19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулировка передней вилки велосипеда

Как отрегулировать вилку велосипеда?

Каждый, кто купил новый велосипед, смог на практике убедиться в том, что для того, чтобы пользоваться им, одного умения кататься будет недостаточно. И дело даже не в том, что он может сломаться и нужно будет думать над его ремонтом. На это некоторые смогут возразить, что будут ездить аккуратно и ничего ремонтировать или менять не придется. Велосипедные вилки не дадут покоя ни одному поклоннику этого вида транспорта, так что, если вам нравится велосипедный спорт, вопроса об их регулировке вам не избежать.

И все же регулировка пружин и амортизаторов – дело не такое сложное, как может показаться. Для того чтобы эффективно настроить все, достаточно понять, как это работает из чего состоит. Путь к пониманию лучше всего начать с ответа на вопрос о ее назначении. В целом в этой статье будут даны ответы на следующие основные вопросы:

  • Для чего нужна вилка велосипеда;
  • Какими они бывают;
  • Как правильно ее настраивать.

В чем ее назначение?

Прежде чем говорить о том, что собой представляет регулировка вилки велосипеда, нужно, как уже было сказано выше, разобраться с тем, зачем она вообще нужна. Она служит амортизатором, смягчая приземление колес и делая вашего железного коня более устойчивым. Правильная ее настройка – обязательное условие подготовки к поездкам по горной местности, да и вообще по любой неровной поверхности.

Состоит она, прежде всего, из пружин, которые и превращают вилку в надежный амортизатор, могущий эффективно справиться с колебаниями, сгибаясь и разгибаясь при необходимости. Хорошие пружины могут не только обеспечивать комфорт передвижения, но и сохранять скорость движения вне зависимости от ровности поверхности. Конечно, немаловажную роль здесь играет именно процесс настройки, но прежде чем говорить о нем, стоит обратить внимание на то, что вилки бывают разными.

Какие бывают?

Несмотря на то, что такие вилки используются, как правило, на спортивных велосипедах, они отличаются большим разнообразием вариантов, от простых к более продвинутым. Для того чтобы представить это разнообразие более наглядно, приведем список вариантов ниже:

  • Пружинные;
  • Пружинные с эластомерным стержнем;
  • Воздушные (в качестве пружины используется воздух);
  • Воздушные с масленой капсулой;
  • Масляно-пружинные.

Чем сложнее устройство, тем эффективнее работает амортизатор, качество и сложность устройства, разумеется, влияет на его стоимость. Обычный пружинный механизм стоит очень дешево, однако он не отличается особенной надежностью, да и настроить его должным образом практически невозможно. Этот вариант подходит только для тех, кому сгодятся любые пружины в качестве амортизатора.

С помощью эластомерного стержня можно несколько укрепить конструкцию амортизатора, который будет теперь состоять не только из одной пружины. Однако устойчивость и долговечность такой вилки ограничена условиями использования, поэтому тем, кто выбирает горный велосипедный спорт в качестве увлечения, лучше приобрести устройство подороже.

Устройство воздушных вилок будет несколько интереснее. Разумеется, и стоить они будут значительно дороже. Вместе с тем, их надежность делает их пригодными для езды практически на любой поверхности. Кроме того, их настройка открывает для велолюбителей немало возможностей. Роль пружины здесь играет воздух, который не будет ржаветь в отличие от металла.

Есть у воздушных вилок свои недостатки, компенсировать которые может масляно-воздушная конструкция. Этот вариант лишен недостатков предыдущего, зато не уступает ему по числу преимуществ. Он считается одним из лучших, поскольку действительно смягчает отскок спортсмена практически в любых условиях. Масляно-воздушные вилки устойчивы к высокому давлению и перепадам температур, при правильной их настройке их можно не менять очень долго.

Самым лучшим вариантом принято считать масляно-пружинные вилки. Они обеспечивают все преимущества, предоставляемые вариантами, перечисленными выше, при этом практически лишены всех их недостатков. Вместе с тем, они и стоят значительно дороже, чем любые другие. Менять их при правильной настройке и использовании не будет необходимости. Они неприхотливы и приспособлены к любым условиям. Помимо всего прочего, они еще и не требуют особенного ухода.

Как правильно настраивать?

Настройка вилки велосипеда – дело тонкое. Прежде чем говорить о том, что это дело из себя представляет, стоит напомнить, что только три последних варианта из рассмотренных выше подлежат настройке, причем чем качественнее вилка, тем более широкий диапазон для ее настройки. Стоит сказать и о том, что у регулировки вилки велосипеда существует всего пять параметров:

  • Жесткость пружины;
  • Отбой;
  • Скорость сжатия вилки;
  • Регулировка хода;
  • Блокировка.

По-настоящему навороченный дорогой амортизатор будет иметь все перечисленные выше опции настройки. Однако на практике такое бывает очень редко. Как правило, на вилке присутствуют три основных регулятора: отбоя, жесткости, и скорости хода. И все же, на каждый из этих параметров не помешает обратить внимание.

Жесткость позволяет подстроить велосипед под спортсмена – его вес и стиль катания. Удобство заключается в том, что этот параметр можно без труда поменять в любой момент. Отбой – это, по сути, чувствительность амортизатора, там, где он не нужен, его можно свести к минимуму, чтобы велосипедист не тратил на него силы. Регулировка хода, в свою очередь, определяет скорость работы вилки, фиксируя ее в определенном положении.

Читать еще:  Как выбрать велосипед женский

Настройка вилки велосипеда

Прежде чем отвечать на вопрос о том, как правильно настраивать велосипедную вилку, стоит разобраться с основными ее функциями. Главное предназначение вилки – служить амортизатором при преодолении препятствий велосипедом. Мягкое приземление после ямы, кочки или неровности позволит сохранить здоровье ездока в нормальном состоянии. При этом не разрушаются элементы велосипеда, и обретается повышенная устойчивость. Грамотность и правильность настройки – необходимый компонент комфортной езды не только по пересеченной местности, но и по городским улицам.

Типы регулировок

Оценим основные виды регулировок вилки велосипеда.

  1. Preload. Предполагает изменения в настройках в зависимости от веса велосипеда.
  2. Rebound. Такой тип регулировки задает скорость возврата амортизатора в начальное состояние.
  3. Compression. Наоборот сжимает пружину.
  4. Lockout. Блокирует амортизатор.
  5. Длина хода. Позволяет изменять критерии в зависимости от стиля езды.

Все, что касается настроек вилки, является базовым элементом эксплуатации велосипеда. Чтобы получить комфорт и скорость обязательно нужно отрегулировать данный элемент и наслаждаться активным отдыхом.

Процесс снятия вилки велосипеда

Процедура обслуживания вилки начинается с банального демонтажа этого элемента. Хотя действия довольно просты, запишем их в виде определенного алгоритма.

  1. Первый этап – демонтаж колеса. Предварительно перевернув байк, снимаем переднее колесо.
  2. Потом приступаем к демонтажу руля, не забывая при этом вынос и рулевую трубку.
  3. Вилку снимаем так, чтобы не разлетелись детали подшипника. Детали опорного корпуса снимаются со штока при помощи острого предмета.
  4. Теперь разбираем вилку. Для примера возьмем распространенную пружинно-эластомерную подвеску.
  5. Используя шестигранник, выкручиваем нижние болты креплений.
  6. Демонтируется болт, который регулирует натяжение пружины.
  7. Извлекаем эластомер.
  8. Следующий шаг – отделение штанов.
  9. Из них нужно извлечь пыльники и башинги, используя обычную отвертку.
  10. Все элементы промываются в керосине и оцениваются на предмет повреждений.
  11. Поврежденные части заменить новыми, остальные смазать.
  12. Процедура сборки происходит в порядке обратного процесса.

Велосипедная вилка и правила настройки

Из чего составляется обычная вилка велосипеда? Элементы, наполняющие вилку, отличаются от ее конкретного вида. Кроме корпуса и штока к вилке относят пыльники, башинги, штаны и, например эластомер. Но главная часть – это конечно пружина. Ее функциональность превращает вилку в реальный амортизатор. Пружины обеспечивают комфортность передвижения и сохранение скорости. Огромную роль при том играет грамотная настройка такого амортизатора.

Регулировка велосипедной вилки зависит от ее типажа. Стоит учесть, что вилки бывают:

  • пружинного вида;
  • когда пружина объединяется с эластомерным стержнем;
  • воздушный вариант (воздух служит амортизатором);
  • воздушная, с масляной капсулой;
  • масляно-пружинный тип.

Как грамотно провести проверку настройки вилки? Для начала нужно оценить качество основных параметров, обеспечивающих нормальную работу этого элемента. Таких критериев пять:

  • степень жесткости пружины;
  • отбой;
  • параметр скорости сжатия вилки;
  • уровень регулировки хода;
  • блокировка.

Фото 1. Устройство вилки.

В принципе, мы описали идеальный амортизатор со всеми возможными опциями. На деле, многие велосипеды (особенно бюджетного типа) имеют только три регулятора. Это отбой, жесткость и скорость хода. Для чего они служат?

Жесткость дает возможность изменить критерии велосипеда под вес седока или его стиль езды. Отбой представляет собой степень чувствительности амортизатора. Его можно увеличить или уменьшить. Регулировка хода позволяет менять скорость, с которой работает вилка, производя фиксацию в заданной точке.

Грамотный вариант регулировки вилки велосипеда

Правильная настройка даст возможность испытать все прелести езды на велосипеде. Неправильный вариант настройки приведет к ощущениям средневековых пыток при случае выезда за город, где придется только и мечтать о возврате домой. Разберем все существующие настройки элемента.

  1. Настроечные действия, связанные с весом велосипедиста. Пружинные вилки выпускаются производителем с расчетом на средний вес в 85 килограммов. Если велосипедист превышает эту норму, то стоит произвести регулировку преднагрузки. Таким способом изменится жесткость пружины. Но более правильным выходом станет замена вилки на воздушный вариант. Такую вилку всегда можно подкачать насосом, до уровня указанного в инструкции к велосипеду по соотношению к массе седока.
  2. Давление в вилке. Опять сверяясь по таблице, нужно определить оптимальный уровень давления в воздушной вилке, чтобы не пробить амортизатор. Разница между пустым и нагруженным велосипедом должна составлять 20 %. Не больше, ни меньше. Не нужно нагнетать давление более допустимого. Это приведет к поломке и некомфортной езде.
  3. Наличие негативной пружины. Зачем необходима негативная пружина? Ее основная задача плавное противодействие сжимающей силе. Она помогает вилке с реагированием на небольшие неровности. Производится в виде пружины из металла или отдельной воздушной камеры.
  4. Разница между Dual и Solo Air. Solo Air подразумевает использование вилки с одинаковым давлением в двух камерах. Это самый распространенный и удобный вариант. Что касается Dual Air, то здесь существует возможность настройки негативных пружин. Такое изделие предназначено для спортсменов в велобайках.
  5. Отскок вилки. Внутри изделия присутствует масляный демпфер, который предназначен для задержки моментального отскакивания амортизатора. Его можно перенастроить под свои параметры. Если закрутить отскок на максимум, то руль будет больно бить по рукам во время наезда на кочку. Лучше протестировать данный сегмент на ровном участке и установить желаемое положение.
  6. Блокировка. Заблокировать вилку можно самостоятельно специальным рычажком. Такое положение даст невероятно жесткую вилку для любителей подобной езды. Новые разработки укомплектованы удаленной регулировкой этой функции расположенной на руле.

Амортизатор задний. Его функции и настройки

Задний вариант амортизатора, также служит для сглаживания негативного эффекта от толчков на дороге. Однако он нуждается в периодической настройке и регулировке. Самым частым симптомом его плохой работы становиться скрип.

Читать еще:  Электровелосипед с передним приводом

Фото 2. Пример заднего амортизатора.

Для начала нужно выставить разницу между весом велосипеда с седоком и пустым в диапазоне 25 %. С помощью стопрового кольца нужно также поменять уровень проседания. Тут все зависит от назначения байка. Если предусматривается обычная велопрогулка, то оптимальный показатель 25 % для проседания амортизатора. Если велосипед будет использоваться в сложном ландшафте, то 30 % будут в самый раз.

О горном велосипеде — Настройка амортизационной вилки

Длительное увлечение каким-либо хобби ведет к непременному вкладываю в него денег. Велосипед не исключение. Амортизационные вилки на недорогих моделях имеют мало различий, а вот если захотелось чего-то лучше и довелось даже приобрести это «лучше», то самое время детальнее рассмотреть этот вопрос.

Можно взяться за чтение инструкции (что, кстати, неплохо и будет большим плюсом), но мало у кого хватает сил (или желания) дочитать до конца пособие в пятьдесят страниц.

Правильная настройка вилки влияет на дальнейший комфорт в поездках по пересеченной местности и асфальту. Неправильная настройка может превратить езду в пытку. Для начала стоит заметить, что бывают воздушные и пружинные вилки. В первом случае жесткость амортизатора регулируется давлением воздуха, во втором зависит от металлической пружины.

Настрока вилки под вес
Один из самых главных параметров настройки вилки — удачный подбор под соответствующий вес велосипедиста. Что касается пружинной вилки, то тут все сложно, так как заводы выпускают их в расчете на среднестатистического ездока, весом в 75-85 килограмм (тем не менее, для хороших вилок существуют пружины различной мягкости и имеется регулировка преднагрузки).

Получается двоякая ситуация: чем тяжелее велосипедист, тем большее давление будет на пружину, соответственно, она сильнее проседает, и возрастает риск ее пробития на каком-либо жестком участке. В другом случае, когда вес велосипедиста слишком мал, амортизация получается некачественная, ведь данного веса получается недостаточно, чтобы преодолевать сопротивление пружины на различного рода неровностях.

При большом весе очень ценна регулировка преднагрузки (она же Preload), которое, повышает жесткость (закручиванием) пружины механическими упорами. Небольшие неровности обрабатываются несколько хуже, но шанс «пробить» амортизатор заметно меньше. Так пружинная механика перестанет реагировать на мелкие неровности земной поверхности. Уже надоело читать? Можно отбросить все заморочки, но какой тогда смысл покупать более качественную деталь? Поэтому продолжим.

Более универсальное решение: воздушные вилки, настройку которых можно произвести практически под любой вес при помощи насоса высокого давления (который часто идет в комплекте). Купить его отдельно, однако, также не составит труда.

Можно попробовать накачать вилку обычным насосом (ведь ниппель, обычно, автомобильный), если есть масса свободного времени и сил (но гарантий, что результат будет достигнут, нет). Насосы высокого давления комплектуются накручивающимся шлангом и специальной кнопкой для стравливания давления.

Какое давление должно быть в вилке
Либо в инструкции, либо на одной из штанин вилки, располагается таблица соотношения давления вилки и веса ездока. Ею стоит руководствоваться, с поправкой на собственные ощущения. Многие предпочитают накачивать вилку до большего давления чем то, которое указано в таблице. Так ее сложнее пробить и, вероятно, она будет хуже обрабатывать мелкие неровности. Поэтому необходимо доиться сэга в 15-20% от хода подвески. К примеру, если вилка имеет ход в 100 мм, то, соответственно, 15-20 мм уходит на сэг.

Сэгом называют разницу хода вилки ненагруженного и нагруженного велосипеда. Если объяснить человеческим языком, то сэгом является проседание вилки после того, как на велосипед сядет его владелец. По порядку: следует накачать до указанного в таблице давления вилку. После того, как заданное давление будет достигнуто, самое время сесть на седло. Понять, какой сэг на вилке, поможет резиновое кольцо на одной из ее ног. Если такого кольца нет, можно самостоятельно его сделать из подручных материалов.

Недостаточной величины сэг будет причиной того, что рукам будет некомфортно на мелких неровностях — вилка их прото не обработает. А если с сэгом переборщить, то данная ситуация может закончиться «пробоем» переднего амортизатора, что тоже не сулит ничего хорошего.

Необходимость негативной пружины в велосипедной вилке
Кажется, что все довольно просто, и сжатого воздуха должно вполне хватать для эффективной работы вилки. Но, как ни странно, в работе данной системы одной отталкивающей силы мало, так как нужна еще и сжимающая, в противодействие первой.

Обычного среднестатистического веса велосипедиста просто не хватит, чтобы заставить вилку отреагировать на неровность дороги и это стало причиной установки негативной пружины. Ее функция состоит именно в том, чтобы вилка могла реагировать на мелкие неровности, помогая сработать.
Вышеописанный механизм втречается в нескольких вариациях: металлическая пружина или отдельная воздушная камера.

Dual или Solo Air
В своем большинстве хорошие вилки сделаны по технологии Solo Air с одинаковым давлением в обеих камерах. По данной технологии накачка сразу нескольких камер происходит одновременно через один установленный ниппель, что не имеет ничего общего с технологией Dual Air, с которой появляется возможность регулировки негативной пружины.

Система Dual Air довольно сложна для многих новичков, так как они, особенно не разбираясь в устройстве вилки, не понимают, что к чему. Dual Air, честно говоря, требуется преимущественно спортсменам, которым важны секунды. В простой езде необходимости в подобной конструкции нет. Более того, вилка только потребует больше времени на настройку.

Настройка отскока вилки
Важная базовая функция каждой рабочей амортизационной вилки — отскок (Rebound). Если бы масляный демпфер отсутствовал, то пружина бы в одно мгновенье отскакивала назад, а после сразу сжималась, отбивая руки. В обычных вилках силу отскока можно настроить специальной регулировкой (на крышке обычно нарисованы плюс и минус). Новичкам будет полезно найти участок с неровностями и проехать по нему. В зависимости от ощущений настроить отскок и запомнить положение.

Читать еще:  Сколько атмосфер в колесе велосипеда

Можно сделать это в несколько этапов: проехать с имеющейся настройкой. Затем, если отскок выставлен не самый быстрый, сделать это и снова проехать по выбранному отрезку. Если слишком быстрый и рукам крайне некомфортно, то подкрутить на 1/4 регулировку и повторить. Цель всего вышеописанного: найти момент, когда вилка не только не выбивает руки на отскоке, но и отсутствует задержка от масляного демпфера.

Закручивание отскока на максимум приведет к срабатыванию вилки с задержкой, которая довольно сильно ощущается. Как следствие, на серии повторяющихся неровностей «отработать» каждое вилка банально не успеет. Эластомер играет роль демпфера в дешевых вилках. Отрицательные температуры приводят к его затвердеванию и он легко может перестать функционировать.

Кстати, будет полезно упомянуть, что есть «платформа» — технология, которая предотвращает излишнюю раскачку амортизаторов. Устанавливается в более дорогих вилках и ввиду этого, количество настроек в них тоже отличается в бОльшую сторону (высоко- и низкоскоростная компрессии, высоко- и низкоскоростной отскок).

Блокировка вилки
Но вернемся к нашим баранам, как говорится. Довольно немало производителей уже на вилках среднеценового сегмента предлагают блокировку. Это невероятно удобное дополнение! Только представьте: на асфальте можно получить аналог жёсткой вилки, просто переведя рычажок в положение «заблокирована». Если рассмотреть отдельные модели, то на них блокировка вилки и вовсе включается удаленно, при помощи рычажка на руле.

Больше экспериментировать во время катания с новой вилкой — залог правильной ее настройки и комфорта в поездках. Бояться этого не нужно, скорее наоборот, постараться подобрать наилучший для себя вариант.

Настройка вилки велосипеда

Если вы владелец велосипеда, на котором установлена воздушная, масляно-воздушная или масляно-пружинная амортизационная вилка, рано или поздно вы решите заняться настройкой параметров ее работы в соответствии со своим вкусом и стилем катания.

Как правило, многие байкеры панически боятся самостоятельно проводить эксперименты с настройками амортизационных вилок, опасаясь того, что не смогут вернуть все колесики и клапаны в исходное положение. И это не удивительно, ведь практически на всех современных системах подвесок предусмотрено обилие разнообразных крутилок, которые способны довести начинающего велосипедиста буквально до истерики.

В принципе, ничего страшного не произойдет, если, меняя разные настройки, вы будете записывать количество щелчков или оборотов рукояток. Тогда вам не составит труда вернуть все настройки в исходное положение. Кроме того, важно обкатывать каждую измененную настройку, чтобы определить, как поменялся ход велосипеда.

В этой статье мы расскажем о трех основных настройках амортизационных вилок:

  • предварительной нагрузке (sag, preload);
  • скорости отскока (rebound);
  • скорости сжатия (компрессия).

Предварительная нагрузка (sag, preload)

Данная настройка отвечает за жесткость пружины. Ее еще называют негативным ходом пружины. Величина сэга влияет на способность амортизатора отслеживать и обрабатывать при езде все неровности дороги. Чтобы определить сэг, нужно установить полный ход вилки (касается вилок с изменяемым ходом), максимальную скорость ее сжатия и отключить блокировку.

Для измерения данного параметра вам понадобится пластиковое или резиновое кольцо, или же пластиковая стяжка, которую нужно закрепить на ноге вилки. Если вы сядете на велосипед и спокойно проедите несколько метров, под весом вашего тела вилка сожмется на определенную величину. Затем остановитесь и сдвиньте стяжку вниз по ноге вилки к сальнику, и аккуратно встаньте. Вилка вернется в свое исходное положение, и стяжка окажется на определенном расстоянии от сальника – это и есть величина сэга.

Поскольку этот параметр напрямую зависит от веса велосипедиста, его регулировка для каждого выполняется индивидуально. Также на величину сэга влияет стиль катания на велосипеде:

  • для фрирайда сэг может составлять 30-40% от полного хода вилки;
  • для даунхилла – 20-30% от хода вилки;
  • для кросс-кантри – 5-15 процентов.

Если в пружинных вилках сэг можно настроить посредством внешней регулировки или же замены самой пружины (если внешней регулировки недостаточно), то в пружинно-воздушных и воздушных вилках предварительную нагрузку можно отрегулировать, изменяя давление в позитивной воздушной камере.

Скорость отскока (rebound)

Это один из важнейших параметров вилки, который нужно индивидуально подстраивать исходя из выбранного стиля катания. Так, если вы предпочитаете спокойную езду по асфальтированной дороге, можно полностью закрутить отбой, тогда вилка не будет создавать лишних вибраций. Если же вы в основном катаетесь по грунтовке и пересеченной местности, скорость отбоя нужно наоборот откручивать, чтобы вилка быстрее отрабатывала встречающиеся на пути неровности, но при этом руль не должен бить по рукам из-за слишком быстрого отскока.

Обычно скорость отскока регулируется либо снаружи вилки, либо внутри (требуется частичная разборка вилки).

Скорость сжатия (компрессия)

Данная настройка позволяет определить скорость, с которой вилка будет сжиматься, обрабатывая неровности на дороге. Обычно в вилках с возможностью регулировки скорости сжатия можно настраивать либо низкоскоростную (Low Speed Compression) либо высокоскоростную (High Speed Compression) компрессии.

Регулируя низкоскоростную компрессию, можно настраивать поведение вилки при обработке мелких дорожных неровностей, убирать нежелательное раскачивание вилки при педалировании и рывки при торможении и скоростном прохождении поворотов.

Регулировка высокоскоростной компрессии, как правило, актуальна для вилок, применяемых в условиях экстремальной езды. Она позволяет настраивать вилку для обработки средних и крупных неровностей на высоких скоростях, а также предотвращать пробивание вилки при серьезных ударах, таких как приземление после прыжка.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector