Уход за велосипедной цепью
Как правильно ухаживать за велосипедом?
7 mins Автор: Михаил Скворцов 272
Велосипед – прекрасный уличный транспорт, который подарит незабываемые ощущения от поездок, прибавит сил и здоровья, а также быстро доставит в нужную географическую точку. Сочетание всех этих прелестей достигается не только продвинутой маркой велосипеда, но и его исправным техническим состоянием.
Периодический осмотр всех основных узлов, своевременная замена вышедших из строя и поддержание в рабочем состоянии уже установленных деталей, а также правильное хранение – все это позволит избежать крупного затратного ремонта и максимально продлит срок службы велосипеда. В этой статье разберем, как ухаживать за велосипедом правильно.
Осмотр технического состояния
Чтобы велосипед всегда радовал поездками, внезапно не сломался в пути, а также исключал риски для здоровья, требуется его тщательная проверка. Ничего сложного, как обычно, нет, инструкция проста и включает в себя серию осмотров:
- каждодневных, непосредственно перед поездкой;
- еженедельных;
- ежесезонных.
Перед тем, как выкатить велик на прогулку, обязательно проверить тормоза и руль. Требования к тормозной системе – мгновенное срабатывание механизма при нажатии рычага и неизношенные колодки. Тормозная поверхность, будь то обод или диск, должна быть сухой и чистой. В случае с ножным барабанным тормозом все просто – он должен сразу останавливать колесо при давлении педалей назад.
Правильно расположенный руль – перпендикулярно направлению колеса. Перед выездом проверяется надежность его крепления в колонку. Руль надо отрегулировать на удобную высоту, но не выше ограничительной метки. Рулевая колонка должна прочно быть сцеплена с вилкой велосипеда, а также достаточно смазана.
Каждый раз необходимо проверять давление в шинах. От того, насколько сильно накачаны колеса, зависит состояние колеса в целом и удобство катания. Желательно строго придерживаться предписанного давления данному типу шин.
Еженедельный осмотр велосипеда включает в себя:
- проверку регулировки тормозов;
- подтягивание шатунов к каретке;
- проверку всех болтовых и эксцентриковых креплений;
- смазку деталей по необходимости.
Регулировка тормозов показывает, насколько точно они будут срабатывать. Это, в свою очередь, определяет их долговечность. Так, с дисковыми тормозами регулировка расстояний и натяжения троса важна принципиально. Без нее система быстро начнет изнашиваться. Впрочем, это касается и ободных тормозов.
От крепления шатунов к кареточному узлу зависит точность передачи крутящего момента на звезды. Максимально часто такая регулировка потребуется высокоскоростным шоссейным велосипедам.
Должны быть закреплены до упора крепления колес, руля, седла, крыльев, тормозов и дополнительных навесов. Каждую неделю осматриваем все детали, куда наносится смазка.
Обязательная перед и после велосезона:
- втулки на дефекты и неисправности;
- целостность ободьев и спиц;
- на наличие повреждений в звездочках;
- измерение износа цепи.
В общем, проверять свой велосипед требуется постоянно и комплексно, чтобы он не огорчил неприятными неожиданностями в пути.
Мойка велосипеда, чистка и смазка деталей
Уход за велосипедом – это не только его постоянная проверка, но и обслуживание всех тех деталей, которые находятся в эксплуатации. Наибольшему износу подвержены те механизмы, которые близко контактируют с дорогой:
- втулки колес;
- каретка;
- звезды и переключатели;
- цепь.
Втулки колес нельзя мыть под напором. Нужно избегать прямого попадания туда воды. При мойке велосипеда после грязи и дождя их нужно аккуратно обойти влажной тряпочкой, затем тщательно промазать. Поездки по сухим пыльным дорогам также оказывают воздействие. Смазка высыхает, может набиваться пыль. Поэтому, даже если велосипед не требует мойки, втулки протереть и затем смазать желательно.
- проверка герметичности;
- удаление грязи и песка с оси между шатунами и стаканом;
- нанесение небольшого количества смазки в эти области.
Эта несложная процедура спасет от проникновения грязи в подшипники каретки, что увеличит срок службы узла.
Переключатели должны содержаться в исключительной чистоте. Несмотря на их защищенность от внешних условий, грязь все равно может проникать туда. Чтобы точно быть уверенным в долгой службе устройств, их нужно тоже время от времени протирать чуть влажной тряпочкой.
Уход за велосипедной цепью и звездами – это обязательная процедура, независимо от условий и частоты катаний. Безусловно, вычищать грязь после экстремальных поездок по бездорожью придется чаще, но и простые любители кататься в городе расслабляться на этот счет не должны.
Цепь и звезды моются и смазываются одновременно. При ручной очистке щетками велик придется разобрать. Если же используется цепомойка, разборка не нужна.
И конечно, комплексная мойка, особенно после тех же дождевых поездок. Мойка из-под шланга и, тем более, керхера, требует обязательной смазки всех узлов, где это необходимо:
- рулевая колонка;
- подседельные пружины;
- кареточный узел;
- цепь и звездочки;
- края колесных втулок.
При гайковом закреплении колес после разборки велосипеда можно нанести немного смазки на резьбу оси, чтобы гайки легче закручивались, а сама ось не проворачивалась.
Ухаживать за горным велосипедом – это еще и держать в исправном состоянии амортизаторы. Со временем пружины проседают, демпфер выходит из строя. Также они требуют регулировки. При возникновении неисправностей амортизационной вилки или заднего подвеса лучше обратиться в мастерскую и там устранить проблему.
Правила хранения велосипедов
Хранение – такая же неотъемлемая часть ухода за велосипедом, как и техническое обслуживание. Правильное хранение сводится к следующим пунктам:
- отдельное место;
- чистота;
- отсутствие высокой влажности;
- равномерная температура.
Места хранения могут быть самыми разнообразными: угол, стена, антресоль, гаражное помещение, подсобка. Крайне не рекомендуется держать велосипед на неотапливаемом балконе, даже крытом. Высокая влажность зимой, сухость летом, суточные перепады температур – все это крайне вредно для рамы, колес и механизмов.
Пыль, грязь и, тем более, вода – также очень вредны для велосипеда при длительном хранение. Место, где байк будет пережидать несезонное время, должно содержаться в чистоте. Также стоит выделить хоть немного пространства под велосипед и расположить его так, чтобы не мешал. Если помещение не годится для хранения (например, пыльное или с повышенной влажностью), а других вариантов нет, можно воспользоваться герметичным чехлом.
Исправный велосипед – это залог длительных, приятных и полезных велопрогулок. Регулярные проверки, своевременное обслуживание и правильное хранение позволят не только использовать весь потенциал велосипеда, но и продлить срок его службы.
Уход за цепью велосипеда
Велосипедная цепь – уникальное изобретение, которое появилось более ста лет тому назад. С его помощью во время движения двухколесного транспортного средства передается усилие от педалей на заднее колесо. Одним из главных преимуществ цепного привода принято считать уникальную возможность оборудовать современные модели велосипедов многоступенчатой передачей.
Зачем необходимо смазывать велосипедную цепь?
Чтобы комфортно передвигаться на велосипеде по городским улицам или горным тропам, важно обеспечить качественный уход за его цепью. Для этого регулярно (минимум один раз в месяц) смазывайте ее специальной смазкой. Не снимая цепь с велосипеда, аккуратно протрите ее влажной тряпкой, удалив грязь и мусор. Для удобства можно перевернуть транспортное средство, поставив его на руль и закрепив с помощью подручных материалов. Медленно крутя рукой педали, аккуратно брызгайте смазку в одно и то же место велосипедной цепи. Если же на цепи присутствует слишком засохшая грязь, избавиться от нее можно с помощью ацетона.
Для этого снимите цепь и положите ее в пластиковую емкость (подойдет обычная бутылка), далее налейте небольшое количество ацетона вовнутрь емкости и хорошо закрутите крышку. Взбалтывайте бутылку до тех пор, пока засохшая грязь полностью не отстанет. После чего достаньте цепь, промойте ее проточной водой и установите на место, предварительно смазав солидолом. Многие специалисты рекомендуют перед установкой цепи обязательно насухо просушить ее с помощью фена.
Какие средства подойдут для смазки велосипедной цепи?
Для смазки велосипедной цепи можно использовать, к примеру, специальные средства, предназначенные для влажных условий эксплуатации двухколесного транспортного средства. После смазывания такая смазка остается на цепи даже в случае зимних выездов или во время преодоления водных преград. Она не смывается, а значит, не нужно будет каждый раз наносить средство после поездки. В продаже также представлены смазки, которые предназначены для сухих условий среды. Такие средства, несмотря на то, что наносятся на цепь, не остаются на ее внешней поверхности, что не позволяет во время эксплуатации велосипеда приставать пыли и грязи.
Для смазки велосипедной цепи подойдут и такие средства, которые изготовлены на основе воска. Они после нанесения оставляют на поверхности специальный защитный слой, отталкивая во время поездок грязь и мусор. Смазка может держаться на цепи в течение нескольких месяцев, после чего слетает хлопьями.
Хотите узнать, какой способ смазки самый лучший? Прислушайтесь к рекомендациям специалиста:
Когда стоит менять велосипедную цепь?
Помимо регулярной смазки уход за велосипедной цепью предусматривает и ее своевременную замену. В процессе эксплуатации велосипедная цепь понемногу растягивается, что способствует износу звезд. Со временем вы можете столкнуться с необходимостью замены не только цепи, но и звезд на задней кассете. Чтобы проверить, растянута или нет цепь на велосипеде, можно приобрести специальные измерители.
Данные устройства представлены в продаже в двух вариантах – простом и электронном. Первые модели помогут определить, можно ли в дальнейшем использовать цепь либо ее нужно заменить. В то же время электронные измерители позволят узнать растяжение звена с максимальной точностью.
3 стратегии замены велосипедной цепи представлены в данном видео-обзоре:
Почему происходит износ цепи велосипеда?
Цепь – достаточно сложный элемент велосипеда, который состоит из огромного количества звеньев, соединенных между собой и находящихся под большим напряжением. Поскольку во время движения на нее воздействуют разные системы и звездочки кассеты, срок службы велосипедной цепи в среднем составляет около 4000 километров. Огромное влияние на него может оказывать:
- материал, из которого изготовлена цепь;
- стиль езды;
- условия эксплуатации;
- качество ухода.
По мере эксплуатации велосипеда цепь начинает вытягиваться, чему активно способствует износ осей, соединяющих звенья.
Профилактика износа
Чтобы велосипедная цепь прослужила, как можно дольше, важно ее содержать в чистоте, желательно промывая после каждой поездки, особенно если она проходила на грязной дороге. В противном случае мелкие частицы песка и пыли, которые обязательно будут оседать на звеньях, в несколько раз увеличат скорость их износа. Альтернативой влажному уходу может быть сухой, организованный с помощью чистой тряпки.
Правила мойки и чистки цепи:
Обратите внимание на скрип при катании. Если вы постоянно его слышите во время езды, обязательно перед тем, как смазать цепь промойте ее с помощью специальных очистителей либо керосином или уайт-спиритом. Для промывки цепи отлично подойдут обычные ершики или щетки, купленные в магазине хозтоваров, либо специальные машинки, предназначенные для велосипедных цепей. Они позволят обеспечить качественный процесс ухода, не вынуждая снимать цепь с велосипеда. Как только процесс очистки цепи будет окончен, обязательно промойте цепь чистой водой.
Самые популярные модели машинок для очистки велосипедной цепи
Промывку и чистку цепи велосипеда вам помогут осуществить следующие модели специальных машинок:
- Bike Hand YC-791 – уникальное устройство высочайшего качества, которое имеет разборные ролики. Данная особенность машинки позволяет максимальным образом облегчить процесс промывки и увеличить срок эксплуатации пластиковых деталей. Стоимость такого аппарата колеблется в пределах нескольких десятков долларов США.
- C&L – один из наиболее привлекательных по своей стоимости вариантов, с помощью которого можно будет организовать быструю очистку цепи, воспользовавшись при этом максимальным уровнем удобства в процессе использования. Данная модель удобна в разборке и процессе обслуживания, имеет сразу четыре вращающихся щетки и позволяет обеспечить качественную двухступенчатую очистку.
- Super Bike Tools – машинка, продающаяся с целым набором важных и полезных аксессуаров, в роли которых выступает щетка и скребок. К преимуществам устройства стоит отнести высокий уровень удобства в обращении, а также продолжительный срок эксплуатации.
Пример очистки цепи с помощью машинки Bike Hand YC-791
Вы можете использовать и другие механизмы, специально предназначенные для чистки велосипедной цепи, с помощью которых продлите срок эксплуатации самого незащищенного элемента трансмиссии своего велосипеда.
Правильный уход за велосипедной цепью
В велосипеде цепь — один из самых важных механизмов. Эта незамысловатая с виду деталь отвечает за передачу крутящего момента с педалей на колёса. Без неё снаряд просто не поедет.
Стоит отметить, что лишь с виду велосипедная цепь выглядит просто. На самом деле она состоит из большого количества деталей. Для того чтобы понять, что может вывести велоцепь из строя, следует сперва разобраться в её устройстве.
Как устроена
Велосипедная цепка должна быть максимально подвижной, но при этом прочной. Поэтому простая цепь на роль такого механизма не подошла бы.
Велосипедная цепь – это одна из самых важных деталей, которая требует необходимого ухода
Стандартная велосипедная цепь делается из составных деталей. Внутренние параллельные пластины, внешне напоминающие вытянутую посередине восьмёрку, на каждой своей круглой части имеют сквозные отверстия. В них продеты цилиндрические полые втулки или, как их ещё называют, стаканы.
В стаканы вставляются пины, которые играют роль осей. Сверху пины скрыты цилиндрическими роликами.
Скрепляются эти детали внешними пластинами, по форме повторяющими внутренние.
Как видно из этого описания, в каждой велоцепи огромное количество подвижных деталей, которые всегда должны иметь возможность крутиться и скользить.
Если детали лишаются такой возможности, мы уже можем говорить о проблемах с цепью. Чтобы таких проблем не допустить, за этим велосипедным элементом нужно регулярно ухаживать. О том, как это делается, мы поговорим далее.
Чтобы велосипедная цепь служила вам максимально возможный срок и не огорчала своими недугами, регулярно нужно чистить и смазывать этот элемент. Это совершенно несложные манипуляции, справиться с которыми сможет даже ребёнок. Однако отметим, что уход за цепью подразумевает использование токсичных средств. Работа с ними возможна только под присмотром взрослого.
Как мыть?
Для начала давайте разберёмся, как производится чистка цепи велосипеда.
Как часто?
Строгой регулярности чистки цепи велосипеда не существует. Однако, даже не имея углублённых знаний об этом элементе, можно понять, что чем чаще он чистится, тем лучше.
Бывалые велосипедисты рекомендуют производить чистку велоцепи после каждой прогулки.
При бережной эксплуатации вы можете делать это реже. Но помните, что при поездках по песку, пыльным неасфальтированным дорогам и растительности с чисткой затягивать не стоит.
Что использовать?
Сейчас на прилавках спортивных магазинов можно встретить специальные средства для чистки цепей. Однако регулярная покупка таких химикатов может отрицательно сказаться на вашем бюджете.
Намного более дешёвым вариантом являются керосин и уайт-спирит.
По старинке многие используют бензин. Однако профессионалы им пользоваться не рекомендуют.
Способы
Мыть цепку можно вручную или с использованием специальной машинки. Да, для чистки цепи существуют специальные стиральные машинки. В них заправляется очиститель, а после этого устройство надевается на велоцепь и начинает стирать.
Удобство этого способа в том, что вам не придётся соприкасаться с химикатами, и в том, что для чистки не нужно снимать цепь. Однако такие устройства есть далеко не у всех.
Для ручной стирки снимите цепь, наберите в неэмалированную посуду очистителя и положите в него деталь. Дайте ей отмокнуть хотя бы на протяжении сорока минут.
Затем хорошо поболтайте её в посуде палочкой или пальцем (если работаете в перчатках).
Некоторые места придётся прочистить щёткой. Также можно использовать шприц, чтобы обеспечить напор очистителя на трудные участки.
После этих манипуляций можно будет считать, что цепка достаточно чистая.
Но мы обращаем ваше внимание, что на велоцепи, которая только что прошла чистку, ездить нежелательно. Её нужно смазать.
Смазка
Цепь смазывают либо сразу после мойки, либо после того, как снаряд проехал 100–150 километров. Провести смазку необходимо и в том случае, если цепь начала трещать.
Чем смазывать?
Вариантов смазок для цепи существует несколько. В идеале, используемое вещество должно обладать достаточной текучестью, чтобы пробраться в труднодоступные места, но быть не слишком жидким, чтобы не стечь с деталей.
Смазка не должна смываться водой и вступать в реакцию с металлами.
Существует несколько распространённых видов смазок велосипедных цепей:
- Густые. Далеко не самый хороший вариант. Вы и сами поймёте это, когда попытаетесь нанести такое вещество на сложные участки цепи.
- Жидкие. Не вызывают нареканий при использовании в тёплом помещении. Однако чем ниже температура, тем гуще становятся такие смазки. Продаются в специальных тюбах с острым концом, чтобы удобно было наносить жидкость на трудные участки.
- Двухкомпонентные. Первым компонентом является густая смазывающая смесь. Вторым — растворитель. Неудобны тем, что после смазки эксплуатировать цепь можно будет только через несколько часов.
- Аэрозоли. Один из самых удобных вариантов смазывания труднодоступных мест. Минусом является то, что капли спрея могут попадать не только в конкретное место, но и долетать до колёс, пола, стен, одежды и прочих окружающих объектов.
Как смазывать?
Смазывается цепь с внутренней стороны. Это делается потому, что с внешней стороны на смазку налипает пыль и песок, что способствует слишком скорому засорению этого элемента.
Наносится смазывающее вещество только на ролики. Не нужно пытаться омыть маслянистой жидкостью каждую пластину.
При использовании смазок с растворителем после обработки велоцепи нужно дать несколько часов покоя, чтобы вещество обрело нужную консистенцию.
Это были все правила ухода за велосипедной цепью. Если вы знаете хитрости, касающиеся того, как продлить срок службы этого элемента, поделитесь своими знаниями в комментариях.
С развитием велопромышленности новые модели становятся более сложными и совершенными. Теперь велосипеды состоят из большого количества важных и дорогих механизмов. Одним из таких является вилка, выбор которой может оказаться намного сложнее, чем вы себя представляли.
Как заклеить камеру велосипеда. Как правильно заклеить колесо в домашних условиях, какие инструменты нужны для заклеивания колеса, какой использовать клей, как заклеить колесо без клея.
Для чего нужна защита цепи велосипеда? Во время поездок в цепь велосипеда могут попадать посторонние предметы, песок, грязь — всё это приводит к деформациям и износу. Как защитить цепь от преждевременного износа? Делаем защиту цепи своими руками.
Уход за велосипедной цепью: личный опыт
Уход за велосипедной цепью начинается с безупречной чистоты. Как я это делаю, исходя из моего многолетнего опыта езды на велосипеде, я решил поделиться в этой статье. Надеюсь, моя пошаговая инструкция будет полезна для любителей дальних прогулок.
Шаг 1. Тщательно обезжирьте и очистите цепь вашего велосипеда
Сначала щедро нанесите жидкость для обезжиривания на цепь, кассету, задние звездочки и звенья цепи велосипеда. Дайте ей немного впитаться, а затем возьмите старую ненужную щетку и втирайте ею обезжириватель до тех пор, пока не очистите части велосипеда настолько, насколько это возможно.
Также можно обезжирить звездочки, находящиеся на кассете велосипеда, и все части переключателей скоростей, чтобы убрать максимально много засохшей грязи, которая может навредить этим составляющим велосипеда.
Цепь покрывается грязью, поскольку жидкие смазочные материалы для цепей со временем окисляются и превращаются в подобие густого осадка, который впитывает грязь, сажу и прочие загрязняющие вещества. Еще через некоторое время они застывают, успев проникнуть во все щелочки и трещины, которые имеются в местах нанесения. Чтобы не допустить скопления старых смазочных материалов на цепи, необходимо особенно тщательно очищать ее до повторного смазывания.
Теоретически, полезно было бы очищать и смазывать цепь велосипеда после каждой поездки. В данный момент я езжу по покрытым грязью дорогам, поэтому велосипед и трансмиссия загрязняются каждую поездку. Я стараюсь чистить их хотя бы раз в неделю, а летом делаю это еще реже, поскольку дороги не такие грязные.
Когда обезжиривающая жидкость полностью впитается, тщательно протрите поверхность. Вы можете сделать это несколько раз. Если после этих действий трансмиссия стала полностью чистой, вы все сделали правильно.
Шаг 2. Высушите, протрите и подождите
Помните, что до тех пор, пока вы не смажете цепь, не стоит ездить на велосипеде! Уделите немного времени на тщательную просушку трансмиссии. Используйте кусочек ткани, чтобы вытереть лишнюю влагу и обезжириватель. Особенно внимательно протрите участки между звездочками кассеты, ведь именно там часто оседает грязь, которую нелегко отмыть.
Все это сделать довольно легко, если ваш велосипед находится на стойке для обслуживания. Даже если стойки у вас нет и велосипед стоит на полу, натирание деталей до блеска – одна из самых приятных составляющих процесса смазывания трансмиссии.
Шаг 3. Подберите подходящий смазочный материал
На самом деле, то, какой смазочный материал вы выберете, никак не скажется на качестве работы цепи велосипеда. Трение будет смягчаться одинаково. Разница между действием материалов заключается в частоте смазывания и количестве грязи, которую материал способен впитать.
Честно говоря, я не вижу смысла в том, чтобы подробно рассказывать о разных видах смазочных материалов, включая восковые, керамические и другие. Я люблю ездить на велосипеде, а не смазывать их. Вам следует выбрать сухой или влажный смазочный материал исходя из преобладающих дорожный условий.
При выборе используйте ваш здравый смысл, а также убедитесь в том, что используете именно масло, подходящее для велосипедной цепи. Всем известный WD40 не помощник в смазывании, его можно использовать только для того, чтобы убрать лишнюю жидкость откуда-либо. Кроме того, он может попасть на детали, связанные с торможением, поэтому при его использовании нужно быть крайне аккуратным.
Шаг 4. Смажьте велосипедную цепь!
Это самая волнующая часть! Самое главное, что вы должны сделать, — это прокрутить велосипедный шатун и влить смазочный материал ВНУТРЬ цепи. Нескольких капель масла будет достаточно. Если вы нальете его на поверхность цепи, а не внутрь, при движении центробежная сила заставит масло разлететься во все стороны вместо того, чтобы затечь внутрь (конечно, так произойдет в теории). Несколько раз поменяйте передачу, дайте маслу затечь и между звездочками, вновь прокручивая велосипедный шатун. Затем протрите все старой тряпкой, чтобы впитать как можно больше «лишнего» масла.
Помните, что масло должно находиться именно внутри цепи, а то, что находится снаружи, будет только брызгать по сторонам и впитывать ненужную грязь.
Уход за велосипедной цепью, на самом деле, не такое уж и сложное занятие. По большей мере, мне даже нравится это делать, в этом я нахожу для себя некий дзен.