173 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Планетарная втулка sram

Содержание

Планетарные втулки Sram и Sachs

История.

Ранее планетарные втулки производили только две компании: Sturmey-Archer и немецкая компания Fichtel & Sachs, часто называемая только «Sachs». В 1997 году Fichtel & Sachs приобрела американская компания SRAM и вся современная продукция теперь продаётся под торговой маркой SRAM.

В середине XX-го века Sachs специализировалась на выпуске продукции для практичных велосипедистов — двухскоростных втулках, переключающиеся вращением педалей назад, трёхскоростных втулках и ножных тормозах, тогда как Sturmey-Archer предлагала широкую линию продуктов, включающие многочисленные втулки узкого диапазона, предназначенные для использования велотуристами и гонщиками.

Начиная с 1980-х годов Sachs расширила свой модельный ряд планетарных втулок: представила 5-скоростные, 7-скоростные модели и системы с гибридной передачей, среди которых первой была Orbit, двухскоростная втулка с собственными задними звёздочками, затем — трёхскоростные втулки DualDrive 3 x 7, 3 x 8 и 3 x 9, использующие кассеты Shimano. Втулки DualDrive целесообразно устанавливать на велосипедах с маленькими колёсами, так как из-за высокого передаточного отношения верхней передачи отпадает необходимость в ведущей звезде большого размера. В 1995 году Sachs представила очень большую и тяжёлую 12-скоростную втулку Elan, не имевшую успеха на рынке. В 2007 году SRAM представила 9-скоростную втулку i-Motion.

Сильные и слабые места конструкции втулки Sram.

Планетарные втулки SRAM отличаются высоким качеством обработки своих внутренних частей. Поверхности зубьев шестерней и обоймы подшипников гладкие. У 3-скоростной SRAM самый высокий КПД из всех 3-скоростных втулок, что вероятно было достигнуто как раз из-за высокого качества обработки.

Также как и у классических втулок Sturmey-Archer, конструкция планетарных втулок Sachs / SRAM достаточно прочная. Механический дизайн относительно простой и консервативный: даже в 7- и 9-скоростных втулках используется только простая одноступенчатая планетарная передача. Более старые втулки переключаются с помощью тяговой цепи. У современных втулок есть одно слабое место — уязвимый пластиковый переключающий механизм, расположенный на оси втулки с правой стороны. Для переключателя продаётся защита и её необходимо обязательно устанавливать. В новой 9-скоростной втулки SRAM отказался от этого механизма в пользу вращающегося переключающего механизма, расположенного кнутри от правого дропаута.

Также у втулок SRAM могут быть проблемы с манетками. В старых 3-скоростных втулках Sachs и 3 x 7 используется триггерный переключатель, также как и в Sturmey-Archer, который можно установить на любой руль. С этими втулками будет работать триггерный переключатель Sturmey-Archer. Триггерный переключатель Sachs не будет работать со втулками Sturmey-Archer, которым требуется более сильное натяжение тросика для переключения между верхней и средней передачей. Старый передний дискретный переключатель Shimano STI также будет работает с втулками Sachs. На моём велосипеде Friday установлен комплект переключателей Shimano RSX STI 3 x 7, с которыми втулка переключается безошибочно. Более новые втулки SRAM используют кликбокс и доступны только с двойными манетками, устанавливаемые на прямые рули. SRAM допустило, что ориентированные на производительность велосипедисты не проявят интереса к планетарным втулкам и оказались правы. Существуют различные приёмы, благодаря которым манетки SRAM можно установить на бараньи рога, — например, установить рожки на вынос.

В 5-ти и 7-скорстных моделях с кликбоксами используется один трос, один соосный стержень, и двойной коленчатый рычаг, установленный внутри кликбокса. Я хочу модифицировать 7-скоростную втулку, чтобы она использовала тяговую цепь с левой стороны и коленчатый рычаг с правой.

3 x 8, 3 x 9 и Spectro T3 допускается использовать только с оригинальными манетками. В этих втулках используется стержень, допускающий возможность конверсии на тяговую цепь. Кассеты Shimano, устанавливаемые на втулки DualDrive, работают с широким диапазоном дерайлеров и манеток.

За исключением втулок Dual Drive, имеющих относительно лёгкие алюминиевые оболочки, SRAM уделяет относительно мало внимания уменьшению веса большинства своих планетарных втулок — многие модели доступны только с тяжелыми стальными оболочками. Например, все три версии Spectro S7 (без тормозов, с ножным тормозом и с барабанным тормозом) весят приблизительно одинаково. Можно предположить, что самая тяжёлая версия с барабанным тормозом, но только она одна идёт с оболочкой из алюминиевого сплава. У других 7-скоростных втулок стальные оболочки очень толстые и тяжёлые.

9-скоростную i-Motion из-за её размера и веса часто называют «пушечным ядром»! Версия с карбоновой оболочкой находит своих покупателей, но вес внутренних механизмов всё ещё пока солидный.

Смазка планетарный втулок Sram.

У многих втулок Sachs / SRAM имеется ножной тормоз. Такие втулки можно смазывать только специальной смазкой. При чём требуется два вида смазки — один тип смазки для планетарного механизма (не даёт собачкам слипаться) и второй тип смазки для тормоза (хорошо отводит тепло).

Современные планетарные втулки Sachs и SRAM без встроенного тормоза также используют специальную смазку и у них отсутствует наконечник под масло. За исключением i-Motion 9 их можно перевести на масло. Для этого просто нужно удалить компоненты переключающей системы и впрыснуть масло в полый конец оси. Версию i-Motion 9 с дисковым тормозом можно смазывать через одно из отверстий с левой стороны, предназначенное для болта дискового тормоза. Предпочтительней использовать масло, а не смазку, так как при этом уменьшается сопротивления качение и облегчается замена смазки (не нужно разбирать втулку). На втулках с барабанным тормозом старайтесь не перелить масла, чтобы оно затекло через подшипник в барабанный тормоз. Можем порекомендовать хорошее масло Phil Wood Tenacious. Масло необходимо пополнять приблизительно каждые 1500 км или хотя бы каждые несколько лет. Слишком много масла может вытекать из втулки и загрязнять её. Несвежее масло Phil из-за загрязнения может привести к слипанию собачек. Вязкость масла Phil Wood, уменьшающая вероятность его протекания, но также повышает вероятность слипания собачек.

Хорошие втулки Sachs / SRAM.

Планетарная втулка SRAM Spectro S7.

Мои любимые модели втулок Sachs и SRAM сняты с производства: 3 x 7 DualDrive снята с производства в 2000 году, а 7-скоростная S7 с барабанным тормозом снята с производства в 2010 году.

Я предпочитаю 3 x 7, а не более современные модели DualDrive, из-за её совместимости с манетками для руля бараньи рога и переключения с помощью тяговой цепи, а не с помощью уязвимого кликбокса. Я установил 3 x 7 на свой велосипед Friday с кассетой 13-15-17-19-21-24-28, для установки которой необходимо придать вогнутую форму самой внутренней звёздочке. На 3 x 7, в отличии от более поздних моделей DualDrive, установить звёздочку на 11 зубов можно только после модификации корпуса кассеты или установки прокладки. Купить втулку Sram Dual Drive на ebay или amazon можно приблизительно за 300 долларов.

У 7-скоростной планетарной втулки S7 очень равномерно распределённое соотношение передач, которые можно настроить на общий передаточный диапазон от 27 до 82 дюймов. Благодаря алюминиевой оболочке версия с барабанным тормозом имеет приемлемый вес.

Доступность компонентов.

У SRAM плохая сеть дистрибьюторов. Часто приходится заказывать компоненты SRAM через самые разные фирмы. Кроме того цена отдельного компонента может приближаться к цене всей втулки.

Читать еще:  Как научить ребенка кататься на велосипеде

В лучшем случае вам удастся найти нерабочую втулку и снять с неё необходимые компоненты. В Европе втулки Sachs / SRAM широко распространены и запчасти (новые и б/у) доступны более широко.

Резьба оси планетарных втулок SRAM схожа с резьбой классических втулок Sturmey-Archer и поэтому их гайки взаимозаменяемы. Эта совместимость может пригодиться, когда потребуется заменить конусообразную гайку, через которую работает тяговая цепь.

Никогда не выбрасывайте старые втулки, так как их запчасти в будущем пригодятся вам или кому-то ещё.

На сайте SRAM вы сможете найти технические руководства по установке и настройке современных и снятых с производства втулок. Руководства каждого года практически не отличаются между собой, за исключением представления описания новых моделей и удаления описания снятых с производства. Планетарные втулки Elan / E12 и 3 x 7 описаны только в самом первом руководстве SRAM (1999 года).

Справочник Сатерленда по планетарным втулкам с ножным тормозом имеет самую полную информацию по планетарным втулкам, включая таблицу неисправностей и сравнительный список компонентов на двухскоростные Sachs и 3-скоростные 415, 515, H3102 и H3111. Третье издание Справочника Сатерленда для веломехаников (1981 год выпуска) и четвёртое издание (1985 год выпуска) охватывает большинство втулок Sachs / SRAM.

Планетарные втулки SRAM i-Motion 3 и 9. Sram или Shimano

SRAM i-Motion — это серия планетарных втулок, ориентированных на городские, спортивные, туристические велосипеды и разрабатываемых и производимых корпорацией SRAM. Под брендом i-Motion производятся планетарные втулки, манетки и динамо-втулки, а также трещоточные, односкоростные втулки, дерайлерные, гибридные втулки, гидравлические дисковые тормоза. Серия продуктов i-Motion разрабатывается и производится немецкой корпорацией SRAMs Schweinfurt R&D, раньше называвшейся Sachs.

Планетарная втулка Sram i-Motion 3.

Планетарная втулка Sram i-Motion 3 для велосипеда.

Sram i-Motion 3 — 3-скоростная планетарная втулка, имеющая передаточные отношения, как у трёхскоростной втулки Shimano Nexus, 36% интервал между передачами и общее передаточное отношение 186%. Купить Sram i-Motion 3 можно приблизительно за 100 долларов.

Планетарная втулка Sram i-Motion 9.

Sram i-Motion 9 — 9-скоростная планетарная втулка с ростом передач на 14%, 17%, 17% . 17%, 14% и общим передаточным отношением 340%.

Этот диапазон передач рассчитан на велосипедистов, которые не могут похвастаться хорошей физической формой, имеет приемлемое расстояние между передачами.

Стопорные шайбы для наклонных дропаутов.

Версия с ножным тормозом весит 2400 грамм, тогда как версии без встроенных тормозов весят до 2000 грамм. Стоимость Sram i-Motion 9 составляет около 300-х долларов. Если вы хотите купить Sram i-Motion 9, то вам стоит поспешить, так как эта втулка снята с производства в 2012 году и заменена втулкой SRAM G8.

Планетарная втулка Sram i-Motion 9 для велосипеда.

Трещоточная версия можем комбинироваться с двойной ведущей звездой, например, ведущая звезда 48/38 и задняя звездочка на 22 зуба. Допускается использование ведущей звёзды, имеющей не менее 32 зубов. Существует ограничение на соотношение зубьев ведущей звезды к задней — оно не должно превышать 1,73. Втулка комплектуется удобным поворотным переключателем. По своим техническим характеристикам на рынке конкурирует с 8-скоростными планетарными втулками Shimano.

Планетарная втулка Sram или Shimano?

Какой же сделать выбор втулки — Sram или Shimano (альфине или срам)? Вот сравнение SRAM i-MOTION 9 с Shimano Alfine 8, в котором i-MOTION 9 победила со счётом 5:4:

  1. Передачи.
    Если вам нужна бесшумная втулка с лёгким переключением передач, то выбирайте Shimano Alfine. Если вам нужно больше передач с одинаковыми шагами между передачами, лёгкая установка и снятие втулки, то выбирайте SRAM i-MOTION 9.
  2. Переключение.
    Обе втулки можно переключать под нагрузкой. Под высокой нагрузкой и на подъёмах из-за конструкции «бесшумного сцепления» с цилиндрическими роликами вместо классических собачек Alfine переключается немного легче и плавней. (Alfine зарабатывает 2 очка).
  3. Манетки.
    С помощью манеток Shimano STI за раз можно переключить только на одну передачу, а поворотным переключателем Grip Shift за раз можно переключить всё требуемые передачи. Индикатор передач SRAM больше, передачи на нём лучше читаются (i-MOTION 9 зарабатывает 1 очко).
  4. Диапазон передач.
    У i-MOTION 9 на одну передачу больше. На одну высокую или низкую передачу больше, чем у втулки Shimano. (i-MOTION 9 зарабатывает 1 очко).
  5. Шаги передач.
    У i-MOTION 9 меньше размер шагов между передачами. Шаги приблизительно одинаковые. На втулке Alfine иногда чувствуется, что текущая передача «маленькая», а следующая высокая уже «больше», чем требуется. (i-MOTION 9 выигрывает 1 очко).
  6. Тормоза.
    Обе втулки можно использовать как дисковыми, так и с ободными тормозами (Alfine и i-MOTION 9 зарабатывают по 1 очку).
  7. Вес.
    Вес Alfine 1590 грамм. Вес i-MOTION-9 1980 грамм (Alfine зарабатывает 1 очко)
  8. Установка и снятие колеса.
    У Sram используется установка в «один клик», как и у Rohloff. Для установки и снятия колеса с планетарной втулкой Shimano требуется некоторое время! (i-MOTION 9 зарабатывает 1 очко).

Манетки i-Motion 9.

i-Motion 9 использует поворотный переключатель, который крепится вокруг руля и конструктивно объединён с тормозным рычагом.

Многие предпочитают триггерный переключатель, который для i-Motion к сожалению не выпускается. Но он и не нужен, так как поворотный переключатель в отличии от триггерного одним поворотом руки переключается не на одну, а на все требуемые передачи.

Инструкция по установке переключателя:


  1. Насадите переключатель (1) на руль.

  2. Насадите грипсы (2) на руль.

  3. Выровняйте переключатель по отношению к грипсам и установите его как вам удобно. Затяните стяжной болт(3). Используйте 3 миллиметровый ключ и вращающий момент 3,5 — 4 Нм (31 — 35 фунтов).
  • Для установки грипс никогда не пользуйтесь смазкой или растворителем. Грипсы не позволяют руке соскользнуть с руля и должны прочно держаться на руле.
  • Убедитесь, что переключателю и тормозному рычагу ничего не мешает. Иначе придётся их переустановить.
  • Никогда не ездите без грипс, так как вы не сможете надёжно удерживать поворотный переключатель. Это чревато ранениями.

Удивительно, но сейчас доступны манетки только с поворотным захватом и интегрированным тормозным рычагом.

Планетарная втулка для велосипеда

7 минут Автор: Михаил Скворцов 195

Оптимальная эффективность движения, частота педалирования, скорость и нагрузки на велосипед регулируются при помощи механизма скоростного переключения. В отличие от синглспида, велосипед с несколькими режимами передачи крутящего момента способен подстраиваться под конкретные условия передвижения. «Скоростную» систему используют практически на все типах великов: от городских и трюковых до гоночных и маунти-байков.

К распространенному типу трансмиссии велосипеда относится планетарная втулка, внутри которой расположен шестеренчатый механизм изменения передаточного отношения. Взаимное расположение и зацепление шестерней регулируется переключателем скоростей, который, в свою очередь, приводится ручкой на руле. Принципиальное отличие от «звездочной» трансмиссии позволило такой системе переключения передач неплохо укрепиться в велосипедной среде.

Из чего состоит и как работает планетарная втулка

Устройство планетарных втулок достаточно сложное и напоминает механизм автомобильной коробки передач. Для наглядности покажем стандартную схему для всей планетарной передачи:

Желтым цветом изображена солнечная шестерня. «Солнышко» жестко закреплено на оси заднего колеса велосипеда. Именно с ней зацепляются обозначенные синим цветом планетарные шестеренки. Для их фиксации используется «водило» (зеленый цвет). Эта деталь не позволяет сателлитам – так иначе можно называть планетарные шестерни – разъезжаться и сцепляться друг с другом, а также определяет их направление движения.

Довершает механизм эпициклическая шестерня, которая вращается за счет педалирования. На рисунке она показана красным цветом.

Звездочка сопрягается с механизмом втулки с помощью шлицевого привода, исполнительного механизма втулки. При изменении передачи он изменяет скорость вращения водила относительно кольцевой шестерни, благодаря чему и достигается подстройка велосипеда под угол направления дороги и регулируется его скорость.

Интересная особенность такого типа механизма – это работа в качестве редуктора. Солнечная шестерня играет роль неподвижного элемента, эпицикл – ведомого элемента цепи, водило замыкается на корпус втулки. Для примера рассмотрим, как работает механизм планетарной передачи на простой трехскоростной планетарке:

  • Пониженная передача. Кольцевая шестерня опережает водило за счет его зацепления корпуса планетарной втулки. Передаточное отношение меньше единицы и составляет 0.733.
  • Главная передача. Крутящий момент с эпицикла передается на втулку за счет зацепления ее с планетаркой. Иначе говоря, со втулкой соединено не водило, как на первой передаче, а звездочная шестерня. Что происходит при этом? Втулка вращается быстрее водила, а для достижения максимальной скорости понадобится больше усилий по сравнению с пониженной передачей.
  • Передаточное число повышенной, или третьей, передачи больше единицы, и для трехскоростных велосипедов оно составляет 1.364. Направление движения водила и втулки противоположны, благодаря чему достигается ее ускорение по сравнению с главной передачей.
  • Для планетарных втулок с 5, 7 и т.д. скоростями диапазон передаточных отношений выше, чем у трехскоростной за счет большего количества шестеренчатых механизмов. Принцип работы многоскоростных и простых втулок будет одинаковым. Разница только в том, что у каждой планетарной составляющей будут свои фиксированные (как у 3-х ступенчатой планетарки) значения отношений передач, а в целом у механизма их будет в несколько раз больше.
Читать еще:  При езде на велосипеде болят колени

Производители втулок: плюсы и минусы

Изготовлением планетарных втулок на велосипеды занимается несколько производителей:

Последний занимает лидирующее положение по сложности изобретенного механизма. Втулка этого производителя включает 14 планетарных составляющих. Большое количество передаточных отношений и высокая эффективность смело конкурируют с аналогичными показателями продвинутых звездочных систем переключения скоростей.

Второе место занимает SRAM – его планетарка имеет 12 скоростей, а передаточный диапазон превышает 400%. Shimano – известнейший производитель велозапчастей и скоростных втулок. Его хорошо зарекомендованные втулки с 3, 4, 7 и 8-планетарными механизмами дополнены обновленной версией – 11-скоростной системой переключения скоростей. Sturmey может похвастаться гибридными кассетно-планетарными механизмами, а также другими типами стандартных втулок с тремя, пятью и семью скоростями.

Преимущества использования планетарных втулок

  1. Прямой ход цепи и низкий износ ведущей и ведомой звезд. Снаружи трансмиссия выглядит как у обычного сигнлспида.
  2. Скрытый от внешних воздействий механизм переключения передач отличается высокой долговечностью по сравнению с кассетами и трещотками. Могут быть задействованы все соотношения передач. Об этом смело скажут отзывы от велосипедистов, перешедших со «стандартных» скоростных велосипедов на планетарные.
  3. Нет необходимости постоянно обслуживать устройство, также его сложно нечаянно повредить.

Как и у всего на свете, у втулок с планетарными передачами есть свои «но»:

  1. Невозможность использования в велосипедном гоночном спорте из-за высокого трения и чувствительности шестерней.
  2. Ощутимая прибавка к весу: только некоторые трехскоростные втулки весят чуть меньше килограмма. В движении привес на заднее колесо дает о себе знать.
  3. Ремонт таких механизмов почти невозможен в домашних условиях, да и сервис, где ремонтируют планетарные втулки, нечасто можно встретить. Одноразовость планетарок не позволяет их выгодно привести в рабочее состояние, лучшим вариантом будет установка новой.
  4. Запредельная стоимость. Конечно, она вполне оправдана, однако ставить редуктор с нуля на сигнлспид нет смысла. Гораздо проще купить готовый велосипед с ней.

Как правильно переключать передачи при движении на велосипеде

Нанести вред механизму велосипедного редуктора сложно, но возможно, если систематически неправильно его использовать. При движении на велосипеде с планетаркой есть простое правило: осуществлять переключение передач без педалирования.

Странно? Ничуть. Планетарный механизм имеет сходство с механической КПП машины, а там ведь тоже при переходе с одной передачи на другую газ отпускается. А «газ» для велосипедиста – это кручение педалей.

Переходить с одной передачи на другую нужно немного заранее, и делается это так:

  • Велосипед движется накатом, усилия на педали минимальны.
  • С помощью ручки переключается передача.
  • Через несколько оборотов колес (около 2 секунд) можно педалировать.

Езда в гору сопровождается переходом на пониженную передачу, то есть передаточное отношение должно быть меньше, чем до перехода. На трехскоростных планетарках это просто: перейти на первую передачу. С другими вариантами вполне нормальным будет переключиться, например, с третьей на вторую.

На повышение нужно идти последовательно, то есть сначала первая, затем вторая и так далее. При сбросе скоростей можно перешагивать. В однообразных условиях, где нельзя развить скорость (тротуар с пешеходами, например), лучше применять только главную передачу без переключений.

Велосипеды с планетарными втулками способны преодолевать значительные расстояния без большого количества спусков и подъемов, поэтому их часто можно встретить в больших городах с развитой сетью дорог и населенных пунктах на ровной местности. Такой вариант трансмиссии идеально подойдет тем, кто не хочет постоянно возиться с кассетами и цепями и при этом часто ездят по городу, загородным поселкам и равнинным трассам.

Планетарные втулки. Принцип работы, плюсы и минусы.

Для переключения передач на велосипедах используют две системы:

  • Систему переключения передач на звездах и
  • Планетарные втулки

Что такое скорости у велосипеда и как их переключать мы рассмотрели в отдельной статье, а здесь поговорим о втором типе механизмов переключения передач – о планетарных втулках.

Планетарная втулка (планетарка) – механизм переключения скоростей, основанный на принципе работы планетарной передачи.

Что такое планетарная передача можно почитать в википедии.

Трансмиссии на планетарных втулках, переживают в настоящее время свое очередное возрождение. Изобретенная впервые в далеком 1880 году для мотоциклов, она была двухскоростной и не смогла получить широкого распространения.

Затем, в начале 20 века количество скоростей увеличилось до трех, и в 30 годы 20 века велосипедный рынок был полон ими. Особенно велосипеды с планетарками были распространены в Европе и, в частности, в Великобритании, Германии, Голландии, на Скандинавском полуострове.

Позже, с появлением на рынке более дешевых и легких переключателей скоростей и кассет, устанавливаемых на втулке, они опять ушли в забвение. Но прогресс не стоит на месте и в 21 веке производители велосипедов вновь обратили свой взгляд на планетарные системы переключения скоростей. Особенно это стало заметно после разработки 7-скоростных втулок в конце 90-х. С этого периода они постоянно совершенствуются.

Основными фирмами, выпускающими планетарные втулки, являются SRAM, Shimano, Sturmey-Archer и Rohloff. На сегодняшний день они производят втулки, которые могут переключать до 14 скоростей.

В чем принцип работы планетарной втулки.

Для её работы используется простая планетарная эпициклическая зубчатая передача.

Попробуем разобраться в работе этого механизма хотя бы на уровне общего понимания работы трех скоростной планетарки.

Солнечная шестерня (светло-желтая деталь на рисунке) жестко крепится к оси втулки, которая, в свою очередь, крепится в дропаутах велосипеда. Три — четыре одинаковых «планетарных» шестерёнки (детали синего цвета на рисунке) сцепляются зубьями с «солнечной» шестерёнкой, вращаясь вокруг неё.

Планетарные шестерёнки, прикреплённые к «планетарной обойме» (деталь салатового цвета), сцепляются с зубьями на внутренней поверхности «зубчатого колеса» или эпицикла. Это розовая деталь на рисунке с зубьями внутри.

При вращении планетарной обоймы (голубой), зубчатое колесо (розовое) вращается 4 раза на каждые 3 оборота планетарной обоймы. Это соотношение у разных моделей планетарных втулок разное.

Принцип работы планетарной передачи во втулке велосипеда:

  • На низкой передаче(первой) задняя звёздочка (фиолетовая деталь на рисунке) вращает зубчатое колесо (розовая деталь на рисунке). Планетарная обойма (салатовая на рисунке) вращает втулку, что даёт понижение передачи. Таким образом, на каждые четыре оборота звездочки заднее колесо повернется три раза. Т.е. передача понижается на 25%.
  • На средней передаче (второй) задняя звёздочка напрямую передает усилие на зубчатое колесо, приводящее в движение втулку. Это прямая передача. Усилие с вращающихся внутри втулки шестеренок никуда не передается.
  • На высокой передаче (третьей) усилие с задней звёздочки (фиолетовая) передаётся на планетарную обойму (салатовая на рисунке). Оно через зубчатое колесо (розовая деталь) приводит в движение втулку и, соответственно, заднее колесо. Получается, что на каждые три оборота звёздочки колесо провернется четыре раза. Т.е. передача повышается на 33%.

Во втулках с более чем тремя скоростями, используют не менее двух разных блоков планетарных механизмов или комбинируют планетарные многоступенчатые шестерёнки с несколькими параллельными рядами зубьев.

Видео как работает планетарная втулка

В чем плюсы планетарных втулок

  1. Высокая надежность по сравнению с системой переключения передач на основе кассеты. Передачи переключаются быстро и точно. К тому же их можно переключать стоя на месте, в отличие от наружной системы, в которой скорости нужно переключать только в движении.
  2. В планетарной втулке можно переключатся между разными скоростями напрямую, а не последовательно как на обычной системе.
Читать еще:  Правильная высота седла велосипеда

Т.е., если необходимо быстро переключится с 1-ой скорости на 5-ю, то на обычной системе нужно последовательно переключать скорости: с первой на вторую, потом на 3, 4 и только потом на 5-ю, что занимает определенное время, то в планетарке можно сразу переключить с первой на пятую.

Правда, все плюсы от такого переключения можно ощутить только на многоскоростных моделях. На модели с тремя скоростями это не так заметно, хотя переключение всё равно происходит быстрее и удобнее чем на стандартном варианте.

Особенно это удобно при езде в городском ритме.

Не нужно практически никакого технического обслуживания.

Вообще эти втулки необслуживаемый компонент. Единственно, в процессе эксплуатации, возможно, придется регулировать натяжение тросика переключения передач, который может растянуться. Зато Вы избавлены от проблемы износа звезд системы, кассеты, цепи, настройке механизма переключения передач и прочих забот.

Использование обычной односкоростной цепи.

На планетарной втулке, как и на односкоростном велосипеде, используются только две звезды – передняя и задняя, и цепь работает без перекосов. В результате одна цепь будет работать всю велосипедную жизнь.

А с учетом того, что односкоростные цепи дешевле своих многоскоростных собратьев и их не нужно регулярно менять – эксплуатация такого велосипеда будет стоить значительно дешевле. А теперь добавьте сюда необходимость так же регулярно, в связи с износом, менять звезды системы и кассеты, их стоимость, а так же стоимость таких работ и станет понятно, что при длительной эксплуатации велосипеда, первоначально более высокая цена планетарной втулки вполне себя оправдывает и окупает.

Её не нужно регулярно мыть и чистить.

Механизм втулки находится в масле в пыле и влагозащищенном корпусе, но грязевые ванны для него все равно нежелательны.

Помните, что обычный механизм переключения передач требует регулярной мойки и чистки от попадающей в него грязи для уменьшения износа цепи и звезд.

Так же при мойке велосипеда струей воды под большим напором, например, на автомойке или домашним кёрхером, не нужно струю воды направлять непосредственно на саму втулку.

Возможность использования ножного тормоза.

Ножной тормоз – один из самых интуитивно понятных, эффективных и надежных. Работает в любую погоду: в грязи, под дождем, на колесах с «восьмеркой» и т.д. Лично мне байки с такими тормозами нравятся больше всего. Особенно если в дополнение к ножному тормозу на заднем колесе стоит ободной тормоз на переднем.

Справедливости ради скажем, что ножной тормоз работает только на втулках с внутренним тормозным механизмом. Существуют многоскоростные втулки без такого механизма и на велосипедах с ними устанавливают дисковые или ободные тормоза.

Достаточно интересный и не такой явный, но очень практичный плюс планетарок в том, что на таких велосипедах, как и на односкоростных моделях, используется защита цепи, чего нельзя поставить на обычных многоскоростных байках. А это значит, что не пачкаются брюки и на цепь попадает гораздо меньше грязи и ее нужно реже мыть и смазывать.

Так что если велосипед используется при поездках на работу, то чистые брюки – большой плюс.

Для любителей зимнего катания использование планетарного переключения передач просто находка. В отличие от звездной системы переключения передач планетарка не забивается снегом, не подвергается обледенению и её механизм всегда работает надежно.

Встроенный в планетарку барабанный тормоз надежно работает при низких температурах и, в отличие от V-brake и дисковых тормозов, не боится налипания снега на тормозные колодки и обледенения ободов или ротора, продолжая зимой работать так же надежно, как и летом.

  • Планетарки не повреждаются при авариях и паденияхвелосипеда на бок. Там просто нечему ломаться – нет никаких наружных частей.
  • Для переключения передач используется только одна ручка и скорости идут одна за другой. Новичку легче разобраться, хотя, это дело привычки.
  • Заднее колесоболее прочное и жесткое. Так же как и на односкоростном байке, угол наклона спиц на колесе с планетаркой одинаков с обеих сторон. Это дает возможность увеличивать натяжение спиц. А чем оно выше — тем колесо прочнее и жестче.
  • Недостатки планетарных втулок

    1. Самый главный минус – они дороже, чем обычная система переключения передач. Но с учетом того, что их уже не нужно обслуживать в дальнейшем – стоимость эксплуатации велосипеда будет значительно ниже.
    2. Маленькое общее передаточное отношение.

    У обычных переключателей передаточное отношение в среднем 550%. Это значит, что за один оборот педалей на самой высокой передаче велосипед проедет в 5,5 раз большее расстояние, чем на самой низкой передаче.

    У планетарных втулок это соотношение порядка 300%. На них сложно будет преодолевать крутые подъемы и разгоняться до высоких скоростей.

    Хотя прогресс не стоит на месте, и инженеры велосипедных фирм работают над улучшением выпускаемых моделей. Уже сейчас есть хорошие 7, 11 и даже 14 скоростные варианты.

    Они тяжелее.

    Тут то же не все однозначно. Да, сама планетарная втулка тяжелее аналогичной втулки с кассетой для горного многоскоростного велосипеда. Но, ставя её, Вы так же снимаете с велосипеда все ненужное оборудование для переключения передач (две передних звездочки, оставляя только одну, одну ручку переключения передач, тросики, механизмы переброски цепи и т.д.) Вместе с этим отпадают вопросы по их обслуживанию. Да и, в конце концов, если Вы не веломаньяк по весу, то лишние полкило для городского велосипеда не делают никакой погоды.

  • Ремонт их в домашних условиях слишкомсложен. Для нашего человека нет неремонтируемых механизмов, но отремонтировать планетарную втулку значительно сложнее, чем обычный переключатель скоростей. Правда и ломаются они ну очень уж редко.
  • Не подходят для скоростных гонок и агрессивной езды.
  • Планетарные втулки нельзя использовать с эксцентриковыми зажимами оси заднего колеса. Это объясняется тем, что если ось слабо крепится к дропаутам, то она может провернуться и сломать саму втулку или раму велосипеда.
  • По сравнению с обычными системами переключения скоростей в планетарных втулках из-за того, что много зубчатых передач, ниже КПД и больше потерь энергии велосипедиста на трение. Считается, что их эффективность составляет 92%, по сравнению с 98% для обычных переключателей.
  • Как правильно переключать передачи на планетарной втулке

    Планетарный механизм переключения скоростей на велосипеде имеет сходство с механической коробкой передач на автомобиле, поэтому если систематически неправильно переключать передачи – можно сломать даже такой надежный механизм, как у них.

    Переключать передачи на планетарной втулке в движении нужно без педалирования. Т.е. в момент переключения велосипед должен двигаться накатом (педали крутить не нужно) или стоять на месте.

    С помощью ручки переключения, установленной на руле, выбирается нужная скорость и буквально через пару секунд можно крутить педали.

    Помните, что при езде в горку переходим на пониженную передачу. На трех скоростной втулке – это первая скорость.

    Если нужно ехать быстрее – переходим на повышенные скорости. На трех скоростной втулке – это третья скорость.

    Ну и еще. Не забудьте прочитать инструкцию к вашему велосипеду. Вполне возможно, что производитель втулки, установленной на Вашем байке, описал правила эксплуатации своего оборудования.

    Перечислив все плюсы и минусы планетарных втулок можно сделать итоговый вывод:

    Планетарная втулка для езды по городу значительно удобнее, чем переключение передач на звездочках.

    Поэтому, если Вы не веломаньяк, борющийся с каждым граммом веса, используете велосипед для городских поездок и для спокойной (не скоростной) езды по более-менее равнинной местности с небольшими горками, не любите постоянно мыть трансмиссию и следить за её износом, то велосипед с планетарной втулкой это как раз то, что Вам нужно.

    Если вы любите агрессивную езду, скоростные поездки, а так же преодолеваете большие подъемы – лучше выбирайте обычную систему переключения передач на звездах.

    Благодаря всем перечисленным выше преимуществам планетарок, в Европейских странах городские велосипеды с ними очень распространены.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector
    ×
    ×
    ×
    ×