1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство велосипедной вилки

Содержание

Как устроена велосипедная вилка?

Велосипедные вилки появились практически сразу с изобретением велосипеда, так как именно таким способом было удобно крепить управляемое колесо, однако изначально она была просто местом крепления колеса, сейчас же с ее помощью доступна настройка амортизации велосипедного хода. Со временем они модернизировались и улучшались, но принципиально не менялись. Сегодня велосипедные вилки делаются из разных материалов от алюминия и карбона до титана и магниевого сплава.

Основные отличия вилок колеса

Амортизационные или мягкие вилки позволяют колесу аккуратно приспосабливаться к неровностям трассы с максимальной сохранностью конструкции велосипеда. В отличие от амортизационной модели ригид, жесткая не предназначена для сглаживания серьезных неровностей, а стало быть велосипеды с ней на очень неровных трассах будут подвержены поломкам. В статье будет боле подробный разбор каждой из типов вилок.

Модели различаются по размеру колеса, так что выбор вилки определяет диаметр колес. Для колес разного диаметра нужны разные вилки. Так как диаметры колес для горных, городских и триальных велосипедов различается, то и устройства для них нужны разные.

Для амортизационных вилок важна амплитуда хода. Чаще от 80 до 200 мм. Для фрирайда и даунхилла достигает 300 мм. Разбор этого параметра не является основной целью нашей статьи, стоит лишь указать, что он важен для профессионалов, связывающих свою жизнь с велосипедом. Обычному городскому пользователю вряд ли эти тонкости пригодятся, но для спортсменов, которым важна тонкая настройка велосипедов, этот параметр очень важен.

Еще одно важное отличие в устройстве велосипедных вилок — тип крепления тормозов. Большинство современных вилок оснащены устройством тормозов типа PM (Post Mount), так что тут пользователю почти не предоставляется выбор. Для ободных: стандартное крепление «под 2 болта», менее распространенное «под 4 болта» (используется в велотриале) и крепление «на 1 болт» для клещевых тормозов (устанавливаются на дорожные велосипеды).

Штоковое расстояние колеблется у передней вилки от 1 до 1,8 дюймов. Это еще одно отличие вилок для городских и горных велосипедов, так как вторые обладают большими шинами, а значит, узкая модель просто не даст возможности нормально двигаться колесу. Вам не удастся спокойно поменять вилку одного велосипеда на устройство другого, если диаметр их колес и тип различаются.

Жесткие и мягкие вилки

В чем основное отличие жесткой велосипедной вилки от мягкой по устройству? Прежде всего, жесткая модель — это грубо говоря, три трубки, которые скреплены жестким креплением сварки, при таком устройстве настройка работы велосипеда в условиях неровностей дорог минимальна. Весьма популярная модель — шоссейная. Отлично подходит для ровных европейских дорог, но очень неудачный выбор для неровных трасс, так как в силу тонких изогнутых “ног” болезненно реагирует на любые перепады дорожного покрытия. Так что при езде по российским дорогам запросто можно сломать и “ноги” вилки и вследствие аварии собственные конечности.

Если выбирать жесткую модель для наших условий, то стоит ориентироваться на прямую вилку, сваренную из более толстых труб. В силу конструкции она менее подвержена поломке при попадании в ямы и канавы. В общем-то, эту модель фактически невозможно убить. Она не требует сложной переборки или иного обслуживания. Деталь из разряда “поставил и забыл”. Правда, собственный скелет вы при такой вилке, конечно, не убережете, так как амортизировать будете собственным телом. И дрожащие руки в конце поездки станут наименьшим из зол путешествия. Хоть сколько-то позволяет скомпенсировать несовершенство устройства этой модели карбоновый руль, который дает небольшую амортизацию.

Амортизационные вилки

Амортизационные вилки велосипеда устроены более сложно, но в отличие от жестких вилок им доступна регулировка. Выбор этой модели предполагает, что вы планируете активно заниматься велоездой по неровным трассам. Во-первых они бывают разными по типу: пружинные, пружинно-эластомерные, воздушные. Для того, чтобы вилка имела возможность “проглатывать” препятствия используются материал способные к сжатию и материалы, которые не дают возможность после преодоления препятствия резко принимать исходное положение.

Для плавного проседания в конструкции мягкой модели используется либо пружина, либо воздушный или воздушно-масляный поршень. Для плавного выхода в исходное положение используют эластомер — специальный картридж или воздушную камеру. Устройства сжатия и возврата в исходное положение ставятся в разные “ноги” вилки, создавая, таким образом, корректно работающую конструкцию. Таким образом, осуществляется плавная регулировка “хода”.

  • Самая простая амортизационное устройство, очевидно, пружинное. Дешево и сердито.

Устройство ее — попросту две витые пружины, которые работают по принципу пружинного дивана. Вполне бюджетный вариант. Проблема только одна. Эти устройства относительно быстро теряют свои амортизационные качества, так как в них попадают грязь с дорог, которая уничтожает эффект пружины, заполняя пространство. Таким образом, со временем вилка неизбежно превращается из мягкой в жесткую. При наличии умелых рук и навыка такую модель можно почистить, но так как общее устройство не изменится, то через некоторое время она снова станет неэффективной.

  • Следующие по степени простоты — пружинно-эластомерные модели. Они неприхотливы. Неплохо работают на очень неровных трассах (для любителей езды по бордюрам очень интересный вариант), но при этом на брусчатке или гравийной трассе такая модель мало чем будет отличаться от жесткой.

Устройство пружинно-эластомерных просто не успевает активно реагировать на мелкие препятствия, так что регулировка тряски при мелких неровностях ей доступна слабо.

Нужно сказать, что большая часть велосипедов, продаваемых в наших магазинах оснащены или пружинными, или пружинно-эластомерными вилками. Такая модель помогает удешевить конструкцию велосипеда, но она требует ухода и сезонного ТО с чисткой и заменой масла.

Воздушный тип, в основном относится к спортивному типу. Эти модели отлично реагируют на все неровности покрытия, по которому движется велосипед. Однако, это верно только для тех, кто весит меньше 100 кг. При большем весе вилка может не отреагировать адекватно на особенности дорожного полотна. В принципе, воздушная модель может быть настроена для любого типа езды и практически любых особенностей ездока и эта регулировка позволяет ей быть оптимальным выбором для большинства велолюбителей и профессионалов. Так же, как и пружинные, воздушная требует ухода и ТО хотя бы раз в сезон. Модель удобная, но явно не бюджетная.

Если велосипед вам нужен только для поездок по городу и небольших загородных прогулок, то качество вилки и ее тип не так уж важен. В принципе даже на самой простой вилке нетрудно и удобно ездить по этим маршрутам. Кроме того, при желании и сам велосипед, и вилку на нем можно поменять.

Читать еще:  Вынос для руля велосипеда

Для турпоездок, езды по загородным не асфальтированным трассам, спортивных маршрутов, амортизационная подвеска весьма желательна. Пружина будет работать более линейно чем воздушная. В поездках не придется беспокоиться о том, что вилка травит воздух, не нужно будет возить насос для вилки. Ведь в туристических маршрутах не всегда возможна доступная качественная регулировка. Если же вы нацелены на спорт, берите пружинную или воздушную, жесткую модель можно использовать как правило только в триале.

Аксессуары: устройство велосипедной вилки

Конструкция и типы передней вилки велосипеда

Конструкция современных велосипедов совершенствовалась на протяжении длительного периода. Примером можно назвать появление передней вилки, предназначение которой заключается в гашении вибрации и неровностей.

Существует довольно большое количество различных видов передних вилок, все они характеризуются своими определенными особенностями.

Устройство передней вилки для велосипеда

Вилка является второй по важности деталью после рамы, которая стоит дорого и выполняет важную функцию. Качество этого элемента определяет то, насколько будет комфортным катание.

Наиболее важными параметрами можно назвать:

  • Амортизационные свойства.
  • Гибкость настроек.
  • Класс устройства в соответствии стилю катания.

Жесткая пружина предназначена для катания в городских условиях. Однако при высокой жесткости выезд на бездорожье может привести к повреждению конструкции.

Основные детали вилки следующие:

  1. Амортизатор – основная часть, которая на момент движения принимает основную нагрузку. В большинстве случаев при изготовлении применяется пружина различной жесткости. Также проводится установка амортизатора, представленного гидравлической камерой.
  2. Демпфер – элемент, отвечающий за гашение незначительных неровностей. Примером можно назвать движение по каменистой поверхности, когда вилка должна быстро обрабатывать вибрацию. Однако дешевые вилки не имеют демпфера.
  3. Корпус – часть конструкции, которая воспринимает основную нагрузку. Он состоит из рулевой трубки, внутреннего шатуна, короны и ноги.
  4. Фурнитура – переключатель, при помощи которого проводится изменение основных настроек. Кроме этого, предусмотрено наличие пыльников и манжет, которые исключают вероятность попадания пыли и мусора. При изготовлении фурнитуры применяется резина и другие подобные материалы, способные восстанавливать свою форму после пропадания нагрузки.

Типы велосипедных вилок, принцип работы

Классификация вилок проводится по конструктивным признакам. Все варианты исполнения делятся на две основные категории:

Жесткие

  • Подобные вилки устанавливаются на велосипеды, которые предназначены для движения по ровной поверхности.
  • Их предназначение заключается в обеспечении условий для развития высокой скорости.
  • Стоит учитывать тот момент, что жесткие вилки не подходят для движения по бездорожью.
  • Высокая нагрузка становится причиной износа конструкции.
  • Принцип работы заключается в балансировке положения рамы при входе в крутые повороты и гашение несущественных неровностей от мелких камней.

Амортизационные

  • Подобный вилки изготавливаются в различных вариантах исполнения, их предназначение заключается в гашении серьезных неровностей на момент движения по бездорожью.
  • Плюсы этого варианта исполнения заключаются в том, что конструкция считается универсальной, она обеспечивает комфортные условия передвижения в различных условиях.
  • Однако слишком большой ход амортизатора не позволяет развивать высокую скорость, негативно влияет на устойчивость при повороте.
  • Сегодня на горных велосипедах устанавливаются исключительно амортизационные вилки, так как они являются универсальным механизмом, подходящим для движения в различных условиях.

Передние вилки для велосипедов по типам амортизаторов

Встречаются самые различные типы амортизационных вилок, конструкция во многом определяет эксплуатационные характеристики.

Наиболее распространены:

Пружинные модели

  • Эти вилки можно назвать базовыми, так как устанавливаются на дешевые модели велосипедов.
  • Конструктивные особенности определяют то, что амортизаторы подобного типа не могут гасить мелкие неровности.
  • Основа подобного изделия – пружина, которая закрыта в изолированном шатуне с защитой из резины.
  • Часто встречается ситуация, когда сборка подобного изделия проводится с низким качеством.
  • Распространенная проблема заключается в попадании грязи внутрь конструкции, что приводит к появлению коррозии и других дефектов.
  • Обслуживание предусматривает замену пружины, которая со временем теряет свои эксплуатационные характеристики.
  • Рекомендуется выбирать велосипед с этой вилкой в том случае, когда на другие не хватает средств

Пружинно-эластомерные модели

  • Отличаются от пружинных тем, что вместе классической пружины применяется полимерный стержень. Он способен гасить даже мелкие неровности.
  • Как показывает практика, только дорогостоящие вилки справляются со своей задачей, так как при изготовлении не всегда применяются качественные материалы.
  • Специалисты не рекомендуют использовать пружинную конструкцию в зимний период, так как низкая температура может привести к изменению основных свойств.

Воздушные модели

  • Считаются более выгодными в плане стоимости и обслуживания.
  • Особенность конструкции заключается в том, что в герметичную камеру накачивается воздух под большим давлением. За счет этого вилка способна гасить большие и мелкие неровности.
  • Катание на подобных велосипедах достаточно комфортное, однако конструкция не подходит для бездорожья.
  • Существенным недостатком можно назвать небольшой эксплуатационный срок, а также необходимость в периодическом обслуживании.
  • Как показывает практика, нужно периодически проводить подкачку воздуха в камеру, при агрессивном катании конструкция быстро изнашивается.

Масляно-воздушные модели

  • Считаются профессиональным предложением.
  • Конструкция характеризуется тем, что функция амортизатора и демпфера разделяется между масляным картриджем и воздушной камерой.
  • Характеристики вилки во многом зависят от типа применяемого масла, а также особенностей картриджа.
  • Конструкция идеально подходит для постоянного катания, однако не справляется с нагрузкой при спуске с больших гор.

Масляно-пружинные модели

  • Устанавливаются исключительно на профессиональных велосипедах.
  • Конструкция представлена сочетанием пружины и масляного картриджа.
  • Недостатком можно назвать относительно небольшой диапазон регулировок, в сравнении с воздушными.
  • Однако металлическая пружина обеспечивает условия для длительной службы.
  • В продаже встречается масло с особыми эксплуатационными характеристиками, его нужно периодически менять, особенно при использовании велосипеда при низкой температуре.

При выборе велосипеда рекомендуется уделить внимание именно типу вилки. Больше всего встречаются пружинные конструкции, на спортивных моделях масляно-пружинные модели.

Обслуживание и ремонт передней вилки

Провести обслуживание и ремонт передней вилки можно самостоятельно.

Процедуру обслуживания можно разделить на несколько основных этапов:

  1. Снятие конструкции. Часто вилка крепится безрезьбовым методом, который применяют практически все производители. Вынос рулевой колонки крепится подшипником, якорь входит в трубу и закрепляется двумя винтами. Именно поэтому снятие проводится путем раскручивания двух винтов. Резьбовой метод применения встречается сегодня редко, так как при длительной эксплуатации велосипеда может появится люфт.
  2. Обслуживание предусматривает чистку. Пыльники и кожухи, которые работают при эксплуатации передней вилки, могут сильно загрязниться. Накопление грязи может привести к повреждению конструкции. Чистка может проводится только в том случае, если отсутствуют подтеки масла снаружи.
  3. Замена. При обслуживании можно заменить масло, которое должно быть фирменным. Также замене подвержена пружина, так как при длительной эксплуатации она может потерять свою жесткость. Есть вероятность того, что нужно будет провести замену воздуха по причине появления большого количества примесей. Для этого проводится удаление старого, и подача нового под давлением.

В большинстве случаев обслуживание можно провести самостоятельно. Однако есть и неразборные конструкции вилок, которые приходится заменять целиком.

Велосипедная вилка

Вилка является одним из важнейших элементов велосипеда. Она бывает, как передней, так и задней.

Передняя вилка – это продолжение рамы, и на нее возложен достаточно внушительный ряд функций:

  • удерживание переднего колеса;
  • осуществление поворота колеса на угол, соответствующий углу поворота руля;
  • принятие на себя нагрузок, возникающих при торможении велосипеда;
  • гашение вибраций, вызванных неровностями дорог.

Задние вилки используются достаточно редко, в основном, на горных велосипедах, предназначенных для определенного стиля езды, в частности для даунхилла.

Основная задача передней и задней вилки – это быть амортизатором (демпфером), то есть устройством, гасящим колебания и вибрации во время езды на велосипеде. От того, насколько эффективно вилка выполняет свою задачу, зависит ее стоимость и сложность конструкции.

Читать еще:  Может ли велосипедист ехать по тротуару

Конструктивные особенности вилки

Рассмотрев повнимательней самую обычную вилку, можно увидеть, что ее конструкция выглядит следующим образом. Имеется рулевая труба, к которой с одной стороны крепится руль, а с другой она плавно переходит в корону.

Стоит отметить, что вилки бывают одно- и двухкоронными. Вилки с одной коронкой как правило устанавливаются на обычные горные и гибридные велосипеды с небольшим ходом. Двухкоронными вилками оснащаются байки, рассчитанные для скоростного спуска и прыжков.

Вернемся к устройству нашей вилки. Из коронки выходят внутренние трубки, которые входят в так называемые ноги вилки – это трубчатая часть вилки, которая задвигается в штаны амортизационной вилки.

Как же работает вилка?

Если надавить на руль в момент наезда на кочку или выбоину, то внутренние трубки, оказываясь под сопротивлением пружины, находящейся внутри вилки, заходят в ее ноги.

Различают два вида сопротивлений, которым может быть подвержен велосипед – прямая ударная нагрузка и колебания. В первом случае, пружина берет на себя всю нагрузку и гасит ее внутри вилки. Отметим, что роль пружины может играть стальная пружина или же воздух, находящийся под давлением. Колебания уже гасятся за счет демпфера, в роли которого может выступать элластомер, масло или воздух. Благодаря демпферу пружина не отбрасывается сразу же назад, а делает это плавно и постепенно. Работая таким образом, вилка обеспечивает более плавный ход велосипеда даже в самых агрессивных дорожных условиях.

Если говорить о демпфере, то стоит отметить, что самым дешевым вариантом амортизатора является элластомер, который изготавливается из полимера. При постоянных нагрузках он достаточно быстро выходит из строя. Лучше выбирать воздушную или масляную систему.

Виды велосипедных вилок

В зависимости от применяемых пружин и демпферов, и их сочетания, существуют следующие конфигурации амортизаторов:

  1. Пружинные амортизационные вилки, которые оснащены только стальными пружинами и не имеют демпфера. Такую вилку по сути очень сложно назвать амортизатором, поскольку она практически не гасит колебаний. Хотя с ней удобней ездить, нежели вообще без амортизатора. Эти устройства являются самыми дешевыми и, соответственно, не отличаются высоким качеством, их стоимость варьируется от 1500 до 3000 рублей. Как правило, такие покупки себя не оправдывают, поскольку пружинные вилки имеют свойство достаточно часто ломаться. Единственное, на что пригодна такая вилка, так это детский велосипед.
  2. Пружинно-эластомерные вилки, на которых в качестве пружины используется стальная пружина, а в роли демпфера – эластомер. По стоимости такие вилки практически в два раза дороже пружинных, но сказать, что это полноценный амортизатор тоже нельзя. Эластомерный стержень, как демпфер, более менее выполняет свои функции, но очень быстро стирается (уже через год нужно менять). Пружинно-эластомерным вилкам свойственно после легкого замедления сжатия очень быстро возвращаться в исходное положение, тем самым отбивая спортсмену его руки и почки. Хотя следует отметить, что для прогулочных и обычных туристических велосипедов, предназначенных для небольших поездок в черте города, это вполне нормальный вариант. Если вы все-таки решили потратить деньги на приобретение пружинно-эластомерной вилки, то лучше обратить внимание на продукцию фирмы RockShox Judy.
  3. Воздушные амортизационные вилки. Здесь воздух выступает в качестве и пружины, и демпфера. Воздух нужно накачивать велонасосом, но поскольку манжеты вилки могут иногда пропускать этот воздух, то амортизатор приходится заново подкачивать. Воздушную вилку можно купить по цене в пределах 5000 рублей. На таких амортизаторах стоит маркировка АТ или НТ. Их производит фирма RST. Стоит отметить, что для агрессивного стиля езды воздушная вилка не очень подходит, так как имеет свойство быстро изнашиваться. Но для обычного размеренного катания в свое удовольствие вполне хороший вариант.
  4. Маслянно-воздушные амортизационные вилки – это реально работающий амортизатор, стоимость которого более 8000 рублей. Демпфером в данной вилке выступает капсула с маслом, а пружиной работает воздух. Конечно же, от стоимости вилки напрямую зависит качество ее работы – чем дороже амортизатор, тем более высокие результаты его работы. Маслянно-воздушная вилка имеет большое количество настроек и они выдерживают велосипедистов с большим весом. Данный вид амортизаторов различают по давлению воздуха, которое может быть высоким или низким. Чем выше давление воздуха, тем лучше динамика и меньшая чувствительность к перепаду температур. Вилки с меньшим давлением имеют большой запас прочности и отличаются долговечностью, хотя их и нужно перенастраивать при падении температуры даже на 10 градусов.
  5. Маслянно-пружинные вилки признаны как лучший вид амортизаторов и, как правило, применяются в велосипедах класса выше среднего. В качестве пружины используется стальная пружина, а демпфером выступает маслянная система. Благодаря этому амортизатору обеспечивается сверхточный и плавный ход велосипеда. Стоимость маслянно-пружинных вилок начинается от 6000 рублей. Чем выше цена, тем выше качество амортизатора. Этот вид вилки подходит практически для любого стиля катания, но ее диапазон регулировок уступает маслянно-воздушным.

Все вышеописанное относится к обычным вилкам, которые наиболее часто применяются в производстве. Они отличаются простотой и хорошей эффективностью в качестве амортизатора.

Помимо обычных амортизационных вилок нередко можно встретить и так называемые «перевертыши», которые по сути своей являются перевернутым типом обычной вилки. «Перевертыши» характеризуются большей прочностью нежели обычный амортизатор, и лучшим обкатыванием неровной поверхности.

Также встречаются и специфические вилки с более сложной многопоршневой и многорычажной системой амортизации. К этому виду можно отнести также вилки с одной ногой.

Выбирая себе вилку, как надежного помощника в покорении трасс с любым покрытием, нужно убедиться, что производитель имеет сертифицированного представителя на территории России, а в вашем городе есть пункт приема бракованных или неисправных изделий.

Устройство и типы передних вилок горных велосипедов

9 минут Автор: Михаил Скворцов 23

Любая амортизированная вилка горного велосипеда позволяет кататься с большим комфортом, нежели жесткая вилка шоссейного или городского велика.

Со временем каждый велосипедист начинает интересоваться устройством своего транспорта и в дальнейшем может сам обслужить или отремонтировать любой узел. Конечно же, устройство передней вилки с амортизаторами более сложное, чем у обычной жесткой с двумя соединёнными вместе рычагами. Самое главное при ремонте вилки велосипеда – это знать функции отдельных элементов. А также не лишне будет для покупки новых деталей запомнить их название.

Из всего многообразия велосипедных вилок, имеющихся в продаже, их можно отсортировать по устройству амортизации и особенностям конструкции.

По устройству амортизации велосипедные вилки различаются на:

  • жесткие;
  • пружинные;
  • пружинно-эластомерные;
  • пружинно-маслянные;
  • воздушные;
  • воздушно-маслянные.

Жесткие вилки позволяют развить большую скорость по асфальту, при отсутствии траты энергии на движение амортизаторов.

Пружинные, пружинно-эластомерные, воздушные вилки отлично смягчают съезды с бордюра, но хуже убирают удары при наезде на мелкие камни.

Пружинно-маслянные и воздушно-маслянные поглощают даже мелки толчки от наездов на трещины в асфальте.

Воздушные и воздушно-маслянные имеют широкую настройку для велосипедистов, имеющих отличный от обычных 70-100 кг вес. Для регулировки жесткости таких вилок нужно иметь насос высокого давления, и потребуется брать его в дальнюю поездку.

По особенностям конструкции вилки горного велосипеда различаются на:

  • однокоронные (обычные);
  • двухкоронные;
  • перевернутого типа;
  • одноногие.

Однокоронные используются на многих велосипедах, предназначенных для велотуризма, покатушек по грязи (дёрт), марафонов по пересеченной местности (трейл), гонок на выносливость (эндуро).

Двухкоронные нужны для скоростных спусков вне подготовленных трас (фрирайд), спусков с гор (даунхилл).

Читать еще:  Езда на велосипеде можно ли похудеть

Перевернутого типа амортизаторы применяются для прыжков с высоты (хардкорный фрирайд).

Одноногие вилки удерживают ось только с одной стороны консольным закреплением, поэтому для ремонта пробитой камеры не понадобится снимать переднее колесо.

Внешнее устройство

Наиболее удобно ознакомиться с внешними элементами велосипедной вилки по наглядной картинке.

Шток – это ось вилки, которая неподвижно соединена с короной. Эта деталь необходима для установки вилки на раму велосипеда (в рулевую колонку), а также для закрепления в нёй выноса вместе с рулём. Шток может быть изготовлен из стали, алюминия или карбона.

Корона – элемент, в котором закрепляется шток и ноги веловилки. У однокоронных вилок шток и ноги неразделимо соединёны с короной. У двухкоронных вилок шток жестко соединён только с нижней короной, верхняя корона подвижно надета на шток, при этом ноги можно регулировать по длине. Короны изготавливаются литьём из алюминия, с возможной последующей ковкой (для вилок среднего и высшего класса) или карбона (для вилок полностью изготовленных из карбона).

Нога – деталь, которая подвижно входит в штаны у амовилки или непосредственно удерживает переднее колесо у жесткой вилки. В ногах амортизированных вилок (внутри труб) находятся пружины и демпферы, регулятор жесткости, блокиратор амортизации. У жестких вилок ноги принято называть перьями.

Ноги вилок изготавливаются из твердой углеродной стали, их поверхность хромируется. Качество обработки поверхности и толщина хромирования выше у более дорогих вилок.

Штаны – цельная деталь, состоящая из двух стаканов и соединяющей их вместе жесткой скобы (гориллы). Данная деталь имеется только у амортизированной вилки. Штаны у вилок перевёрнутого типа представляют собой деталь объединяющую стаканы и корону воедино.

Штаны для большинства вилок среднего и высшего класса изготавливаются из сплава алюминия с магнием. Чем выше процент магния в сплаве с алюминием, тем прочнее отлитая деталь. Более дорогие модели имеют большее содержание магния в алюминиевых деталях, и они соответственно надежнее. Штаны у некоторых вилок высшего класса производятся многослойным построением из алюминиевого сплава и карбона.

Крепление дискового тормоза – две полые стойки с внутренней резьбой для неподвижного закрепления каллипера (велосипедного суппорта).

Брейк боссы – две оси с внутренней резьбой, на которые подвижно надеваются рычаги кантилеверных тормозов или типа V-brake (ви-брейки).

Дропауты – крепления для оси в виде ушек на нижних концах штанов. Как следует из англоязычного названия, они позволяют быстро снять колесо, ослабив лишь гайки или эксцентрики на оси. Применяются различные стандарты дропаутов: QR9 введен для обычных тонких осей диаметром 9 мм, QR15 – закрытые ушки для вставной полой оси диаметром 15 мм, QR20 – закрытые ушки для вставной полой оси увеличенного диаметра 20 мм.

Дропауты на большинстве вилок отливаются цельно со штанами. А если штаны выполнены из карбона, тогда эти крепления являются отдельными деталями из алюминиевого сплава. На некоторых моделях высокого класса дропауты изготавливаются из нержавеющей стали, чтобы они в дальнейшем не ржавели. Отлитые из алюминиевого сплава дропауты при повреждении лакокрасочного покрытия ржавеют из-за коррозии магния.

Внутреннее устройство

Пыльники

На дорогие вилки резиновые пыльники в форме гармошки не устанавливаются. На модели среднего и высшего класса устанавливаются неопреновые пыльники цельно с сальниками.

Сальники

Сальники – это детали препятствующие попаданию вовнутрь амовилки воды и грязи, тем самым сохраняя смазку в годном состоянии. Когда сальники повреждаются, тогда под них попадает грязь и песок, которые царапают ноги вилки.

Направляющие

Направляющие – пластмассовые тонкостенные втулки, которые установлены внутри штанов вилки. Они закрепляются внутри с помощью фиксирующих язычков.

Регулятор жесткости

Регулятор жесткости – болт внутри наружной гайки, который предварительно сжимает пружину в одной из ног вилки. Иначе он называется регулятором преднагрузки (preload). Механизм регулятора имеет простое устройство: внутри гайки находится полый стержень с наружной резьбой. Вращающее движение от ручки передается на стержень, которое преобразуется с каждым оборотом по резьбе в линейное перемещение стержня.

Блокиратор амортизации

Блокиратор амортизации – механизм в одной из ног вилки, который одним движение рычага превращает амовилку в обычную жесткую. Сам рычажок, у разных велосипедов, может переключаться непосредственно на вилке или дистанционно через трос соединенный с переключателем на руле.

На бюджетных моделях вместо регулятора жесткости и блокиратора амортизации устанавливаются пластмассовые заглушки.

Механизм блокировки состоит из двух частей: верхнего и нижнего ограничителя. Принцип работы блокировки простой: при переключении рычага, проворачивается верхний ограничитель, и при таком положении стержень нижнего ограничителя уже не может пройти в отверстие верхнего. Таким образом, при включенной блокировке амортизации, вилку заклинивает.

Пружины

В вилке горного велосипеда они нужны для преобразования энергии удара переднего колеса об препятствие в упругую деформацию металла.

В пружинных, пружинно-эластомерных, пружинно-масляных вилках установлены металлические витые пружины. Эта деталь велосипеда изготавливается из стали или титана.

В воздушных и воздушно-маслянных вилках роль пружины выполняет сжатый воздух. Для того чтобы сжатый воздух из закрытой камеры не стравливался, применяются дополнительные уплотнения в сальниках. Необходимые уплотнения увеличивают трение при рабочем ходе, поэтому воздушные веловилки имеют низкую чувствительность при гашении малых толчков. В дорогих моделях этого типа проблема чувствительности решается установкой дополнительной воздушной камеры.

Уплотнители воздушных вилок затвердевают на морозе и начинают понемногу стравливать воздух.

Демпфер

В амовилке он необходим для замедления отскока пружины после её сжатия. При резких отскоках вилки вверх нарушается сцепление переднего колеса с дорогой. К тому же постоянные толчки становятся причинной сильной усталости у велосипедиста и даже боли в руках. Демпфер снижает вредные удары при резком возврате амортизированной вилки в исходное состояние.

В пружинных и воздушных вилках демпфера нет. В них энергию сжатой пружины лишь несущественно снижает трение между ногами вилки и сальниками или направляющими.

В пружинно-эластомерных вилках используется эластомерный демпфер. Этот демпфер является куском мягкой пластмассы, который вставляется вовнутрь пружины. Когда пружина сжимается, вместе с ней сжимается мягкий пластик, при этом увеличиваясь в диаметре. При отскоке пружина не может быстро разжаться из-за удерживающего её демпфера.

Чтобы твердая металлическая пружина не разрушила вставленный в неё мягкий пластик, он должен быть покрыт густой смазкой. Смазка с эластомерного демпфера постоянно стирается пружиной в процессе эксплуатации.

В пружинно-маслянных и воздушно-маслянных демпфером является масло. Когда вилка движется вниз, масло быстро перетекает через открытый внутренний клапан. При возврате вверх, этот клапан закрывается, а масло медленно просачивается через маленькие отверстия. При этом энергия сжатой пружины переходит в тепловую энергию, которая рассеивается маслом.

Масляные демпферы различаются на три типа:

  • Открытая ванна. Масло находиться в обоих цилиндрах штанов вилки, и с обеих сторон устанавливаются клапаны.
  • Полуванна. Масло необходимое для работы лишь одного клапана находится в одной из ног вилки и не должно вытекать в её штаны.
  • Закрытый. Масляный демпфер изготовлен в виде герметичного неразборного картриджа. В этом изделии, кроме демпфера также собирается механизм блокировки амортизации.

Модели с амортизаторами имеют значительно больший вес, чем обычные жесткие, поскольку они построены из большого количества деталей. Чтобы подвижные детали работали, нужно их смазывать. Чем больше километров наматывается на велосипеде за сезон, тем чаще нужно смазывать вилку, но не реже одного раза в год.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector