тут все понятно, на таких велосипедах скорости не очень большие, резкое торможение необходимо очень редко, а главное – тормоза используются не так часто и изнашиваются достаточно долго.

Рассмотрим основные составные части данного механизма:

  • Тормозная ручка. Устанавливается на руль и запускает всю систему.
  • Трос. Передает натяжение и сводит рычаги.
  • Рычаги. Крепятся на переднюю вилку (впереди) и на верхние перья (сзади).
  • Тормозные колодки. Крепятся на рычаги и непосредственно соприкасаются с тормозной поверхностью.

Как можно заметить, механизм очень прост в использовании и в обслуживании. Колодки здесь имеют продолговатую форму. Чаще всего сделаны они из специальной плотной резины, которая закреплена на плотном железном или пластиковом основании.

Дисковые тормоза

Подобные системы встречаются реже, но все же их можно увидеть очень часто. Они более сложные, дорогостоящие, но более долговечные и надежные. Сложнее они при установке и настройке.

Устанавливают их чаще всего на дорогие модели, а также на шоссейные и другие спортивные байки (но не всегда, любой тип тормозов можно установить на любой велосипед, если правильно подобрать размеры).

Рассмотрим основные составные части данного механизма:

  • Ручки и тросы. Здесь все точно так же как и на V-brale.
  • Тормозной диск (ротор). Крепится к втулке на 6 болтах.
  • Адаптер. Служит механизмом для закрепления калипера на раме.
  • Калипер. Исполнительный механизм, который приводит в действие колодки.
  • Колодки. Прижимают диск, вследствие чего происходит торможение. В данной системе они имеют округлую форму.

Установка и регулировка тормозов на велосипед: инструкция

Установка процесс не сложный, но очень ответственный. Если самостоятельно не получается все настроить, то настоятельно рекомендуется обращаться к мастеру.

Процесс установки зависит от типа тормозной системы.

Рассмотрим каждую отдельно:

V-brake

  • Устанавливаем ручки на руль. Место выбираем наиболее удобно и крепко фиксируем.
  • Протягиваем тросики и вставляем рычаги в предназначенные пазы. Крепко фиксируем.
  • Прижимаем рычаги к тормозной поверхности и фиксируем. Важно, чтобы расстояние от колодки до обода было 1-3мм.
  • Проверяем работоспособность.
  • Примечание. Перед установкой рычагов пазы лучше смазать маслом; рычаги должны находится на одинаковом расстоянии от обода, для равномерного снашивания.

Дисковые

  • Крепим на руль тормозные ручки.
  • Устанавливаем калипер на место крепления.
  • Крепим ротор к втулке.
  • Проводим тросик от ручки к калиперу.
  • Вставляем колодки в калипер и фиксируем их.
  • Регулируем положение колодок при помощи специальных болтов. Их расстояние должно быть 1 мм.
Читать еще:  Название велосипедов список

Подводя итог, хочется сказать, что покупка и установка систем торможения процесс не самый простой. Для того чтобы приобрести необходимую модель, лучше всего проконсультироваться с продавцами.

Тормозные колодки для велосипеда — обзор, виды, характеристики и отзывы

Исправная тормозная система на велосипеде является залогом безопасности. Но для общего понимания надо знать, как она устанавливается и работает. Важной деталью считаются тормозные колодки для велосипеда. О них пойдет речь в статье.

Общие сведения

Колодки отличаются формой, внешним видом, материалами. Из огромного разнообразия сложно сделать правильный выбор. Как показывают отзывы велосипедистов, данные элементы следует покупать в зависимости от вида транспорта и назначения. Чтобы приобрести подходящие тормозные колодки для велосипеда, необходимо учитывать следующие нюансы:

  1. Тип транспорта. Для прогулочных, детских и любительских видов не следует выбирать дорогие приспособления.
  2. Вид тормозной системы. В зависимости от этого колодки могут отличаться формами и размерами.
  3. Частота использования. Ведь действительно важно, как часто применяется транспорт – несколько раз в год или регулярно.

Тормозные колодки для велосипеда работают под влиянием трения о внутреннюю часть колеса или ротор. Данный ресурс расходный, поскольку они стираются, поэтому их требуется менять. По отзывам пользователей, делать это нужно регулярно, чтобы тормозная система всегда была исправной.

Принцип действия

Тормозные колодки для велосипеда работают по следующему принципу:

  1. После нажатия на ручку тормоза тросом приводится в движение особый механизм.
  2. Механизм является простым, с натяжением троса он будет плотно прилегать к тормозной поверхности обода (если V-brake) или ротору (если дисковые тормоза). Плотно прилегающие поверхности и являются колодками.
  3. На завершающем этапе они плотно прилегают к поверхности, происходит замедление вращение колеса. От силы натягивания троса зависит сила трения, а также остановка колеса.

Как свидетельствуют отзывы, замену тормозных колодок на велосипеде нужно выполнять после того, как станут заметны первые признаки ухудшения их работы. Своевременная процедура обеспечит качественную работу системы торможения.

Виды тормозов

Транспортное средство с барабанными тормозами встречается редко. Они работают не так, как остальные виды. Такая система известна многим с детства. Она считается дорогостоящей в ремонте, поэтому устанавливается крайне редко.

V-brake

Такие тормоза считаются самыми популярными, поскольку присутствуют на большинстве велосипедов. Они дешевые и простые, но надежные. Устанавливают их обычно на городские, детские, бюджетные виды транспорта. На данных велосипедах скорость небольшая, поэтому резкое торможение для них не нужно.

К основным частям механизма относят:

  1. Тормозную ручку. Она крепится на руль и приводит в запуск всю систему.
  2. Трос. Благодаря ему передается натяжение и сведение рычагов.
  3. Рычаги. Устанавливаются на переднюю вилку и верхние перья.
  4. Тормозные колодки. Крепление происходит на рычаги, детали соприкасаются с тормозной поверхностью.

Как свидетельствуют отзывы, механизм достаточно прост в обслуживании. Колодки обладают продолговатой формой. Обычно они производятся из плотной резины, закрепленной на железном или пластиковом основании. Какова цена тормозных колодок на велосипед? Стоимость определяется качеством материалов. Цена начинается от 700 рублей. Более дешевые детали перетираются за 1-2 сезона при регулярном катании, менять их приходится часто.

Дисковые

Тормозные дисковые колодки для велосипеда встречаются редко. Детали являются дорогостоящими, но долговечными и надежными. Их цена достигает 1700 рублей и более. Такие элементы считаются сложными в установке и настройке. Обычно они крепятся на дорогие модели транспорта, шоссейные и прочие спортивные байки.

Механизм состоит из:

  1. Ручки и троса. Они такие же, как и в прошлом варианте.
  2. Тормозного диска. Крепление происходит к втулке на 6 болтах.
  3. Адаптера. Является механизмом для закрепления калипера на раме.
  4. Калипера. С деталью приводится в действие колодка.
  5. Колодок. Они прижимают диск, и поэтому срабатывает торможение. В этой системе они круглые.

Тормозные колодки для дисковых тормозов велосипеда могут быть механическими и гидравлическими. В первом случае происходит усиление через тросик, а во втором – благодаря заполненной жидкостью системе. По отзывам, новичкам механический вариант подходит больше.

Скрип тормозов

Часто на велосипедах сильно скрипят колодки во время торможения. С сильным зажатием вместе со звуком появляется вибрация тормозной поверхности и прокручивание колес вперед. В последнем случае наблюдается серьезное повреждение накладок по причине износа: прижимными элементами затирается обод, но они не могут его зажать, поэтому колесо проскакивает. При резких звуках не следует эксплуатировать систему, нужно узнать причину этого явления и устранить ее.

Неприятные звуки появляются на ободных и дисковых системах торможения. Причины этого явления следующие:

  1. Загрязнение диска или обода.
  2. Замасливание колодки.
  3. Жесткость материала колодок.
  4. Износ.
  5. Несоответствующее положение относительно обода.

При скрипе надо обратить внимание на поверхность: такое явление наблюдается из-за накопления грязи, жирности и влаги. Очистка выполняется растворителем: уайт-спиритом или бензином. Затем детали протираются сухим, чистым материалом.

С накоплением масла на тормозной площади не следует выбрасывать накладки. Их прокаливают до сгорания пятен. Выполняется это на нагретой поверхности или над горелкой. После исчезновения следов колодки оставляют на открытом воздухе. С такой процедурой они не будут служить долго, но качественные варианты, например, от Shimano, выдерживают нагрев и могут эксплуатироваться еще достаточно продолжительный период.

От жесткости резины зависит сила трения. Но плотный материал изнашивается не быстро, как мягкий. Недостатком мягких колодок является низкая эффективность торможения. Они редко шумят, нуждаются в частой замене. При несоответствии материала и поверхности торможения возникает быстрый износ. Чтобы этого не было, нужно выбирать оригинальные детали в специальных магазинах.

Установка V-brake

Замена тормозных колодок на велосипеде является несложным процессом. Для механизма V-brake процедура осуществляется следующим образом:

  1. Ручки необходимо установить на руль. Для их закрепления следует выбирать удобное место.
  2. Затем нужно протянуть тросики и вставить рычаги в пазы.
  3. Потом следует прижать рычаги к тормозной системе и зафиксировать. Расстояние от колодки до обода должно составлять 1-3 мм.
  4. Далее проверяется работа системы.
  5. Прежде чем устанавливать рычаги, пазы желательно смазать маслом. Эти детали должны быть на равном расстоянии от обода, чтобы изнашивание было равномерное.

Установка дисковых

Замена дисковых тормозных колодок на велосипеде осуществляется следующим способом:

  1. На руль надо закрепить тормозные ручки.
  2. Калипер устанавливается на свое место.
  3. Ротор надо закрепить к втулке.
  4. Тросик необходимо провести от ручки к калиперу.
  5. Колодки вставляются в калипер, а затем фиксируются.
  6. Колодки требуется отрегулировать специальными болтами. Их расстояние должно составлять 1 мм.

Таким образом, приобретение и установка тормозной системы является ключевым фактором для обеспечения безопасной эксплуатации транспорта. Чтобы выбрать нужную модель, желательно посоветоваться с продавцом. Важно выбирать подходящие к своему велосипеду тормозные колодки.

Тормозные колодки для велосипеда: разновидности и советы по выбору

Велосипед без тормозов – прямой путь к аварии. Лишь немногие модели велосипедов для экстрима, велофристайла не оснащены тормозами, либо желающие рисковать жизнью ради адреналина байкеры самостоятельно снимают имеющиеся по умолчанию велосипедные тормоза. Но спокойная и быстрая езда без них невозможна.

Велоиндустрия предлагает следующие типы тормозов: V-brake, барабанные и дисковые. Первые – дешёвые, с небольшим ресурсом, вторые – компромиссный вариант, третьи – самые «долгоиграющие», но и дорогие.

V-brake

Тормоза V-brake – простейшая конструкция в виде буквы V, приводимая в действие при помощи троса. В качестве тормозного диска выступает сам обод без какого-либо дополнительного слоя или иной основы. Рычаги такого тормоза предельно просты – они напоминают смыкающиеся части подпружиненной скобы. Как и во всех тормозах, толкающее усилие от тормозной ручки на руле передаётся с помощью троса, заключённого в «рубашку» – водонепроницаемую трубку из пластика, предотвращающую поцарапывание и преждевременное ржавление стальных нитей.

Ободные тормозные колодки здесь навинчиваются на элементы скобы при помощи болтов с гайками и гроверными шайбами. Важно не перепутать левый и правый – колодки изогнуты по форме обода, а не стоят прямо, как бруски, что даёт возможность тормозить быстрее и эффективнее. Средняя линия колодки совпадает со средней линией обода.

Сам обод при этом имеет рифлёную, «рябую» поверхность, причём эта «рябь» параллельна его внешней окружности, что позволяет колодке быстрее притереться и «вклиниться» в него при торможении, создавая предельно большую площадь соприкосновения трущихся поверхностей. Размеры обода не имеют особого значения – эффективность ободных тормозов при разном диаметре колеса существенно не разнится.

Колодка V-brake, хоть и имеет стальную основу, со стороны тормозящей поверхности имеет слой полимера – чаще всего пластика или композита. Хотя с помощью V-brake удаётся остановиться почти мгновенно, этот слой быстро изнашивается из-за высокой угловой скорости обода. Она в разы больше, чем тормозные поверхности у тормозов других типов, в которых трущиеся слои находятся намного ближе к центру колеса (втулке). Сменными являются лишь сами колодки, далее по частоте сменяемости располагаются тросы.

Тормозную V-образную скобу можно не менять несколько лет – она считается самой долговечной деталью, как и рукоятки на руле. Однако, продолжая ездить с истёртыми до стали колодками, вы соскабливаете алюминий слой за слоем, из которого состоит обод, и в конце концов на полной скорости он существенно погнётся, если не переломится. Последнее уже опасно для жизни. Для наивысшего уровня безопасности ободные тормоза ставятся в полном комплекте – передние и задние.

Дисковые

Основой для торможения у дисковых тормозов является диск, в несколько раз меньший по диаметру, чем обод колеса. Диск закрепляется на спицах с помощью специальных креплений на болтовой основе со скобами, плотно охватывающими спицу. Установка его значительно сложнее, чем тормозных скоб для V-brake. Дисковые тормоза ставятся преимущественно на велосипеды высокого и среднего ценового сегмента. Например, они нашли своё применение на большинстве шоссейных траков, где из-за скорости в 40 и более километров в час применение V-brake не оправдано. Те, в свою очередь, быстро бы перегрелись и стёрлись, когда нужно резко притормозить при спуске с небольшого уклона по трассе или возле опасного поворота.

Тормозной ротор (круглый в плоскости вращения колеса диск) требует для крепления не менее 6 точек опоры. Адаптер механизма позволяет закрепить тормозной калипер на раме. Последний, в свою очередь, задействует колодки при нажатии на тормозные рукоятки на руле. Колодки, наконец, непосредственно участвуют в затормаживании байка. Вместо тросов дисковые тормоза используют и гидравлическую систему – трубки с жидкостью, вроде той, что применяется на авто.

Гидравлика поднимает стоимость ещё как минимум вдвое, но управляемость ощущается тоньше и отчётливее, что позволяет байкеру ездить по более сложным и непредсказуемым дорогам.

Барабанные

Барабанный тормоз – классика велоиндустрии. Именно с него и началось развитие тормозной системы. Корпус втулки – барабан, в котором колодки входят в состав обычного втулочно-подшипникового механизма. Когда велосипедист прокручивает педали в обратную движению сторону, колодки прижимаются плотнее к внутренней поверхности втулки, за счёт чего байк и тормозит.

Они долговечны и не требуют замены годами – скорее, у вас выйдут из строя сами шарикоподшипники и другие запчасти, чем сами колодки, так как во втулку набивается от чайной до двух столовых ложек литола или солидола, служащего смазкой. Она и снимает трение сухих до этого колодок на 98%. Все детали, включая колодки – стальные, что также обеспечивает их долговечность. Никаких алюминия, композита, пластика и резины, как в тормозах иных типов.

Материалы изготовления

Основа тормозных колодок дисковых или V-образных тормозов – сталь или алюминиевый сплав. Дисковый ротор колеса чаще всего изготавливают именно на такой основе. А вот сами колодки в качестве рабочего слоя могут использовать керамику, спрессованный и спечённый алюминиевый порошок, пластик, резину или высокопрочный компаунд.

Тормозные колодки из прессованной печёной металлической пудры – самые «долгоиграющие». Их сфера применения – дисковый тормоз. Недостаток – менее эффективное затормаживание (больший тормозной путь). Но именно этим они и ценны на гоночных велосипедах. Дело в том, что слишком быстрое торможение на скорости 30-40 км/ч чревато выбрасыванием велосипедиста из седла. Здесь-то и нужен тормозной путь до сотен (а не в десяток-другой) метров, да и покрышка после нескольких резких торможений сдирается до корда. А вот при спуске с холма слишком долгое торможение нежелательно – можно вообще не сбавить скорость, на первом же повороте или неровности врезаться в любое препятствие, не вписавшись в резкий поворот.

Керамические колодки также не очень «отзывчивы». При сильном сдавливании во время резкого торможения их легко разбить. Тогда тормоз начисто откажет, что также опасно.

Композит несколько лучше керамики, например, тот же пластик. При перегреве, например, во время затяжного спуска по дороге с уклоном, пластик растачивается крайне быстро. Такие тормоза более эффективны, чем из металла и керамики.

Резиновые (Resin PAD) – самые эффективные, но и наименее износостойкие тормоза. Несколько сотен метров тормозного пути с крутого холма начисто их «убьют». Они обеспечивают самое сильное сцепление с ободом или диском, но до поры до времени: после стирания резины до металла, пластика или композита, из которого состоит несущая часть, они становятся такими же неэффективными, как и металлические/керамические, однако начинают усиленно истирать обод либо диск.

Полуметаллические модели – гибрид композита и металла. Металлический порошок (в соотношении, например, 1: 1, 1: 1,5) смешан с особо прочным компаундом. Эффективность торможения – средняя.

Помните, что чем твёрже и прочнее материал колодок, тем дольше он прослужит, но менее эффективно затормозит и громче заскрипит.

Бренды

Общепризнанными гигантами велоиндустрии за последние 10-20 лет считаются американская компания Sram и японская фирма Shimano. Китайские и тайваньские производители (например, Artek), коих десятки, также стремятся повысить качество своей продукции хотя бы до японского уровня, и небезуспешно. Некоторые экономные потребители бодро рапортуют о весьма неплохом ресурсе тормозов для не слишком экстремального катания, например, на прогулке или при дальних велопоходах, велопутешествиях.

С простым V-brake от Shimano, установленным на дешёвом горном байке за 10-20 тысяч рублей, вы без проблем проедете 1000-2000 километров по трассам (и будучи проездом в городах по пути), и всё же смените изношенные колодки на новые.

Об их износе вы догадаетесь как по резко уменьшившемуся тормозному эффекту, так и по потере плавности соприкосновения. Возможно, «резиновый» скрип изменится на металлический лязг.

Какой бы тормоз вы ни выбрали и сколько бы он ни прослужил, не экономьте на безопасности. Тормоза придумали не столько трусы, сколько те, кто не хотел бы, чтобы из-за их отсутствия люди теряли здоровье, а то и жизнь. Как только торможение существенно ухудшилось из-за износа трущихся поверхностей – меняйте и колодки, и сами обода (диски, барабанные втулки).

Далее смотрите видео о том, как заменить или установить тормозные колодки на дисковых тормозах велосипеда.

Все права защищены, 14+

Запрещено использование любых материалов без нашего предварительного письменного согласия.

Какие бывают велосипедные тормозные колодки и их обслуживание

9 минут Автор: Михаил Скворцов 164

Каждый велосипедист мечтает о том, чтобы его двухколесный слуга ездил как можно легче и быстрее набирал скорость. Скоростной показатель, бесспорно, имеет огромный вес, однако велосипед надо четко и вовремя останавливать. И если динамика движения зависит от многих факторов, к примеру, типа, веса и габаритов, то быстрое и плавное снижение скорости обеспечивает эффективная тормозная система.

Тормозные колодки: принцип действия

Огромное распространение на байках получили тормоза, работающие по принципу зажима движущегося колеса. Существуют также и ножные (педальные) тормоза, но встретить их можно, разве что, на великах советской сборки и на некоторых представителях «дорожной» масти. В общем, словосочетание «велосипедный тормоз» почти всегда подразумевает собой набор нескольких деталей: зажимная клешня, трос, корпус, на котором зафиксированы прижимные элементы.

Тормозные колодки для велосипеда служат инструментом замедления: при нажатии на пусковую ручку (клешню) трос вытягивается и заставляет сжиматься корпус. В результате этого колодки сближаются и достигают обода. От силы прижатия напрямую зависит время замедления и величина тормозного пути: чем скорее колодки «схватят» обод, тем быстрее велосипед примет неподвижное положение. В особо неприятных случаях при резкой блокировке переднего колеса велосипедист может даже перелететь через руль своего транспортного средства, поэтому пользоваться тормозом тоже надо с умом.

Чуть выше мы говорили о так называемой ободной системе торможения. Широкое распространение получили дисковые тормоза, где в качестве рабочей поверхности выступает не обод, а металлический диск, расположенный по центру колеса. В движении диск вращается синхронно со всем колесом, благодаря чему, собственно, и достигается снижение скорости при его сжатии колодками. В зависимости от привода и места установки, они разделяются на механические и гидравлические, передние и задние, соответственно.

Что касается ободных тормозов, то это всем известные ви-брейки, а также кантилеверы и клещевики. Все эти системы воздействуют непосредственно на обод колеса через колодки и могут устанавливаться на оба колеса или отдельно на каждое в качестве дополнительного тормоза. Цена на такие устройства существенно ниже, по сравнению с расценками на дисковые механические и, тем более, гидравлические тормоза, да и монтировать их намного проще.

«Стоп! — скажут некоторые велосипедисты, – а как же разделение по материалу?» Действительно, колодки могут быть как из металла, так и из резины. Точнее говоря, у представителей первого типа тормозящая поверхность металлическая, у второго – органическая.

Металлические колодки для тормозов – изделия, получаемые спеканием металлосодержащих веществ. Органика не содержит в себе примесей металла, а является смесью органических наполнителей и связующего – эластомера. В зависимости от количества последнего, определяется их жесткость: чем больше резины, тем колодки мягче. Говоря о материале эластомерно-органических накладок, мы не берем в расчет каркас – он по умолчанию металлический.

У того и другого типа есть свои преимущества и недостатки. Посмотрим, в чем превосходят, а где уступают они друг другу.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector