2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Велосипедные вилки классификация

Содержание

Велосипедная вилка

Вилка является одним из важнейших элементов велосипеда. Она бывает, как передней, так и задней.

Передняя вилка – это продолжение рамы, и на нее возложен достаточно внушительный ряд функций:

  • удерживание переднего колеса;
  • осуществление поворота колеса на угол, соответствующий углу поворота руля;
  • принятие на себя нагрузок, возникающих при торможении велосипеда;
  • гашение вибраций, вызванных неровностями дорог.

Задние вилки используются достаточно редко, в основном, на горных велосипедах, предназначенных для определенного стиля езды, в частности для даунхилла.

Основная задача передней и задней вилки – это быть амортизатором (демпфером), то есть устройством, гасящим колебания и вибрации во время езды на велосипеде. От того, насколько эффективно вилка выполняет свою задачу, зависит ее стоимость и сложность конструкции.

Конструктивные особенности вилки

Рассмотрев повнимательней самую обычную вилку, можно увидеть, что ее конструкция выглядит следующим образом. Имеется рулевая труба, к которой с одной стороны крепится руль, а с другой она плавно переходит в корону.

Стоит отметить, что вилки бывают одно- и двухкоронными. Вилки с одной коронкой как правило устанавливаются на обычные горные и гибридные велосипеды с небольшим ходом. Двухкоронными вилками оснащаются байки, рассчитанные для скоростного спуска и прыжков.

Вернемся к устройству нашей вилки. Из коронки выходят внутренние трубки, которые входят в так называемые ноги вилки – это трубчатая часть вилки, которая задвигается в штаны амортизационной вилки.

Как же работает вилка?

Если надавить на руль в момент наезда на кочку или выбоину, то внутренние трубки, оказываясь под сопротивлением пружины, находящейся внутри вилки, заходят в ее ноги.

Различают два вида сопротивлений, которым может быть подвержен велосипед – прямая ударная нагрузка и колебания. В первом случае, пружина берет на себя всю нагрузку и гасит ее внутри вилки. Отметим, что роль пружины может играть стальная пружина или же воздух, находящийся под давлением. Колебания уже гасятся за счет демпфера, в роли которого может выступать элластомер, масло или воздух. Благодаря демпферу пружина не отбрасывается сразу же назад, а делает это плавно и постепенно. Работая таким образом, вилка обеспечивает более плавный ход велосипеда даже в самых агрессивных дорожных условиях.

Если говорить о демпфере, то стоит отметить, что самым дешевым вариантом амортизатора является элластомер, который изготавливается из полимера. При постоянных нагрузках он достаточно быстро выходит из строя. Лучше выбирать воздушную или масляную систему.

Виды велосипедных вилок

В зависимости от применяемых пружин и демпферов, и их сочетания, существуют следующие конфигурации амортизаторов:

  1. Пружинные амортизационные вилки, которые оснащены только стальными пружинами и не имеют демпфера. Такую вилку по сути очень сложно назвать амортизатором, поскольку она практически не гасит колебаний. Хотя с ней удобней ездить, нежели вообще без амортизатора. Эти устройства являются самыми дешевыми и, соответственно, не отличаются высоким качеством, их стоимость варьируется от 1500 до 3000 рублей. Как правило, такие покупки себя не оправдывают, поскольку пружинные вилки имеют свойство достаточно часто ломаться. Единственное, на что пригодна такая вилка, так это детский велосипед.
  2. Пружинно-эластомерные вилки, на которых в качестве пружины используется стальная пружина, а в роли демпфера – эластомер. По стоимости такие вилки практически в два раза дороже пружинных, но сказать, что это полноценный амортизатор тоже нельзя. Эластомерный стержень, как демпфер, более менее выполняет свои функции, но очень быстро стирается (уже через год нужно менять). Пружинно-эластомерным вилкам свойственно после легкого замедления сжатия очень быстро возвращаться в исходное положение, тем самым отбивая спортсмену его руки и почки. Хотя следует отметить, что для прогулочных и обычных туристических велосипедов, предназначенных для небольших поездок в черте города, это вполне нормальный вариант. Если вы все-таки решили потратить деньги на приобретение пружинно-эластомерной вилки, то лучше обратить внимание на продукцию фирмы RockShox Judy.
  3. Воздушные амортизационные вилки. Здесь воздух выступает в качестве и пружины, и демпфера. Воздух нужно накачивать велонасосом, но поскольку манжеты вилки могут иногда пропускать этот воздух, то амортизатор приходится заново подкачивать. Воздушную вилку можно купить по цене в пределах 5000 рублей. На таких амортизаторах стоит маркировка АТ или НТ. Их производит фирма RST. Стоит отметить, что для агрессивного стиля езды воздушная вилка не очень подходит, так как имеет свойство быстро изнашиваться. Но для обычного размеренного катания в свое удовольствие вполне хороший вариант.
  4. Маслянно-воздушные амортизационные вилки – это реально работающий амортизатор, стоимость которого более 8000 рублей. Демпфером в данной вилке выступает капсула с маслом, а пружиной работает воздух. Конечно же, от стоимости вилки напрямую зависит качество ее работы – чем дороже амортизатор, тем более высокие результаты его работы. Маслянно-воздушная вилка имеет большое количество настроек и они выдерживают велосипедистов с большим весом. Данный вид амортизаторов различают по давлению воздуха, которое может быть высоким или низким. Чем выше давление воздуха, тем лучше динамика и меньшая чувствительность к перепаду температур. Вилки с меньшим давлением имеют большой запас прочности и отличаются долговечностью, хотя их и нужно перенастраивать при падении температуры даже на 10 градусов.
  5. Маслянно-пружинные вилки признаны как лучший вид амортизаторов и, как правило, применяются в велосипедах класса выше среднего. В качестве пружины используется стальная пружина, а демпфером выступает маслянная система. Благодаря этому амортизатору обеспечивается сверхточный и плавный ход велосипеда. Стоимость маслянно-пружинных вилок начинается от 6000 рублей. Чем выше цена, тем выше качество амортизатора. Этот вид вилки подходит практически для любого стиля катания, но ее диапазон регулировок уступает маслянно-воздушным.

Все вышеописанное относится к обычным вилкам, которые наиболее часто применяются в производстве. Они отличаются простотой и хорошей эффективностью в качестве амортизатора.

Помимо обычных амортизационных вилок нередко можно встретить и так называемые «перевертыши», которые по сути своей являются перевернутым типом обычной вилки. «Перевертыши» характеризуются большей прочностью нежели обычный амортизатор, и лучшим обкатыванием неровной поверхности.

Также встречаются и специфические вилки с более сложной многопоршневой и многорычажной системой амортизации. К этому виду можно отнести также вилки с одной ногой.

Выбирая себе вилку, как надежного помощника в покорении трасс с любым покрытием, нужно убедиться, что производитель имеет сертифицированного представителя на территории России, а в вашем городе есть пункт приема бракованных или неисправных изделий.

Разновидности и устройство вилок для велосипеда

13 минут Автор: Михаил Скворцов 149

Казалось бы, всем понятно, зачем необходима подвеска автомобилю, но далеко не все, особенно долго ездившие в детстве на советских велосипедах, понимают, зачем нужны велосипедные вилки.

Один из важных аргументов – это красота и стиль, ведь современные вилки выглядят очень внушительно, а правильная маркировка и хорошо подобранная к стилю катания модель произведут яркое впечатление на профессионалов, а уж эти девушки, которым так нравятся розовые расцветки штанин…

Конечно, это всё юмор. Амортизация очень важна по нескольким причинам:

  1. Удобство. Без тряски и постоянных ударов в руки катание намного комфортнее.
  2. Здоровье. Те же удары в руки, а в особенности, постоянная вибрация, передающаяся на запястья, может быть очень опасной при агрессивном и частом катании – наши суставы быстро стареют и начинают болеть от такой нестандартной нагрузки, им требуется защита.
  3. Управляемость. Подпружиненные движения на кочках, на поворотах – залог сохранения курса, так как амортизационная вилка для велосипеда принимает на себя те перегрузки, которые иначе бы ушли на колесо и привели к юзу.
  4. Экономия сил. «Проглатывая» мелкие неровности дороги, амортизатор принимает на себя те импульсы, которые гасили бы усилие велосипедиста по движению вперёд.
Читать еще:  Размер рамы велосипеда по росту

В итоге, необходимость установки амортизационных вилок сейчас понимается всеми, и лишь самые недорогие байки (а также и самые высокотехнологические, в силу совершенно иной компоновки) не оснащаются ими.

Общие знания

Рассмотрим базовую информацию о вилке: её строение и возможные настройки.

Детали и термины

Для начала – общая структура и термины.

Велосипедная вилка – элемент велосипеда, удерживающий переднее колесо и предоставляющий возможность менять направление движения во время езды.

Вилка на велосипед состоит из нескольких элементов (по стандартной амортизационной):

  • Шток, или рулевая труба, – часть, соединяющая вилку с рулём и рамой, обычно выполняется по нескольким стандартным размерам, бывает прямой и конусовидной.
  • Корона – элемент, соединяющий далее независимые друг от друга блоки механизма. Существуют вилки с одной и двумя коронами. Этот элемент выполняется из максимально прочных материалов, так как на него приходится основная неамортизированная нагрузка. Так же иногда служит для закрепления дополнительного оборудования, крыльев.
  • Нога – труба, запрессованная в короне и далее уходящая в штаны (механизм амортизатора), иногда называется поршнем.
  • Штаны – внешний кожух механизма амортизатора, шире ноги, с одной стороны заканчивается дропаутами, а с другой – гориллой.
  • Горилла – необязательный элемент вилки, соединяет вместе штаны.
  • Дропауты – точки крепления оси колеса.

Дополнительно могут появляться различные крепления, например, для дисковых тормозов на штанах или для иных механизмов на горилле или короне.

Компоновка вилки зависит от её модели и предназначения – на фиксированных моделях остаются лишь шток, корона, ноги и дропауты, у двухкоронных – две короны (как бы это ни было удивительно), а на моделях Cannondale Lefty вся конструкция и вовсе односторонняя – без второй ноги и половины штанов.

Настройки

В предыдущем разделе не были описаны элементы настройки вилки. Их бывает от одного (блокирование) до четырёх или шести – по 2-3 блока настроек на каждой ноге, в дополнение к возможности настройки в разобранном состоянии и внутренними частями (например, тип масла в масляных вариантах).

Рассмотрим подробнее различные типы настроек, хотя далеко не все из них доступны. Это зависит от модели и производителя.

  • Локаут (LockOut) – блокировка вилки. По умолчанию всегда включена на моделях без амортизации, но доступна и на большинстве амортизационных устройств. Полностью блокирует механизм, на чём работу и заканчивает. На многих моделях достаточно легко сломать этот блокиратор, так что пользоваться им надо аккуратно, не подвергая серьёзной нагрузке. Благо, это практически никогда и не нужно.
  • PreLoad – предварительная настройка нагрузки вилки, общая жёсткость. Обычно это общая регулировка или вовсе замена пружин, на дешёвых вилках является единственной «настоящей» настройкой (локаут в расчёт не берём).
  • Compression (Сжатие) – скорость сжатия, важна при быстром движении, чтобы быстро поймать кочку.
  • Rebound (Отбой) — скорость отскока, обратная сжатию. Если есть возможность отдельной настройки, очень полезна, особенно для катания по пересечённой местности. Медленное сжатие и быстрый отскок дадут максимальную эффективность на фрирайде или даунхилле.
  • Регулировка длины – доступна далеко не всегда, так как ослабляет всю конструкцию. Она обыкновенно делается «хирургическим» вмешательством, с заменой компонентов амортизатора.

Конструкции вилок

Немного о конструкциях, которые упоминались в разделе деталей. В первую очередь, конструкция вилки определяет пропорции и наличие тех или иных элементов, а главное, предназначение самого устройства. Мощные вилки для серьёзной нагрузки с двумя коронами или сверхлёгкие футуристичные агрегаты со всего одной ногой? Рассмотрим плюсы и минусы каждого, ведь в каждой конструкции есть хорошие варианты.

Фиксированная

Хотя большинство статей пишется об амортизационных, лидерство и по распространённости, и по надёжности, и по цене всё ещё удерживает фиксированная конструкция без дополнительных амортизаторов. В зависимости от исполнения, фиксированные модели закрывают ровно ту задачу, которая наиболее необходима велосипедисту:

  • жёсткие вилки стоят мизерные суммы и могут быть установлены на любой байк быстро и легко;
  • отсутствие движущихся деталей даёт максимальную надёжность при высокой нагрузке на трассе или треке;
  • минимальные требования к сложности механизмов делают вилку максимально лёгкой.

В сумме, как велосипед был создан в XVII-XIX веках с фиксированными вилками, таким он в массе своей и остаётся – это просто, удобно и надёжно.

У фиксированных моделей, как это уже указывалось, отсутствуют штаны и горилла, а сама вилка неразборная – от рулевой трубы до дропаутов это монолитная структура.

Обычная амортизационная

Стандартная вилка для велосипеда, о которой мы пишем большую часть времени. Шток, корона, две ноги, штаны с гориллой, дропауты, пара креплений для дисковых тормозов – это картина, которую представляет себе большинство людей, услышав фразу «велосипедная вилка».

Великое множество типов амортизационных вилок предлагает покупателю рынок – от самых дешёвых с одиночной пружиной, до дорогих воздушно-масляных амортизаторов, установленных на титановые основания.

  • огромный выбор;
  • удобство использования.

Минусы – вес и цена (в зависимости от модели).

Двухкоронная

Практика показала, что самая слабая часть вилки, не считая велосипедиста, это корона. Удары под углом приводят к разуршению этой части, и некоторые передовые производители выпустили новую компоновку с двумя коронами, когда ноги соединены в двух местах. Короны, в свою очередь, могут быть соединены друг с другом. Таким образом в верхней части вилки образуется сложная «сетка», включающая несколько угловых пересечений, «обнимающая» шток вилки, которая может выдержать любой удар и нагрузку.

Основные минусы двухкоронной вилки:

  • большой вес (обычно идёт с достаточно длинными ногами и подходит не к каждому велосипеду);
  • высокая стоимость – модели всё ещё достаточно уникальны, и производители требуют большую компенсацию затрат на производство и проектирование.

Одноногая

Передовые модели, которые многие называют маркетинговой шуткой, – это вилки с одной ногой. В целях облегчения, Cannondale выпустили серию вилок с односторонним амортизатором, надёжность которых основывается на применении современнейших и дорогостоящих материалов.

Реакция на данный триумф технологии неоднозначна. Ещё нет статистики, но предполагают низкую надёжность с невысокими амортизационными качествами. На деле, данные вилки очень легки, но очень дороги. Вот пока и всё, что могут о них сказать профессионалы. Широкого распространения такая компоновка так и не получила.

Перевёртыш

Достаточно популярная, но проигрывающая стандартной конфигурации модель. В ней ноги заканчиваются дропаутами, а штаны закреплены в короне. Получается, что практически вся масса велосипедиста подпружинена, а относительная нагрузка ниже.

Основной плюс перевёрнутых вилок – это обилие настроек и лёгкость доступа к амортизатору, за счёт чего существует стабильный рынок среди профессионалов. В остальном данная вилка чуть сложнее в уходе и серьёзно превышает свои стандартные аналоги по цене, а чтобы узнать, сколько стоит такая вилка, – придётся подождать, ибо привозятся они обычно под заказ.

Типы амортизаторов

Наибольшее внимание в вилках уделяют амортизаторам, а точнее, их типам. Собственно, от типа амортизационного механизма и зависит, как будет вести себя велосипед, какой вес ему доступен, какие будут настройки, и сколько модель сможет прослужить. Перейдём к типам.

Большинство типов двусоставные, потому что внутри вело вилки образуется амортизационный блок (например, пружина), который отвечает за «длинный» ход самой вилки, и демпфер – блок компенсации мелких ударов и вибрации.

Пружинные

Самый простой амортизационный механизм – это обычная пружина. Никаких ухищрений, материалы от обычной стали до титана, простой и надёжный механизм. Соответственно надёжности, невелика цена и общая масса, правда, достигается это ценой потери любой настройки, кроме замены самой пружины да блокиратора.

Ставятся пружинные вилки обычно на самые дешёвые велосипеды – «ашанбайки». Также они устанавливаются некоторыми особенными любителями большой нагрузки, когда в соревнованиях и походах важнее срок службы, а не качество амортизации.

Считается, что с пружиной вилка на велосипед не может считаться «амортизационной», но это маркетинговый ход. Никакого страшного влияния на здоровье или механизмы велосипеда пружины не оказывают, но выбирать их следует с осторожностью.

Читать еще:  Велосипедная цепь 9 скоростей

Пружинно-эластомерные

В данном механизме появляется демпфер. В его качестве обычно выступает стержень из эластомера, а иногда и синтетической резины, который гасит мелкие вибрации. В использовании данный тип вилок серьёзно превосходит недорогие пружинные, хотя и выигрывает только по одному параметру – комфорту.

Такой тип вилок устанавливается на многие велосипеды, и может быть назван «рыночным стандартом» для бюджетных моделей. Профессионалами он не используется.

Воздушные

Лёгкий вариант профессиональных масляно-воздушных вилок. Здесь роль и демпфера, и амортизатора выполняет единый блок сжатого воздуха, которым легко управлять и который очень хорошо работает.

Плюсами такого типа будет:
• низкая стоимость (по сравнению с профессиональными);
• удобство настройки и большие возможности по ее осуществлению;
• отличная отработка неровностей.

Минус только один – недолговечность. Воздушная вилка требует постоянного обслуживания (подкачки) и быстро выходит из строя при нагрузке.

Масляно-пружинные

Де-факто стали профессиональным стандартом для велосипедистов. На текущий момент они являются лучшими на рынке. Амортизатор – высококачественная пружина (такие не ставят в пружинные механизмы без демпфера) и масляный картридж для гашения вибраций.

Выделяют два подтипа масляно-пружинных механизмов по способу «упаковки» масла:

  1. Масляная ванна – открытый залив масла, она же открытая ванна. Позволяет легко менять масло, регулируя отбой его вязкостью и жесткость объёмом заливки, обладает смазывающим эффектом, делая весь механизм долговечнее. Стоит дороже.
  2. Масляный картридж – замена только сборным блоком, меньше настроек, но дольше служит и в целом надёжнее. Сама вилка чаще требует обслуживания, так как не «подъедает» масло из ванны, но стоит в сборе дешевле открытой ванны.

Высокая стоимость полностью компенсируется в данных вилках качеством.

Масляно-воздушные

Более мягкий вариант пружинного механизма – та же механика масла как демпфера, но амортизационная часть обеспечивается сжатым воздухом. Такие вилки стоят чуть меньше, но, как и обычные воздушные, намного менее долговечны, чем пружинные аналоги.

Производители

Покупатели недорогих велосипедов уверены, что вилки выпускаются теми же производителям, которые указаны на раме. О таких здесь речь не идёт. Опишем несколько фирм, занимающихся производством OEM комплектующих и отдельных девайсов.

  • Marzocchi – легендарный итальянский производитель, один из первопроходцев, остаётся до сих пор главным поставщиком различных «элитных» моделей, выпуская лучшие вилки в своём классе. Правда, с 2007-го модельный ряд начал меняться. С переводом производства на Тайвань несколько упало общее качество и исключительность механизмов. Цены – высокие;
  • Santour и RST – два поставщика OEM-комплектующих, не выделяющихся особыми VIP-вилками. Недороги, доступны, общеизвестны;
  • Fox – поставщик для профессионалов, американская компания, ориентирующаяся на высочайшее качество и сопровождение своих изделий;
  • Rock Shox – «дорогие» вилки на велосипеды на любой вкус – общая ценая и качества выше среднего, а главное, модели данного производителя распространены повсеместно и могут обслуживаться в любой мастерской. Есть некоторые недочёты, но они известны и чинятся. Потому, когда заходит речь о выборе вилки, всегда всплывает хотя бы одна модель линейки RockShox.

Заключение

Вилка – один из ключевых элементов велосипеда, и общие знания об этом механизме необходимы любому велосипедисту. Особенно важно ознакомиться с информацией перед выбором нового велосипеда, ведь выбрать тип вилки можно, только отталкиваясь от планируемого стиля катания и возможностей велосипедиста.

Характеристики и типы амортизационных вилок для велосипедов

Большинству взрослых любителей велосипедов предельно ясно, для чего нужна амортизационная подвеска на автомобиле. И многим из этого же количества людей не вполне ясно, какие функции выполняет передняя вилка велосипеда. Особенно это сложно для тех велосипедистов, которые все детство откатались на советских аппаратах. Конечно, внешняя красота велосипеда важна и создает ощущение дорогого профессионального изделия, а стильное оформление отдельных его частей в этом вопросе крайне важны. Но это далеко не все причины, по которым стоит подбирать новые вилки для велосипеда.

Нужны ли амортизационные вилки

Необходимость установки на велосипед специальных амортизационных вилок сложно недооценить. Изготовителем такими вилками не оснащаются только самые дешевые виды аппаратов в силу недостаточной цены, и самые дорогие и высокотехнологичные байки в силу совсем других технических характеристик. Для чего служит амортизация:

  • Удобство во время катания. Гораздо комфортнее кататься, если ничего не отвлекает от прекрасных видов. А вот непрекращающаяся тряска перемежающаяся ударами прилично портит впечатление от поездки.
  • Экономия энергии владельца. Велосипедная вилка гасит большинство неровностей дороги, на которые наезднику пришлось бы тратить дополнительные силы.
  • Сохранение здорового состояния рук. Удары и вибрация, постоянно сопровождающие агрессивное катание без нормальной амортизации может закончиться весьма печальными заболеваниями кистей рук. Суставы быстро изнашиваются и стареют при нестандартной и чрезмерной нагрузке, поэтому стоит их защитить.
  • Управляемые движения. Вилка для велосипеда принимает на себя все пружинные действия, кроме того помогает сохранять курс и скрадывает перегрузки, которые могли бы привести к поломке колеса.

Основной набор деталей и брендов

Как бы не различались по внешнему виду передние вилки, истинное внутреннее строение у них совершенно одинаковое. Велосипедная вилка удерживает на месте переднее колесо и позволяет менять направление движения владельцем без особых сложностей. Условно можно назвать четыре основных блока, из них состоит любая амортизационная вилка:

  • Амортизационный блок — эта часть принимает на себя основную часть нагрузки и помогает амортизировать все неровности дороги, бывает либо в виде пружины, либо в виде абсолютно герметичной камеры;
  • Демпфер — занимается амортизацией тех мелких неровностей дороги, которые необходимо максимально быстро погасить;
  • Фурнитура — часть вилки, которая включает в себя различные переключатели, крепления и настройки;
  • Корпусная часть — несет на себе большую часть нагрузки и множество внутренних частей, в числе основных:
  • Рулевая труба — выполняется в виде прямой или конусовидной детали, которая позволяет соединить саму вилку с рамой и рулевой частью.
  • Коронка — в амортизационной вилке их количество варьируется от одной до двух, она соединяет различные части механизма, которые ничем кроме нее не соединяются. Выполняется из максимально твердых материалов.
  • Поршень — часть трубы, которая прессуется внутри короны.

Большая часть популярных производителей выполняет амортизационные вилки по схожим инструкциям. Среди наиболее распространенных брендов можно назвать: RockShox, Fox, Magura, Manitou, RST, SR Suntour. Последний и первый производители встречается в нашей стране наиболее часто, обладают множеством оригинальных и качественных моделей, а также множеством приверженцев. RST подойдет для средних и низких бюджетов, вилки для горных велосипедов Fox идеально использовать на склонах гор и скалистой местности. , Magura и Manitou — более узкоспециализированные бренды, найти которые будет не так просто, а цена за профессиональные вилки будет достаточно высокой.

Как выбрать велосипед для пересеченной местности

Первое, что стоит отметить — велосипеды-ригиды. Это тип велосипедов, в которых жесткая вилка как на переднем колесе, так и на заднем. Такие велосипеды отличаются легким весом и простотой конструкции, но совершенно не подойдут для езды на неровной дороге. У них полностью отсутствует амортизация, поэтому все неровности, ямы и прочие прелести пути скрадывать будет только частично колесо. Остальная часть нагрузки будет попадать на руки и позвоночник владельца техники. Для особых любителей ригидов придумали карбоновый руль, который частично принимает на себя удары, и титановую вилку. В сочетании этих помощников редкое использование жесткой вилки и ригида становится возможным.

Вилку на велосипед для прогулки на проселочной дороге стоит выбирать амортизированную, такую, которая сможет поглотить в себя удары от камней различного размера. От качества и работоспособности самой вилки будет зависеть не только удовольствие от поездки, но также и безопасность и само здоровье владельца.

Эффективность передней вилки крайне важна, так как именно от нее зависит большая часть поглощения неровностей, а ее качество отвечает за срок службы даже самого колеса. Общие знания принципов ее работы и вариантов видов необходимо знать каждому, кто имеет собственный велосипед. Особенно это заметно перед приобретением нового велосипеда. Информацию о передней вилке стоит изучить особенно тщательно, ведь именно она будет больше всего заботиться о здоровье рук своего хозяина.

Читать еще:  Размеры горного велосипеда

Типы вилок, из которых стоит выбирать

Не все велосипеды нуждаются в амортизационной вилке. Например, шоссейный велосипед обходится прекрасно без всей этой системы, а жесткая вилка позволяет двигаться гораздо быстрее. Однако, дорога, по которой он движется, должна быть практически идеально ровной. Физика работы велосипеда такова, что часть энергии человек тратит в пустую, так как налегает только на педали. А амортизатор скрадывает его усилия, так как по своей конструкции является слишком мягким. Если дорога, по которой предстоит движение, не ровная и имеет различные препятствия, то без амортизационной вилки все же не обойтись.

Существует несколько основных типов:

  • Пружинные — имеется только стальная пружина. В этом типе амортизация практически не срабатывает, но это лучше, чем ничего.
  • Пружинно-эластомерная конструкция — стальная пружина в союзе с эластомером в качестве демпфера. Работает такая система неплохо, но эластомер быстро изнашивается и при регулярном использовании велосипеда через год придется менять вилку.
  • Амортизация воздухом — воздух выступает и вместо пружины и вместо демпфера. Он содержится внутри манжет и является самым легким видом амортизации. Минусом можно считать невозможность тонкой настройки аппарата.
  • Масло и воздух — в качестве демпфера используется масло, а воздух работает в качестве пружины. Масло перетекает из одной секции постепенно в другую и работает наилучшим образом.
  • Пружина и масло — стальная пружина и в качестве демпфера масло. Сравнительно большой вес велосипедной вилки по сравнению с другими амортизационными системами, в остальном работает прекрасно и хватает такой вилки надолго.

Что важно при выборе новой вилки

При выборе амортизационной вилки стоит руководствоваться чуть большим количеством деталей, чем известность бренда, качество и вид вилки. Здесь также важно учитывать цену приобретаемого объекта, стиль, в котором обычно катается владелец, легкость в обслуживании агрегата, его популярность и даже вес наездника.

Велосипедные вилки: выбор, отличия, типы, конструкции, материалы

Итак, сегодня мы рассмотрим тему велосипедных вилок с амортизацией — именно они позволяют нам ездить дольше, смягчают удары и повышают комфорт езды.

Если вы уже знаете какой — тип вилки вам нужен, тогда вам будет интересна статья про недорогие вилки на велосипедах до 50 000 рублей.

Амортизационная вилка — это сложная велодеталь, включающая в себя “штаны” — часть к которой крепится колесо и “корону-ноги-шток” — часть, крепящаяся к раме и рулю. Так же она включает в себя картриджи отскока, компрессии, пружины, масло.

То есть, вся обработка неровностей должна происходить как раз между штанами и короной — “ноги” двигаются по направляющим внутри штанов вилки, смазываемые маслом. Масло при сборке вилки наливается в штаны, снизу вилки.

Если ноги работают двигаясь по направляющим в штанах вверх и вниз, то что-то должно это движение смягчать и задавать ему характеристики “мягкости” — на какое давление со стороны колеса вилка отзовется сжатием (гашением удара) и скорости сжатия и разжатия (это называется “отскок”). Скорость отскока регулируется, а в качестве демпфирующего элемента в современном веломире выступают три элемента: стальная (титановая) пружина, обычная пружина, воздух.

Ход вилки обычно от 65 мм до 203 мм. Чем больше хода тем более вилка раскачиваеся и сложнее ехать по ровным поверхностям, но при этом лучше ехать по неровным.

Теперь подробнее об этих элементах. Они задают конструкцию и цену вилок. От этого же зависит и плавность работы и качество вилки в целом.

Пружинные вилки (в качестве пружины — используется стальная пружина, демпфер отсутствует) — почти полностью отсутствует амортизация. Самый бюджетный вариант, отличительная черта — загиб штанов у дропаутов, как на жестких вилках.

Эластомерные вилки (в народе “эластомерки”). (в качестве пружины — стальная пружина, демпфером является элластомер) Вместо картриджа отскока тут находится эластомерная вставка (похожа на плотную резиновую вставку). Вилка сжимается так быстро, как позволяет мягкость пружины, а разжимается умеренно быстро, отскок на таких вилках не регулируется. Скорость отскока предустановлена и зависит от характеристик эластомерной вставки. . Как пример — RST Launch. Вилки такого типа буду смягчать неровности, но высокого качества работы от них сложно ожидать. Позиционируются как “бюджетные, любительские модели”

Пружинно-масляные вилки. (пружиной является стальная или титановая пружина, демпфером является масляная система (картридж)). В такой вилке стоит стальная или титановая пружина, подбираемая под вес велосипедиста. Такие вилки не считаются бюджетными. В данном случае качество вилки значительно выше — это вилки могут быть как “продвинутого любительского уровня”, так и “профессионального”. Здесь за сжатие отвечает пружина, за скорость отскока отвечает отдельный масляный картридж. Данный картридж представляет набор шайб с отверстиями разного сечения, вращением рычажка настройки отскока площадь сечения этих отверстий снижается или увеличивается, замедляя или ускоряя отскок. По сути отскок зависит от скорости прохода масла через отверстия картриджа. Например, Rock Shox Sektor TK.

Масляно-воздушные вилки (часто назыются просто воздушные) (в качестве пружины — воздух, в качестве демпфера — масло). Тут роль стальной пружины выполняет поршень, закрепленный в штанах и герметичная воздушная камера в ноге вилки. Поршень двигается в камере, сжимая накачанный в нее воздух. Конечно же, данная воздушная камера имеет ниппель для подкачки. Давление воздуха внутри камеры определяет мягкость вилки. За отскок, как и с пружинно-масляной вилкой отвечает картридж с маслом. Это вилки также “полупрофессионального-профессионального уровня”. Примером данных вилок является Rock Shox Revelation Solo-air.

Вцелом, мы разобрались с общей конструкцией вилки. Существует множество технологичных разновидностей:

  • различные покрытия ног вилки(это позволяет снизить трение и улучшить чувствительность вилки);
  • различные картриджи компрессии (компрессия помогает точнее настроить работу вилки — чувствительность к раскачке от педалирования или от проседания в повороте);
  • различные стандарты крепления колеса.

Все это — удорожает конечный продукт, и, соответственно, улучшает пользовательские характеристики. Но, как это обычно бывает, что-то хорошее стоит дорого — так и вилки: воздушная вилка с регулировкой двух компрессий, под самый современный стандарт крепления колеса, с самым гладким покрытием ног стоит неприлично много. Средняя цена вилки профессионального уровня варьируется от 40 до 150 тысяч рублей, в зависимости.

Обслуживание вилок.

Уровень технологичности вилки напрямую диктует и условия ее обслуживания. Так, эластомерную вилку можно не обслуживать в течении сезона, при повседневном катании по парку. А вот сложную, но очень чувствительную, жесткую и технологичную воздушную вилку для скоростного спуска надо обслуживать каждые 20-30 часов наката, с использованием специальных масел и инструментов.

Проще говоря, в разрезе сферы велосипедных амортизационных вилок, цена указывает лишь на “профессиональный уровень” нагрузок вилки, с частотой сервиса и его тщательностью дела обстоят лучше у эластомерной или пружинно-масляной вилки. Обслуживание вилки тем сложнее, чем больше опций у вилки: дополнительные настройки, карбоновые элементы, новомодные стандарты.

И, конечно, логично предположить, что чем вилка дороже, тем приятнее она работает (при правильной настройке). Сразу хочется сказать, что покупать новичку вилку самой последней модели — вовсе необязательно: органичное улучшение техники катания велосипедиста должно идти в ногу с апгрейдом его велосипеда. Начать лучше с обычной эластомерной вилки, или с простенькой воздушной/пружинно-масляной. Переход на улучшенные модели должен происходить исходя из потребности в более качественной работе вилки.

Какую вилку выбрать?

Лучше купить вилку хотя бы полу-профессионального уровня, чтобы в ней была стальная/титановая/воздушная пружина, чтобы была регулировка отскока и компрессии. Это, можно сказать, стандартная классика — относительно недорого, но прибавит комфорта и уверенности в езде. С такой моделью вы будете получать максимум удовольствия от езды, прикладывая минимум лишних усилий!

На затравку — пример работы вилки для даунхилла.

Вам также может быть интересно:

Об авторе: Дамир Сафин

12 лет в маунтинбайке, перепробовал все типы велосипедов и их подвесок — от обычных кросс-кантри моделей до тяжелых даунхильных велосипедов. Истинный фанат своего увлечения. Способен подбирать комфортную высоту руля в течении 1,5 месяца.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector