Лучшие покрышки для велосипеда
Покрышки для велосипеда: параметры при выборе, лучшие производители, отзывы
Резиновая упругая оболочка является необходимым элементом любого колеса. Это изделие надевается на обод колеса и берет на себя все важные функции. Главная задача — обеспечить правильное и комфортное сцепление велосипеда и дороги.
Анатомия покрышки
Для того чтобы правильно расшифровывать цифры на резиновых покрышках, следует разбираться в строении и маркировке.
Покрышка включает в себя следующие составляющие:
- Протектор — внешнее покрытие шины. В центре располагается зона беговой дорожки, а по краям шипы для сцепления с грунтом. Протектор имеет разный рисунок и глубину, что позволяет выбирать материал в зависимости от назначения велосипеда. Позитивный рисунок — характеризуется такой же или большей площадью по отношению к размеру канавок. Применяется для езды на твердой дорожной поверхности. Негативный рисунок: грунтозацепы выше и имеют уменьшенную площадь в сравнении с размером канавок. Такая система помогает легко цепляться при движении на почве, песке, грязи и снегу.
- Корд — создает весь каркас покрышке. Он состоит из различных синтетических нитей. Чем плотнее нити прилегают друг к другу, тем крепче покрытие. При выборе корда следует обращать внимание на значение TPI, которое означает количество стежков. На бюджетных моделях зачастую указывается значение в пределах 24-67 TPI. У шоссейных покрышек значение поднимается до 60-130 TPI. У гоночных велосипедов значение TPI около 300-320. Дешевые покрышки имеют слабый переплет и низкие прочностные характеристики. Некоторые производители увеличивают толщину резины, тем самым повышая вес велосипеда.
- Бортировочный трос необходим для поддержки шины на ободе. Изготавливается из стальных проволок и кевларовых нитей. Широко распространены клинчерные шины со стальным тросом. Шины из кевларовых составляющих компактно складываются, поэтому их называют разборными. Они весят немного меньше, за счет этого стоят дороже.
- Борта шины обладают высокой износостойкостью.
Различают несколько видов в зависимости от назначения:
- Имеет небольшую плотность плетения и толстую прослойку резины. В основном применяется в бюджетных моделях.
- Имеет плотное сцепление составляющих и толстый слой резины. Применяется для выполнения дорогих моделей.
Как и какие выбрать покрышки для велосипеда
12 минут Автор: Михаил Скворцов 59
Велосипедные покрышки влияют на поведение велосипеда на дороге больше, чем любая другая его деталь. От качества вело покрышек зависит не только комфорт езды, но и безопасность передвижения, особенно на мокрой дороге. Понятно, что чем выше качество резины, тем дороже стоит покрышка.
При выборе покрышки для велосипеда важно учесть следующие факторы:
- время года;
- погодные условия;
- состояние дороги (асфальт, почва, щебень, песок, грязь, снег и лёд).
Качество резины
Велосипедные шины могут быть изготовлены из резины или композитного материала ─ так называемого компаунда. Резина имеет лучшее сцепление с дорогой, но быстрее истирается. Составным веществом компаунда часто является кремний. За одинаковую цену покрышка из компаунда будет лучше по долговечности, чем резиновая шина. Отличить новое резиновое изделие от композита можно на ощупь, протерев сухим пальцем с силой по поверхности ─ чистая резина будет притираться и скрипеть.
Резина как материал получается путём добавления в каучук наполнителя и последующего укрепления этого соединения серой, содержащейся в саже, методом вулканизации. Худшего качества резина имеет наибольшее количество наполнителя.
Резина для велосипеда может быть натуральной или синтетической.
- Искусственный каучук дешевле натурального, но из него можно изготовить маслостойкую резину.
- Натуральный каучук добывают коагуляцией из сока каучуковых деревьев, что весьма трудоёмко. Резина из природного материала прослужит дольше, так как она более износостойкая.
Покупая покрышку можно быстро проверить её.
- Проведя пальцем по поверхности с сильным надавливанием, если вы запачкаете руки, то эта шина низкого качества.
- Попробовав оторвать несколько усиков, оставшихся после отливки шины. Если они легко отрываются, даже не растягиваясь, значит это плохая велопокрышка.
- Определив визуально качество изготовления велосипедной покрышки, чтобы стенки были без складок, а её бортовой шнур был ровный не погнутый.
Анатомия покрышки
Чтобы ясно понимать, что означают цифры, отмеченные на резине, нужно разбираться во внутреннем строении велосипедной покрышки.
1. Протектор ─ часть внешней оболочки шины. Разделяется он на беговую дорожку посередине и боковые грунтозацепы. Именно рисунок и глубина протектора определяют место эксплуатации велосипеда.
- Позитивный рисунок протектора, когда общая площадь грунтозацепов равняется или больше площади канавок, предназначен для передвижения по твёрдому дорожному покрытию.
- Негативный протектор, у которого грунтозацепы высокие и имеют меньшую общую площадь в сравнении с площадью канавок, нужен для хорошего зацепления при движении по мягкой почве, песку, грязи, снегу и льду.
2. Корд ─ каркас, придающий форму велопокрышке. Он сплетается из нейлоновых или других синтетических нитей. Чем выше плотность плетения у покрышки, тем она твёрже. Другими словами: чем выше величина TPI (EPI) ─ количество стежков в дюйме длины, тем эффективнее шина сопротивляется проколам. Плотность плетения у большинства бюджетных шин находится в пределе от 24 до 67 TPI. У шоссейных покрышек этот показатель составляет 60–130 TPI. У гоночных однотрубок эта величина доходит аж до 320 TPI.
Дешевые покрышки для велосипедов имеют низкую плотность плетения, и зачастую недостаточная прочность шины компенсируется увеличением толщины резины на протекторе и бортах, что, естественно, прибавляет вес.
3. Бортировочный трос ─ хомут, удерживающий шину на ободе. Скручивается из стальной проволоки или кевларовых нитей. Наиболее распространены велошины со стальным бортировочным тросом, которые называют клинчерными.
Шины, имеющие кевларовые нити, можно компактно сложить гармошкой, поэтому их называют фолдинговыми (складывающимися). Они весят примерно на 100 грамм меньше, но и стоят дороже.
4. Борта шины ─ слой с повышенной износостойкостью. В зависимости от стоимости и назначения борта бывают двух видов:
- Gumwall ─ корд с низкой плотностью плетения и толстый слой резины. На бюджетных покрышках, устанавливаемых на большинство типов велосипедов;
- Skinwall ─ корд с высокой плотностью сплетения нитей и имеет толстый слой резины только в месте контакта с ободом, а остальная часть бортов покрыта резиновой пленкой, толщиной в лист бумаги. Дорогие шины на спортивные велосипеды.
Основные виды велошин
Рисунок и высота протектора определяют к какому типу относится покрышка для велосипеда. Чем глубже протектор, тем выше сцепление с любым дорожным покрытием. Шины с глубоким негативным протектором испытывают высокое сопротивление качению.
1. Слик ─ шины без протектора. Они могут иметь лишь неглубокие водоотводные канавки. Катаясь на сликах, нужно быть осторожным при торможении на грязной или мокрой дороге.
Слики идеально подходят для поездок по асфальту, покрытию гоночных треков. Основное их преимущество отсутствие вибрации при качении колеса, и, как следствие, на велосипеде с такими покрышками можно развить более высокую скорость.
Поставив резину Schwalbe Speed Cruiser, можно даже наклонять велосипед в поворотах на мокром асфальте, ведь она очень мягкая. Но шина быстро протирается ─ если резко тормозить, то можно за лето продрать её до корда.
Универсальная обувка на велосипед Schwalbe Big Apple снабжена защитным кевларовым слоем от проколов. Рельефный, но неглубокий протектор позволяет эту шину использовать как на переднем, так и на заднем колесе.
Универсальным сликом для шоссейных и городских условий является резина CST City Classic Slik. Шины для велосипедов с маркировкой CST имеют отличное качество, они выпускаются авторитетной китайской компанией Cheng Shin Rubber. Подобные покрышки прослужат не меньше трёх сезонов без видимых следов износа.
2. Полуслик имеет полноценный протектор по краям, а по центру расположены водоотводные канавки или мелкие зацепы. Подобные шины подходят для поездки по грунтовым дорогам в стиле кросс-кантри и для бездорожья в сухую погоду. В общем, полуслики можно выбрать для велопутешествия.
Фолдинговая покрышка Schwalbe Sammy Slick Folding годится для прогулок по городу и парку на маунтинг байке. По структуре протектора она относится к полусликам.
Велошина для маунтинг байка Schwalbe Hurricane ─ образцовый полуслик. Она обладает бесшумным, а главное, быстрым ходом по асфальту и обеспечивает надежное сцепление при выезде на песок.
3. Покрышки на велосипед горного типа ─ так называемые грязевые или гравийные имеют негативный протектор для наилучшего сцепления с мягким грунтом, щебнем, песком или снегом. Следует учесть, что такие шины не предназначены для долгих путешествий по асфальтированным дорогам. Кроме того, что они будут ускоренно истираться, так ещё их высокие грунтозацепы будут затруднять движение.
Бескамерная, фолдинговая резина Schwalbe Racing Ralph относится к грязевым шинам. Она имеет хорошее сочетание гребущих грунтозацепов по бокам и катящей дорожки посередине. Эта велошина является универсальной как для леса, так и для города.
Есть более дорогая её модификация с индексом Evolution, которая легче на 100 грамм, а позиционируется она как покрышка для гонок.
Грязевая покрышка Continental Race King – Race Sport является прямым конкурентом предыдущей модели. Её также можно сложить гармошкой благодаря мягкому бортировочному тросу. У неё ничем не хуже накат по твердому покрытию и она не теряет сцепление в песке и грязи.
4. Резина на велосипед кроссовер или городского типа имеет сформированную из достаточно высоких грунтозацепов беговую дорожку посередине. Такие покрышки универсальны для поездок по гладкому асфальту и для передвижения по сухим грунтовым дорогам.
Так называемая тренировочная резина Continental Grand Prix 4 Season имеет высокую прочность благодаря укрепленным бортам с углеродным волокном. Как следует из названия, её можно использовать всесезонно, поскольку изготовлена она из износостойкого, но мягкого компаунда. Эту шину можно порекомендовать шоссейным гонщикам, которые чаще гоняют по разбитым асфальтированным дорогам, ведь она выдерживает просто колоссальные нагрузки.
На шоссейных велосипедах всегда отлично смотрятся цветные покрышки. Хотя сейчас шины в ярких цветах устанавливаются и на горные велосипеды, дабы разнообразить их внешний вид.
Яркая окраска шины отнюдь не показатель её качества. Знакомый многим велосипедистам производитель Kenda из Тайваня использует для изготовления цветных шин качественный износостойкий компаунд с маркировкой SВC.
5. Зимние велопокрышки изготавливаются из мягкого компаунда, а некоторые модели снабжаются, кроме того, шипами. Шипованные покрышки необходимы лишь для езды по обледенелым дорогам, чтобы затормозить и повернуть на льду.
6. Бескамерные покрышки имеют бортировочный трос, сплетенный из кевларовых нитей, то есть они являются фолдинговыми. Устанавливаются они на специальные обода с высокими бортами. С помощью анаэробного клея ─ герметика производится дополнительная герметизация.
Использование бескамерных шин позволяет немного снизить вес велосипеда, так как можно откинуть камеру. А главное их преимущество в том, что пробитую бескамерную покрышку можно отремонтировать, не снимая с колеса.
7. Велотрубка внешне похожа на камеру, но всё же она является шиной, так как имеет корд. На ободе колеса такая трубка закрепляется с помощью клея. Современные велотрубки практически непробиваемые, поскольку имеют повышенную плотность плетения кордовых нитей ─ до 320 TPI.
Они часто используются на спортивных велосипедах из-за того, что имеют самый низкий вес из всех покрышек.
8. Конечно же, не существует абсолютно не пробиваемых колёс, но можно снизить вероятность прокола камеры, поставив шины с антипрокольным слоем. Такой слой может формировать как плотная резина, так и кевларовые нити.
Размещенный между кордом и протектором дополнительный материал прибавляет в среднем 170 грамм к весу велосипеда.
Размеры покрышек
Подобрать новые велошины несложно, если посмотреть какие были старые. Размеры велосипедных покрышек, как и любых других шин, указываются на боковой стороне. В выдавленном типоразмере всегда имеется диаметр и ширина, они могут быть указаны в дюймах или миллиметрах.
Покрышки для найнера маркируются числом 29, хотя в действительности имеют диаметр 622 мм ─ такой же, как у кроссового ─ так называемого гибридного велосипеда. Нужно знать, что у найнера колеса шире, чем у гибрида, поэтому шины с цифрой 29 нельзя надевать на узкие обода кроссового велика.
Большинство шоссейных велошин имеют диаметр 700 мм или 28 дюймов. В качестве исключения иногда встречается размер 650 мм для передних колёс подросткового шоссейника. Многие велогонщики гоняют на самых узких шинах шириной в 18–23 мм. Для дальних путешествий лучше поставить покрышки шириной в 25–28 мм, на них легче проехать по грунтовой или мокрой дороге.
На горные велосипеды чаще всего ставят колеса диаметром 26 дюймов. Ширина покрышки кросс-кантрийного велосипеда равняется 1.8–2.4 дюйма. Байк для фрирайда или даунхилла снабжается резиной шириной в 2.5–3.0 дюйма, чтоб она обеспечила надёжное сцепление с камнями.
Ширина может быть указана как в виде десятичной дроби ─ 26×2.1, так и обычной дробью ─ 27×1 1/4. При этом абсолютно одинаковыми являются шины лишь с одинаковой маркировкой.
На BMX байки ─ это велосипеды для триала, устанавливаются покрышки диаметром 20 дюймов. Размеры по ширине шины для BMX имеют такие же, как и горные велопокрышки.
Если же вы еще плохо разбираетесь в типах покрышек, то лучше всего купить новую шину для велосипеда такую же, какая была поставлена на заводе при его сборке. Имеется в виду не такой же марки, а с похожим рисунком протектора и одинаковым диаметром. Но если же вы действительно хотите подобрать оптимальный вариант именно для вашего стиля езды – будьте готовы экспериментировать.
Сравнительный тест-обзор 34 велосипедных покрышек
Что делает шину быстрой? Мы отправились в общину Настола в Финляндии, чтобы это выяснить. Там, в лабораториях Wheel Energy Oy — лучшего в мире института для оценки сопротивления качению, мы протестировали 34 модели шин, надеясь отделить факты от рекламы.
Для того чтобы разогнать дорожный велосипед до 40 километров в час на ровной дороге, большинству велосипедистов требуется мощность в районе 270-350 ватт. Большую их часть съедает сопротивление воздуха.
Вторым по важности фактором выступает сопротивления качению. К примеру, две шины, сопротивление качению каждой из которых составляет 50 ватт, отнимают у вас 100 ватт мощности, только чтобы удерживать 40 км/ч. Неудивительно, что вы ощущаете себя черепахой на толстых и жёстких туристических шинах.
Что мы выяснили: Хотя мягкие и широкие шины катятся быстрее, строение протектора имеет первостепенное значение. Как и большинство велосипедистов, мы предполагали, что тонкий, невулканизированный корпус (его нити оборачиваются вокруг барабана по спирали, а затем покрываются жидким латексов, но не подвергаются нагреву) обеспечивает наименьшее сопротивление качению. Но лишь одна из пяти шин, показавших лучшие результаты, относилась к категории невулканизированных трубчатых шин.
Остальные четыре были полностью вулканизированными (вся шина была подготовлена в специальной форме, где расплавленная резина проникала во все слои) с корпусом, надетым с помощью «календаря» (большого станка, который спрессовывает резину с материалом протектора).
Так что, если вы ищете быстрые шины, не бойтесь обращать внимание на широкие и не верьте распространённому мнению о смесях и камерах. Быстрейшая шина в нашем тесте — Specialized S-Works Turbo Tubeless Light, была вулканизирована и полна герметика.
Поразительно видеть, что четыре их пяти шин, показавших лучшие результаты в тесте, были изготовлены компанией Specialized. Но правда в том, что дизайном всех пяти занималась одна и та же команда. 25-миллиметровая Continental GP 4000S II, нити которой делались из специальной смеси Black Chili, входила в список самых продаваемых шин высокого класса. А создали её те же люди, что сейчас разрабатывают шины для Specialized.
Как себя показали тестируемые покрышки
Здесь приведена упорядоченная таблица результатов по всем 34 шинам, участвовавшим в нашем тестировании, с мощностью в ваттах, требуемой для поддержания скорости в 40 км/ч. Умножьте её на два, чтобы получить цифру для двух шин, если, конечно, не пытаетесь вычислить мощность Петера Сагана, едущего на одном колесе.
Как проходило тестирование велосипедных покрышек
Wheel Energy проверяет шины велосипедов на барабане диаметром 1200 миллиметров со сменной поверхностью. Для симуляции среднестатистической асфальтовой дороги они используют стальную поверхность с алмазным покрытием, которое вы могли видеть на металлических лестницах.
Шины варьировались по ширине от 22 до 26 миллиметров и включали стандартные клинчерные покрышки, а также имели камерные и бескамерные версии. Мы тестировали их на скорости 40 км/ч с нагрузкой 50 килограммов и давлением 116 фунтов на квадратный дюйм.
Для симуляции обычного способа использования данных моделей, мы использовали 70-граммовые латексные камеры Bontrager XXX для клинчерных шин высокого класса и 95-граммовые бутиловые камеры для менее дорогих. На бескамерные шин потребовалось 25 грамм герметика Bontrager TLR.
Все стандартные клинчеры были установлены на колёса Mavic Ksyrium Super Light, а для бескамерных шин использовались колёса Fulcrum Racing 1.
У Wheel Energy очень строгий протокол калибровки, который, по заявлению компании, обеспечивает точность в пределах ± 0.15 ватт. В него входит запуск машины за 12 часов до начала тестирование, чтобы нагреть барабан и комнату до стандартной температуры. Затем техники делают три тестовых замера, пользуясь тремя известными шинами, проверяя постоянство результатов.
Ну и наконец, каждая шина крутится на барабане в течение 10 минут, прежде чем с неё снимаются показания. Это необходимо для разогрева, усадки шины и выработки внутренних напряжений. Такой процесс калибровки означает, что лаборатория может тестировать всего две шины в час.
Хотя сотрудники Wheel Energy обнаружили, что разница между двумя шинами одной модели редко превышает 0,1 или 0,2 ватта, мы проверили по две шины для каждой модели и усреднили результаты. Таким образом, каждую модель в списке мы тестировали один час.
Состав резины имеет первостепенное значение
Изготовление резиновых смесей — это неточная наука смешивания различных органических полимеров и, часто, неорганических соединений. Компании, занимающиеся выпуском шин, хранят свои патентованные формулы в строгом секрете.
Одним из методов, с помощью которого автомобильным компаниям удалось увеличить среднюю эффективность потребления топлива, стало использование шин с меньшим сопротивлением качению. Шинные компании начали использовать в своих смесях больше синтетической резины и добавлять в них кремнезем, чтобы уменьшить сопротивление качению, не жертвуя сцеплением.
Кремнезём снижает внутреннее трение резины, что является ключевым моментом. Вся резина теряет энергию из-за внутреннего трения, когда она отскакивает от поверхности, поскольку объём энергии, требуемый для деформации резины, больше, чем тот, что нужен для её возвращения в изначальную форму. Именно поэтому каждый следующий отскок мяча ниже предыдущего.
Рассмотрим график с отношением расширения резиновой смеси к силе, её растягивающей. По мере того, как резина оказывается под действием увеличивающейся силы, кривая начинает подниматься, а затем выравнивается. Значит, резина сначала сохраняет свою форму, но затем сдаётся под действием увеличивающейся силы.
При снижении нагрузки, резина вновь пытается удержать форму. Поначалу она реагирует медленно, но потом быстро возвращается в исходное состояние, когда нагрузка исчезает полностью.
Задержка в реакции на деформацию называется гистерезис и приводит к графику, которые выглядит, как наклонённая вверх и вправо выпуклая линза. Потери энергии достигают равноценного значения в центре этой «гистерезисной петли». Чем быстрее смесь, тем меньше петля. А уменьшение петли означает увеличение скорости шины.
Как различные смеси показали себя в нашем тесте? Хотя 24-миллиметровая открытая трубчатая шина Specialized Turbo Cotton на какие-то доли процента не дотянула до первого места, стоит отметить, что 26-миллиметровая шина S-Works Turbo Tubeless Light, ставшая в итоге победителем, всё же оказалась на 3 ватта быстрее своего 24-миллиметрового собрата. Поэтому можно с полной уверенностью заявить, что 26-миллиметровая версия Turbo Cotton оставила бы конкурентов далеко позади.
Высокий уровень производительности Turbo Cotton достигается сочетанием смеси и корпуса. У компании Specialized имеется несколько смесей категории Gripton. Реальный состав смеси варьируется и зависит от модели шины и её назначения. Turbo Cotton стала единственной шиной шириной менее 25 миллиметров, среди всех, занявших верхние строчки.
Она создана с использованием быстрейшей и самой отзывчивой (то есть с низким гистерезисом) смеси Gripton в центральной части протектора. По бокам находится смесь с полимерами, обладающими более высокими показателями гистерезиса, чтобы поддерживать сцепление и увеличивать чувство безопасности на дороге.
Латексная пропитка податливого невулканизированного хлопкового материала корпуса с показателем плетения 320-TPI обеспечивает ему очень низкий гистерезис. Нейлоновые или полиэфирные корпуса с вкраплениями вулканизированной резины обладают более высоким гистерезисом, а значит, теряют больше энергии.
Итак, Turbo Cotton стал самым быстрым клинчером в нашем тесте, а также обладает боковым протектором, обеспечивающим превосходное сцепление. Скорость без контроля ничего не значит.
26-миллиметровая S-Works Turbo Tubeless Light имеет лёгкий вулканизированный нейлоновый корпус с показателем плетения 180-TPI и создана с использованием смеси Gripton, отличающейся низким сопротивлением качению. Всё это, плюс отсутствие трения камеры, помогло данной шине занять первую строчку.
Первыми брендированными продуктами Specialized были шины, и компания за последние годы потратила немало денег на расширение своего предложения в этой категории. В частности, руководство шинным отделом было передано двум немецким инженерам, ранее работавшим на Continental: исследователю и директору по разработке Вольфу Ворм Вальде, а также специалисту по смесям Вольфгангу Арнезу.
«Сильнее всего шина деформируется в области плетения», говорит Ворм Вальде. «Именно там и создаётся сопротивление качению. А в составлении смесей у нас значительное преимущество».
Гибкие корпуса снижают сопротивление качению, но не могут компенсировать плохие смеси
Все шины имеют несколько слоёв нитей, связывающих всё вместе. Две полосы однонаправленных нитей, протянутых по направлению друг к другу под прямыми углами, обычно считаются одним слоем.
Велосипед — транспорт маневренный, экономичный, экологичный, очень полезный для поддержания спортивной формы и здоровья. Конечно, если он выбран со знанием дела, собран из качественных блоков и деталей, соответствует Вашим запросам. Важнейшее место в конструкции занимает колесо, резиновая составляющая которого, как правило, — самое слабое звено. Как выбирать покрышки на велосипед, какие факторы учитывать при выборе — разберёмся подробней.
Велосипедная покрышка под микроскопом
Понятно, что остов велосипеда без резины (прокол, лопнула) — никакое не средство передвижения, а железо, которое до дома придётся тащить на себе. Вот почему важно щепетильно выбирать «обувь» на свой байк. Велосипедные покрышки — это управляемость, выполнение поставленных задач, поведение машины в различных условиях на разном покрытии. Чтобы избежать стрессовых ситуаций из-за «пробитого колеса», изучим это резиновое изделие подробней.
Конструкция шин
В велосипеде от резины зависит очень многое. Поэтому при выборе главное — не бюджетность, стиль езды, бренд, а технология, материалы, качество сборки. Шина делается из синтетического каучука, его наносят в несколько слоёв на каркас. Эта продвинутая технология называется «компаунд». Каучук сегодня может быть натуральным и искусственным, натуральный — долговечней.
В состав компаунда входит кремний. Резина получается разной твёрдости, замерить можно дюрометром: чем больше число, тем твёрже состав. Эксперты советуют мягкую, прилипающую к дороге резину ставить на переднее колесо, твёрдую и менее подверженную стиранию — на заднее.
Изделие состоит из трёх частей:
- каркас;
- протектор;
- бортовое кольцо (трос бортировочный).
Основа — корд
Каркас — сплетённые синтетические нити, расположенные диагонально либо радиально в несколько слоёв, создающие твёрдую основу. Называется кордом, его обязанность сохранять форму и размеры. Плотность корда рассчитывают по количеству стежков нитей на дюйм, обозначают в характеристиках (специализации) — TPI.
Чем выше ТПИ, тем меньше в колесе каучука (даунхил и фрирайд — отдельные показатели). TPI опосредованно определяет тип, вес, стоимость всего велосипеда. У эконом вариантов плотность от 24 до 67. TPI до 320 — велики легче и дороже, гоночные. Шоссеры — 60-130 TPI. Городские имеют TPI менее 50-ти, они дешевле, но тяжелей.
Различаются несколько типов покрышек:
- Skin-wall — TPI от 44 и выше: тонкие боковины, гибкие, скоростные, но легко повреждаются. Бортировочный трос — кевлар;
- Black-wall — стандартные, со средними показателями;
- Gum-wall — TPI ниже 30, много резины на боковинах, тяжёлые, бюджетные. Бортировка — всегда стальное кольцо.
При выборе оцените свои запросы: катание на работу или по парку — подойдёт Black-wall, активное катание — можно выбирать Skin-wall, туризм — однозначно Gum-wall.
Рисунок следа
Для чего на покрышке делается объёмный рисунок? Рисунок протектора отвечает за сцепление с поверхностью, уровень шума, эффективность водоотвода, влияет на скоростные показатели. Протектор имеет две зоны:
- центральная — работает непосредственно с покрытием;
- плечевая — даёт сцепление на поворотах.
Большие редкие зубцы имеют большее сопротивление поступательному движению, лучшее сцепление. Мелкий рисунок лучше работает на асфальте и скользит по грязи. Существуют дополнительные зубцы (переходная зона), это добавляет контроля на поворотах, но снижает скорость.
По рисунку протектор бывает:
- направленный;
- ненаправленный;
- ассиметричный.
Для разных задач и дисциплин разработаны совершенно разные «узоры»:
- Слик (дорожный) — практически без рисунка, для сухих твёрдых поверхностей, с дорожками для отвода воды.
- Полуслик — центральная зона без рисунка с канавкой отвода воды, плечевая — грунтозацепы. Ровные сухие дороги, лесные тропы. Годятся для кросс-кантри.
- Гоночные — несколько рядов зацепов небольшого размера. На асфальте быстро стираются.
- Городской (кроссовер) — высокие грунтозацепы, яркая беговая дорожка по центру. Катание по асфальту и сухой грунтовке.
- Поливалент — мощный, максимальное сцепление с поверхностью дороги. Пресечённая местность, городской асфальт, парки.
- Маутинбайк — агрессивные выступы «приклеивают» к трассе, скорость — не их конёк. Только для пресечённой местности, на асфальте стираются.
- Фрирайд и даунхил — большие выступы рисунка, усиленная конструкция. Только для спусков по пресечённой местности. Тяжёлые, устойчивые.
- Грязевые (гравийные) — выступы большие и далеко друг от друга, чтобы грязь не забивалась. Тонкие, чтобы проваливались в грязь до основной поверхности, где негативный протектор обеспечит сцепление. Ставят на горные модели, не для асфальта.
- Зимние — мягкий компаунд и шипы, чтобы тормозить и разворачиваться на обледенелых дорогах.
- Бескамерные фолдинговые — ставят на специальные обода (высокие), герметика с помощью клея. Бескамерная велообувь ремонтируется при проколе без снятия с обода.
Бортировочное кольцо
Края покрышки усиливаются кевларовыми нитями (реже арамидными), в некоторых моделях — стальные кольца (клинчерные). Кевлар и арамид — более дорогой материал, отличается тем, что такие изделие можно компактно сложить, весят они меньше. По качеству катания отличий нет. Бортировочный трос нужен для надёжной посадки на обод. Если он повреждён — «кепрок» можно выбросить. Преимущество стальной бортировки — в два раза дешевле стоит, недостаток — стальной трос может распушиться и проволочки будут прокалывать камеру.
Размеры покрышек
Этот параметр зависит от размера колеса. Диаметр колеса в дюймах всегда указан в характеристике транспортного средства. Традиционно у разных типов байков мы имеем диаметры (в дюймах):
- шоссер — 27-28;
- горный — 26;
- гибриды — 28;
- найнеры — 29;
- ВМХ — 20.
При этом ширина может варьироваться. Диаметр и ширина указываются в дюймах на боковой части, например — 26 х 2,3.
Популярные бренды — гарантия качества
Составить рейтинг лучших покрышек для велосипеда — задача почти нереальная. Потому что разновидностей этих самых байков по диаметру колёс, направлению, типу, сезону — сотня, для каждой модели есть десятки размеров и предложений от разных производителей. Если не углубляться в конкретику (шоссеры, детские, зимние…), а рассказать о лучших моделях ведущих брендов — задача выполнимая.
Покрышки для велосипедов делают немало разных фирм. На российском рынке есть свои лидеры среди опытных потребителей этой продукции. Прислушаемся к их мнению, изучим несколько брендов популярных производителей.
Kenda
Самый популярный бренд в мире. Фирма тайваньская, с хорошей репутацией. В день она выпускает около 20 тыс. покрышек и 30 тыс. камер для любых велосипедов. Лидер по объёмам и продажам в велоиндустрии. Широкий ассортимент покрышек — это здесь: на любой тип, любую модель байка, любой диаметр колеса Кенда имеет нужную обувь. Фирма выпускает специальные полосы для покрышек — индикаторы износа. Есть резина с защитой от прокола, бескамерные шины. Надёжные, качественный материал, гарантийный срок катают полностью.
Быстрые и самые бюджетные. TPI — 30, вес — 430 г. K-Shield — слой от проколов. В долгий поход на таких ходить не рекомендуется. Подходят для гибридов, городских байков. Показатели для зимнего периода — хорошие. Протектор сликовый, но сцепления с асфальтом не теряет, уверенно держит на спусках.
- отличная цена;
- достойно показали себя зимой;
- быстро устанавливаются, легко заходят в обод;
- без скольжения катает по мокрому асфальту, с горок;
- дорожка для динамомашины — приятный бонус.
- бока слабые, быстро рвутся;
- тяжёлые из-за стального каркаса, который от стекла защищает, а от других острых колючек нет.
1 086 — 1 290 руб.
Бескамерные покрышки (горный байк). Вес — до 1,2 кг. Понравятся тем, кто привык кататься с шипами. Подошва гладкая, без рисунка — обычная «шипастая» резина. Задние и передние различаются разным рисунком, но идентичными шипами. Конструкция отлично проходит рыхлый грунт, гравийку, каменистые участки. На твёрдой тропе техника становится жёсткой, а в грязи шипы тормозят.
На поворотах колёса ведут себя отлично — безопасность гарантирована даже на гравийном полотне. Байк легко набирает скорость и тормозит. Правда, скорость у него очень небольшая, на ровных поверхностях её снижают шипы. А приличный вес увеличивает сцепление с поверхностью.