10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Велосипедная цепь 9 скоростей

Содержание

Как выбрать цепь для велосипеда: 2 шага и несколько советов

Велосипедная цепь на скоростном байке – такой же расходный компонент, как и покрышки или тормозные колодки. Она изнашивается буквально за один сезон интенсивного катания. Цепка – деталь хоть и недешевая, но все же стоит менять ее вовремя, чтобы не влететь на капитальный ремонт привода. Для покупки новой велоцепи достаточно знать лишь один параметр и решить, какому производителю отдать предпочтение.

Как подобрать цепь для горного велосипеда: шаг №1

Пересчитайте количество звезд на кассете или трещетке. Число задних звездочек – это ориентир №1 при поиске замены изношенной цепке. Бренд на этой стадии не имеет абсолютно никакого значения, поскольку шаг между роликами у всех цепочек один – 1/2″.

Если вы знаете количество скоростей на велосипеде – смело делите их на 3 и получите заведомые исходные данные для выбора цепи для велосипеда. Интерпретацию для наиболее распространенных комплектаций смотрите в таблице.

Количество скоростей

Количество звезд в задней кассете

Принцип взаимозаменяемости велоцепей

Почему так важно знать число звезд? Ширина звеньев цепки, скажем, на 30 и 21-скоростных велосипедах разная, поскольку у них различны:

  • Шаг между задними звездами.
  • Толщина звездочек системы.
  • Расстояние между рамками заднего дерейлера.


В итоге велоцепь для «семерика» попросту не станет на «десятерик» и наоборот, да и настроить задние передачи на велосипеде вряд ли удастся. Более подробно разница между цепями прослеживается в таблице соотношения числа звездочек в кассете и шириной звена.

Количество звезд сзади

Принцип взаимозаменяемости несправедлив только для приводов с числом звезд 10, 11, 12. У остальных вопрос непрямого применения частично решен:

  • «Девятириковую» цепочку можно смело воткнуть на более младшие модели. Наоборот нельзя.
  • Цепи для 7- и 8-скоростных кассет абсолютно одинаковы, о чем прямо говорят надписи на упаковках: 7/8 Speed. Их же можно ставить на трещотку с 6-ю звездами.

Шаг№2: какая цепь для велосипеда лучше и обзор брендов

На слуху – 4 крупных фирмы, занимающиеся производством велокомплектующих:

  • Shimano (Япония).
  • SRAM (США).
  • Campagnolo (Италия).
  • KMC (Тайвань).

Все эти иностранные названия знать ни к чему, если бы не одна важная деталь – ресурс компонента. Шимановские и срамовские цепки «ходят» в среднем до 1 500 км. Примерно столько же отхаживают цепки KMC, изготавливаемые по лицензии Shimano.

Campagnolo могут бегать до 5 000-7 000 км. Секрет высокой износостойкости скрывается в увеличенном диаметре ролика и толстых боковых пластинах. Совершенен и металл – хромоникелевая сталь с тефлоновым покрытием (NI-PTFE), а тефлон, как известно, материал антифрикционный.

Чтобы подобрать правильную цепь на горный велосипед, изучите маркировку – она у каждого производителя своя. Короткие аспекты заводского шифра представлены в таблице.

Производитель

Комментарии

К сведению. Начиная с 10 скоростей цепи Shimano и Campagnolo несовместимы.

Сколько стоит цепь на горный велосипед

Допустим у вас полупрофессиональный внедорожный байк с 27 скоростями. Ему подойдет цепка 9 Speed. Ориентируясь на среднее и высокое качество, подберем 2 модели от каждой фирмы и сравним цены.

Производитель

Цена, рублей

Когда и как менять велоцепь

Проблема цепки и, собственно говоря, причина, по которой приходится выбирать новую цепь для многоскоростного велосипеда, одна – растяжение. Каждый пин (ось) растачивает посадочное место и цепок удлиняется, нанося вред звездам системы и кассеты.

Катать на одной цепки экономически невыгодно (если речь не идет про Campagnolo). Она за 1 000-1 500 км вытянется и начнет проскакивать на звездах и в итоге придется менять цепку + кассету. А это еще +3 000 рублей.

  • Своевременно менять цепку. Купить калибр или штангенциркуль и периодически замерять расстояние между звеньями. Если внутренний размер «штангеля» находится в пределах 120,6-120,9 мм, то цепок уже начинает активно вытачивать зубья кассеты и подлежит замене. Зона замены по калибру наступает, когда лапка 0,75% начинает проваливаться. Задние звезды выдерживают не более 3-х замен цепочки.
  • Сразу купить три средненьких цепи и использовать их вкруговую. Каждая велоцепь используется до ощутимого износа (0,75%), затем ставится первая и используется до растяжения в 1% по калибру. Аналогично поступить с другими двумя цепями. Далее вновь ставится изделие №1 и используется до появления эффекта проскакивания и выбрасывается. Так же выкатывается и остальная пара. После исчерпания ресурса всеми цепями меняется кассета и звезды системы.
  • Взять Campagnolo и дешевую шимановскую кассету и не заморачиваться с круговыми заменами и калибрами. Когда начнет проскакивать – заменить цепь и кассету. Следующую установку новых задних звезд совместить с заменой системы.
Читать еще:  Правила перевозки велосипеда в электричке


Не забывайте обрабатывать цепок. Смазка не должна цеплять песок и пыль, поэтому перед обработкой ознакомьтесь, чем смазывать цепь на горном велосипеде , и как это делать, чтобы процесс шел действительно на пользу.

Цепь для велосипеда «HG73» на 9 скоростей 116 звеньев aka SHIMANO Deore LX 105 ALS88

  • Цена: 7.84 ($7.08 на момент покупки)
  • Перейти в магазин

Одна из самых дешёвых цепей — решил купить «на пробу» и покрутить в помещении.

В велосипедах на несколько скоростей главный расходный материал — это цепи. Они больше всего подвержены износу, а если еще и дешёвые, то изнашиваются они ещё чаще.
«Купи Campagnolo Record за сорок баксов — и не страдай фигнёй» — говорили Они — и, возможно, были правы; но мы не ищем лёгких путей, поэтому ищем цепь на Али по цене не выше, чем на местных форумах и смотрим.

После покупки велосипеда «с рук», первым делом Я решил поставить новую цепь. Как мне показалось, звёзды там не были сильно сточены, поэтому такое решение имело смысл. У местных проверенных продавцов была куплена цепь KMC X9 «без упаковки» за

300грн ($11). Как впоследствии выяснилось, за 1740 км эксплуатации она растянулась примерно на 50% от той, которая стояла на велосипеде изначально, Я считаю это отличным результатом и если китайская цепь будет хуже, то следующую куплю там же.

Заказывал 12.11, шло месяц, пришло — и всё как в описании — яко бы случайно разорванная коробочка:


и в ней — цепь в пакетике, сквозь пакетик видно прилагающийся замочек:


Называется HG73, там же можно приобрести 5шт — и цена уменьшится до 30%. Вполне заманчивое предложение с учетом эксплуатации «по кругу». Выглядит как и стоит, ничего примечательного (но от описания отличается, а это уже повод!):


Кое-где, кажется, ролики имеют бОльший зазор, чем нужно:


Но по высоте цепь такая же, как и KMC X9, только у пинов кромка немного выступает:


Есть подозрение, что ролики меньше. Возможно, из-за этого внутрь будет активнее проникать грязь и попадать частицы бОльшего размера. С другой стороны, при своевременном обслуживании, они будут так же легко вымываться.
Цепь можно проваривать в парафине или смазывать парафиновыми смазками — тогда она будет реже «забиваться» грязью и не будет пачкаться.
Можно смазывать маслом для цепей вело

или бензопил — и забиваться они будут чаще, но это (по-моему) проще, чем проваривать и дешевле парафиновых смазок. В случае масел, нужно промывать цепь, при этом особенности промывки будут зависеть от применяемых смазок.
Сейчас я эксплуатирую велосипед дома и просто периодически (

80км) прокапываю звенья довольно жидким маслом для цепей бензопил, не мою растворителями, но протираю тряпочкой… Потом нужно будет или всё-таки перейти на парафин, или найти масло погуще, чтобы не так быстро вытекало.

Первым делом, нужно проверить, не растянута ли она «с завода»: вешаем на гвоздик, вбитый где-то высоко в укромном месте, рядом вешаем другую и сравниваем длину:


Видим, что она заметно короче, намечаем пин, до которого нам нужно укоротить цепь (судя по количеству «лишних» звеньев, можно сказать, что всего их там действительно 116):


Оп-па, а что это такое? Ход конём?! Или там пин пережат, или недожат, или звено погнулось, но в данном-конкретном месте цепь заклинила. Скорее всего, это из-за никакой упаковки. Место такое на цепи всего одно и этот участок нам не понадобится.

Пин выходил довольно туго. Начитавшись историй на форумах о том, как у людей при старте со светофора рвалась цепь — и они оказывались в беспомощном состоянии посреди перекрёстка, Я был твёрдо уверен, что эксплуатировать «китайские» цепи нужно исключительно на велостанке в помещении. Но оценив, на сколько плотно запрессован пин, почувствовал немного удовлетворения покупкой.

Сравним все имеющиеся цепи:


Снизу — та, которая была с куплена великом, остальные — подписаны. Говорят, растяжение цепей — нелинейный процесс, поэтому нельзя судить по пробегу одной о длине другой (и даже о потенциально возможном пробеге этой же), но мы видим, что KMC X9 ровно посередине между новой и старой.

Выше Я писал, что эксплуатирую цепи «по кругу»: для оценки растяжения цепей, использую тот самый гвоздь. Сначала принимаю какой-то минимальный пробег одной цепи за эталон (для прошлого МТБ на 8 скоростей, это было где-то 900км), потом покупаю новую и, когда она растянется до размера предыдущей, покупаю следующую. Так можно насобирать 3-4 цепи и впоследствии, сравнивая их длины, кататься на самой короткой.
Или, если бюджет позволяет, докупать новые постоянно — это позволит существенно продлить жизнь звёзд. Бесконечно покупать новые цепи не имеет смысла: звёзды все равно стачиваются и растягивают новую цепь до определённого размера быстрее, чем уже растянутую — дальше.

Вес больше на 4 грамма:

Первая, всё-такие, наверное, «KMC Z9», или типа того. Вторая KMC X9.

Сравним замочки:
одинокий шёл в комплекте с KMC X9 и побегал ровно до первого мытья, половинка его была утеряна (не выливайте содержимое лотка для мытья цепи, не проверив предварительно отсутствия там важных частей!);
по центру — новый замочек;
лежащий с краю был куплен отдельно, скорее всего, «китайский» и эксплуатировался с KMC X9.


Закрывается без необходимости «протягивать» — это не очень хорошо. Замочек должен закрываться туго и для полного «закрытия» должен требовать себя затянуть, стоя на педалях.

Читать еще:  Седло мужское для велосипеда

На сейчас цепь «проехала» 141 км, когда будет не менее 500, ещё раз измерю длину относительно предыдущей и обновлю топик.

Основные размеры велосипедной цепи

Цепь велосипедная, размеры которой подбираются индивидуально под каждый байк, это часть трансмиссии. Она передает усилие давления ног человека на звездочку заднего колеса, от чего происходит вращение. Без этого элемента велосипед не поедет.

Любая велосипедная цепочка сделана из звеньев, они же из двух полузвеньев, пинов и ролика. Все цепки одинаковые и шаг между полузвеньями (расстояние от одного полузвена до другого) равен, потому следует выбирать лишь по собственным предпочтениям и толщине цепки.

Устройство велосипедной цепи

Любая велосипедная цепка (кроме Half-Link) состоит из нескольких элементов, а именно:

  1. Внешняя пластина звена.
  2. Внутренняя пластинка.
  3. Ролик.
  4. Втулка (стакан).
  5. Пин.
  6. Полное звено цепки.
  7. Зазор для изгиба в стороны.

1 звено состоит из 2 полузвеньев. Они соединены между собой при помощи пина, помещенного в «стакан». На него надевается ролик. Ролик необходим для удержания на зубьях звездочек велосипеда (куда цепочка и надевается). Длина одного полного звена составляет 1 дюйм, что в переводе на миллиметры 25,4. Длина всей цепки определяется тем, сколько в ней звеньев.

Для взрослого велосипеда с 12 скоростями обычно используется цепку со 126 звеньями. Вариаций множество, количество звеньев варьируется от 110 до 126 штук. Велосипеды для горного спорта (МТБ) используют цепочки на 106 или 108.

Типы велосипедных цепей

Всего существует 4 типа цепок, они имеют свои отличительные особенности.

Для односкоростных велосипедов

Это самый простой вид цепки, обычно устанавливается на бюджетных подростковых или детских велосипедах. Они подходят только для байков с 1 звездочкой на заднем колесе. Данный тип практически не изнашивается. Это обусловлено тем, что цепочка не изгибается, как на многоскоростных байках. Изготавливают их обычно из толстой стали, а пластины толстые и очень прочные.

Для многоскоростных велосипедов

Используются на велосипедах с переключателем скоростей. Главное отличие от односкоростных цепей в наличии зазора для изгиба цепи в стороны. Помимо этого, их пластины тоньше за счет того, что на многоскоростных велосипедах установлены менее широкие звездочки. Такие цепки практически постоянно имеют перекос, что негативно сказывается на их износе. Помимо этого стираются передние и задние звездочки велосипеда.

Облегченные велосипедные цепи

Могут быть как для односкоростных, так и для многоскоростных байков. Главное отличие это – пустые пины и наличие отверстий в пластинах. Это делает их легче своих аналогов примерно на 20-25 процентов. Обычно такие цепки используются гонщиками в дисциплинах, где каждый грамм имеет значение. Из-за своих особенностей облегченные велосипедные цепочки растягиваются, изнашиваются и рвутся быстрее всего.

Цепи Халф-линк (Half-link)

Особенный вид, который отличается своим строением. Такая цепка не имеет внутренних или внешних звеньев, а состоит из повторяющихся элементов. Можно использовать на односкоростном и многоскоростном велосипеде.

Из плюсов можно выделить то, что их куда проще подогнать под необходимый размер байка. Но из минусов – это не совершенность конструкции, при которой основа очень быстро растягивается и изнашивается.

Основные размеры велосипедной цепи

Велосипедная цепь состоит из звеньев. Стандарт различает внутреннее, внешнее звено и их соединение. Современные цепочки можно использовать практически на всех видах велосипедов. Есть отдельно специализированные типы для многоскоростных байков.

Многие изготавливают цепи с фасками, которые ускоряют процесс переключения скоростей. При использовании цепки одного производителя на разных типах байков она будет вести себя и изнашиваться по-разному. При выборе подходящей цепки следует обратить на основные размеры, которых существует 3.

Шаг велосипедной цепи

Это расстояние между двумя пинами (элементами соединяющими два полузвена). Согласно стандарту этот шаг составляет ½ дюйма или в переводе на миллиметры 12,7.

Ширина велосипедной цепи

Ширину можно определить, измеряя размер пина. Все цепки имеют разную ширину, и определяется она в зависимости от своего предназначения. Существует тенденция, при которой количество звездочек на многоскоростном велосипеде обратно пропорционально размеру пина.

Примерное соотношение количества звездочек (шт.) к ширине (мм.):

Длина

Длина цепки зависит от производителя, она варьируется от 110-126 звеньев. Для МТБ обычно используют 106 звеньев, найнеров 112 звеньев, а для шоссейного 126. Если цепка провисает, будучи надетой на звездочки, ее необходимо укоротить.

Маркировка велосипедной цепи

Маркировка содержит в себе все геометрические показатели цепки, например ½”х3/16” – 120 links Pinlength 7,3 mm.

½” – это так званый шаг цепочки (расстояние между пинами), как уже упоминалось выше согласно стандарту, он всегда одинаков и составляет полдюйма или 12,7 миллиметра.

3/16” – Ширина между внутренними звеньями. В зависимости от данного показателя понятно, можно надеть такую цепку на широкую звездочку или нет.

Всего бывает 4 вариации:

  • 1/8” – обычно используют на односкоростных велосипедах для freestyle и ВМХ.
  • 3/16” – на данный момент практически не используется, ранее изготавливался для прогулочных, односкоростных велосипедов.
  • 3/32” – наиболее распространенный тип для многоскоростных байков с количеством звезд от 6 до 8.
  • 11/128” – для многоскоростных велосипедов с 9 и более звездочками.

120 links – это количество звеньев в одной цепи, как упоминалось выше, их бывает от 110 до 126 штук.

Pinlength 7,3 mm. – это внешняя ширина пина, от нее зависит количество звезд на многоскоростном велосипеде и подходит ли эта цепочка. Чем меньше толщина пина, тем больше она подходит длябайка с множеством звезд.

Читать еще:  Почему у велосипеда тяжелый ход

Как правильно выбрать велосипедную цепь?

Первым делом следует обратить внимание на маркировку, которая установлена на цепке. Именно на ней указаны основные и необходимые данные о цепочке.

Помимо фактических показателей, производители часто определяют качество своей цепки маркировкой с буквами и цифрами. Чем выше число, тем лучше качество. К примеру, тайваньский производитель КМС окрашивает цепочки в определенный цвет, самыми лучшими считаются золотые.

Наиболее популярны данные производители:

  • Shimano – японская компания, которая первая придумала использовать сухую смазку в цепях.
  • Compagnolo – итальянская фирма, плотно сотрудничающая со спортивными командами по велоспорту, изготавливает качественные, но недешевые элементы.
  • SRAM – американский производитель, ставший первопроходцем в изготовлении замков для звеньев.
  • KMC – тайваньская компания, которая заняла свою нишу уже на протяжении 30 лет, производят цепи приближенные к качеству Shimano и SRAM но по доступным ценам.
  • Wipperman – немецкая фирма, славится своим качеством и надежностью, а также высокой стоимостью.
  • Тяжмаш – российский производитель, который изготавливает цепки на протяжении 40 лет, известны своей повышенной износостойкостью. Их цепи выдерживают нагрузку в 1100 килограмм.

Износ цепи

Как и любой механизм, трансмиссию необходимо смазывать, регулировать и обеспечивать ей надлежащее хранение. Для того чтобы цепка дольше служила, ее нужно смазывать специализированным маслом хотя бы 1 раз за сезон и проводить очистку от старого масла и грязи.

Если велосипед будет храниться без использования несколько сезонов, следует снять цепку и поместить в тару с керосином. Это делается для того, чтобы она не растянулась за время простоя и сохранила свой внешний вид. Определить износ цепочки можно при помощи обычной линейки или 24 звеньев. Длина должна составлять 12 дюймов, что в пересчете на миллиметры составляет 304,8.

Если ваша цепка длиннее на:

  • 1,5 миллиметров – нормальное состояние;
  • 2,5 миллиметров – следует провести замену;
  • 3 миллиметра – возникнут проблемы с переключением передач, срочно необходима замена;
  • более 3 миллиметров – нужна замена всей трансмиссии.

Что нужно знать про велосипедную цепь

Что нужно знать про велосипедную цепь

Не все велосипедные цепи одинаковы, при замене цепи всегда важно учесть количество звезд в кассете (или количество передач) на которые рассчитана эта цепь. То есть, если ваш на вашем велосипеде в кассете 9 звезд, то и цепь нужно ставить ту, что рассчитана на 9 звезд (9, 18, 27 передач). Если вдруг такая цепь будет установлена на кассеты с меньшим количеством звезд, то они могут разжимать пластины цепи, так как звезды на них большей толщины. То есть применять цепи с меньшим числом звезд не рекомендуется. Так же если у вас велосипед с 8 (7, 6) звездами в кассете, то ставьте цепи рассчитанные именно на данное количество звезд.

Есть два типа популярных цепей Shimano. Super narrow HG рассчитана на 9 передач и Narrow HG рассчитанная на 7-8 передач. Для шоссейных или гибридных велосипедов цепь используется на всю её длину, а для горных 106-108 звеньев. Обычная длина цепей, которые продаются в магазинах 114-116 звеньев. Исходя из своих потребностей, вы можете либо оставить цепь в первозданном виде, либо удалить несколько звеньев.

Определить, нужно ли укорачивать, цепь вы можете по её натяжению. Если она натянута слабо, нужно снять несколько звеньев, до состояния комфортного натяжения. Чтобы определить правильную длину цепи при использовании заднего переключателя необходимой емкости, установите её на самые большие звезды спереди, а сзади укоротите цепь настолько, чтобы рамка натяжителя цепи была направлена почти горизонтально вперед и дать запас еще в 2 звена. (например, с емкостью 43 звена, при системе 42-32-22 и кассете 11-32 — всего 41 зуб).

Находясь на самых маленьких звездах, рамка заднего переключателя будет направлена под углом назад.

Если вы пользуетесь задним переключателем короткой рамкой, цепь можно уменьшить ещё на несколько звеньев. Будьте аккуратнее, иногда из-за этого повреждается переключатель и сама цепь.Лучше всего если вы замените задний переключатель переключателем с необходимой емкостью. Если у вас двухподвесочный велосипед, то подбирать длину цепи необходимо в том положении задней подвески, в котором звезды системы и звезды кассеты максимально удалены друг от друга.

Чистка велосипедной цепи

Цепь на велосипеде необходимо регулярно чистить и смазывать специальным маслом, чтобы продлить её срок и улучшить качество. Цепь всегда сначала чистится, в каком бы состоянии она ни была, а после смазывается. Возникает вопрос, а нужно ли удалять смазку с новой цепи. Роль этой смазки законсервировать цепь при длительном хранении. После покупки следует снять её с поверхности цепи сухой тряпочкой, чтобы на неё не липли пыль и грязь. Новую цепь лучше не промывать в растворителях.

Когда прийдёт время смазывать цепь, вы это услышите. Она начинает издавать стрекочущий звук. Обычной смазки хватает на 100-150 км, но если вы ездите в дождь, то смазка вымывается в большей скоростью.

И наконец, главный вопрос как часто меняется велосипедная цепь

При постоянной езде на велосипеде, цепь имеет свойство удлиняться, а значит и быстро изнашиваться и влиять на состояние звездочек. Примерно через 3000-5000 км потребуется замена и цепи и звездочек. Сократить период износа можно при замене цепи через каждые 500-1000 км. Если вы закупите сразу 2-3 цепи, то периодически можно менять одну на другую и, тем самым, продлить срок звездочек и немного сэкономить.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×
×
×