6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Переспицовка колеса велосипеда

Как правильно переспицевать колесо велосипеда

5 минут Автор: Михаил Скворцов 67

Спицевание колеса – это проблема, с которой предстоит рано или поздно столкнуться любому велосипедисту вне зависимости от стажа и уровня мастерства езды на велосипеде. Сбор колеса только на первый взгляд может показаться сложным заданием. Следует запастись терпением и временем – на все про все уйдет не меньше часа, а то и двух-трех. К слову, самостоятельная сборка колес хороша еще и тем, что для себя вы никогда не будете халтурить и в целях экономии времени и сил пропускать некоторые операции.

Какой бывает спицовка

Выделяют два наиболее популярных вида спицевания колес – радиальный и крестовой. Радиальное спицевание применяется только для сборки передних колес, на которые будут установлены ободные тормоза. Радиальный рисунок имеет весомый недостаток – колесо с такой спицовкой испытывает высочайшую нагрузку в вертикальном направлении. А, пожалуй, единственным достоинством этого варианта можно назвать приятный глазу внешний вид.

Куда более универсальной и функциональной является крестовая спицовка. Спицевание крестом, возможно, выглядит менее эффектно, зато позволяет добиться максимально адекватной реакции на тормозящее и вращающее усилие от втулки. При таком варианте даже самая серьезная нагрузка от торможения и педалирования переводится на растяжение спиц.

Крайне редко используется смешанная спицовка. Этот вариант является чем-то средним между радиальным и крестовым способами.

Определившись с видом спицовки, можно смело начинать процесс сборки колеса. Он делится на несколько этапов.

Этап первый. Определение подходящей длины спицы

Очень важно подобрать велосипедные спицы подходящей длины. В этом плане куда меньше проблем возникает с передним колесом – здесь спицы с обеих сторон имеют одинаковую длину. С задним все куда сложнее. Несколько скоростей, установленных на заднем колесе, усложняют его центровку. Спицы будут иметь разные показатели длины и угла наклона. Для определения подходящей длины созданы специальные калькуляторы, которые в онлайн-режиме позволяют рассчитать нужные параметры.

Этап второй: Установка

Для удачной набивки колеса понадобятся:

Если вам приходится впервые переспицевать колесо, то обратите особенное внимание, что отверстия на ободе немного смещены (наклонены) в стороны. Спицы с правого фланца втулки должны быть заведены в отверстия, которые смещены вправо, а с левого фланца – влево. Половина спиц каждого фланца относится к числу лидирующих. Другая половина – это хвостовые.

  • Лидирующие спицы – те, которые направлены по ходу вращения обода. Как правило, они обозначаются оттенками синего цвета.
  • Хвостовые спицы – направленные против вращения колеса. Чаще всего их обозначают оттенками красного цвета.

Первой устанавливается хвостовая спица, которая обязательно должна пройти внутри фланца. Ее следует вставить с наружной стороны правого фланца и направить в смещенное вправо отверстие обода, которое расположено следом за отверстием золотника. Ниппель нужно закрыть на несколько оборотов для того, чтобы спица не могла выпасть. Следующая спица должна быть направлена в отверстие того же самого фланца, следующее – через три отверстия после первой установленной.

Следующий шаг – поворот велосипедного колеса таким образом, чтобы оказаться перед левым фланцем втулки. Второй вставленной группой спиц также будут хвостовые. Нужно повернуть обод, чтобы золотник оказался вверху. Обращаем внимание на самую первую установленную спицу – если она в первом отверстии после золотника, то первая спица левого фланца должна быть расположена левее, если первая установленная во втором после золотника отверстии, то первая спица левого фланца должны быть расположена слева.

Когда все хвостовые спицы на месте, можно переходить к лидирующим. Поворачиваем колесо велосипеда к себе правым фланцем. Установка лидирующих спиц производится с внутренней стороны фланца. Их можно вставить в любое отверстие. После этого следует повернуть втулку по часовой стрелке, чтобы лидирующая спица пересеклась с тремя хвостовыми. Важно, чтобы первые две она пересекла с внешней стороны, а третью – с внутренней. Возможно, для установки ее потребуется немного изогнуть. В этом нет ничего страшного. Аналогично устанавливаются остальные лидирующие спицы.

Этап третий. Регулировка натяжения

Первым делом необходимо произвести начальную регулировку, которая подразумевает равномерное закручивание всех ниппелей. Обязательно следите за тем, чтобы все ниппеля были закручены на одинаковое число оборотов – спицы должны иметь одинаковое натяжение. Обычно лидирующие спицы изогнуты рядом с фланцем. Перед началом процедуры натяжения их необходимо подогнуть рукой путем нажатия на каждую спицу близи фланца.

Окончательное натяжение должно осуществляться уже после окончания начальной регулировки. Правильно натяжение позволит добиться отсутствия биения колеса при езде, что очень важно для комфортного передвижения.

Подводя итоги, можно смело утверждать, что спицевание колеса – это далеко не самая сложная процедура. Если вы уверены в том, что справитесь со спицовкой, обладаете достаточным терпением, навыками, знаниями и умениями, то это процедура не станет проблемой.

Спицовка колеса: 36 спиц

В настоящее время рынок велосипедных деталей предоставляет огромный выбор самых разнообразных колес, поэтому сейчас очень легко можно найти подходящую по качеству и размеру модель, однако иногда всё-таки возникает необходимость собирать колёса самостоятельно. Это необходимо в случае, если нужно перебрать уже готовое, отремонтировать его, произвести замену сломанной спицы, либо остаётся много качественных деталей от старых колёс, и можно собрать новое.

К тому же, если вы хотите самостоятельно собрать свой собственный велосипед с нуля, либо просто его самостоятельно обслуживать и ремонтировать, вам не помешают навыки спицевания колёс. Также умение правильно собирать колеса даёт хороший способ научиться правильно настраивать велосипед, менять натяжение спиц, да и даёт возможность лучше узнать и прочувствовать собственный байк.

Стоковые модели зачастую имеют несбалансированную комплектацию, то есть, некоторые довольно простые и дешёвые детали вполне могут идти в комплектации наряду с весьма качественными запчастями. Например, хорошая втулка со слабыми и легко деформирующимися спицами. В таком случае пересборка колеса значительно увеличит прочность и эксплуатационные возможности велосипеда, а также улучшит качество езды.

Как собрать?

Процесс сборки колеса является достаточно медленным и требует большой внимательности и усидчивости. Работать со спицами следует предельно аккуратно, к тому же стоит и чётко следить за процессом их установки, потому что неправильное положение даже одной из спиц может сильно повлиять на работу всего колеса, а также привести к поломке этой спицы.

Читать еще:  Мотовелик своими руками как сделать

Чаще всего работу по спицовке колеса приходится проводить в несколько этапов, потому что за один раз невозможно успеть сделать абсолютно всё. К тому же, в таком случае нередко возникновение раздражения от того, что данный процесс является слишком медленным и трудоемким.

Очень важно при процессе сборки колеса соблюдать несколько правил. Чтобы спицы не повредили обод, не стоит очень сильно и туго натягивать спицы, так это создаёт повышенную нагрузку на все детали, включая втулку и даже ниппели. В то же время, если спицы сильно ослаблены, они могу сломаться в процессе езды. При правильной настройке колеса необходимо ослабить тугие спицы или подтянуть слабые, а также не забыть про соседние, так как в большом количестве случаев они так же нуждаются в правке.

Что понадобится?

Детали, которые необходимы для спицовки колеса:

  • Втулка. Качественные втулки чаще всего бывают произведены из алюминия. У хороших втулок, как правило, идут толстые фланцы и раззенкованные отверстия под спицы;
  • 36 cпиц. Хорошие изготавливают из нержавеющей стали или титана. Большинство велосипедистов предпочитают колёса именно с 36 спицами, так как это считается оптимальным количеством в плане прочности. Размер спиц должен подбираться из учёта типа спицовки;
  • Обод. Лучше всего выбирать обод из алюминия. Такой материал делает колесо прочнее и легче, к тому же алюминий не ржавеет, что увеличивает срок службы обода;
  • Ниппель. Ниппели производятся из никелированной бронзы или же из алюминия. Главное, не использовать алюминиевые ниппели с ободами из такого же материала, потому что в таком случае они могут прикипеть друг к другу, так как произойдёт химическая сварка.

Необходимые инструменты для правильной спицовки колеса:

  • Небольшая плоская отвёртка;
  • Стенд для колеса;
  • Спицевой ключ;
  • Станок для правки колёс;
  • Приспособления для измерения «зонта».

Прежде чем начать непосредственное спицевание колеса, необходимо сначала подготовить детали к работе. Для этого следует обработать резьбу спиц и отверстия обода маслом или специальной смазкой. Это позволит спицам лучше вращаться при закручивании, а, следовательно, способствует их более прочной и крепкой установке, позволит их сильнее натянуть, чтобы они впоследствии не болтались.

Типы спицевания

Существует несколько разных способов спицовки колёс. Они отличаются видом и количеством перекрещиваний, однако все они базируются на двух основных типах: радиальном и крестовом.

Переспицовка колеса велосипеда

Большинство велолюбителей со временем встречаются с проблемой переспицовки колеса. Если вовремя не провести нужную процедуру, то колесо навсегда потеряет свою круглую форму и вернуть обратно ее станет невозможно. В данной статье мы рассмотрим алгоритм данного действия с подробным инструктажем.

Самостоятельный вариант натяжки спиц. Полноценная сборка своими руками.

Итак, возникает вопрос — как грамотно спицевать колесо. Для начала подберем необходимый инструментарий. Опытный велюлюбитель, в таком случае всегда запасается следующим списком:

  • определенный вид станка, с помощью которого центруется колесо;
  • зонтомер;
  • качественный штангенциркуль;
  • молоток;
  • пробойник тупого вида;
  • набор отверток;
  • раскладной измерительный прибор;
  • спицевой ключ, ориентированный на размер в 3,2 мм, если у велосипеда стандартные четырехгранные ниппеля.

Фото 1. Процесс переспицовки

После подобран инструментарий для сборки колеса велосипеда переходим к длительному алгоритму выполнения действий по правильной переспицовке.

  1. Предварительным этапом станет измерение реального диаметра существующего обода. Для этого первоначально следует измерить внутренний диаметр колеса. К полученному показателю необходимо прибавить размер толщины самого обода. Данная цифра необходима для четкого и грамотного расчета нужного размера спицы.
  2. Следующим шагом станет измерение диаметра (или окружности) месторасположения точки спицевого отверстия на втулке. Отличительной особенностью такого отверстия может быть разность отверстий на каждом отдельном фланце. Но главная проблема заключается в том, что обычно задняя и передняя втулки разняться обязательно.
  3. Создаем так называемый паспорт втулки. У каждой втулки – собственный документ, чтобы не перепутать спицы в будущем. Записываем данные о диаметрах, измеренных спицевых отверстий. Потом нужно узнать длину всей втулочной оси. Чаще всего это 142 миллиметра. Разделив показатель пополам на середине втулке делаем отметку. Втулка располагается на бумажном листе и производятся отметки расстояния от центра до всех фланцев по очереди. Используем штангенциркуль. Обычно это показатели в 33 или 29 миллиметров. Обращаем внимание, что вследствие крепления тормозов, втулки бывают несимметричны.
  4. Проблема, о том, как четко переспицевать колесо базируется на расчете длины элемента. Для проведения расчетов лучше всего воспользоваться услугами онлайн сервисов, которые бесплатно проведут канкуляцию нужной длины спиц.
  5. Теперь, в принципе, и начинается самостоятельная сборка колеса. Первая спица продевается в отверстие фланца с внутренней стороны (там, где расположен ротор). Отверстие может быть любым от выбранной вами точки отсчета. Производим фиксацию в отверстии обода. На путать с окружностью, подготовленной под ниппель.
  6. Отбираем семь штук новых элементов. Они вставляются в отверстия через один фланца, снова по внутренней стороне втулки. Основной момент! Нельзя использовать спицы разных размеров на одной стороне обода.
  7. После продевания спицы во фланец, конец изделия монтируется в ободное отверстие. При этом расстояние между соседними натяжителями колеса должно составлять три незаполненных дырки. Фиксация производится при помощи специальных ниппелей. По факту, каждое четвертое отверстие заполнено спицей.
  8. Замена спиц на велосипеде подразумевает установку их в рабочее положение. Для этого фиксируя обод рукой, совершаем вращательные движения в противоположную сторону от направления правильного перемещения. Обязательно соблюдать тупой угол при вхождении спиц в обод.
  9. Роторная спицовка подходит к концу. Процесс подразумевает, что оставшиеся восемь экземпляров продеваются в свободные отверстия этого же фланца, но с противоположного края.
  10. Определяем направление, по которому вращается втулка. По такому вектору двигаем свободно продетые спицы. Основная проводка осуществляется позади двух ближних зафиксированных спиц и впереди третьего экземпляра. Данная спица вставляется в центральное из трех пустых отверстий. Как всегда, фиксирование происходит с помощью ниппеля. Все оставшиеся спицы устанавливаем по тому же алгоритму.
  11. Теперь подробнее о ниппелях. Каждый их них на торцевой стороне имеет шлицы. Используя отвертку или отдельный вид торцевого ключа начинаем процесс навинчивания ниппеля на спицу. Нужно примерно, три круговых движения для качественной фиксации без применения силы.
  12. Выбираем следующую позицию фланца. Первый ориентировочный экземпляр продевается через дыру внутренней стороны второго фланца. Предварительно само колесо нужно установить так, чтобы ниппель камеры оставался наверху. Определяем самое близкое отверстие по отношению к ниппелю, ориентируясь на ход движения байка. Оно располагается слева на ободе. Надо найти подходящую дырку на фланце, тоже сориентированную на вектор движения. Спица закрепляется в таком положении. Теперь возле ниппеля для закачки воздуха нет пересекательных спиц. Поэтому ничто не помещает качественному подключению насоса.
  13. Последующую штуку монтируем рядом расположенное отверстие во фланце. Оно находится слева от спицы выбранной ориентиром. Продевается в дыру с наружной стороны, таким образом, чтобы наконечник смотрел наружу.
  14. Оставшиеся спицы в количестве семи штук нужно продеть в каждое 2-ое отверстие фланца. Монтаж в обод пока не осуществляем. Акцентируем внимание на возможности попадания спицы в треугольник, образуемый другими экземплярами. Этого допустить нельзя. Третья спица, находящаяся справа от выбранного ориентира, перекидывается через такую точку отсчета и устанавливается в гнездо, расположенное поблизости от шинного ниппеля. Производим закрепление. Оставшиеся спицы монтируем последовательным образом в каждое 4-ое гнездо по ободу. Они не должны пересекаться. Фиксация, как всегда с помощью ниппелей.
Читать еще:  Передний амортизатор на велосипед

Фото 2. Действие спицевым ключом

  1. Восемь оставшихся спиц продеваются по той же схеме по внутренней части фланца. Заполняем все свободные отверстия этой стороны. Находим незанятые гнезда обода и производим крепление.
  2. Почти все спицы на месте. То, что осталось нужно зафиксировать в ободе. Обязательно соблюсти принцип трех пересечений. То есть два раза сзади и дин раз впереди. Обращаем внимание на правильность углов, под которыми пересекаются спицы.
  3. С виду получился полноценный зонт колеса. Теперь нужно довести операцию до логического завершения. Для этого абсолютно все ниппеля нужно завинтить до полного погруженья резьбы спицы. Дальше не нужно.

Процесс настройки велосипедного колеса.

Теперь пришло время ответить на вопрос – как грамотно произвести подтяжку спиц на велосипеде. Здесь тоже нужно точно выполнять определенные этапы четко придерживаясь описанной инструкции.

  1. Чтобы избежать опасности деформации кручения спиц, колеса следует поочередно закрепить в специальном станке, предназначенном для центрования. Линия центровки поддается опасности смещения, поэтому прочность фиксации колеса в станке очень важна.
  2. Процесс регулировки начинается с затягивания совокупности коротких спиц, отсчитывая от шинного ниппеля. Процесс затягивания происходит в размере полного поворота. Если ориентироваться по отношению движения байка, то переднее колесо затягивается про левую сторону, а заднее – по правой. Потом действия переносим на противоположную сторону.
  3. Велосипед при движении подвергается воздействию законов физики. Чтобы избежать трения спицевой головки об гнездо, нужно ее выровнять. Трение может возникнуть при колебательных движениях самой спицы. Процедура выравнивания заключается в поочередных осторожных ударах молотка с использованием тупого пробойника по головке в области фланца.
  4. По описанной выше схеме производим затяжку на пару оборотов по стороне коротких спиц, потом по месторасположению длинных.
  5. Колесо можно извлечь из станка. Торец втулки теперь послужит базой установки зонтомера. Процесс установки начинается с коротких экземпляров и охватывает обе стороны обода. Используя регулировочное колесико производим настройку осевой длины прибора. Зазоры нужно убрать в ключевых точках:
  • правый борт обода;
  • левый борт обода;
  • втулка, а именно торец.

После этого переходим к стороне длинных спиц.

  1. Если показатели прибора говорят о нарушении равно удаленности втулки и обода, начинаем процесс корректировки. В связи с этим на половину оборота нужно подтянуть ниппели искривленной стороны. Вектор корректировки ориентируется по направлению длинных спиц. Позитивность результата опять проверяется при помощи зонтомера.
  2. Как регулируется натяжение? Необходимо свести щупы станка в одну точку, так, чтобы один из них начал цеплять обод. При выправлении эллипса, каждый ниппель закручивают на 25% одного оборота. Подтягивать обязательно равное количество спиц с левой и правой сторон.
  3. Отмечаем зону радиального биения при помощи белого скотча. Спицы подтягиваются с учетом направления часовой стрелки, с ориентацией на внешний участок обода. Делаем четверть оборота. Если область биения захватывает только пять спиц, обязательно нужно подтянуть и шестую. Иначе получиться «восьмерка» колеса.
  4. О том, что возможно возникновение восьмерки, говорит факт биения сбоку обода и щупа. Выправление получается ослаблением ниппелей с участка биения. Также производим натяжку ниппелей, с другой стороны. Обод должен перестать тереться о щуп.
  5. Чрезмерная натяжка повреждает и обод, и втулку. Осуществляем способ проверки натяжения. Со средней силой делается сжатие двух перекрещенных спиц. Математический центр не должен быть смещен более чем на сантиметр.
  6. Проведя все протяжки надо осуществить проверку концентричности колеса. При возникшей необходимости производим выправление. Главное спицы не перетянуть.
  7. Последним действием станет опрессовка колеса, предупреждающая возникновение восьмерки или эллипса. Устанавливая колесо на устойчивую подставку, нагружаем его своим весом. Потом – повторяем проверку концентричности и биения.

Как по правилам переспицевать колесо

Главное в грамотной переспицовке четкое выполнение этапов действий и последовательности шагов. Магазины и торговые точки переполнены товаром для самостоятельного решения проблемы. Но важно понимание самого процесса и приобретение нужных запчастей. Никогда не стоит отчаиваться. Такая трудоемкая процедура, даже при соблюдении инструкции получается с первого раза не у всех. Практические навыки приходят с необходимым опытом.

Если на первоначальном этапе, рядом окажется механик или опытный велолюбитель – это просто здорово. Практические навыки приобретаются со временем. Вторым моментом станет грамотный подбор нужного инструментария. Это правочный станок, спицевые ключи и зонтомер.

Особенности переспицовки колеса

В принципе вся описанная процедура разделяется на три шага.

  1. Оценка нужного размера спицы.
  2. Процесс монтажа.
  3. Регулировочные действия.

Основную сложность заключает в себе определение длины спицы. Тут важно применить специальную и сложную формулу. Чтобы полностью не заморачиваться данной проблемой можно воспользоваться специальной программой, которую отыскать в интернете несложно. Существующие калькуляторы позволят обычному пользователю совершить точные и необходимые расчеты.

Мы разобрали процесс правильного спицевания колеса. Надеемся, что данная инструкция поможет вам разобраться в возникшей проблеме самостоятельно.

Журнал Райдер — Идеальный круг: руководство по спицовке колеса

Друзья! Наверное, это не совсем формат Twentysix, но я решил выложить здесь и это небольшое руководство из журнала, чтобы у всех была возможность оценить и обсудить формат постоянной рубрики «Мастерская». Еще и потому, что, мы постараемся в ближайшем будущем провести в отношении этой рубрики «импортозамещение» силами одной из отечественных веломастерских.

Итак, девиз статьи: «Самостоятельная спицовка непременно породнит Вас с байком. От Вас – сноровка и терпение. От «Райдера» – пошаговая инструкция».

1. Для сборки колеса (с камерой) нам потребуются: станок для центровки колеса, зонтомер, штангенциркуль, молоток, тупой пробойник, отвертка, складной метр, подходящий спицевой ключ приблизительно на 3,2 мм для стандартных четырехгранных ниппелей.

2. Для начала измеряем эффективный диаметр обода ERD: аккуратно измеряем внутренний диаметр обода и прибавляем толщину стенки обода. Эта цифра понадобится нам для расчета длины спиц.

3. Теперь измерим диаметр (окружности) расположения (центров) спицевых отверстий втулки. Обратите внимание, что диаметр этой окружности может у каждого фланца быть своим. И в большинстве случаев передняя и задняя втулки различаются по этому показателю.

4. Оформляем «паспорт» каждой втулки. Заносим в него диаметры расположения спицевых отверстий. Затем измеряем длину оси втулки (в данном случае – 142 мм). Делим это число пополам и отмечаем середину втулки. Теперь, расположив втулку на листе соответственно рисунку, измеряем расстояние от ее середины до каждого из фланцев (FD) при помощи штангенциркуля. В нашем случае это 33 и 20 мм. Заметим, что из-за крепления ротора тормоза передние втулки тоже асимметричны.

Читать еще:  Трюки на горном велосипеде


5.
Для расчета длины спиц мы рекомендуем воспользоваться одним из онлайн-калькуляторов. Например, калькулятором длины спиц на вебcайте DT Swiss.
Перевод терминов для калькулятора: Front wheel – переднее колесо; Rear wheel – заднее колесо; Rim Diameter / ERD – тип обода и/или ERD (см. выше); Hub – втулка; Pitch circle diameter – PCD (см. выше); Flange distance – FD (см. выше); Ø of spoke hole – диаметр спицевого отверстия; No. of spokes – число спиц; No. of intersections – число пересечений (тип спицовки, в данном случае – три); Nipple – тип ниппеля; Spoke length (precise) – точная длина спицы; rounded – округленная длина.

6. Продеваем первую спицу через любое спицевое отверстие во фланце втулки изнутри со стороны ротора и закрепляем спицу ниппелем во втором спицевом отверстии обода от отверстия под ниппель камеры (нижнее фото).


7. Далее продеваем еще семь спиц в каждое второе отверстие фланца также с внутренней стороны втулки. Внимание: ни в коем случае не используем на одной стороне колеса спицы разной длины!

8. Продев спицу в отверстие фланца втулки (шаг 6), вставляем ее конец в отверстие обода, оставляя по три свободных отверстия между соседними спицами. Закрепляем ниппелями. То есть, в каждом четвертом отверстии должна быть спица.


9.
Теперь приводим спицы в их рабочее положение: удерживая обод одной рукой, вращаем втулку противоположно направлению движения (см. фото). Спицы должны входить в обод под тупым углом.

10. Завершаем спицовку стороны ротора. Для этого следующие восемь спиц продеваем через оставшиеся отверстия того же фланца втулки с противоположной (внешней) стороны.

11. Поворачивая свободную продетую спицу в направлении вращения втулки (см. шаг 9), проводим ее сзади двух ближайших закрепленных спиц и спереди третьей. Затем, как показано на фото, продеваем эту спицу в среднее из трех свободных отверстий на ободе и закрепляем ее при помощи ниппеля. Так же поступаем со всеми остальными продетыми спицами.


12.
На утолщенной (торцевой) части спицевых ниппелей есть шлицы. Вставив в шлиц отвертку или торцевой ключ для спиц (см. фото) навинчиваем ниппель на спицу на два-три оборота, не применяя силу.

13. Теперь продеваем первую «спицу-ориентир» (не путать с «лидирующими») через отверстие второго фланца изнутри. Перед этим поворачиваем колесо таким образом, чтобы ниппель шины оказался в верхней точке. Ориентируясь на ближайшее к ниппелю по ходу движения велосипеда отверстие обода (слева), находим соответствующее отверстие на фланце втулки, также расположенное в направлении движения (см. фото). Закрепляем спицу в этом положении. Так напротив ниппеля шины не будет пересечения спиц, мешающего подключению насоса.

14. Следующую спицу вставляем в ближайшее отверстие фланца слева от спицы- ориентира. Продеваем эту спицу в отверстие снаружи, так чтобы ее головка смотрела наружу от втулки.

15. Остальные семь спиц продеваем в каждое второе отверстие во фланце (в обод пока не вставляем). Следим при этом, чтобы спица не попадала в треугольничек меду спицами другой стороны, а оставалась свободной. Перекидываем третью спицу справа от спицы-ориентира через нее снаружи и вставляем в ближайшее свободное отверстие от ниппеля шины слева (принцип «сзади, сзади, спереди, закрепляем»). Остальные спицы последовательно вставляем в каждое четвертое отверстие обода так, чтобы они не пересекались с другими спицами, и закрепляем ниппелями.

16. Оставшиеся восемь спиц продеваем в той же последовательности с внутренней стороны фланца в свободные отверстия. Затем их нужно будет вставить в свободные отверстия обода и закрепить.

17. Поскольку все остальные спицы уже закреплены, пространства для маневров осталось довольно мало. Поэтому берем каждую из последних спиц двумя руками и вставляем в соответствующее отверстие обода, соблюдая схему трех пересечений «сзади, сзади, спереди» и одинаковые углы пересечения спиц.

18. Теперь, когда у нас сформировался полный зонт, навинчиваем ниппели глубже на каждую спицу, пока вся резьба не скроется из виду – но не дальше!

19. Теперь закрепляем колесо в станке для центровки (правки). Чтобы линия центровки колеса не отклонилась в одну из сторон, проверяем, чтобы оно было прочно зафиксировано в креплениях «вилки» станка. Затем, начиная от ниппеля шины, затягиваем все короткие спицы колеса на один полный оборот. На переднем колесе это будет левая сторона по направлению движения велосипеда, а на заднем – правая (сторона трансмиссии). Затем переходим к спицам противоположной стороны.

20. Необходимо исключить трение головок спиц об отверстия при колебаниях спиц. Для этого осторожными ударами при помощи молотка и тупого пробойника выравниваем головку каждой спицы с поверхностью фланца.


21.
Затягиваем спицы еще примерно на пару оборотов в обозначенной выше последовательности (сначала на «короткой» стороне, затем на стороне длинных спиц). Извлекаем колесо из станка и устанавливаем зонтомер на торец втулки колеса со стороны коротких спиц и на обод с обеих сторон. При помощи регулировочного колесика настраиваем длину оси зонтомера таким образом, чтобы устранить зазоры в этих трех точках (борта обода справа и слева, торец втулки). Затем прикладываем зонтомер с противоположной стороны колеса (с длинными спицами).

22. Если обод не равноудален от втулки, подтягиваем все ниппели спиц соответствующей стороны фланца на пол-оборота. Корректировка всегда должна быть направлена в сторону длинных спиц. Результат протяжки проверяем, снова установив на колесе зонтомер и выровняв его.

23. Сводим вместе оба щупа станка для правки колес и подводим их к ободу, пока один из щупов не начнет цепляться за обод. Для выправления эллипса ниппели всегда подкручиваются лишь на четверть оборота. Подтягивается всегда одинаковое число спиц слева и справа.

24. Область радиального биения отмечаем белым скотчем. Подтягиваем спицы (по часовой стрелке по отношению к внешней стороне обода) на четверть оборота. И, если участок биения охватывает только пять спиц, чуть-чуть подтягиваем и шестую тоже, чтобы не сделать восьмерку.

25. О восьмерке говорит боковое биение обода о щуп станка. Чтобы ее выправить, немного ослабляем ниппели со стороны биения и натягиваем ниппели с противоположной стороны, пока обод перестанет со скрипом задевать щуп.


26.
Чрезмерное натяжение может повредить как втулку, так и обод. Чтобы проверить натяжение, со средним усилием сжимаем две перекрещенные спицы. Точка пересечения не должна смещаться больше, чем на один сантиметр.

27. После всех протяжек нужно еще раз проверить концентричность колеса. В случае необходимости выправляем. Только следим за тем, чтобы не «перетянуть» спицы.

28. Чтобы предупредить появление восьмерок и эллипсов, после спицовки следует «опрессовать» колесо. Устанавливаем колесо на прочную подставку и аккуратно наваливаемся на него своим весом, после чего снова проверяем его на концентричность и биение.

Автор текста: Кристиан Цимек

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector