Велосипедная каретка
Типы велосипедных кареток
Что представляет собой велосипедная каретка? Это подшипниковое соединение, обеспечивающие вращательные функции шатунов совместно со звездочками и педалями. В то же время служит для соединения всей двигательной системы с рамой велосипеда. Основное предназначение передача двигательной активности преобразующейся от педалей к колесам. Месторасположение – нижняя часть рамы. Стоит отметить, что весь механизм каретки нуждается в защитных действиях от воздействия влаги или грязи.
Какие существуют виды велосипедных кареток
Современные велобайки по типу выпускаемых кареток разделяется на различные виды.
- Открытый вариант каретки. Это узел, состоящий из вала, совершающего вращательные движения на основе подшипников, смонтированных в специальных чашечках. Монтаж производится в кареточный вариант стакана. Открытая каретка не защищена от негативного влияния водного компонента, пыли, грязевых элементов и коррозии. Ему нужно более тщательное обслуживание, если сравнивать с закрытым типом. Главным преимуществом станет ремонтопригодность, которая происходит путем перебирания механизма и замена смазки по мере надобности. Легко меняются подшипники, существует возможность перекрашивания.
- Закрытая каретка. Конструктивно, являет собой картриджный узел, наполненный подшипниками с установкой непосредственно в раму. Пользуется большей популярностью у велолюбителей, благодаря практичности. Отлично защищен от внешнего негативного влияния в виде грязи, влаги и коррозионных процессов. Невозможно его техническое обслуживание. Что является главным минусом. При поломке одной детали, весь картридж выбрасывается.
Что касается типов кареток и элементов то, они различаются конструкционно.
Главные отличия можно разложить по отдельным критериям.
- По длине вала. Измеряется по длине оси и регулирует расположение педалей. Может меняться.
- По длине корпуса. Обязательное соответствие размеру стакана. Допустимы отклонения.
- По типу резьбы. Такие параметры должны совпадать у каретки и стакана. Точное совпадение.
- По типу крепления шатунов. Четкое и полное совпадение.
Рассмотрим каретку педалей велосипеда по отношению к другим узлам. Первая ориентация на объединенность с системой. Имеет следующие виды.
- Интегрированная каретка, составляющая целостную систему. Уменьшается вес велосипеда, удешевляется стоимость и повышается надежность всего механизма.
- Неинтегрированная модель представляет собой отдельный узел, с помощью которого можно закрепить шатун выбранного вида.
Вторая ориентация – на кареточный стакан.
Первый вариант – это резьбовая посадка под нужные размеры. Второй тип предусматривает запрессовку подшипников непосредственно в стакан, куда устанавливается вал. Такой монтаж повышает качества жесткости и надежности.
Фото 1. Неинтегрированная модель.
При третьем виде монтажа применяются эксцентриковые устройства. Проворачиваясь в стакане, каретка натягивает цепь. Фиксация происходит при помощи болтов. Серийные байки не могут похвастать такой конструкцией.
Третья ориентация на стандарты монтажа кареток с шатунами.
- Конструкция каретки предусматривает использование стандартного квадрата. При такой старинной системе креплений, шатун довольно быстро начинает разбалтываться. Как следствие – повреждение вала, износ каретки, необходимость замены подшипников.
- Шлицевое соединение, позволяющие монтироваться различным размерам и предотвращающие разбалтывание и его негативные последствия.
Обслуживание велосипедной каретки
Любое техническое обслуживание велосипедных деталей начинается с подбора нужного инструмента. При работе с кареткой инструментарий подбирается в зависимости от вида узла. Если на байке установлен картридж, то для функций по ремонту подойдут шлицевые ключи. Можно обойтись рожковым ключом или, на крайний случай, разводным. Разборная каретка потребует использования специального ключа. Основное правило – действовать осторожно. Чтобы не повредить раму или конечности.
Каков алгоритм технического обслуживание картриджной каретки?
І. Предварительный этап.
Для начала определяем наличие неисправности в каретке. Скрежет или другой посторонний звук, является симптомом технической болезни. Плохое прокручивание педалей или другие факторы, мешающие движение, служат причиной начала ремонта. Перед тем как приступить непосредственно к демонтажу узла нужно очистить деталь от налипшей грязи.
ІІ. Как демонтировать каретку с велобайка?
- Чтобы иметь возможность приложить физические усилия, нужно предварительно велосипед поставить и закрепить.
- Процедуру снятия начинаем со стороны, где отсутствуют звездочки.
- При наличии стопорной гайки, отворачиваем ее при помощи семейного ключа. Нужны значительные усилия.
- Шлицевой ключ вставляется в паз и выворачивает чашку – адаптер.
- Демонтируем чашу с подшипниками.
- Повторяем действия на стороне с звездами.
- Производим выемку картриджа.
- Разобранную каретку очищают от старой смазку не забывая подшипники. Детали промываются в растворителе.
Фото 2. Процесс разборки каретки.
ІІІ. Этап установки каретки.
- Все части и элементы обильно смазываются.
- Каретку справа вставляем на место и при помощи ключа ввинчиваем деталь до упора.
- С левой стороны производим аналогичные действия.
- Производим установку шатунов.
Теперь рассмотрим процесс ремонта и очистки открытой каретки.
Процесс сборки не особенно сложен и ничем не отличается от монтажа кареток велосипедов советского производства.
- Начало сборки происходит на основе подготовки деталей к нормальной эксплуатации. То есть детали необходимо очистить от грязи и смазать подходящим маслом. Необходимо проверить и внутренность кареточного узла – нет ли там мусора и опилок.
- Сборка начинается с определения концов оси каретки. Как правило, ось или пластмассовый кожух несут маркировку буквами, обозначающими стороны.
- Монтаж чашек – процедура более простая. Разна резьба не даст возможности ошибки.
- Кожух из пластмассы одевается на ось. Вкладываются подшипники. Производим смазку.
- Справа вставляем чашку и закручиваем до упора. Используем шлицевой ключ.
- По аналогии действуем с левой стороной.
Что касается разборки каретки, то это процесс обратный описанному алгоритму.
Как выбрать велосипедную каретку
Случаются моменты, требующие незамедлительной замены каретки. Причин может быть множество и описывать их нет смысла.
Проанализируем общие критерии выбора изделия.
- Определяем размеры и диаметр кареток.
- Обязательно узнаем из документации тип используемой каретки.
- Нужно определить линию цепи. Смотрим в документы к велосипеду. Этот параметр влияет на способы крепления шатуна к валу.
- Оцениваем четкие размеры стакана.
- Вид переднего переключателя повлияет на выбор интегрированной или неинтегрированной модели.
Желательно приобрести специальный ключ вместе с покупкой детали.
Описанные действия носят обще рекомендательный характер. Теперь подробнее остановимся на практических советах, влияющих на технические особенности подбора велосипедной каретки.
Интегрированная каретка, требует знаний ее стандарта. И размер длины стакана. Чаще всего используются варианты в 68 мм или 73.
Внешний вид интегрированной каретки
Отдельно распишем алгоритм предусматривающий выбор неитегрированной каретки. Процедура довольно сложная, поэтому действовать придется по пунктам.
- Сперва следует определить велосипедный стандарт каретки. Это может быть квадратная форма или шлицевая.
- Затем нужны параметры кареточного стакана. К таким критериям относят длину и вид используемой резьбы. Обращаем внимание, что разна длина требует покупки различного вида каретки.
- Читаем руководство к использованию велосипеда. Разделе про передний переключатель узнаем информацию о допустимой длине цепи. (Параметр chainline).
- В том же руководстве можно узнать подходящий параметр длины вала.
- Обращаемся в магазин или на рынок. Где и подбираем требуемый стандарт каретки.
- Стоит отметить один нюанс. Если горный велосипед использует вариант переднего переключателя E-Type, то покупать следует исключительно неинтегрированную каретку (фото №3)
Фото № 3: неинтегрированная каретка
Каково устройство каретки и ее разновидности
Описание начнем с интегрированных кареток.
В принципе, это две чаши, в которые впрессованы подшипники. Чашки, в свою очередь, плотно ввинчиваются в стакан. Подшипники располагаются за пределами каратного стакана. Ось прессуется в шатун и имеет значительную толщину. Это приводит к отличной жесткости всего узла. Соединение чашек основано на пластиковой проставке. Может заменяться алюминиевым материалом. Основная функция – защита от загрязнений.
У шоссейных байков и горных велосипедов каретки не совмещаются между собой. На это не влияет даже наличие одного и того же производителя.
Такой тип кареток совместим со многими марками велобайков. Более конкретную информацию нужно узнавать у конкретного производителя по предоставляемым стандартам.
Переходим к неинтегрированным кареткам.
Состоит из оси с набором впрессованных подшипников и вмонтированных шатунов. Существует две конструкционные категории.
- Картриджный узел. Ось и подшипники не разбираются.
- Разборная модель. Ее можно отремонтировать, почистить и снова смазать. Чаще всего применяется в старых модификациях велосипедов.
Стандарт неинтегрированной каретки совмещается с посадкой шатуна на клин, как у советских механизмов и по квадрат. Различные производители могут давать вероятность не слишком плотного прилегания. Также существует вероятность и шлицевой посадки шатуна.
Типы кареток следует различать и по отношению к кареточным стаканам.
- Первым критерием станет резьба. Велосипедная промышленность использует итальянский, английский и французский стандарт. Все они отличаются длинной и зависящими от нее размерами.
- Press-fit. Характерная особенность системы – в прессовка подшипников непосредственно в раму. Немного снижает вес и увеличивает жесткость. Но довольно дорогой инструмент для ремонта, делает такую модель не слишком популярной
От качественной работы каретки зависит все наслаждение занятия велоспортом или отличной велопрогулки. Перед выбором и покупкой такого важного агрегата стоит потратить время на сбор необходимой информации, чтобы не приобрести ненужную деталь. Каждый велосипед уникален, ка и человек. Поэтому отнестись к его начинке нужно со всем вниманием.
Каретка
Каретка (bottom bracket) – велосипедный подшипниковый узел, который обеспечивает вращение шатунов с ведущими звездами и педалями, соединяет систему с рамой. Его назначение – передача крутящего момента от педалей к колесу. Располагается за передним колесом в нижней части рамы. Подшипники каретки нуждаются в хорошей защите от воды и грязи из-за подобного расположения.
Основные типы кареток
— Открытый тип. Велосипедная каретка открытого типа являет собой вал, вращающийся за счет подшипников, которые установлены в чашках. Монтируется в кареточный стакан рамы. Для данного подвида не предусмотрена защита от попадания грязи, влаги, пыли и ржавчины. Следовательно, открытому типу требуется более частое техническое обслуживание, по сравнению с картриджным (закрытым). Среди преимуществ можно отметить ремонтопригодность путем переборки, возможность замены смазки и подшипников, а также разборки и перекрашивания.
Открытый тип:
— Закрытый тип (картриджные). Представляет собой велосипедный картридж с подшипниками, расположенными в корпусе и монтирующимися в раму. Данный тип пользуется большей популярностью, поскольку является практичным – имеет хорошую защиту от воздействий внешней среды: грязи, воды, ржавчины, пыли. Не нуждается в настройках и техническом обслуживании, не является разборным и не подлежит ремонту, а перекос подшипников исключен. Благодаря этому картридж неприхотлив в эксплуатации. При износе или других неисправностях потребуется замена на новый.
Картриджный тип:
Стандарты соединений каретки и шатунов
- SQR – под квадрат. Наиболее распространенное соединение. Данный стандарт выпускается практически всеми велопроизводителями. Вал и шатун соединяются при помощи болта за счет рожкового ключа либо шестигранника. Концы вала выполнены в форме конуса квадратного сечения. Дабы снять шатун с вала каретки, необходимо вооружиться специальным съемником для шатунов. Каретки с соединением SQR являлись раньше стандартом в горном велосипеде, однако практически все модели начального уровня также комплектуются ими.
- Octalink – стандарт Shimano. Являет собой картриджную каретку с круглым валом. Соединение шлицевое. Это позволяет выпускать узел с полым валом большего диаметра, тем самым достигая снижения веса и повышая жесткость вала, в сравнении с соединением под квадрат. Ныне выпускается для велокомпонентов линеек LX и Deore. Для кареток с данным стандартом подходят исключительно системы компании Shimano.
- Hollowtech II – для Saint, XT и XTR. Hollowtech II оснащен интегрированной системой каретки и шатунов, монтирование которой осуществляется со стороны правого шатуна. Данный стандарт был специально разработан для Shimano Saint, XT и XTR. Система уменьшает количество составляющих частей, что в свою очередь заметно снижает вес, повышает жесткость и увеличивает срок эксплуатации. Помимо Shimano, этот стандарт использует в своих компонентах и производитель hi-end, для XC, DH и FR, которые имеют полную совместимость.
- Giga X Pipe (GXP) – аналог Hollowtech II. Данная каретка оснащена схожей системой крепления с Hollowtech II. Единственное отличие – производитель (компания Truvativ) и несовместимость шлиц с оригиналом Hollowtech II. К группе GXP относятся следующие системы – Stylo, Noir.
- ISIS Drive – шлицевой стандарт. ISIS Drive поддерживается производителями – Race Face, Bontrager, Truvativ, FSA, Stronglight и Chris King. Представляет собой шлицевой стандарт, по надежности который может сравниться с Octalink. Однако из-за разного количества шлицов данные стандарты несовместимы.
- Howitzer – экстремальная новинка. Howitzer является относительно новым стандартом, который имеет в своем распоряжении внешние подшипники и отдельную ось. Схож с ISIS Drive. Применяется в производстве экстремальных велосипедов.
Размеры и диаметр кареток
Производители рам и велосипедных компонентов соблюдают различные стандарты при производстве, в том числе в отношении размеров. Вследствие этого между деталями нередко отмечается несовместимость. Для горного велосипеда обычно применяются два стандарта – 68 и 73 мм. Большинство типов кареток, к счастью, выпускается для обоих стандартов. Но, несмотря на это, следует быть внимательными при покупке, чтобы не пришлось нести в магазин и обменивать каретку на действительно подходящую. Например, в горном велосипеде используются такие стандарты (длина оси): 110 мм; 113 мм; 118,5 мм; 122,5 мм и 128 мм. Выбор длины оси каретки зависит непосредственно от длины кареточной трубы рамы велосипеда, количества звезд и типа системы.
Виды и стандарты кареточных узлов
Виды подшипников:
- Шариковые подшипники. Очень привередливые и требуют постоянного ухода. Используются в бюджетных моделях велосипедов. Могут быть резьбовыми (одна чашка вкручивается в раму, второй чашкой регулируется люфт) и безрезьбовыми (впресовываются в раму).
Насыпная резьбовая каретка (euro):
Насыпная безрезьбовая каретка (american):
2. Промы (промышленные подшипники). Имеются закрытые радиальные/радиально-упорные промышленные подшипники качения. Просты в использовании и неприхотливы. Широко используются при производстве современных моделей велобайков.
Читайте также на СпортЗум.ру: Виды тормозов на велосипеде
Стандарты кареток:
1. Euro (евро)
Чашки с подшипниками устанавливается в раму при помощи резьбового соединения. В зависимости от типа резьбы бывает English (одна часка с левой, вторая — с правой резьбой) и Italian (две чашки с правой резьбой). В картриджной евро-каретке вал является внутренней обоймой подшипников и не вынимается из промов. Устаревший стандарт, уступающий всем остальным.
2. Spanish (Испанка). Оптимальный вариант с точки зрения соотношения цены и качества. Вес конструкции небольшой. Посадочный размер под подшипник — 37мм. Подшипники или чашки запрессовываются в раму.
3. Mid. Отличаются от Испанки только посадочным размером. Он составляет 41 мм. Считаются более надежными, хотя и тяжелыми.
4. American (Американка). Шариковые подшипники кладутся в чашку и впрессовываются в раму. Промышленные подшипники запрессовываются в чашки. Считаются хуже, чем MID.
5. Bottom Bracket 30 (BB30). Новый стандарт. Внешний диаметр кареточного узла – 42 мм. В кареточный узел впрессовываются 2 промышленных подшипника.
6. Bottom Bracket Press Fit (PF30). Имеет две безрезьбовые нейлоновые чашки с подшипниками. Каретка производится под 30-миллиметровый вал. Внутренний диаметр кареточного стакана – 46 мм. Каретка выпускается как с внутренними, так и с выносными подшипниками (для Shimano Hollowtech II).
7. Bottom Bracket 90 (BB90). Аналог Испанки, но используется диаметр вала 24 мм.
8. Bottom Bracket 86 (BB86). Аналог MID. Каретка выпускается как с внутренними, так и с выносными подшипниками. Ширина стакана – 68 или 70 мм.
9. Bottom Bracket 92 (BB92). Аналог Bottom Bracket 86, но под ширину стакана 68 и 73 мм.
На данный момент отзывы обо всех подшипниках стандарта Bottom Bracket – негативные. Причина – недостаточная толщина подшипников: они быстро изнашиваются. В современных BMX-рамах используются в основном Spanish и Mid каретки, стритовых MTB рамах – euro-стандарт, но чаще — Spanish и Mid.
Обслуживание кареток
Что касается ремонта и замены каретки, то эти операции должны выполнять опытные пользователи либо мастера сервисных центров. Если вы хотите самостоятельно разобрать каретку, рекомендуем ознакомиться с данными видео-обзорами:
Разборка-сборка каретки, замена подшипников: видео
Замена каретки: видео
Устройство и разновидности кареток для велосипеда
7 минут Автор: Михаил Скворцов 180
Каретка велосипеда – один из узлов, без которого не обходится современный байк. Аналогично ушам, лапам и хвосту, велосипед состоит из рамы, руля, нашей «героини», колёс и трансмиссии. Это несложный узел, но к нему предъявляются очень жесткие требования по точности исполнения, установке и надёжности составляющих частей, потому для обслуживания жизненно важно знать устройство каретки.
Собственно, на данный узел приходится большая нагрузка:
- силовая – энергия педалирования, полный вес велосипедиста в случае езды на педалях;
- абразивная – силовое воздействие, плюс нахождение узла близко к земле приводит к большому риску попадания внутрь подшипников частиц грязи, которые очень быстро приведут к разрушению ключевых элементов детали.
Конструкция каретки
Каретка на велосипед состоит из четырёх частей:
- Корпус – основная часть каретки, на которую крепятся подшипники, в которые заводится ось, и на которой размещается чашка.
- Чашка – элемент для крепления устройства в стакане. В зависимости от стандарта и типа крепления, либо запрессовывается, либо особенным образом вворачивается в раму.
- Ось каретки – подвижная часть, находящаяся внутри корпуса, которая может свободно вращаться. Заканчивается местами крепления шатунов. Является одним из источников типизации по типу шатунов.
- Шлицы или места крепления шатунов.
К системе каретки можно отнести место её крепления. Это элемент рамы, называемый кареточным стаканом.
Таким образом, каретка у велосипеда – достаточно простой и небольшой по размерам элемент, который, правда, может быть достаточно высокотехнологичным и дорогим.
Типы кареток и элементов
Существует огромное количество стандартов и видов кареток. В основном они подразделяются по таким параметрам:
- длина вала – она же длина оси, важна для положения системы и педалей, может варьироваться;
- длина корпуса – должна соответствовать размерам стакана, но есть возможность отклонения;
- тип резьбы – размеры резьбы для крепления в стакан. Варьироваться не может, необходимо точное соответствие;
- тип крепления шатунов – размеры и способ крепления шатунов системы к валу. Необходимо полное совпадение.
История развития стандартов очень интересна, потому как в ней встречаются стандартизирующие организации, патентные споры и непрерывное совершенствование конструкции.
Есть разделение и по принципиальной конструкции.
По объединённости с системой
- Интегрированные каретки для велосипедов составляют единое целое с системой. Ось в таком случае является единым целым с одним из шатунов, что уменьшает вес и стоимость, а также повышает надёжность всей конструкции.
- Неинтегрированные модели – отдельный узел, который позволяет закреплять шатуны определённого типа.
- Большинство моделей картриджные, т.е. подшипники составляют картридж, внутри которого они запрессованы заводским способом. Некартриджные каретки требуют постоянного обслуживания, так как возможностей попадания грязи внутрь узла намного больше.
По кареточному стакану
С резьбовой посадкой, под различные размеры:
- «Английская резьба»;
- 68 мм;
- 73 мм – распространён в MTB байках;
- 83 мм – в дисциплинах Trial и BMX;
- 100 мм – круизеры с широкой рамой;
- «Итальянская резьба» под стакан 70 мм – такое изделие легко найти в старых шоссейных велосипедах;
- «Французская резьба» – использовалась в советских дорожных велосипедах.
Press-fit, иначе – стандарт BB30 – совсем новый, но очень перспективный. Подшипники запрессовываются в кареточный стакан, и в них продевается вал диаметром 30 мм, что увеличивает общую жесткость узла и его надёжность. Данный стандарт разбивается по размерам кареток:
- BB30 – диаметр стакана 42 мм, ширина 62 мм для шоссейного и 73 мм для горного велосипеда;
- PF30 – диаметр стакана 46 мм, ширина 68 мм и 73 мм;
- Press-fit – модели под ось стандартных размеров (24 мм);
- BB90, BB95 – диаметр стакана 37 мм, ширина 90,5 или 95,5 мм;
- BB86, BB92 – диаметр стакана 41 мм, ширина 86,5 или 91,5 мм;
- BBright Direct Fit – диаметр стакана 42 мм, ширина 79 мм;
- BBright Press Fit – диаметр стакана 46 мм, ширина 79 мм;
- 386 EVO – внутренний диаметр 46 мм, ширина 86,5 мм.
Эксцентриковые устройства со смещённым креплением, которые позволяют быструю и удобную установку: велосипедная каретка проворачивается в стакане, затягивая цепь, а затем фиксируется гайкой или болтами. Такие устройства обычно используются на велосипедах с фиксированной передачей или планетарной втулкой, на серийных байках встречаются очень редко. Существует также несколько размеров:
- Посадочный диаметр 54 мм;
- Стандарт 46 мм, под раму Press Fit 30, обычно поставляется интегрировано с осью 24 мм;
- Стандарт BSA – с одноимённой резьбой, используется со специальным полузвеном, позволяя смещать натяжение цепи.
По креплению шатунов
- Квадрат (SQR) – стандартный квадрат, очень старая система крепления, которая, однако, достаточно неудобна – при частой разборке шатун разбалтывается, и при педалировании будет повреждать вал, приводя к необходимости замены по причине износа вала каретки, а не, как обычно это бывает, износа или повреждения подшипников.
- Шлицевой – с несколькими стандартными размерами, позволяет избежать проблем квадратного сечения, не позволяя валу и шатунам разбалтываться друг относительно друга.
Шлицевых соединения множество версий:
- Octalink – стандарт от Shimano для недорогих байков. Существует две поставки – Octalink v1 и Octalink v2;
- ISIS Drive – общий шлицевой стандарт для множества компаний. Основные производители – FSA, Truvativ, Race Face. Последняя компания была инициатором разработки стандарта из-за ограничений компании Shimano на Octalink;
- Hollowtech II – применяется в интегрированных системах Shimano высокого уровня;
- Giga X Pipe (GXP) – альтернатива Holowtech II от Truvativ, Noir и Stylo;
- Howitzer – вариант, схожий с ISIS для экстремальных байков.
Выбор каретки
Некоторые советы по выбору новой модели, когда каретке требуется замена или ремонт. Например, если появился люфт или было получено физическое повреждение:
- Внимательно следить за размерами и типом каретки.
- Узнать из документации тип кареточного стакана.
- Из документации к заднему переключателю узнать chainline – линию цепи (на неё влияет способ крепления шатунов к валу).
- Из документации по системе получить размеры стакана.
- В зависимости от типа переднего переключателя выбрать неинтегрированную модель.
Очень часто вместе с новым девайсом придётся покупать специализированный ключ для каретки, так как современные модели требуют уникального инструмента.
Заключение
Каретка в велосипеде – небольшой, но очень важный элемент конструкции, работа которого очень важна для велосипедиста. Особенно важен выбор модели для профессионалов – от этого узла зависит комплект шатунов, переднего переключателя и звёзд, которые могут быть даже овальными. На практике мы сталкиваемся с интегрированными картриджными каретками для велосипеда, а иные типы – решения для конкретных, чаще всего спортивных, задач.
Стандарты: Типы кареток для велосипеда
Благодаря «маркетинговым войнам», за последние несколько лет на рынок вылилось большущее количество различных стандартов кареток. Благо, в основном это касается только дорогих велосипедов, а в бюджетном и среднем ценовом диапазоне всё более-менее ясно.
Алгоритм выбора каретки
Алгоритм выбора любой каретки выглядить прмерно так:
Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30
на все каретки , представленные в нашем магазине
1. Первым делом при выборе каретки вам нужно разобраться с типом крепления шатуна. Совместимость здесь бывает только в рамках одного стандарта.
Cotter Pin – знакомый нам стандарт из советского прошлого. Такая каретка была стандартом для кареток на велосипедах времён СССР. Фиксация шатуна на каретке происходила непосредственно при помощи пина (у нас его называли «пальцем»), который продевался сквозь шатун и проходил через вырез в оси каретки, отсюда и название. Из-за динамических нагрузок пины вечно раскручивались, и шатуны изрядно болтались.
SQR – квадрат (от Англ. square). Наиболее распространенный стандарт для бюджетных решений в данный момент. Раньше во время расцвета МТВ являлся основным стандартом для кареток. Убить шатуны на такой каретке становится слегка труднее, чем предыдущий вариант, однако раскрутившийся кареточный болт может это быстро «исправить».
Octalink – шлицевой стандарт исключительно для шатунов Shimano. Чтобы потребителям не показалось мало существовал в двух версиях Octalink v1 и Octalink v2 с 5мм и 9мм шлицами соответственно.
ISIS Drive – (от Англ. International Spline Interface Standard или Международный Стандарт Интерфейса Шатунов) за счёт больших шлицов и большого диаметра оси каретки увеличивается площадь контакта шатуна с осью, это делает каретку практически не убиваемой. Сама ось полая внутри, что позволяет экономить вес. Стандарт был предложен ещё в 1999 году и был весьма прорывным на тот момент. Его использовали Truvativ, Chris King, Race Face и FSA.
Howitzer – шлицевой стандарт от Truvativ (ныне SRAM), последовавший за ISIS. Первый стандарт, у которого ради увеличения размеров подшипников их сделали «выносными». Встречались каретки и привычном варианте с подшипниками внутри каретки.
Hollowtech II – самый свежий стандарт от Shimano для шатунов с встроенной 24-миллиметровой осью. Сама каретка представляет из себя просто чашки с подшипниками. На такую каретку можно установить любые шатуны с осью 24мм. В данный момент это самый распространённый стандарт.
Giga X Pipe (GXP) – аналог Hollowtech II и развитие ISIS Drive теперь уже от SRAM. Отличия лишь в пыльнике ведомой (левой) чашки, который, несмотря на одинаковый диаметр оси в шатунах (24мм), не позволит вам установить эту каретку не любые другие шатуны не от SRAM.
2. С типом крепления каретки в раме дела обстоят чуть проще. Если у вас МТВ, то с большой вероятностью можно сказать, что у вас BSA стандарт. Однако, узнать точно можно будет после демонтажа каретки.
Резьбовые каретки – это каретки, которые вкручиваются непосредственно в раму. Все каретки, приведенные выше являются резьбовыми. Называется стандарт ISO/English/BSC или BSA. Посадочный диаметр 34.6 – 34.9мм. Будьте внимательны! В МТВ используется English версия, где ведущая (правая) чашка имеет левую резьбу. Вариант с одинаковой резьбой называется Italian и используется в ВМХ.
Press-Fit каретки – не имеют резьбы и запрессовываются в раму. Логичным выглядит этот стандарт в карбоновых рамах, где в кареточных узлах нет металлической «вклейки» с резьбой.
Однако, благодаря добрым дядям-маркетологам эти каретки появлялись и на алюминиевых рамах. Например, алюминиевый Specialized Demo 2011 года оснащался данным кареточным узлом. Причём самих кареток на момент выпуска не было, и рама оснащалась пластиковым (!) переходником под каретки BSA. И если владельцев комплитов наличие пластикового переходника между кареткой и рамой волновало чисто теоретически, то покупателям рам такой переходник вручали в довесок. Нужно ли говорить, что переходник требует точной центровки и запрессовывается при помощи специального инструмента и не подлежит перепрессовке?
Самих стандартов кареток для запрессовки целых 8 штук и в них сам черт ногу сломит. BB90/BB95, PF86/92, BB30, BB30A, PF30, BBright, BB386 EVO и T47. Последний стандарт, кстати, использует посадочное место каретки стандарта PF30, но прессуется во время установки сам, благодаря резьбе внутри каретки. Вопрос «Зачем» и Press-Fit идут бок о бок вместе.
Благо, все они в МТВ встречаются достаточно редко, поэтому не будем заострять на них своё внимание.
3. Подходящую ширину каретки определить просто. Измерьте ширину кареточного узла на вашей раме.
Каретки шириной 68/73мм – устанавливаются на большинство МТВ велосипедов. Сами каретки не отличаются абсолютно ничем. Для использования каретки шириной 73мм на раме с кареточным узлом 68мм обычно вам необходимо установить 3 проставочных кольца (если в инструкции каретки не указано другое), 2 на ведущей стороне и 1 на ведомой. 73мм каретка устанавливается с одним проставочным кольцом на ведущей стороне.
Каретки шириной 83мм – обычно устанавливаются в велосипеды для скоростного спуска и фрирайда, то есть там, где нужна большая жесткость конструкции. 83-миллиметровая каретка не совместима с 68/73мм рамами.
4. Самые простые каретки стандарта Cotter Pin и SQR нередко отличаются по длине вала каретки. Они бывают 110 мм, 113 мм, 118,5 мм, 122,5 мм и 128 мм. Чтобы не прогадать с размером – просто измерьте длину кареточного вала на вашем велосипеде.
5. Даже если у вас стояла каретка на насыпных подшипниках, лучше сменить её не на такую же, а на каретку с промподшипниками. Они не прихотливы и позволят вам не заморачиваться по поводу состояния кареточного узла.
Насыпные подшипники – используются в самых бюджетных каретках. По совместительству самые проблемные, так как требуют постоянной проверки и обслуживания. В противном случае быстро начинают люфтить и разваливаться. Обычно это каретки от ноунейм производителей. Делаются для стандартов Cotter Pin и SQR.
Картриджные подшипники – набор из двух и более промподшипников. Живут долго и крайне неприхотливы в использовании. Производятся всеми, кому не лень, начиная от Neco и заканчивая Shimano. Делаются для стандартов SQR, Octalink и ISIS Drive.
Выносные подшипники – промподшипник увеличенного диаметра, спрятанный внутри выносной чашки каретки. Делаются для стандартов Howitzer, Hollowtech II, и Giga X Pipe (GXP). В данный момент это самый распространённый стандарт.
Совместимость
Обратите внимание, что в 99.9% случаев, кроме стандартов Cotter Pin и SQR, даже не смотря на внешнюю схожесть шлицов различные шатуны абсолютно не совместимы между собой. Если хотите заменить один испортившийся шатун, то делайте это в рамках подходящего стандарта, а лучше замените оба.
Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30
на все каретки , представленные в нашем магазине
Итоги
Ввиду засилья патентных войн и битв маркетологов на рынке появилось целая куча стандартов. Старайтесь использовать каретки на промышленных подшипниках, они гораздо живучее и легко устанавливаются. Приобретайте только каретки совместимые с вашим кареточным узлом. Надеюсь наша статья позволит вам разобраться со своей кареткой и не прогадать во время покупки новых железок!
Видео по теме: