50 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крепление седла к подседельному штырю

Содержание

Как выбрать подседельный штырь

Подседельный штырь (более старое название — подседельный крюк) необходим для крепления седла и регулировки его высоты и положения над рамой велосипеда. Штыри давно уже делают не только из стали; моду теперь задают алюминиевые сплавы и композитные материалы, например, карбон. Штыри из этого материла более легкие, чем алюминиевые, обладают большим ресурсом, но они, соответственно, и более дорогие. В небольших количествах, чаще на заказ, делают штыри из титана. Также проводятся эксперименты с применением сплавов с добавлением магния.

Штыри баттируют — в месте наибольших нагрузок (там, где штырь входит в подседельную трубу) стенки утолщают, а ближе к замку делают более тонкими. В результате вес штыря уменьшается, а надежность возрастает. Качественные высокопрочные штыри делают из катаных труб, которые затем подвергают механической обработки для баттинга и тщательно шлифуют, делая поверхность гладкой, дабы убрать с поверхности концентраторы напряжений. Детали замка фрезеруют из кованого алюминия, рабочие поверхности шлифуют, болты и гайки делают из высокопрочной термообработанной стали или титана. Штыри для велосипедов экстремального направления делают изогнутыми (для более выгодного перераспределения веса велосипедиста). Такие штыри выпускает, к примеру, фирма THOMSON — модель Masterpiece. Если вы не счастливый обладатель двухподвеса, то максимальный комфорт сможет обеспечить только подседельный штырь с амортизатором. Так какой же выбрать подседельный штырь?

Виды подседельных штырей.

Подседельный штырь со съёмным замком.

В самом простом и дешевом варианте он представляет собой калиброванную стальную трубу 20 — 45 см в длину и диаметром 2,22 см. Подседельный штырь вставляют одним концом в подседельную трубу рамы и зажимают там специальным подседельным хомутом с помощью болта или эксцентрика. На верхнюю часть штыря надевается узел, имеющий снизу зажим, а сверху устройство, в которое вставляется рамка седла — замок. Рельсы рамки с зажимом скрепляются всего одним болтом и одной гайкой. Для регулировки наклона седла по вертикали предусмотрены специальные встроенные в замок гайки с насечками. Диаметры подседельных штырей в месте их входа в раму могут быть разными — 2,70 см, 2,64 см, 2,54 см и т. д., но в месте контакта с замком он всегда имеет стандартный размер 2,22 см. Это самая старая конструкция, достаточно тяжелая, но по сравнению с другими типами замков для подседельных штырей довольная надежная.

Одноболтовый подседельный штырь.

Продающиеся сейчас велосипеды укомплектованы подседельным штырем с интегрированным замком (зажимом), который скрепляется одним болтом (иногда двумя).

Подседельный одноболтовый штырь

В одноболтовых подседельных штырях рельсы седла зажимаются между верхним и нижним шлицевыми зажимами (салазками) с помощью одного вертикального болта. Контактные поверхности горизонтального кронштейна подседельного штыря и нижних салазок изогнуты. Наклон седла регулируется методом сдивигания их относительно друг друга. Изменять расстояние от руля до седла можно перемещая рельсы седла относительно салазок. Пример — штыри PRO LT, SHIMANO DURA-АСЕ SP-7410 и ULTEGRA SP-6600. Так как в такой конструкции штыря седло держится всего на одном единственном болте, то при его поломке оно просто отваливается. Поэтому для большей надежности и безопасности мы настоятельно рекомендуем или не покупать штыри такой конструкции, или покупать штыри, в которых предусмотрены два рядом стоящих вертикальных болта, например, — PRO XLT.

Двухболтовый подседельный штырь.

Подседельный двухболтовый штырь.

  1. Зажимной болт
  2. Нижние салазки
  3. Верхние салазки
  4. Гайка
  5. Замок (кронштейн)
  6. Регулировочный болт (microadjust)
  7. Рельсы седла
  8. Подседельный штырь

У настоящих двухболтовых штырей зажимные болты расположены по разные стороны от штыря. С помощью двух болтов можно очень точно регулировать и фиксировать положение и наклон седла, обычно их называют microadjust. Кроме того, такой механизм, даже если он и чуть тяжелее одноболтового, зато прочнее, надежнее и безопаснее. Салазки замка у двухболтовых штырей длиннее, чем у одноболтовых. Из-за этого фиксация рельс седла более надёжна, нагрузка более равномерна распределяется по всей длине салазок, отсутствует концентрация напряжения на одном единственном болте и поэтому существенно меньше опасность внезапной поломки замка. На каждый подседельный штырь нанесена специальная горизонтальная черта. Эта метка указывает максимально допустимое место фиксации штыря в подседельной трубе, ниже которой нельзя зажимать штырь, чтобы не сломать его или раму.

Внимание! На велосипеде присутствует несколько жизненно важных деталей, на которых нельзя экономить! К ним относятся: подседельные штыри, рули, замки, тормоза и выносы. Их неожиданная поломка приведёт к серьёзным травмам или ДТП.

Назначение подседельного штыря, разновидности и размеры детали

При занятиях велоспортом как на профессиональном, так и на любительском уровне, первоочередное значение имеет безопасность эксплуатации транспортного средства и правильная посадка, минимизирующая риск получения травм. Поэтому на подседельный штырь, наряду с самим седлом, рамой, конструкцией руля и тормозов при выборе велосипеда необходимо обращать особое внимание. Также его можно приобрести отдельно и установить самостоятельно.

Особенности детали

Подседельный штырь (seatpost) — деталь, с помощью которой седло «насаживается» на раму. Ее нижнюю часть надежно фиксируют хомутом или зажимом, верхнюю — с помощью специального замка, «закрывающего» направляющие. Снаружи штырь неотличим от тонкостенной трубы сравнительно небольшого диаметра. Внутрь может быть «вложена» еще одна труба, потоньше. Деталь можно двигать в соответствующей трубе рамы или раскладывать, как подзорную трубу, индивидуально подгоняя под себя высоту седла.

Пройдите опрос

Подседельные штыри изготавливают из следующих материалов:

  1. Сталь. Максимально демократичный по стоимости, поэтому наиболее распространенный вариант. При этом надежность элемента тоже очень неплохая. Часто тем, кто не занимается велоспортом профессионально, ничего больше и не требуется.
  2. Алюминиевые сплавы. Также довольно популярны, их преимущество перед сталью — меньший вес, но стоят они немного дороже. Такая деталь точно не пострадает от коррозии. Но зато в случае механического воздействия алюминиевый штырь сломается сразу, а сталь сначала даст трещину, позволяя вовремя заменить элемент.
  3. Углепластик (карбон). До недавнего времени оставались прерогативой профессиональных спортсменов, но сейчас, когда стоимость ощутимо снизилась, их могут позволить себе многие пользователи. Ценятся за прочность и легкость. При этом карбон довольно хрупкий, поэтому стягивая деталь замками и зажимами, важно не переусердствовать, иначе она треснет. Специалисты рекомендуют приобретать подобные штыри исключительно для велосипедов с рамами из того же материала.
  4. Титан, скандий. Вариант для профессионалов или тех, кто может потратить на детали для велосипеда очень большую сумму. Такие штыри отличаются легкостью, прочностью и надежностью — сломать их практически невозможно.

Если для велосипедиста критически важным фактором является вес байка, рекомендуется присмотреться к баттированным трубам. У таких штырей толщина стенок достигает максимума в месте крепления к седлу, ближе к раме они тоньше.

Место расположения подседельного штыря
Титановый
Из скандия
Карбоновый
Алюминиевый
Стальной

Разновидности

Велосипедные штыри делят на несколько типов в зависимости от конструктивных особенностей. Каждый вариант не лишен определенных достоинств и недостатков. При выборе необходимо учитывать все нюансы.

Телескопический

Штырь по конструкции действительно напоминает телескоп — он состоит из двух вложенных одна в другую труб разного диаметра. Высоту посадки можно сравнительно быстро изменить прямо во время поездки. Подъемы удобнее преодолевать, слегка приподнявшись над педалями, на спусках и равнинной местности можно немного опустить седло, снижая сопротивление встречному воздушному потоку.

Недостатками конструкции являются:

  • при длительной эксплуатации седло имеет тенденцию «проседать»;
  • штырь отличается меньшей прочностью по сравнению с жестким;
  • у низкокачественных деталей между трубами быстро образуется люфт, во время поездки велосипед начинает дребезжать.

При выборе самого простого варианта телескопического велосипедного штыря желающему изменить высоту посадки нужно остановиться, спуститься с транспортного средства, снять седло, отрегулировать длину трубы вручную и вновь поставить сиденье на место. У более «продвинутых» моделей под седлом встроен рычаг, позволяющий проделать необходимые манипуляции прямо на ходу, но это требует от велосипедиста определенной сноровки.

Максимально удобен гидравлический телескопический штырь, рычаг управления которым размещен рядом с ручкой руля. Его преимущества, двигаясь по горной местности, сразу оценит любой велосипедист. Есть и недостатки — большая масса, высокая стоимость, необходимость регулярного техобслуживания.

Жесткий

По сути это просто отрезок трубы. Подобные элементы ценятся велосипедистами-любителями за простоту эксплуатации, надежность, прочность, легкость, долговечность, демократичную стоимость. Такому подседельному штырю не требуется дорогостоящее техническое обслуживание. Относительный недостаток — ограниченный комфорт.

Интегрированный

Для любительского велосипеда — экзотический вариант. Представляет собой единое целое с рамой. Изготавливают такой байк чаще всего по индивидуальному заказу с учетом роста конкретного спортсмена. В дальнейшем его высоту отрегулировать невозможно.

Применение конструкции оправданно, если необходимо максимально облегчить вес, поэтому деталь (а также раму, стойку руля) изготавливают из карбона. При этом неизбежно страдают комфортность и универсальность. Но те, кто профессионально занимаются ВМХ или велотреком, готовы идти на жертвы.

Размеры

Штыри, как и предназначенные для их установки подседельные трубы велосипеда, различаются по диаметру. Поэтому отправляясь в магазин, предварительно необходимо провести соответствующие измерения. Максимально точные результаты дает штангенциркуль, менее, но тоже приемлемые — обычная школьная линейка.

Когда диаметр детали больше, чем отверстие в раме — это фатальная ошибка. Если наоборот — ее можно установить, но понадобится специальный переходник. Чаще всего в продаже можно встретить штыри следующего диаметра:

  • 25 мм (так называемый советский стандарт, характерный для абсолютного большинства выпущенных в СССР велосипедов), ему соответствует труба на раме диаметром в дюйм;
  • 27,2 мм — для трубы диаметром 1,1 дюйма;
  • 31,6 мм — для трубы диаметром 1,25 дюйма.

Многие бренды изготавливают трубы на раме в нестандартных размерах. Это, например, Trek (26, 26,8; 29,2 мм) Giant (29,6; 30,8 мм), Shulz (31,4; 31,8; 33,9 мм), Atom FXC (31,2 мм). Найти для них подходящую деталь может быть проблематично. В целом диаметр подседельных штырей варьируется от 22 до 35 мм.

С длиной штыря все гораздо проще. Для городских и шоссейных велосипедов она составляет 27–30 см, для горных – 35–40 см. Примерно в 10–12 см от конца есть отметка, выше которой деталь из рамы выдвигать нельзя, иначе это может привести к поломке деталей.

Крепление

Надежное крепление седла к штырю обеспечивает специальный замок. В раме элемент фиксирует хомут или зажим. Замок (единое целое со штырем или отдельная деталь) может быть:

  • одноболтовым (довольно грубая регулировка высоты и угла наклона седла);
  • двухболтовым (возможность подогнать под себя эти параметры с высокой точностью);
  • оригинальным (уникальные конструкции отдельных брендов).

Зажимы и хомуты бывают болтовыми или эксцентриковыми. Во втором случае, чтобы их снять, не требуются никакие инструменты, достаточно физического усилия. Зато первый вариант до некоторой степени защищает седло от кражи.

Штырь может крепиться несколькими способами:

  1. Нижняя часть вставляется в раму. Эксцентриковый зажим или хомут «захлопывается», болтовой — закручивается шестигранным ключом.
  2. На верхнюю часть надевается седло. Одноболтовый замок просто «сжимает» раму с помощью двух полукружий, стянутых специальным болтом. Для надежной фиксации необходимы отвертка и гаечный ключ. У двухболтового крепежные элементы вкручиваются непосредственно в крепление седла, конструктивно предусмотрены «вставки» для них.

Для хомутов и замков с болтами нужны шестигранные ключи или отвертка с обычными ключами. Рекомендуется поискать мультитул, где есть все необходимое, и возить инструмент с собой постоянно. Много места в подседельной сумке или в кармане он не займет.

Подседельная труба (или штырь) — одна из важных деталей байка. Ее внезапная поломка вполне может спровоцировать дорожную аварию или причинение вреда здоровью велосипедиста. Поэтому экономить на ней ни в коем случае нельзя — деталь подбирают так, чтобы обеспечить максимальный комфорт и безопасность при эксплуатации транспортного средства.

Видео


Стандарты крепления седла

Шарнирный подседельный штырь

Казалось бы, есть такие простые штуки, как седло и подседельный штырь. Ну что может быть сложного и непонятного. Однако, даже тут существует возможность купить несовместимый с рамой подседелыный штырь, а также седло, одеть которое на этот штырь у вас не получится. В этой статье мы, как раз, и рассмотрим различные системы крепления велосипедного седла к подседельному штырю.
Их не так уж много, но они отличаются друг от друга весьма радикально, как ценой, так и конструкцией.

Самый простой и дешевый способ

Самое простое и примитивное крепление седла к подседельному штырю — отсутствие крепления на этом самом штыре. Такое вы можете наблюдать, например, на старых советских велосипедах или на современных недорогих городских моделях. Суть заключается в том, что подседельный штырь представляет собой банальную трубу, часто с уменьшением диаметра к концу, а седло крепится к нему посредством хомута. Этот хомут либо встроен в конструкцию седла, либо вообще представляет собой отдельную деталь.

Одноболтовое крепление

Это тип крепления для самого распространенного сейчас типа седла — седла на рельсах. В этом случае седло крепится к кронштейну подседельного штыря посредством двух салазок, верхней и нижней, скрепленных одним болтом посередине. Наклон седла в этой конструкции регулируется благодаря тому, что поверхность кронштейна и поверхность салазок имеют округлый профиль. Седлу задается нужный угол наклона и после этого оно затягивается болтом. Преимуществами этой конструкции являются дешевизна и возможность экономии веса по сравнению с другими видами креплений.

Двухболтовое крепление

Конструкция похожа на предыдущую, две салазки, крепящие рельсы седла затягиваются двумя болтами расположенными с разных сторон. По сравнению с одноболтовой такая конструкция более равномерно распределяет нагрузку на салазки, что уменьшает риск их поломки. Настройка угла наклона седла осуществляется гораздо проще и точнее. Делается это при помощи затяжки заднего, либо переднего болта.
Эта конструкция является наиболее распространенной и удобной, вероятность того что встретитесь вы именно с ней близка к единице.

Шарнирный подседельный штырь

Он же широко известен как пивотал. Здесь седло устанавливается на кронштейн с горизонтальными шлицами, выставляется на нужный угол и фиксируется болтом, закручиваемым сверху через специальное отверстие. Такая система используется в бмх-велосипедах, а также в некоторых стритовых и дертовых. Седло пивотал очень тяжело провернуть, намного меньше вероятность того, что оно сломается или разболтается при сильных ударах и падениях, которых случается в избытке при занятиях велосипедным фристайлом. Эти же особенности делают такие подседелы нишевым продуктом, практически не встречающимися за пределами своей ниши.

Подседельные штыри со сложной уникальной системой крепления

Помимо перечисленных основных видов крепления седла существует еще огромное количество различных запатентованных систем. В этих моделях производители стараются либо уменьшить вес, либо упростить настройку, либо сделать установку седла более комфортной. Как правило, такие модели весьма эксклюзивны, производятся одним брендом и имеют довольно высокую стоимость.

Например, штырь Fizik Cyrano R3 имеет регулировочное колесо для быстрой настройки угла наклона седла и позволяет устанавливать седло в обе стороны.

Штырь Crankbtrothers Cobalt 3 имеет одноболтовое горизонтальное крепление, которое значительно упрощает установку седла.

Резюме

Как вы видите, даже в таком простом вопросе, как установка седла на подседельный штырь велоиндустрия смогла предоставить нам разнообразие и целый ряд сюрпризов. На самом деле, скорее всего вы встретитесь с обычным двухболтовым креплением седла на рельсах, если, конечно, не занимаетесь чем-нибудь очень нишевым, вроде велотриала, или не планируете купить подседельный штырь по цене велосипеда.

Подседельные штыри для велосипеда

6 минут Автор: Михаил Скворцов 548

Подседельный штырь – труба, на которую опирается сиденье велосипеда. Она сливает седло с рамой в единую систему и позволяет этим двум деталям взаимодействовать.

Зачем нужен подседельный штырь?

Основная функция подседельного штыря – регулировка высоты седла. Также при помощи специальных замков труба регулирует угол наклона сиденья. От этих параметров зависит правильность и удобcтво посадки человека на байке, получение максимального коэффициента полезного действия от усилий велосипедиста.

Из какого материала должна быть изготовлена подседельная труба?
Сейчас примерно 90% подседельных штырей для велосипеда делается из алюминия. Этот метал очень легкий, но обладает прочностью, которой достаточно, чтобы выдерживать значительные нагрузки. Подседельные трубы для велосипедов очень дешевых серий, например, «Украина», делаются из стали. Такие штыри очень жесткие и прочные, но гораздо более тяжелые, чем алюминиевые.

На велосипеды, которые используются в спортивных соревнованиях, ставятся карбоновые подседельные трубы. Такие детали более легкие, чем алюминиевые, и позволяют снизить вес велосипеда на 100-200 грамм. В то же время карбоновые трубы не уступают алюминиевым по прочности. Именно за это их любят спортсмены.

На самые дорогие и престижные модели байков ставятся подседельные штыри из скандия. Они еще более легкие, чем карбоновые, но имеют очень высокую стоимость.

Какой должна быть длина подседельного штыря?

Длина подседельного штыря должна составлять не менее 30 см. На большинстве современных велосипедов применяются трубы длиной 30-40 см. На некоторых моделях байков эконом-класса ставятся очень короткие подседельные штыри (до 15 см). Такая особенность не позволяет выдвинуть трубу выше и соблюдать правильную посадку на велосипеде.

Проверить длину подседельного штыря при покупке байка очень легко. Нужно всего лишь открыть эксцентрик (барашек), который находится у основания трубы, и чуть-чуть потянуть трубку вверх. Если эта деталь короткая, она легко выскользнет, если длинная, будет тянуться медленно и потребует приложения усилий.

Определить нужную длину подседельного штыря на конкретном байке очень просто. Для этого его нужно выдвинуть до максимально возможной отметки, которая обозначается длинной белой черточкой. После проведения этой процедуры необходимо сесть на велосипед. Если при осадке ноги не касаются асфальта, но достают до педалей в нижней точке их вращения, значит, подседельная труба достаточно длинная. Если нижние конечности дотягиваются до асфальта, нужно менять устройство или байк.
В хороших велосипедных магазинах байки, которые стоят на витрине, имеют максимально поднятое седло и никаких дополнительных манипуляций с ними проводить не нужно. Достаточно просто оседлать железного коня.

Какой должен быть диаметр подседельной трубы?

Существует 3 основных диаметра подседельных труб для велосипеда:

Диаметр 25 мм использовался в советских велосипедах. Сейчас байки с такой шириной штыря не выпускаются, но рамы с ней активно используются. Диаметры 27,2 и 31,6 мм применяются на всех современных велосипедах, вне зависимости от класса и предназначения.

Некоторые производители делают рамы с отверстием для подседельного штыря другой ширины. Трубы под них нужно подбирать индивидуально. Узнать диаметр подседельного штыря можно в табличке с характеристиками, которая крепится к велосипеду, стоящему на витрине, или вывешивается на сайте магазина.

Какие типы замков устанавливаются на подседельные штыри?

Существует 3 типа замков, которые ставятся на подседельные штыри:

  1. Одноболтовые. Такие устройства грубо регулируют наклон седла.
  2. Двухболтовые. Эти механизмы позволяют более тонко настроить положение сиденья.
  3. Оригинальные. Отдельные производители устанавливают на свои байки премиум класса очень сложные замки запатентованных конструкций. Высокая стоимость штырей с ними не всегда оправдывается при эксплуатации велосипеда.

В зависимости от положения по отношению к трубе подседельного штыря замки бывают таких видов:

  • Со смещением назад – самый распространенный тип.
  • Без смещения. Устройства этого вида обеспечивают чуть сдвинутую вперед посадку.

Какими дополнительными устройствами оснащаются подседельные трубы?

Амортизатор

До начала XXI века подседельный штырь был просто полой трубкой с креплением для седла на одном из концов. Но с начала 2000-х годов стали приобретать популярность штыри с амортизатором. Такие устройства значительно смягчают нагрузку и удары седла по ягодичным мышцам при езде на пересеченной местности или по грунтовым дорогам.

Все амортизационные механизмы для подседельных штырей делятся на 2 вида:

Трубы, оснащенные устройствами первого типа, относительно дешевы, но имеют малый срок службы, особенно если байк используется человеком с весом больше 90 кг.

Штыри, оборудованные механизмами второго типа, стоят в несколько раз больше, но обеспечивают максимальное уменьшение нагрузки на ягодичные мышцы.

Телескопическое устройство

Также на велосипеды, которые предназначены для езды по бездорожью, (двухподвесы) иногда ставятся телескопические подседельные штыри. Они состоят из двух труб. Верхняя из них втягивается в нижнюю. Эта особенность позволяет максимально выдвигать вверх седло при езде по шоссе и уменьшать его высоту при прогулках вне дорог.

Регулятор высоты

Подвидом телескопических подседельных штырей являются трубы с регулятором высоты. В них тросик от направляющего устройства протягивается к специальной кнопочке, установленной на руле. При помощи последней велосипедист может, не вставая с байка, менять высоту седла. Трубы с регулятором редко устанавливаются на велосипеды в заводских условиях. Приобрести их можно только в магазинах для профессиональных райдеров.

Окончательный выбор подседельного штыря зависит только от предпочтений и финансовых возможностей владельца велосипеда. Для прогулок по городу будет достаточно простой трубы с одноболтовым смещенным назад замком. Только для экстремальных гонок по бездорожью нужны сложные, оборудованные различными «примочками» подседельные трубы.

Читать еще:  Как выбрать бу велосипед
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector