Рубашка для тросика велосипеда
Как заменить тросик переключения скоростей на велосипеде?
7 минут Автор: Михаил Скворцов 276
Тросик – самый простой и недорогой компонент на тормозах и в системах переключения скоростей. Неприхотливый в эксплуатации, он со временем тоже приходит в негодность. Независимо от качества сборки и стоимости всего оборудования, он может неожиданно для велосипедиста выйти из строя. Чтобы сохранить целостность механизма, нужно вовремя поменять тросик.
Функция тросиков и рубашек на переключателях и тормозах
Тросик – прямая металлическая нить, обладающая повышенной прочностью. Принимает и передает все усилия на механизм. Благодаря этой передаче, собственно, происходит срабатывание переключателя или тормоза.
Тросик переключения скоростей соединяет манетки и переключатели. При нажатии на рычажок он подтягивается или ослабляется, в зависимости от выбора передачи. Оптимальное натяжение поддерживает рабочее состояние переключателя и мгновенный переброс цепи по звездам.
Тормозной приводной трос толще и прочнее предыдущего, так как принимает на себя больше усилий. Постоянное стягивание и ослабление со временем увеличивает его длину, из-за чего требуется периодическая регулировка натяжения. Принцип действия: нажатие на ручку заставляет металлическую нить перемещаться. Закрепленный другим концом к корпусу тормозов (калиперу), трос заставляет колодки сближаться с тормозной поверхностью. При отпускании ручки он сдвигается в противоположную сторону.
Рубашка – оплетка тросиков. Оболочка позволяет передавать усилие троса на механизм там, где точка передачи не зафиксирована:
- заднее перо – переключатель;
- тормозной рычаг – передний тормоз;
- рычаг – задний тормоз;
- руль – рама.
Простейший вариант оплеток – скрученная металлическая проволока, покрытая сверху гибким полимером. По концам рубашки снабжаются наконечниками, откуда выходит оголенный (регулировочный) участок троса. Еще одна функция оболочки – защита тросика от механических повреждений.
Какие тросики и рубашки используются на современных велосипедах
Тросики для велосипеда изготавливаются из большого количества тонких стальных проволочек. Равномерно переплетаясь между собой, они образуют износостойкое и прочное металлическое волокно.
С течением времени прочность каждой нити неравномерно уменьшается, в результате чего возникают «слабые участки», где возможен их разрыв, а также вылезание и перегиб. Для улучшения стойкости к механическим воздействиям (и продления срока службы) накладывается слой полимера. Продвинутый и долговечный вариант – использование нержавеющей стали.
При активной эксплуатации трос не только испытывает механические воздействия. Кроме этого, внутрь оплетки на него может попасть грязь или пыль. Для защиты металла применяют специальные смазочные составы. Широко распространен самый прочный и выносливый тефлон.
Рубашка также представлена в нескольких вариантах. Существует три типа тросовых оплеток:
- витая,
- оплетка SIS,
- модернизированный SIS-SP.
Витая оплетка – металлическая проволока, скрученная в пружину. Сверху металл покрыт слоем пластика. Внутренняя поверхность металлических пружин смазывается для уменьшения трения троса об оплетку. Цена тросиков с этой оплеткой самая низкая в ряду, правда, она порядком ушла в прошлое, и найти ее в продаже все сложнее.
SIS – по сути, такая же спиралевидная оплетка. Ее отличие от витой рубашки в том, что вместо тонкой проволоки в пружину скручены листы металла. Вместо обычной смазки внутрь наносится «долгоиграющий» и более чистый тефлон. В настоящее время именно этот тип оплеток стал использоваться на тросах переключения передач и тормозов.
SIS-SP – параллельная оплетка, нити которой сдержаны полимерным слоем. В отличие от пружинной, эта рубашка не изменяет длины, балансируя при этом натяжение самого тросика. Благодаря этому и тормоза, и манетки работают более точно. Внутренняя полость рубашек SIS-SP смазывается силиконовой смазкой.
На сжимаемой рубашке подтянуть трос намного проще, чем на параллельно-сплетенной.
Как заменить приводной трос на переключателях и тормозах
Велосипедный переключатель скоростей – капризная вещь, требует периодической настройки, в частности, регулировки натяжения тросика. Периодически расстраивается и привод тормозной системы. Об этом подскажет слабый ход колодок, плохое срабатывание и снижение эффективности торможения. Несмотря на это, процедура регулировки и установки нового троса простая и доступная в ремонте байка.
Уход за тормозными и трансмиссионными тросиками для велосипеда и рубашками:
Обрезать растрепанные концы только с помощью специальных инструментов: полукруглыми ножницами, зубилом или ножовкой. Раз в сезон требуется смазать троса густым составом. Колпачки должны плотно закрывать их от внешней среды.
Поврежденные или лишние куски рубашек обрезаются с помощью болгарки или точильного камня. После обрезки желательно поправить витки изнутри, чтобы трос не терся о них.
На велосипеде длина приводных тросов должна иметь некоторый запас, чтобы их можно было затянуть при регулировке. Также они не должны свободно болтаться при движении и перегибаться.
Тросик надо менять на новый в следующих случаях:
- затруднен ход внутри оплетки;
- есть разрывы;
- нити торчат в разные стороны или перегнуты;
- ржавчина на рубашке или тросике;
- сломанная или поврежденная рубашка.
Если вдруг возникла необходимость поменять троса на переключатели, ничего страшного. Делается это буквально за пять минут. Ход работы:
- Освободить старый тросик от манетки переключателя скоростей.
- Вытащить рубашку из крепежных гнезд на раме.
- Осмотреть оболочку на повреждения. При отсутствии серьезных дефектов ее можно оставить.
- Извлечь металлический трос из рубашки.
- Вставить новый тросик в рубашку (или купить их сразу в комплекте, что рекомендуется), закрепить в гнездах и подсоединить к переключателю и манетке.
- Обязательно настроить переключатель на работу.
Итак, трансмиссия настроена, теперь самое время обновить тросики тормозов. Для начала отцепляем их от рычага и тормоза. Осматриваем рубашку на повреждения. Как правило, и привод, и оплетка изнашиваются одновременно, но иногда может повезти. При заметных повреждениях и переломах рубашка никак не годна к использованию. Если же вставить в нее новый тросик, толку от него будет ноль: разломы не будут удерживать натяжение.
Извлечь старый тросик: последовательно ослабить регулировочный и крепежный винты. Если рубашка пригодна к дальнейшему использованию, вытаскиваем его из оплетки. Тормозные тросы немного отличаются от типа руля. Поэтому, прежде чем купить его, стоит посмотреть, какой руль на велосипеде – прямой или гнутый.
Если трос был куплен отдельно от оболочки, немного смазываем его. Для комплекта смазка на этапе замены не нужна – внутри итак все нормально
Установка нового троса на раму велосипеда и подключение к тормозу и рукоятке
- Надеть на концы рубашки металлические колпачки.
- Вставить в крепежные гнезда.
- Надеть пыльники по концам и завинтить крепежные винты.
- Временно закрутить регулировочные болты.
- Выставить оптимальное натяжение: тормоз должен мгновенно реагировать на нажатие ручки.
Вот так просто поставить новый приводной трос на тормозную систему.
Процедура установки этих компонентов не только ненакладна, но и позволит избежать более серьезных проблем с механизмами переключения скоростей и тормозной системой. Теперь, когда все тросики заменены и отрегулированы, можно смело выкатывать свой велосипед навстречу новым свершениям.
Тросик и рубашка
Тросик велосипеда – это сплетенные стальные нити обеспечивающие передачу усилий от тормозных ручек к тормозам и от ручек переключения передач к переключателя. Рубашка это неотъемлемая часть троса, которая обеспечивает плавную смену направления тросика. Рубашку так же называют кожухом тросика или оплеткой тросика. В настоящей статье мы расскажем, какие бывают типы тросиков и рубашек.
Велосипедные тросики и рубашки
Типы тросиков для велосипеда
Велосипедный тросик непосредственно осуществляет передачу усилия на тормозные механизмы и механизмы переключения передач, рубашка помогает тросику делать это четко. Для того, чтобы передать усилие трос должен быть достаточно крепким и гибким, поэтому его изготавливают из переплетенных стальных нитей. Тросики бывают двух типов:
- Тросик для переключателей передач – предназначен для связывания ручек переключения передач на руле (манеток) с задним или передним переключателями скоростей.
- Тормозной тросик – предназначен для передачи усилия от ручки тормоза на руле к ободным или дисковым тормозам.
Усилия передающиеся на тормоза значительно больше, поэтому у тормозного тросика сечение больше чем у тросика для переключения скоростей. Кроме того тросики отличаются набалдашниками на концах и тормозного тросика он так же значительно больше. Эти различия обязательно стоит учитывать при покупке в магазине, так как тормозные и скоростные тросы не взаимозаменяемы.
Типы велосипедных тросиков
Рубашка тросика – типы и крепление к раме велосипеда
Рубашка (кожух, оплетка) является неотъемлемой частью троса, которая необходима для правильной и четкой работы самого троса. Тросик проходит через рубашку в тех местах, где он резко меняет направление. Кроме того рубашка обеспечивает крепление троса к раме при помощи специальных выступов на раме. Нет смысла помещать тросик в рубашку на всем его протяжении, поэтому его применяют только в местах изгиба тросика.
Существует несколько типов рубашек для тросиков:
- Старый спиральный тип – скрученная в спираль проволока покрытая пластмассой. В таких оплетках в местах изгиба образуется трение металла об металл, что ухудшает работу троса и способствует быстрому его стиранию. Такой тип рубашек почти не применяется.
- Новый спиральный тип – это модернизированный старый тип. В новом типе спирального кожуха внутренняя поверхность покрыта специальной «скользкой» пластмассой или тефлоном. Благодаря внутренней поверхности тросик скользит в кожухе, как по маслу.
Даже у нового спирально типа есть значительный недостаток – рубашка может изменять свою длину при значительных усилиях на трос. Эта проблема была решена компанией Shimano представившей абсолютно новый тип тросиков с проволокой, которая идет почти параллельно оси рубашки ( Несжатые рубашки ). У таких тросиков и внутренняя и внешняя поверхность покрыта пластмассой. Незначительное изменение длины при усилии на спиральную рубашку не влияет на работу тормозов, но может влиять на четкость работы переключателей скоростей. Поэтому для прокладки троса переключателей скоростей желательно использовать несжатые рубашки с параллельно распложенной проволокой.
Типы рубашек для велосипедных тросиков
На концах рубашек располагаются специальные колпачки, которые не дают лохматиться проволокам и способствуют надежному креплению рубашки к выступам на раме велосипеда.
Колпачки – наконечники рубашки троса
Многие новички считают систему тросов и рубашек не очень важной частью велосипеда, и часто такое мнение приводит к необдуманным тратам на велосипедные компоненты. Плохая работа тросов может приводить к нечеткой работе тормозов и переключателей скоростей даже самых высоких классов. Поэтому прежде чем грешить на переключатель или тормоз следует проверить трос и рубашку. И не стоит забывать о своевременном обслуживании этих деталей.
velo-travel.com |
Тросик и кожух – влюбленная парочка! Сделай правильный выбор
Приветствуем на страницах нашего блога! На сегодняшний день, когда на прилавках лежит куча современных моделей тормозов и переключателей передач, никто ни обращает внимание на важность таких составляющих, как тросик и кожух. А зря! Именно о выборе тормозных тросиков, тросиков для переключения передач и кожухов (рубашки троса) будет идти речь.
А план нашей статьи будет примерно следующим:
1. Тросик для велосипеда бывает…
2. Рубашки троса, кожух троса, оплетка троса – виды и применения.
3. Правильный уход за рубашкой троса и за самим тросиком.
Цель написания статьи – это предостережение молодых райдеров от необдуманных покупок. Ведь очень часто, в ситуациях некорректной работы переключателей передач или тормозов винят сами механизмы, но никак не их связующие.
Тросик для велосипеда бывает…
Что такое велосипедный тросик? Это связующий элемент, который передает усилие от тормозной ручки к тормозному механизму, или же от манетки к переключателю скоростей. В любом случае задача троса – это обеспечить четкую передачу усилия от одного звена ко второму. Для выполнения этой задачи трос должен иметь достаточный запас прочности и нужную гибкость структуры. Именно поэтому велосипедный тросик – это переплетенные тонкие стальные (нержавеющие) нити, иногда покрытые защищенным слоем. Структура тросика одинаковая, что для переключения передач, что для тормозов. Разница лишь в набалдашнике, что находится на конце тросика. Именно от его формы и зависит среда использования тросика, будьте внимательны при покупке!
Рубашка троса, кожух троса, оплетка троса – виды и применения
Сам тросик частично защищён кожухом. Кожух – это трубочка, которая помогает тросику менять траекторию своего движения. Ведь каждый замечал когда-либо, что некоторый участки тросика покрыты кожухом, а некоторый участки тросика – открыты. Так вот, главное применение кожухов – это плавная смена направления тросика: от руля к раме, от рамы к переключателю, или от рамы к тормозу. Иными словами, кожух (оплетка, рубашка) обеспечивает плавные изгибы тросика. Исходя из этого, кожух должен иметь наименьшее сопротивление трению.
Есть два основных типа кожухов: у одних стенки выполнены из спирально закрученных стальных проволок, а у других – стенки представляют набор ровных стальных проволочек. Те, что имеют спиральные стенки, бывают двух типов. Первый, старый тип — представляет собой проволоку, скрученную в спираль, которая сверху покрытая пластмассой. Почему такой тип практически не используется? Все потому, что внутренняя стенки — это сталь, тросик – тоже стальной, и в результате происходит трение стали об сталь. Это негативно сказывается на качестве и точности переключения передач, становится тяжелее нажимать на ручку тормоза. К тому же тросик быстро стирается, что также не есть хорошо! Именно поэтому был придуман новый тип кожухов – с покрытой пластиком (например, тефлоном) внутренней полостью. Благодаря такому решению тросик скользил по пластмассе, не нагревался, не изнашивался и самое главное – все проходит без рывков и четко.
Опять-таки, все системы переключения передач получились более жесткими, да и тормозные усилия стали намного больше. Появилась прямая необходимость в более жестких кожухах. Именно поэтому, компания Shimano, изобрела новый тип кожухов, где нет спиральной стальной трубки. Цилиндрическая поверхность кожуха состоит из стальных прутиков параллельных самой оси кожуха, которые снаружи и внутри покрыты пластиком. Что нам, простым райдерам, дает такая конструкция? А дает она нам ряд преимуществ: намного выше жесткость системы и постоянность длины кожуха, независимо от усилий, которые действуют на трос. Благодаря этому четкость переключения возрастает. В 2006 году появилась обновленная версия таких рубашек. Фишка заключалась в том, что внутри рубашки находилась специальная силиконовая смазка, которая снижала силу трения. Правда, шкурка выделки не стоит, и для велопохода это лишний пафос.
Независимо от типа рубашки, на каждую из них, с двух сторон, одевают пластмассовые или стальные стаканчики. Это делается для того, чтобы кончики кожухов не лохматились. В основном, все кожухи оснащаются стандартными стаканчиками, или как их еще называют, колпачками. Но если Вы решили «протюнинговать» свои кожухи, при выборе стоит обратить внимание на посадочный и внутренний диаметр, они бывают разными.
Уход за рубашками и тросами
В этом разделе мы расскажем, как правильно устанавливать и эксплуатировать тросики и кожухи. Начнем с тросиков.
На рынке встречаются тросики фиксированной длины, и при установке тросиков на велосипед стоит отсекать лишнюю часть троса. Как это правильно сделать? Никогда не обрезайте тросик кусачками. В экстренном случае – стоит обрезать только очень острыми кусачками, при этом перекусить трос за несколько раз. Таким образом, кончики получатся минимально посеченными и держатся кучи. Но, самым лучшим способом обрезки тросика является обрезка при помощи болгарки. Все быстро, четко и качественно. В случае повреждения кончиков тросика можно пойти двумя путями: либо спаять кончики каплей олова, или же аккуратно засунуть кончики тросика в стаканчик и зафиксировать стаканчик плоскогубцами.
Вот, тросики укоротить просто, а что делать со спиральной структурой кожуха? На помощь приходит болгарка! Обрезали, заровняли края до идеально круглых, одели защитный стаканчик и все. Единственное, что нужно сделать – это определить правильную длину кожуха. Советуем не заморачиваться мыслями, и оставить длину такую же, как у заводских кожухов. Ведь на заводе просчитали необходимый радиус закругления тросика, Вам остается только повторить его, да и только.
Во время монтажа тросиков и кожухов, стоит смазать тросик смазкой, подобной силиконовой. Это обеспечит плавность хода тросика, но не это главное. Главным моментом является предотвращения коррозии тросика в кожухе.
Когда обрезаете тросик, стоит оставить два сантиметра после фиксирующего болта. Это обеспечит удобную регулировку в дальнейшем.
После замены тросика, стоит повторить натяжение троса через несколько десятков километров. Это вполне нормально, ведь трос растягивается. Именно для этого и предназначены дополнительные болты натяжения на манетках , на тормозных ручках, а также на некоторых задних переключателях скоростей.
Длина кожуха должна прокладывать плавную траекторию движения тросика, без резких изгибов и больших радиусов. Длина троса должна быть средняя, не длинная, и не короткая. Это очень важно, если Вы хотите иметь четкость в переключении передач, или легкость в настройки зазора между тормозными колодками.
Для эффективной работы тросиков, стоит перебирать и смазывать все кожухи и тросики раз в сезон. Не больше и не меньше.
И, напоследок, если Вы собираетесь в поход, обязательно возьмите с собой комплект тросиков для тормозов, комплект тросиков для передач и несколько стандартных кожухов. Вес этих элементов – незначителен, но необходимость в походе – колоссальная!
P.S. Если у Вас все же лопнул тросик переключения передач спереди (цепь осталась на первой звездочке), или сзади (цепь на самой последней звезде) и крутить педали дискомфортно – есть выход! Стоит регулировочными болтами выставить нужную передачу. Таким образом, Вы хоть как-то улучшите условия педалирования. Получится у Вас велосипед «полу-fixed gear» 🙂
Всем удачных велосипедных поездок и поменьше поломок в походах! До новых встреч на портале velo-travel.com.
P.S. Посмотрите данное видео, где наглядно показывается процесс замены тросика!
Тросорез для прокладки велосипедных тросов и рубашек.
- Цена: $9.89
- Перейти в магазин
Всем привет. Так уж вышло, что я велосипедист. И как довольно большое число велолюбителей, предпочитаю все обслуживательно-ремонтные манипуляции проводить самостоятельно, без участия всяких сервисов и мастерских. Одной из процедур, которую рано или поздно приходится поводить на любом велосипеде, снабжённом тросами и рубашками, внутри которых они ползают, является замена этих самых тросов и рубашек. Так или иначе в рубашку подает грязь и вода, трос внутри закисает, переключение заметно ухудшается, вплоть до полного заклинивания. Особенно это усугубляется у любителей гряземеса, езды под дождём и круглый год (это всё и про меня в том числе). И главной проблемой в данной процедуре чаще всего является именно отрезание этих самых рубашек и тросов, т.к. необходимо получить ровный срез, что бы они не мялись и не пушились на концах.
Сталь, применяемая в них, довольно твёрдая и не каждым кусачкам по зубам, для некоторых всего единожды. Способов, которые применяют для этого в домашних условиях довольно много: начиная от рубки зубилом и заканчивая использованием болгарки. Но самым религиозно-верным и правильным с точки зрения трудозатрат и получаемого результата является использование тросореза.
Как я уже отметил, нужен он не часто. Но если понадобится, то либо портить кусачки с сомнительным результатом в итоге, либо доставать болгарку из кладовки ради секундного действа, ну или искать подобный тросорез по знакомым в мастерских. Вот я так раньше и развлекался, а с появлением второго байка, который был приобретён б/у у товарища и полностью пересобран, развлекался вдвойне. А кроме того товарищи периодически просят помочь обслужить и перебрать их велосипеды. Ну и в один прекрасный день я решил, что всё таки лучше обзавестись религиозно-верным инструментом. Мельком окинув интернет-магазины в РФ, увидел цену в районе 1000 руб за компактный тросрез как раз для тонких тросов (они разумеется есть значительно больше для толстых троссов, но у меня своя специфика). Потом заглянул на ali, где увидел кучу отвратительных по качеству полуодноразовых кусачек. Каноничный пример на фото:
Уже по фото видно «прекрасное» качество стали и изготовления. Тем более я в живую видел состояние этого инструмента поле пары недель использования по назначению в велосервисе у товарища. В теории на «попользоваться» хватит конечно, но я всё же считаю, что любой инструмент должен быть в пределах разумного качества и надёжности.
Каково же было моё удивление, когда в ходе дальнейшего поиска я наткнулся на точно такой же тросорез, как интернет-магазинах в РФ, только без разномастных шильдиков производителя и в 2 раза дешевле. Жаба приятно заурчала и товар был заказан.
Доставка заняла 20 дней. Товар упакован в классический жёлтый конверт, внутри которого он завёрнут в рулон пупырки. В общем ничего особенного, стандартная упаковка. Да и повредить тросорез довольно сложно даже нашей доблестной почте. Любителей фото упаковки/распаковки (если такие имеются) вынужден расстроить: процесс не фоткал, придётся поверить на слово. Сам инструмент выше ручек обильно смазан жидким маслом для консервации и смазки трущихся частей. Можно смело протереть салфеткой и убрать лишнее.
Внешний вид после данных манипуляций на фото:
Характеристики внешне совершенно аналогичного инструмента ТРК-4 производства КВТ (вероятно с одного завода из Китая) с одного из русскоязычных сайтов:
Диаметр резки максимальный:
стальные тросы — ∅ до 4 мм
пружинная сталь — ∅ до 2 мм
Твердость лезвий — HRC 62. 64
Как видно из фото, рукоятки инструмента и сама режущая часть представляют собой разные детали из металла разной толщины и, вероятно, твёрдости, склёпанные между собой… К сожалению доступа к оборудованию, позволяющему получить эти характеристики металла у меня нету, поэтому доверимся характеристикам, указанным выше. Кроме того имеется фиксатор, который позволяет фиксировать тросорез в закрытом состоянии. Центральная ось представляет собой винт, которым можно регулировать возможные люфты или вовсе разобрать для смазки и при попадании грязи. Между рукоятями возвратная пружина, сделанная из скрученной жести особой формы. Пружина надета на приваренные к рукоятям штифты и при желании легко снимается. Сами рукояти покрыты довольно приятной на ощупь и не выскальзывающей из рук резиноподобной массой (интернет подсказывает, что это пластизоль).
Довольно часто формованные путём изгиба рукояти такого плана делаются из довольно тонкой стали, которая может играть и гнуться под нагрузкой. В этом же случае использована сталь толщиной в 2 мм, намёка на изгиб нет и не предвидится. Режущая часть сделана из стали, толщиной 4.5 мм. Масса троссореза почти 300 грамм.
На этом с описательной частью заканчиваем и переходим к испытательной.
К сожалению из подручных материалов у меня только рубашка и трос для манеток переключения скоростей, ибо тормоза на гидравлике. Но, уверен, что и с тормозными рубашками никаких проблем не возникнет.
В итоге покусав трос и рубашку, делаю вывод что пользоваться такими инструментом значительно удобнее, чем любыми подручными средствами. Рез ровный, быстрый. Трос и рубашка не пушатся и не мнутся.
Так же немного в хаотичном порядке покусал рубашку. На режущей кромке не появилось сколь-либо серьёзных повреждений.
Что имеем в итоге. Довольно специфический инструмент, который в быту нужен далеко не всем. К качеству изготовления претензий нет совершенно, свои функции выполняет в полной мере. Поэтому могу смело рекомендовать тем, кто сталкивается с резкой тонких тросов. В первую очередь (ИМХО) это велосипедисты, обслуживающие байк самостоятельно.