8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Велосипед правила дорожного движения

Содержание

Правила Дорожного Движения для велосипедистов

При движении по дорогам общего пользования велосипедисты должны соблюдать правила дорожного движения.

Содержание

  • 1 Общие положения
  • 2 Технические требования
  • 3 Движение
  • 4 Запреты
  • 5 Проезд перекрёстков
  • 6 Проезд пешеходных переходов
  • 7 Сигналы, подаваемые велосипедистом
  • 8 Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам
  • 9 Ответственность за нарушение правил
  • 10 Примечания

Общие положения

Велосипед определяется как «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём» (ПДД 1.2). Велосипедист, согласно Правилам, квалифицируется как водитель велосипеда.

Велосипед является транспортным средством, но не является «механическим транспортным средством». Поэтому, если в ПДД написано «транспортное средство», то это относится и к велосипедам, а если написано «механическое транспортное средство», то это к велосипедам не относится[1].

Если человек не едет на велосипеде, а ведёт его, то он считается пешеходом, а не велосипедистом (ПДД 1.2). При этом в Правилах оговаривается только одно отличие спешившегося велосипедиста от пешехода: согласно п. 4.1 ПДД «Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств», но «Лица… ведущие велосипед должны следовать по ходу движения транспортных средств».

Управлять велосипедом при перемещении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет (ПДД 24.1).

Электровелосипеды приравнены к мопедам, и с конца 2013 года необходимо будет иметь на них права категории М или любой другой категории.

Технические требования

Велосипед должен иметь исправные тормоза, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарём или фарой (для движения в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарём красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета. (ПДД 2.3.1 и «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации…», п. 6.). Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления (ПДД 2.3.1). Кроме всего прочего, на велосипеде при движении должны быть включены ходовые огни или (что технически довольно трудноосуществимо) фара, поскольку п. 19.5 ПДД обязывает сделать это водителей любых транспортных средств, а не только механических.

В ПДД Беларуси включение ходовых огней (фар) при движении в светлое время суток необязательно.

Движение

Велосипеды должны двигаться по велосипедной дорожке (ПДД 24.3), а при её отсутствии — по проезжей части «только в один ряд возможно правее »[2]. Допускается движение по обочине, если это не создаёт помех пешеходам (ПДД 24.2);

Движение велосипедистов по тротуарам и пешеходным дорожкам запрещено (ПДД 9.9).

Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80—100 м. (ПДД 24.2)

В ПДД Беларуси движение по проезжей части запрещено. Выезд велосипедиста на проезжую часть допускается в исключительных случаях при совершенной невозможности двигаться за ее пределами. Движение на велосипеде может осуществляться по тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов (комментарий к п.148 ПДД РБ).

Запреты

Водителям велосипеда запрещается:

  • ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой (ПДД 24.3);
  • перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками (ПДД 24.3);
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению (ПДД 24.3);
  • двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки (ПДД 24.3);
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (ПДД 24.3);
  • двигаться по автомагистралям (ПДД 16.1);
  • двигаться по дороге в тёмное время суток (и/или в условиях недостаточной видимости) без включенного переднего белого фонаря («Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации…», п. 6);
  • буксировка велосипедов, а также велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом (ПДД 24.3).

Кроме этого, водителям велосипеда, как и водителям других транспортных средств, запрещается (ПДД 2.7):

  • управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
  • передавать управление велосипедом лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также не достигшим 14 лет;
  • пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
  • употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;
  • управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Проезд перекрёстков

На перекрёстках действуют обычные правила приоритета (ПДД п. 13 и др.). Так, автомобиль, двигающийся по второстепенной дороге, должен уступить велосипеду, двигающемуся по главной (ПДД 13.9—13.10). На нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог преимущество имеет безрельсовое транспортное средство, у которого нет помехи справа (ПДД 13.11), то есть на таком перекрестке приближающийся слева автомобиль должен уступить дорогу велосипедисту.

Но на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрёстка , водители велосипедов должны уступить дорогу всем транспортным средствам, движущимся по этой дороге (ПДД 24.4).

На регулируемых перекрёстках велосипедисты должны подчиняться сигналам специальных велосипедных светофоров (ПДД 6.5), а при их отсутствии — сигналам обычных транспортных светофоров (не пешеходных).

Автомобиль, поворачивающий направо, должен пропустить велосипедиста, двигающегося рядом с ним по той же дороге прямо (при наличии велосипедной дорожки — согласно п. 13.1 ПДД, а при её отсутствии — согласно пп. 8.4—8.5 и 8.9 ПДД).

Поскольку левый поворот при многополосном движении и движении по дорогам с трамвайными путями велосипедисту запрещен, в том числе и на перекрестках (ПДД 24.3), для осуществления левого поворота на таких дорогах нужно:

  • проехать перекресток прямо, развернуться (на 90° налево) в правом ряду пересекаемой дороги, и по разрешающему сигналу светофора вновь проехать перекресток прямо;
  • слезть с велосипеда и перейти дорогу по пешеходному переходу.

Велосипедист, доехав до конца «Т» образного перекрестка может повернуть налево (подобно проезду обычного перекрестка), не создавая помех другим транспортным средствам.

При поворотах следует учитывать также п. 8.6 правил: «Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.»

Проезд пешеходных переходов

На регулируемых пешеходных переходах велосипедисты должны подчиняться сигналам велосипедных или общетранспортных светофоров, а также регулировщиков (ПДД п. 6).

На нерегулируемых пешеходных переходах велосипедисты, как и все прочие водители, должны уступать дорогу пешеходам (ПДД 14.1). Также следует уступать дорогу пешеходам, идущим к остановившемуся на остановке трамваю или от него (со стороны дверей), если трамвайные пути идут по проезжей части (ПДД 14.6)

Велосипедистам не разрешается разворачиваться на пешеходном переходе (ПДД 8.11); в этом случае нужно слезть с велосипеда и перейти дорогу как пешеход.

На пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними запрещены остановка и стоянка (ПДД 12.4).

Читать еще:  Как научиться прыгать на велосипеде

Сигналы, подаваемые велосипедистом

Для обозначения маневра Правилами предусмотрены следующие знаки (ПДД 8.1-8.2):

  • Остановка: поднятая вверх рука (любая).
  • Поворот или перестроение направо: вытянутая правая рука, либо вытянутая и согнутая в локте левая.
  • Поворот или перестроение налево: вытянутая левая рука, либо вытянутая и согнутая в локте правая.

Однако не рекомендуется пользоваться альтернативными способами (там, где согнутая рука), так как они рассчитаны на автомобилистов.

Сигнал левого поворота также рекомендуется подавать при огибании припаркованного у правого края полосы механического транспортного средства.

При езде в группе используется еще один знак, предназначенный не для автомобилистов, а для велотуристов, едущих за вами.

  • Ямы справа: опущенная вниз правая рука.
  • Ямы слева: опущенная вниз левая рука.

Знаки первым подает ведущий, члены группы их немедленно повторяют. Не стоит дожидаться, пока вы проедете или увидите яму, надо подавать знак немедленно за следующим перед вами велотуристом. Ведущий (или одиночный велосипедист) должен подавать знаки заблаговременно, чтобы группа и автомобилисты успели среагировать (ПДД 8.2).

Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам

Непосредственно к велосипедистам относятся только три дорожных знака:

  • предписывающий 4.4 «Велосипедная дорожка». Этот и только этот знак указывает на велосипедную дорожку; идущая вдоль дороги полоса асфальта, не отмеченная данным знаком, должна считаться либо обочиной, движение по которой велосипедистам разрешено, либо тротуаром, движение по которому велосипедистам запрещено;
  • запрещающий 3.9 «Движение на велосипедах запрещено».
  • предупреждающий 1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой».

«Меняя ПДД, нельзя забывать о необходимости менять инфраструктуру». Разбираем правки, касающиеся велосипедов и гироскутеров/самокатов/моноколес

Довольно большой пакет предлагаемых правок в ПДД касается передвижения велосипедов и входящих в моду девайсов. Ключевые новации две: во-первых, предлагается узаконить электросамокаты, гироскутеры и прочие «сегвеи», во-вторых — разрешить не спешиваться на велике при переезде пешеходного перехода (правда, только регулируемого). «Можно считать это шажочком навстречу деавтомобилизации и в целом прогрессу, — считает Юрий Краснов, который продолжает разбирать проект корректив в Правила дорожного движения. — Хотя возникают некоторые вопросы касаемо терминологии, а также уместности отдельных транспортных средств на тротуарах».

Что такое СПМ?

В проекте изменений к ПДД предпринята попытка узаконить новые средства, которые используются для передвижения: моноколеса, электросамокаты, гироскутеры и так далее.

«К пешеходу приравнивается лицо, передвигающееся с использованием приспособлений (кроме велосипедов), имеющих электродвигатель и максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической характеристикой, не более 25 км/ч» (проект изменений в ПДД)

— У меня есть вопрос по поводу терминологии, — задумывается Юрий Краснов. — Что такое «средство персональной мобильности» (СПМ)? Как его понимать? Очевидно, авторы правок решили объединить все, что едет чуть быстрее пешехода и перевозит только одного человека. Но позвольте, велосипед с электродвигателем под это определение не попадает? А автомобиль?

Приравнивание всех СПМ к пешеходам ведущий рубрики считает спорным решением. С одной стороны, декларируется, что это разные участники дорожного движения, с другой — они в своих правах равны.

Вероятно, моноколесистов и электроскутеристов хотят обязать двигаться по тротуарам (или велодорожкам, но об этом позже) и пересекать проезжую часть по «зебре». Однако что будет происходить при взаимодействии с пешеходами, пока, похоже, мало кто задумывается.

— Восприятие пространства с точки зрения пешехода и человека на транспортном средстве (самокате, скейте или роликовых коньках) сильно отличается, — замечает ведущий «Разборов…». — Если вы на чем-то катитесь, то смотрите, как правило, вдаль, отслеживаете препятствия, обращаете внимание на покрытие. В этом случае очень важна скорость приближения к объекту. А пешеход смотрит на цель: человек увидел остановку и идет туда. Он может находиться в своих мыслях, разглядывать облачка в небе, вести себя, как говорят, неосмотрительно.

Можно, конечно, укорять прохожих, которые не оглядывается каждые пять секунд и не ждут приближения велосипедиста. Но ведь это естественно: ходьба и бег придуманы природой, самим естеством. Если же мы выбираем какое-либо транспортное средство, изобретенное человеком, то автоматически несем ответственность.

— Человек рождается с вестибулярным аппаратом, настроенным на ходьбу или бег, — поддерживает эту мысль Юрий Краснов. — Мы не появляемся на свет скейтбордистами или моноколесистами. При передвижении на неких устройствах, будь то самокат или скейтборд, мы обречены на взаимодействия, и думать о безопасности должен в первую очередь наездник. Ответственность за столкновения на тротуаре обязаны нести пользователи девайсов или транспортных средств.

Пока в Минске и других городах только-только начинают осваивать моноколеса и гироскутеры. А в Европе уже хлебнули с ними проблем. Эти транспортные средства не раз сталкивались с пешеходами, и люди получали серьезные травмы. Как разрешать подобные конфликты? Кто должен разбираться?

В ответ в некоторых крупных городах, например в Барселоне, приняли довольно жесткие меры, ограничив использование электросамокатов.

— Боюсь, как бы у нас пешеходам не пришлось вешать на лоб камеру, чтобы в случае столкновения проще было бы установить обстоятельства, — утрирует ведущий рубрики. — А потом в новостях будем читать «Попал под моноколесо», «Лыжник на проезжей части врезался в скейт» или «Подрались электроскутерист и пешеход».

Еще одна правка по поводу средств персональной мобильности относится к скорости их движения. Этот пункт вызывает не меньше споров.

«При пересечении проезжей части дороги по наземному пешеходному переходу лица, передвигающиеся на роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, средствах персональной мобильности, должны двигаться со скоростью идущего шагом пешехода» (проект изменений в ПДД)

— Сейчас СПМ в определенных местах предлагают двигаться со скоростью пешехода, — обращает внимание Юрий Краснов. — Но ведь нужно подходить к вопросу здраво. Есть другие участки, где тоже следует ехать медленно: например, возле остановочных пунктов, дверей магазина или выхода из подземного перехода.

«При использовании средств персональной мобильности — двигаться по велосипедной дорожке в случае, если она отделена от проезжей части дороги конструктивно, а при отсутствии таковой — по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствия для движения других пешеходов. Максимальная скорость в таких случаях — не более 25 км/ч» (проект изменений в ПДД)

Есть простое правило среди экспертов по безопасности дорожного движения: не можешь проконтролировать — не обязывай. Пока не решен вопрос с превышением скорости автомобилей, зачем вводить некие лимиты для самокатов и сегвеев? Вроде бы забота о пешеходах, вот только это кажется заведомо невыполнимым условием.

— Не меньше вопросов вызывает уместность передвижения СМП по велодорожкам, — продолжает ведущий «Разборов…». — Велосипедисты и так жалуются, что туда выходят дети, мамы с колясками и просто прохожие. Если так пойдет дальше, то велодорожки рискуют превратиться в весьма странное явление.

Кто будет задерживать и привлекать пешеходов, мешающих на велодорожке?

В последнее время велосипедистов на улицах становится все больше и больше. Этот транспорт служит не только в рекреационных целях, но постепенно занимает место в структуре городской мобильности. И это нормально, что он требует все больше места и прав.

— Когда-то велосипедисты ездили по проезжей части (не далее 1 метра от ее края), — вспоминает Юрий Краснов. — Я помню, как ждал исполнения 14 лет, чтобы установить зеркало и выехать на дорогу. Все водители были в курсе, что по улицам может двигаться велик. А потом их вдруг решили убрать с проезжей части. Это было вызвано тем, что интенсивность потока автомобилей увеличилась, и велосипедист, как незащищенный участник дорожного движения, легко мог стать жертвой ДТП.

Не придумали ничего лучше, как заставить велосипедистов двигаться по тротуарам. Не самое лучшее решение. К чему это привело? До сих пор многие помнят про случай с битой.

— Есть масса других негативных примеров, не получивших широкой огласки, — напоминает ведущий рубрики. — В одну мою знакомую на тротуаре врезался велосипедист. Удар пришелся в лицо. Благо у нее стояли брекеты, и это хоть как-то защитило челюсть.

Но вы представьте картину: у девушки кровотечение, она говорить не может. А велосипедист со словами «Ой, извините», подхватывает свое транспортное средство и уезжает. Что дальше? Обращаться в милицию? Сказать, мол, человек в зеленой майке на красном велосипеде совершил наезд и скрылся? Как по таким приметам кого-нибудь установить?

Тем не менее придерживаемся мнения, что велосипед доказал эффективность в городе и используется не только в теплое время года. А значит, требуется создание отдельной инфраструктуры.

— Велосипед — все-таки транспортное средство, а велосипедист — водитель, — говорит Юрий Краснов. — Логичнее, если ему будет разрешено двигаться по проезжей части, но там он должен быть защищен.

Пока же по-прежнему натужно пытаются найти компромисс. В частности, предлагается правка, запрещающая пешеходам передвигаться по велодорожкам, но коль уж пришлось, то не мешайте. Призыв хороший, вот только реалистичный ли?

«Пешеход обязан двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, а при их отсутствии — по велосипедной дорожке, не создавая препятствия для движения велосипедистов, либо по обочине» (проект изменений в ПДД).

— Получается, что в случае конфликта велосипедист или кто-то другой станет задерживать «нарушителя»? — задается вопросом ведущий «Разборов…». — Это приведет только к эскалации и росту напряженности, а там и до превышения пределов самообороны недалеко. Как задержать? Надо догнать, схватить. А если пешеход — профессиональный боксер?

Написано хорошо, однако как будет работать — не ясно.

Интересно, что для групп детей планируют сделать исключение. На велодорожках несовершеннолетние будут иметь преимущество.

Читать еще:  Обучение езде на велосипеде детей

«При движении группы детей по велосипедной дорожке велосипедисты не должны создавать им препятствия» (проект изменений в ПДД)

— Эта фраза в очередной раз доказывает, что существование пешеходов и велосипедистов на одной территории плохо совместимо, — считает Юрий Краснов. — У велосипедистов должна быть своя отдельная территория, которая выделена конструктивно. Чтобы пешеход, попадая туда, понимал, что оказался в чужой тарелке.

Спешиваться на переходе — это насилие!

Отдельный вопрос касается необходимости спешиваться на «зебре». Пока авторы правок явно осторожничают: хотят разрешить пересекать, не слезая с велосипедов, только регулируемые переходы, причем с оговоркой — нужно замедлиться до скорости пешехода.

— Честно говоря, я, когда еду на велосипеде, так и делаю, — признается ведущий «Разборов…». — Требование каждый раз спешиваться — глупое и невыполнимое. Поэтому нахожу пешехода и аккуратно еду рядом, чтобы меня видели водители и мое появление не стало для них неожиданностью.

«При пересечении проезжей части дороги по нерегулируемому пешеходному переходу велосипедист должен вести велосипед рядом с собой. В иных случаях пересечения проезжей части дороги велосипедист вправе не спешиваться. При подъезде к пересечению с проезжей частью дороги велосипедист должен заблаговременно снизить скорость движения и пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода. Лицам моложе 14 лет запрещается управлять велосипедом на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек)» (проект изменений в ПДД)

Конечно, возникает вопрос: а как быть с теми, кто на скорости вылетает на переход? Такие всегда были, есть и будут. Внесут данную правку или нет, их мало волнует.

— Велосипедист в таких случаях думает, что все просчитал. Однако какой-то нюанс не учел — и вот уже на место происшествия несутся скорая и ГАИ. Другой мотив — это проверить реакцию автомобилистов, своеобразное отстаивание прав, — предполагает аргументацию велосипедистов ведущий рубрики.

В Германии, где велосипедисты обязаны ехать либо по велодорожке, либо по проезжей части, наибольшее число происшествий с их участием случается, когда автомобиль поворачивает направо. В немецких автошколах привычку бросать плечевой взгляд вырабатывают с первых занятий. Если экзаменатор увидит, что курсант игнорирует ее, то последний, вероятнее всего, отправится на пересдачу.

Очередное предлагаемое новшество касается введения новых дорожных знаков и табличек, регламентирующих движение велосипедов. Можно сказать это техническая формальность, требуется узаконить то, что и так работает.

— Сейчас формируется целый класс горожан, которые используют разного рода транспортные средства, — подытоживает Юрий Краснов. — Их нельзя назвать ни пешеходами, ни водителями. Однако они движутся быстрее и потому несут ответственность за возможные последствия. Нужно помнить: вокруг другие люди. Ну а велосипедистам требуется отдельная инфраструктура. Иначе конфликты будут возникать.

Хочется, чтобы, меняя ПДД, не забывали, что нужно менять и инфраструктуру.

Дополнено

Изначально в публикации утверждалось, что в Барселоне запрещено использование электросамокатов. Наш читатель Александр уточнил: «Запрета нет и быть, конечно, не может. Самокатов там море. Думаю, даже больше, чем велосипедов. Да, идет война с прокатчиками. Да, нельзя ездить без шлема. Да, пытаются составлять карты, где можно ездить, а где нет. Да, нельзя кидать самокаты где попало. Формально да, есть ограничения скорости. Но о запрете речи не идет».

ПДД для велосипедистов: права, обязанности, сумма штрафов

Велосипедисты — такие же участники дорожного движения, как водители и пешеходы. В Украине не везде оборудованы велосипедные дорожки, тем не менее, водителям «велобайков» стоит соблюдать Правила дорожного движения.

Авто Информатор подготовил список взысканий с велосипедистов, ссылаясь на Правила дорожного движения и Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП).

О всех самых свежих новостях, новых законах, штрафах и всех нюансах жизни водителей, байкеров и велосипедистов в Украине вы можете узнать из нашего Telegram-канала и сообщества в Facebook.

ШТРАФ — 85 ГРИВЕН. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ

Согласно ПДД пункту 6.6 велосипедистам запрещено:

  • управлять велосипедом с неисправным тормозом и/или звуковым сигналом, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с выключенным фонарем (фарой) или без световозвращателей;
  • двигаться по автомагистралям и дорогам для автомобилей, а также по проезжей части, если рядом обустроена велосипедная дорожка;
  • двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам (кроме детей до 7 лет на детских велосипедах под присмотром взрослых);
  • во время движения держаться за другое транспортное средство;
  • ездить, не держась за руль, и снимать ноги с педалей (подножек);
  • перевозить пассажиров на велосипеде (за исключением детей до 7 лет, перевозимых на дополнительном сиденье, оборудованном надежно закрепленными подножками);
  • буксировка велосипедов;
  • буксировка прицепа, не предусмотренного для эксплуатации с велосипедом.

Помимо запретов, существуют и требования, которым должны следовать велосипедисты, чтобы не провоцировать создания аварийных ситуаций. Они описаны в ПДД пункты 6.1-6.5:

  • двигаться по дороге на велосипедах разрешается лицам, достигшим 14-летнего возраста
  • велосипедист имеет право управлять велосипедом, который оборудован звуковым сигналом и световозвращателями: спереди — белого цвета, по сторонам — оранжевого, сзади — красного. Для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости на велосипеде должен быть установлен и включен фонарь (фара).
  • велосипедисты, двигаясь группами, должны ехать друг за другом, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения. Колонна велосипедистов, движущаяся по проезжей части, должна быть разделена на группы (до 10 велосипедистов в группе) с дистанцией движения между группами 80–100 м.
  • велосипедист может перевозить только такие грузы, которые не мешают управлять велосипедом и не создают препятствий другим участникам дорожного движения.
  • если велосипедная дорожка пересекает дорогу вне перекрестка, велосипедисты обязаны уступить дорогу другим транспортным средствам, движущимся по дороге.

ПДД пункт 11.14 — движение по проезжей части на велосипедах разрешается только в один ряд по правой крайней полосе как можно правее, за исключением случаев, когда выполняется объезд. Поворот налево и разворот разрешаются на дорогах с одной полосой для движения в каждом направлении и без трамвайного пути посередине. Разрешается движение по обочине (пункт 1.10), если это не создаст препятствий пешеходам.

Кроме вышеперечисленных правил, владельцы роверов должны выполнять требования правил, касающиеся водителей или пешеходов и не противоречащие требованиям раздела №6, об этом написано в ПДД пункт 6.7.

Согласно КУоАП ст. 127 пункту 2 — неповиновение велосипедистами правил дорожного движения влечет за собой наложение штрафа в размере 5 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть 85 гривен.

НАХОЖДЕНИЕ ЗА РУЛЕМ РОВЕРА В АЛКОГОЛЬНОМ ОПЬЯНЕНИИ ОБОЙДЕТСЯ В 136 ГРИВЕН

Если нарушение совершил велосипедист, будучи пьяным, согласно ст. 127 части 3, это повлечет за собой штраф в размере 8 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть 136 гривен.

СОЗДАНИЕ АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ — ШТРАФ 170 ГРИВЕН

Если следствием совершенного нарушения стала аварийная ситуация или ДТП, то, в соответствии ст. 127 части 4, действия велосипедиста повлекут наложение штрафа в размере 10 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть 170 гривен или общественные работы сроком от 20 до 40 часов.

ЖЕСТЫ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ

Перед поворотом, перестроением или торможением велосипедист должен подавать предупредительные сигналы рукой и не перед самым маневром, а заблаговременно. Также перед любым действием он должен убедиться в том, что не создаст помеху автомобилям и водителю не придется применять экстренное торможение во избежании критической ситуации.

  • поворот или перестроение вправо — вытянутая правая рука;
  • поворот или перестроение влево — вытянутая левая рука;
  • остановка или торможение — вытянутая вверх любая рука.

Самые яркие примеры нарушений, которые были совершены велосипедистами, представлены здесь и здесь. Ранее мы писали о штрафах для пешеходов, которые нарушили ПДД.

ПДД и штрафы для велосипедистов в вопросах и ответах

ПДД для велосипеда

Велосипедисты – полноправные участники дорожного движения с той точки зрения, что у них есть свои права (и обязанности), дающие им пользоваться дорогами и тротуарами в определённых случаях. Тем не менее, ПДД – часто достаточно неоднозначный правовой акт, порой противоречивый. Поэтому давайте разберёмся с практической (правоприменительной) точки зрения о ПДД и штрафах для велосипедистов в формате вопросов и ответов!

Велосипед – это транспортное средство?

Да. Согласно самому определению велосипеда, это транспортное средство. Но не следует его путать с механическими ТС. Последнее приводится в движение двигателем.

Но не всё так просто. И велосипед тоже может двигаться за счёт мотора. Но для того, чтобы ему не уйти под определение механических ТС, а остаться в гордом звании «Велосипед», двигатель на нём по ПДД 2020 года должен соответствовать 3 критериям:

  1. это должен быть только электродвигатель,
  2. его мощность должна быть не более 0,25 кВт (

0,34 л.с.),

  • он должен автоматически отключаться на скорости 25 км/ч и более.
  • Велосипедист – в то же время и водитель. Этот статус ему даёт определение водителя – любое лицо, управляющее транспортным средством.

    Где можно ездить?

    Это достаточно сложная и условная тонкость. Дело в том, что для велосипедистов по Правилам разрешены целых 7 различных формальных зон движения в зависимости от возраста и организации дорожного движения на данном участке.

    Поэтому сначала предлагаем Вам выяснить, где можно ездить конкретно в Вашем случае, интерактивно ответив на несколько простых вопросов.

    Где мне можно ездить? Быстрый тест

    Давайте теперь рассмотрим, где Вы можете ездить на велосипеде в зависимости от возраста.

    Старше 14 лет

    • По велодорожкам и велопешеходным дорожкам или полосе для велосипедистов на Ваш выбор в любых случаях при наличии таковых,
    • по правой стороне проезжей части дороги:
      • если нет вышеуказанных зон или по тем или иным (объективным) причинам по ним невозможно ехать,
      • если ширина Вашего вело более 1 м (в т.ч. с грузом),
      • если Вы едете в составе велоколонны,
    • по обочине, если нет ни специальных дорожек, ни полосы для велосипедистов, а по правому краю проезжей части нельзя или невозможно ехать (обратите внимание, обочина не является проезжей частью); при этом, Вы не должны создавать помех пешеходам (те имеют преимущество на обочине),
    • по тротуару или пешеходной зоне, если всё из вышеперечисленного отсутствует или нет возможности ездить по ним – то есть фактически этот пункт разрешает Вам ездить по пешеходным паркам, аллеям и т.п.; либо если Вы перевозите ребёнка младше 7 лет или едете вместе с велосипедистом младше 14 лет (п. 24.2 Правил).

    Полоса для велосипедистов отделена от остальной дороги сплошной линией и обозначена такой разметкой:

    И/или вот таким знаком:

    От 7 до 14 лет

    • По велодорожкам,
    • по велопешеходным дорожкам,
    • по тротуару,
    • по пешеходной дорожке,
    • по пешеходной зоне.

    Любое из перечисленного на Ваш выбор.

    Младше 7 лет

    • По велопешеходным дорожкам,
    • по тротуару,
    • по пешеходной зоне.

    Любое из перечисленного.

    Где мне нужно спешиваться?

    Есть ряд участков, где Вы обязаны спешиться, но их мало:

    • во время перехода по пешеходному переходу, если рассчитываете на то, что водители будут обязаны уступить Вам дорогу (они обязаны уступать дорогу только пешеходам (п. 24.8 ПДД), а в случае ДТП вина ляжет на Вас),
    • в пешеходных зонах (в парках), на пешеходных дорожках, тротуарах или обочине, если только Вы создаёте помехи пешеходам или те подвергаются опасности (п. 24.6 ПДД).

    На каком расстоянии должны держаться от меня водители машин?

    На безопасном. Увы, но чётких границ ПДД 2020 года не регламентируют ни относительно бокового интервала, ни относительно дистанции.

    Ранее была попытка разработать новый закон о введении в Правила пункта, который бы обязывал водителей держать боковой интервал от велосипедиста, равный 1 метру, но его не приняли.

    На сегодняшний день безопасность дистанции и интервала прецедентна – то есть пока не произошло ДТП, расстояния считаются безопасными.

    Можно ли ездить по автобусной полосе?

    Можете. Само описание дорожного знака 5.11 разрешает двигаться по ней велосипедистам:

    5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств». Специально выделенная полоса, по которой маршрутные транспортные средства, велосипедисты, а также школьные автобусы и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, движутся попутно общему потоку транспортных средств.

    Должен ли я пропускать машины, поворачивающие направо?

    По ПДД Вы обязаны двигаться по правому краю проезжей части в большинстве дорожных ситуаций. То есть находиться правее всех автомобилей. Но многие велосипедисты не раз встречались с ситуацией, когда с правой полосы только направо (для авто), а Вам нужно прямо.

    В случае поворота направо ПДД чётко предписывают водителям машин уступать дорогу велосипедистам, находящимся справа от них и движущимся прямо.

    13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

    Имеют ли право пешеходы ходить по велодорожкам?

    Если кратко, то аналогично такое же право, как велосипедисты по ПДД имеют право ездить по тротуарам. Если на данном участке нет тротуара и иных зон для пешеходов либо по ним невозможно двигаться, то пешеходы имеют право ходить по велодорожке. Причём, идти они могут хоть на всю ширину в несколько человек, а обязанности не создавать помех велосипедистам у них нет, увы.

    При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

    Что значит при невозможности двигаться по тротуару? Отсутствие возможности должно быть объективным. Просто плохое или грязное покрытие, к примеру, не делает невозможным двигаться по нему, хотя и затрудняет. «Там итак много народа» – тоже не причина занимать велодорожку.

    Должен ли я надевать светоотражающий жилет и когда?

    Обязаны. Световозвращающие жилеты или накидки уже наделали много шума с момента введения 18 марта 2018 года. Но мало кто задумывался, что велосипедисты не исключение из Правил.

    Обязанность надевать жилеты накладывает пункт 2.3.4 ПДД, и он говорит о водителях всех транспортных средств, а не только механических – то есть автомобилей.

    Кроме того, пункт 24.10 рекомендует велосипедистам при движении в тёмное время суток, в дождь или туман установить или надеть что-либо со светоотражающими элементами.

    Таким образом, велосипедисты обязаны в случае вынужденной остановки или при ДТП, находясь на проезжей части или на обочине в тёмное время суток вне населённого пункта, надеть светоотражающую одежду по ГОСТу.

    Если нет с собой жилетки

    Как можно заметить, лазейка проста: просто покиньте дорогу и стойте в стороне. Обратите внимание, нужно также сойти и с обочины.

    Должен ли я пользоваться световыми приборами?

    Да. Согласно пункту 19.1 ПДД, на велосипеде должен быть фонарь или фара, которые должны включаться в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости. Обратите внимание, недостаточная видимость включает в себя туман и дождь.

    В светлое время суток велосипед должен в любом случае иметь:

    • белого цвета фонарь или отражатель,
    • сзади – красный отражатель или фонарь,
    • по обеим сторонам велосипеда – отражатели красного или оранжевого цвета.

    За их отсутствие есть штраф.

    Какие штрафы для велосипедистов?

    Их всего два. Велосипедистов нельзя привлекать к ответственности по КоАП также, как водителей. И этому есть 2 причины:

    1. дело в том, что КоАП отличается от ПДД в понимании транспортных средств – первый предусматривает под этим понятием только автомототранспортные средства с двигателем гораздо большей мощности, нежели 0,25 кВт – то есть велосипед по КоАП не является транспортным средством, только по Правилам дорожного движения;
    2. именно по первой причине для велосипедистов есть частная статья КоАП и всего 2 части в ней: одна (ч.2 ст. 12.29) предусматривает штраф 800 рублей за любое нарушение Правил велосипедистом; вторая – часть 3 этой же статьи – штраф 1 500 рублей за любое нарушение, совершённое в состоянии опьянения.

    Частность этих статей означает, что если даже Вы попались на нарушение, за которое Вас можно привлечь по статье с бóльшим штрафом, то всё равно должна быть применена одна из вышеуказанных статей, так как они относятся частно к велосипедистам.

    Можно ли ездить пьяным?

    Нет. Это запрещено всем водителям, независимо от статуса – велосипедист или водитель автолюбитель. Это нарушение пункта 2.7 ПДД:

    2.7. Водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

    По всем действующим нормам 2020 года инспектор ГИБДД обязан привлечь к наказанию пьяного велосипедиста, а также провести освидетельствование, равно как и водителей механических ТС, так как состояние опьянения должно быть установлено.

    Могут ли лишить автомобильных прав пьяного велосипедиста?

    Нет. Выше мы уже указали, что для велосипедистов действуют частные статьи Административного кодекса с соответствующими штрафами. Поэтому за езду в пьяном виде велосипедиста можно привлечь по части 3 статьи 12.29 на 1 500 рублей, но никак не лишить права управления.

    Более того, права сотруднику ГИБДД, находясь на велосипеде, Вы не обязаны вообще передавать. К слову, об общении велосипедиста с ГИБДД.

    Остановил инспектор ГИБДД – какие у меня права?

    У Вас похожие права и обязанности с автолюбителями. Вы также можете потребовать предъявить служебное удостоверение, если инспектор обращается к Вам (п. 45 регламента).

    А вот сами Вы передавать для проверки практически ничего не обязаны. Увы, но это так (и это большой минус). Права и прочие типично автомобильные документы нужно передавать для проверки только водителям механических ТС (п. 2.1.1 ПДД). Но у велосипедиста как гражданина инспектор может проверить гражданский паспорт и только в случае совершения первым нарушения ПДД или для привлечения его как свидетеля или понятого (п. 107 Административного регламента МВД).

    К слову, причины для остановки и проверки документов те же, что и для автомобилистов.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector