10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тормозные колодки для велосипеда дисковые

Дисковые тормозные колодки для велосипеда: разновидности и советы по выбору

Тормоза, без сомнения, являются важнейшей частью велосипеда. Хорошо настроенная тормозная система – залог безопасной езды и обязательное условие езды на высокой скорости. А тормозные колодки – важнейшая часть тормозной системы, поскольку именно они определяют эффективность ее работы, и особенно сильно это сказывается в сырую погоду.

Особенности

Дисковые тормоза впервые завоевали популярность, появившись на горных велосипедах, так как такой тип тормозов обладает превосходной тормозной способностью в любых погодных условиях. Но теперь их можно увидеть на велосипедах всех типов – от гоночных, предназначенных для жестких тренировок, до прогулочных городских.

Дисковые велосипедные тормоза могут быть механическими (в них используются тросики) и гидравлическими, в которых тросы заменяются гидравлической жидкостью. Качество торможения гидравлических и механических дисковых тормозов практически не отличается. Как первые, так и вторые отлично справляются со своими задачами. Гораздо большее влияние на мощность торможения оказывают два фактора:

  • тормозные колодки (материал и размеры);
  • диаметр ротора.

Прежде чем выбрать дисковые тормозные колодки, следует ознакомиться с рядом факторов. Существует множество различных вариантов как для дорожных, так и для горных велосипедов.

Из всего этого разнообразия необходимо подобрать такую колодку, которая не только будет соответствовать калиперу конкретного велосипеда по форме, но и будет выполнена из материала, учитывающего потребности пользователя.

Форма

Колодки могут быть круглыми, прямоугольными и квадратными. Это зависит от конструкции калипера. Различные калиперы имеют разные формы и разные способы удержания колодок на месте. Само собой разумеется, что форма колодки должна соответствовать форме калипера. Проще всего посмотреть, как называются тормоза (обычно это написано на калипере) и подобрать колодки той же модели. Если точно такую же модель найти не удалось, надо снять оригинальные колодки и сравнить их форму с формой предполагаемой замены.

Материал

Все колодки изготавливаются путем смешивания различных порошкообразных составляющих со связующим веществом и последующего прессования этой смеси при высоких температурах и давлении. Наибольшее влияние на свойства оказывает состав порошкообразных составляющих. Это могут быть органические волокна либо металлические частицы. Поэтому все колодки делятся на три категории:

  • органические;
  • металлические,
  • полуметаллические.

Каждая категория имеет свои преимущества и недостатки. Идеальной тормозной колодки, подходящей для любого велосипеда, не существует.

Органические колодки состоят из волокон резины, углерода или кевлара, а в качестве связующего вещества используется смола. Металлические (их называют еще спеченными) состоят из металлических частиц (чаще всего используется медная стружка), спеченных под большим давлением. Полуметаллические имеют органическую основу, в которую добавлены металлические компоненты.

Разность составов определяет различные свойства. Органические колодки – более мягкие, тормозят эффективно и достаточно бесшумно. По результатам сравнительных тестов они имеют более высокий тормозной момент (примерно на 10% выше), чем металлические, при этом время торможения меньше примерно на 9%.

Тем не менее на длинных спусках органические колодки показывают себя намного хуже, чем металлические, так как при высокой температуре связывающее вещество плавится, и весь материал быстро изнашивается. Кроме того, они плохо тормозят на мокрой дороге. Металлические колодки справляются с теплом намного лучше, чем органические, устойчиво работают во влажном состоянии, но они шумные.

Плюсы и минусы каждого типа

По внешнему виду определить, из чего изготовлена колодка, невозможно. Необходимо изучать описание продукта или информацию на упаковке.

Металлические

Плюсы:

  • наиболее долговечные;
  • могут выдерживать очень высокие температуры;
  • рабочая поверхность не подвержена плавлению;
  • очень эффективны при езде на высоких оборотах, что важно, например, на крутых спусках.

Минусы:

  • процесс притирки может занимать очень длительное время;
  • высокие температуры могут привести к изменению рабочих свойств минеральных масел системы гидравлики;
  • слабый первоначальный прикус;
  • могут быть довольно шумными.

Органические

Плюсы:

  • быстрая притирка;
  • хороший первоначальный прикус и модуляция;
  • менее шумные;
  • передают меньше тепла в системы минеральных масел.

Минусы:

  • срок службы меньше, чем у металлических, особенно при использовании в сырую погоду;
  • менее эффективны на высоких оборотах;
  • рабочая поверхность может спекаться.

Полуметаллические

Плюсы:

  • соединяют преимущества металлических и органических колодок;
  • хорошая эффективность на высоких оборотах;
  • хороший первоначальный прикус и модуляция;
  • достаточно долговечны.

Минусы:

  • может спекаться рабочая поверхность;
  • разные марки могут иметь разные соотношения металлических и органических компонентов;
  • более высокая цена.

Типы тормозных колодок для дискового тормоза велосипеда и их особенности

Тормозные колодки – это расходный материал. Одна из самых востребованных запчастей для велосипеда и других транспортных средств. Замена их необходима один-два раза в сезон или чаще при интенсивной эксплуатации велосипеда.

Каждый раз при замене колодок человек сталкивается с проблемой выбора новых колодок.

Давайте в этой статье рассмотрим, какие бывают колодки для дискового тормоза велосипеда и чем они отличаются.

Дисковые тормоза получили широкое распространение, но существуют ещё и другие типы тормозных систем велосипеда: барабанные или клещевые (вибрейки). Для них информация из этой статьи не будет полезна (хотя иногда колодки для вибрейков изготавливают из аналогичных материалов).

Итак, велосипедисты делятся на два типа: те, кто тщательно подбирает компоненты и те, кто ставит то, что влезет физически. Наверное, информация будет полезна как для тех, так и для других. Начнем по порядку.

Дисковый тормоз велосипеда включает в себя пару трения (чаще всего металл-неметалл), которая представлена металлическим диском (или ротором) и неметаллическими (бывают и металлические композиты) тормозными колодками.

При выборе новых колодок нужно обратить внимание на следующие важные параметры:

Читать еще:  Как научиться делать трюки

1. Под какие колодки рассчитан ваш ротор (если вы конечно не планируете заменить и его)

2. Какой стандарт колодок используется сейчас – размерная характеристика

3. Какой материал используется для колодок, которые установлены на велосипеде сейчас

Пройдемся по каждому из пунктов подробно.

Ротор для дискового тормоза велосипеда и его совместимость с колодками

Роторы могут быть изготовлены из разных материалов и иметь разные покрытия. Бывают и комбинированные роторы (с использованием паука для рассеивания тепла и облегчения конструкции). Некоторые роторы считаются универсальными, а некоторые подходят только для определенного типа колодок.

Например, если на роторе красуется надпись Resin PAD Only, то ротор можно использовать только с мягкими органическими колодками (чуть дальше описано, что такое органические колодки). Материал диска в этом случае более мягкий и вязкий, что не особенно хорошо скажется на долговечности детали и качестве торможения в случае использования твердых колодок.

Есть и ещё одна проблема – если диск мягкий, а колодки слишком жесткие, металл будет «наматываться» на поверхность колодок и портить фрикционные свойства колодок.

При выборе колодок изучите характеристики вашего ротора. Информацию эту обычно чрезвычайно сложно раздобыть. Особенно если речь идёт про ноунейм китайское железо.

Единственный источник информации обычно – это или официальный сайт производителя, или гравировка на самом диске. Прайсам большинства велосипедных магазинов лучше не доверять. Замученный жизнью котентщик лупит всем подряд дискам одинаковые характеристики, а проверить это невозможно. Поэтому, можно сильно обжечься при выборе. Да и в большинстве каталогов попросту отсутствует подобная характеристика. В этом случае логично будет приобрести те колодки, которые у вас уже были установлены – на самих колодках часто тоже есть маркировка.

Есть и более изощренные способы, например, измерить твердость диска и тем самым определить, какой это материал. Но способ весьма сложный, да и такая точность редко бывает необходима.

Прежде, чем мы продолжим обсуждение, нам нужно запомнить, что такое модуляция тормозов. Эта характеристика часто встречается в статьях и на форумах. Часто прошаренные велосипедисты умничают, закидывая новичка сложными терминами.

Итак, модуляция тормоза – это способность тормоза реагировать на силу нажатия. Сильнее надавили на ручку – сильнее затормозили. Эта характеристика не всегда линейна и не всегда соответствует описанной закономерности. Напротив, некоторые колодки при сильном нажатии перестают реагировать на увеличение силы нажатия ручки, а на дешевых материалах может вообще начать проскальзывать. Соответственно, тип и материал колодок напрямую влияют на модуляцию тормозов.

Стандарт колодок и размерная характеристика

Для разных тормозных машинок используются разные колодки. В этом нет ничего нового. Хорошо, когда производитель использует одинаковые расходники для всей линейки своих продуктов. Тогда проблем с подбором колодок не возникнет.

Все колодки имеют разные размеры. Подобрать аналогичные можно или исходя из маркировки на колодках, или по типу используемой тормозной системы, или непосредственно замерив ваши колодки и выбрав такие же.

Ассортимент типорзамеров колодок для дискового тормоза огромный.

Важно понимать, что требуется 100% размерное соответствие. Отклонение в несколько миллиметров уже может сделать использование запчасти невозможным.

Вам также будет полезно ознакомиться со следующими статьями на нашем проекте:

Какие типы колодок для дискового тормоза существуют?

Вот мы и подошли к самой интересной части статьи. Сейчас мы рассмотрим материалы, из которых изготавливают колодки. Всего сейчас существует несколько типов: органические колодки, керамические колодки (часто называются органическими, хотя по своей сути, ими и являются), полуметаллические, спеченный металл.

Они различаются фрикционным материалом (фрикционные материалы – это группа материалов, разрабатываемая специально для увеличения трения в паре трения), который нанесен на жесткую оснастку.

Органические колодки (Resin PAD)

В этих колодках фрикционный материал представлен композитом, состоящим из металлической стружки (или, правильнее сказать, металлических включений), которые погружены в специальный компаунд. Таких включений в составе композита не более 30%. Компаунд может быть представлен органическими смолами, стойками при высокой температуре, резинами или другими мягкими материалами. Часто обозначаются Resin PAD.

Характерные особенности

  • Относительно быстро стираются, но при этом обладают высокой эффективностью торможения.
  • Не особенно хорошо справляются с плохими погодными условиями. При попадании жидкости или грязи требуют регулярной просушки. В плохую погоду теряют львиную часть эффективности.
  • Обладают высокой модуляцией (благодаря общей высокой мягкости). Один из лучших показателей среди всех типов.
  • Используются с роторами, не имеющими сильных выступов и зазубрин – ротор пила легко сотрет в порошок такие колодки за пару недель.
  • Не рекомендуются для использования велосипедистам с большим весом.
  • Не рекомендуются для электровелосипедов или электросамокатов.
  • Очень быстро притираются.
  • Имеют меньший срок службы.
  • При правильном подборе пары трения ротор-колодка практически не шумят.
  • Довольно сложно очистить такие колодки от загрязнения – прокаливать колодки нужно с большой осторожностью (читайте статью о том, что делать, если на колодки попало масло), а мыть их не всегда помогает. Поэтому, к очистке нужно подходить аккуратно. Прокаливание может уничтожить неметаллический компаунд.

Спеченные металлические колодки – неорганические колодки (Sintered PAD)

Колодки изготовлены из металлической крошки или стружки, которая спрессовывается в брикеты и спекается. Металлы используются как однородные, так и разнородные. Применяются такие металлы как медь или высокоуглеродистая сталь. Иногда используют модифицирующие добавки, например, графит. Цель таких добавок разнообразная. В частности, мягкий графит иногда исключает задиры ротора.

Характерные особенности

  • Хорошо работают в любую погоду. Ни в дождик, ни в снег не теряют своей эффективности.
  • Долго притираются
  • Обладают средней модуляцией – колодки твердые и прожимаются плохо.
  • Должны использоваться только с подходящим ротором. Ротор для резиновых колодок быстро изотрётся и на нем появятся тормозные канавки, которые не позволят колодкам плотно прилегать к ротору, а значит и эффективность торможения уменьшится.
  • Обладают низкой эффективностью торможения. Работают стабильно в любую погоду, но требуют большей силы нажатия на ручку. Имеют чуть больший тормозной путь.
  • Не требуют постоянной просушки.
  • Даже при правильном подборе пары ротор-колодка в плохую и морозную погоду часто вопят.
  • Имеют высокий ресурс.
  • Подходят для тяжелых велосипедистов и выосконагруженных велосипедов – тяжелые байки или электровелосипеды.
  • Могут быть легко очищены от любого загрязнения как прокаливанием, так механическими способами очистки.
Читать еще:  Спортивный горный велосипед

Полуметаллические колодки (Semi-Metallic)

Состав фрикциона здесь не отличается от органических, а вот количественный состав изменен – допускается до 65% металлических включений. Они всё также погружены в специальную термостойкую смолу или другое связующее.

Характерные особенности

Традиционно принято считать, что полуметаллические колодки являются компромиссом между органикой и неорганикой. Они обладают достоинствами одного вида и лишены недостатков другого. В частности, они:

  • Меньше шумят, чем неорганика, но при этом имеют лучшую модуляцию.
  • Тормозят эффективнее спечённых колодок, но изнашиваются медленнее органических.
  • Быстрее притираются.
  • Работают с любыми типами роторов, кроме откровенных роторов-пил.
  • Адекватно реагируют на изменение погодных условий.
  • Прокаливать нужно с большой осторожностью.

Керамические колодки (Ceramic)

Довольно редкое явление для велосипедной отрасли, однако периодически встречаются. Стоят относительно дорого. Фрикционный материал тут представлен керамикой с фрикционными свойствами.

Характерные особенности

  • Требуют использования специального ротора.
  • Не воспринимают мелкие удары. Фрикцион может раскрошиться.
  • Быстро замыливаются в грязи. Плохо работают при изменении погодных условий.
  • Долго притираются.
  • Имеют самый большой ресурс из всех видов колодок.
  • Стоят дорого, а распространены мало. Изначально пришли в велоспорт как оружие профессионалов и не особенно хорошо подойдут для повседневного использования.

Заключение

Мы ознакомились с основными типами велосипедных колодок для дискового тормоза и их особенностями. У каждого из типов колодок есть свои достоинства и недостатки. Конечно же, у каждого типа есть как фанаты, так и ненавистники. Какой из них предпочесть решить нужно вам самостоятельно. Однозначного ответа на этот вопрос нет – одни колодки хорошо ведут себя в одной ситуации, а другие в другой.

Компромисс между этими характеристиками – это только ваш выбор, который должен быть основан на личных предпочтениях и здравом смысле.

На практике часто бывает удобно использовать один тип колодок на одном колесе, а другой на другом. Так, иногда очень удобно установить спечённые металлические колодки на задний тормоз, так на него попадет больше грязи и нагрузка там выше, а на передний поставить органику.

Полезно попробовать использовать как один тип колодок, так и другой, а на основе личного опыта сделать окончательный вывод.

Какие бывают велосипедные тормозные колодки и их обслуживание

9 минут Автор: Михаил Скворцов 164

Каждый велосипедист мечтает о том, чтобы его двухколесный слуга ездил как можно легче и быстрее набирал скорость. Скоростной показатель, бесспорно, имеет огромный вес, однако велосипед надо четко и вовремя останавливать. И если динамика движения зависит от многих факторов, к примеру, типа, веса и габаритов, то быстрое и плавное снижение скорости обеспечивает эффективная тормозная система.

Тормозные колодки: принцип действия

Огромное распространение на байках получили тормоза, работающие по принципу зажима движущегося колеса. Существуют также и ножные (педальные) тормоза, но встретить их можно, разве что, на великах советской сборки и на некоторых представителях «дорожной» масти. В общем, словосочетание «велосипедный тормоз» почти всегда подразумевает собой набор нескольких деталей: зажимная клешня, трос, корпус, на котором зафиксированы прижимные элементы.

Тормозные колодки для велосипеда служат инструментом замедления: при нажатии на пусковую ручку (клешню) трос вытягивается и заставляет сжиматься корпус. В результате этого колодки сближаются и достигают обода. От силы прижатия напрямую зависит время замедления и величина тормозного пути: чем скорее колодки «схватят» обод, тем быстрее велосипед примет неподвижное положение. В особо неприятных случаях при резкой блокировке переднего колеса велосипедист может даже перелететь через руль своего транспортного средства, поэтому пользоваться тормозом тоже надо с умом.

Чуть выше мы говорили о так называемой ободной системе торможения. Широкое распространение получили дисковые тормоза, где в качестве рабочей поверхности выступает не обод, а металлический диск, расположенный по центру колеса. В движении диск вращается синхронно со всем колесом, благодаря чему, собственно, и достигается снижение скорости при его сжатии колодками. В зависимости от привода и места установки, они разделяются на механические и гидравлические, передние и задние, соответственно.

Что касается ободных тормозов, то это всем известные ви-брейки, а также кантилеверы и клещевики. Все эти системы воздействуют непосредственно на обод колеса через колодки и могут устанавливаться на оба колеса или отдельно на каждое в качестве дополнительного тормоза. Цена на такие устройства существенно ниже, по сравнению с расценками на дисковые механические и, тем более, гидравлические тормоза, да и монтировать их намного проще.

«Стоп! – скажут некоторые велосипедисты, – а как же разделение по материалу?» Действительно, колодки могут быть как из металла, так и из резины. Точнее говоря, у представителей первого типа тормозящая поверхность металлическая, у второго – органическая.

Металлические колодки для тормозов – изделия, получаемые спеканием металлосодержащих веществ. Органика не содержит в себе примесей металла, а является смесью органических наполнителей и связующего – эластомера. В зависимости от количества последнего, определяется их жесткость: чем больше резины, тем колодки мягче. Говоря о материале эластомерно-органических накладок, мы не берем в расчет каркас – он по умолчанию металлический.

Читать еще:  Нужны ли права на велосипед с мотором

У того и другого типа есть свои преимущества и недостатки. Посмотрим, в чем превосходят, а где уступают они друг другу.

Тормозные колодки

Велосипед состоит из множества необходимых простейших механизмов, одним из которых являются колодки, – это важная составляющая тормозной системы велосипеды. Именно от них зависит качество, эффективность торможения и безопасность велосипедиста.

Тормозные колодки бывают различных типов, как для ободных тормозов (типа V-brake), так и для дисковых, основное их отличие – вид конструкции и конечно же, ценовой диапазон. Чем дороже колодки, тем они качественнее и эффективнее. Рассмотрим детально тормозные колодки для вышеуказанных типов тормозов.

Тормоза V-brake

Тормоза типа V-brake – состоят из двух рычагов, которые при нажатии на тормозную ручку сводятся к ободу с помощью натяжения тросика и за счет трения колодок о поверхность обода происходит торможение. Обычно, данный тип тормозов ставится на велосипеды начального и среднего уровня.

Колодки для тормозов V-brake бывают двух типов:

Одноразовые тормозные колодки для тормозов v-brake .

Картриджные колодки v-brake .

Колодки-картриджы и шплинты продаются зачастую комплектом. Данные колодки дороже и работают лучше в сырую погоду. Картриджные колодки являются разборными, что дает возможность менять только резиновую составляющую. Тормозные колодки бывают, как для сухой и мокрой погоды так и универсальные (всесезонные).

Красными стрелочками указаны шплинты для снятия

Следует отметить, что для V-brake подходят любые колодки, как картриджные, так и одноразовые.

Установка, регулировка тормозов и колодок V-brake

Последовательность действий по установке и регулировке тормозов V-brake:

  1. Прикрепите на руль тормозные ручки и отрегулируйте положение ручек с помощью шестигранника;
  2. Установить тормоза V-brake можно только на раму, которая имеет пивоты под данный тип тормоза:

На велосипеде должные быть пивоты для установки колодок .

Установка колодок на рычаги .

Тормозные колодки должны прижиматься к ободу равномерно, по этому важно, чтоб расстояние слева и справа было одинаковым. Если расстояние будет разным, то снизится эффективность торможения, одна из колодок может затирать обод, в следствии чего колодки будут изнашиваться неравномерно. Чтоб этого избежать, с помощью регулировочных винтов настраиваем положение колодок, которые отвечают за натяжение пружины рычага тормоза (бывают под крестовую отвертку или под шестигранник). Если винт закручивать колодка начнет отдаляться от обода, если откручивать – приближаться за счет пружины рычага тормоза. Результат данных манипуляций – найти правильно положение колодок относительно обода. Помните, что колодка не должна задевать покрышку.

Специальный барашек — если его закручивать, расстояние увеличится, если откручивать – уменьшится .

Расстояние колодок к ободу можно отрегулировать, крутя барашек на тормозной ручке. Если его закручивать, расстояние увеличится, если откручивать – уменьшится. Если самостоятельно не получается достичь желаемого результата, обратитесь в веломастерскую.

  • Почему гидравлические тормоза лучше и как происходит правильная регулировка гидравлических тормозов на велосипеде

Дисковые тормоза

Дисковые тормоза на велосипед представляют собой тормозной диск или еще его называют ротор, который крепится к втулке колеса велосипеда и калипера (машинки), в которой находятся тормозные колодки. При нажатии на ручку тормоза тормозное усилие передается через тросик к колодкам, которые прижимаются к ротору и происходит, непосредственно, трение и в конечном результате торможение.

Дисковые тормозные колодки разных типов .

Дисковые тормозные колодки используются для дисковых тормозов. Бывают различных типов и видов, например:

Они бывают органические и металлизированные. Органические дисковые колодки мягкие, за счет чего имеют небольшой ресурс и быстро стираются, однако обеспечивают хорошее сцепление тормоза. А металлизированные дисковые тормоза более твердые, так как изготовлены из металлического наполнения и являются более износоустойчивыми и обеспечивают отличное торможение на спусках.

Дисковые тормозные колодки подбирают на велосипед исходя из типа дисковых тормозов (для каждой модели тормоза соответствующие колодки). Определить, какая именно колодка нужна можно по ее внешнему виду и форме.

Установка и регулировка дисковых колодок

Последовательность действий по установке и регулировке дисковых тормозов:

  1. Прикрепите на руль тормозные ручки и отрегулируйте положение ручек с помощью шестигранника;
  2. Установите на раму в специальные дисковые крепления калипер (машинка);
  3. Установите тормозные диски (ротора) на втулку с помощью болтов (6 шт.), которые входят в комплект;
  4. Закрепите тросик в тормозную ручку, вставьте их в рубашку и с помощью имеющихся на раме направляющих проведите рубашку к калиперу;
  5. Закрепите тросик в калипер.
    Теперь самый важный момент — перед установкой новых дисковых колодок, чтоб руки были чистые, в противном случае Вы можете испортить новые колодки. Тормозные колодки для дискового тормоза оснащены пружинным механизмом, которые при торможении срабатывает.
  6. Вставляем тормозные колодки в калипер, зажимаем их шплинтом (концы загибаем, чтоб зафиксировать колодки). Затем регулируем положение тормозных колодок до тех пор, пока колодки не будут задевать ротор. Зазор между ротором и диском должен не превышать 1 мм.

После всех регулировок и настроек не забудьте проверить качество торможения и затяжку всех фиксирующих болтов.

Посмотрите еще видео о настройке и регулировке тормозов v-brake от ребят из Велошостки. Для более наглядного понимания

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: