8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Велотуризм снаряжение

Содержание

Снаряжение для велотуризма. Часть 1. Подготовка себя, велосипеда, снаряжения и ремнабора к походу.

Велотуризм — это состояние души. К путешествию на велосипедах не приходят, случайно и так сразу — это процесс сложный.

У велотуризма есть ряд неоспоримых преимуществ:

  1. Больше длина пройденного за день расстояния, то есть за те же 2 недели отпуска можно пройти в несколько раз больше
  2. В отличие от автотуризма на велосипеде можно проехать в более интересные места, ведь самое интересное там, где нет асфальта
  3. Экономятся силы, особенно если катишься с горки
  4. Комфортнее путешествие, можно взять больше, не на спине же тащить
  5. Здоровье. Мне кажется, нагрузка на суставы и на организм в целом при путешествии на велосипеде меньше

Конечно есть и минусы, например, не все авиаперевозчики готовы перевозить ваш велосипед бесплатно, но в остальном – это мелочи. Главное, на мой взгляд, желание и возможности. Хочешь — езжай.

Мечта

С чего начинается любой поход. Правильно! С планов. Откуда возникают планы? Из мечты. Вот хочется съездить куда-то в горы, где не холодно, чтобы еда имела национальный колорит, озёра хрустальные, ручьи журчащие, а куда и сам не знаешь.

Случайно, в выпуске новостей, привлекает внимание информация о красотах Кавказа, а фраза, что в следующем году ожидается большой урожай винограда, привязывает мечту к плану. К октябрю виноград как раз добродит до кондиции. И вот у вас на руках уже есть план. Он, конечно, подвергается корректировке. Вместо Грузии — Абхазия, потому что дешевле, и не в октябре, а в ноябре, ибо отпуск, только в этом месяце дали, то есть не к винограду уже, а к мандаринам.

Компания

Есть, конечно, любители, одиночного «плавания», я считаю, что это элитарный туризм, философский, но большинство люди нормальные и предпочитают компании. Делишься своими планами с друзьями, товарищами, постепенно подбирается команда. Твоя мечта, не их мечта, поэтому раз это твоя мечта от тебя ждут руководства. Вот как-то так начинается велопоход.

(От ред. Если среди твоих друзей нет никого, кто бы смог составить тебе компанию – можно поискать попутчиков. Есть, например, такая группа – Дикие туристы, в ней я не раз находила попутчиков в интересующие меня места).

Если есть хоть какой-то опыт то, наступает этап планирования: определяются сроки, цели, примерный километраж, сложность, дороги (а от них очень многое зависит), днёвки, запасные дни. Велопутешествие становится ничем не отличимым в этой части от любого другого. Надо предусмотреть всё.

Подготовка велосипеда к маршруту

Настоящий велосипедист, имеющий склонность к велопутешествиям содержит в своём арсенале велосипед для походов, т.е. у него есть обычный, например, горный велосипед, на котором он катается на работу, на прогулки, или велосипед для спортивных достижений, например, шоссейный, и есть особенный — туристический, тот о котором пойдет речь. Это боевой конь, привыкший к тяжёлой работе. J

Я могу упомянуть, что заядлый турист — велосипедист, может иметь ещё несколько байков туристической направленности: для разных путешествий, в которых учитывается характер дорог, климатические условия, предполагаемая скорость движения.

У моего знакомого 4 велосипеда, но он спортсмен, ему можно. J Большая часть людей, всё-таки, имеет один или два велосипеда. Вот с них и начнём.

Хозяин должен знать свой велосипед, как никто другой. Возраст, когда куплены те или иные детали, износ трансмиссии, готовность к определенному маршруту. Всё это сказывается на качестве похода. Больше всего вызывают гнев слова: «Я не знал, что так будет». Личная готовность за пределами этой статьи, но поломка велосипеда – это срыв похода и проблемы всей группе.

С чего начинать подготовку похода. Я всегда начинаю с ТО. Прихожу к проверенному мастеру, начинаю жаловаться – вот тут щёлкает, вот здесь вроде люфт. Перед походом, я стараюсь перебрать все узлы и заменить ненадёжные или срок службы, которых, по -моему подходит к концу. Хороший мастер всегда старается сберечь мои деньги и предлагает оставить некоторые детали. В подготовке есть два подхода, первый поставить всё новое и тем себя обезопасить, и оставить всё как есть, износить в походе, а после него поменять, доработать ресурс. Второй подход не оправдывается — я видел лопнувшие покрышки, которые должны были ещё служить, видел порванные цепи и сорванные звёзды.

Годится ли велосипед для похода?

Тут важно знать, тип своего велосипеда и маршрут похода. Горный велосипед в России это самый востребованный туристический тип. В Европе, более популярны гибридные велосипеды, сочетающие в себе свойства и горного, и шоссейного. Многие и у нас использую гибриды. В общем, если вам по грунтам и камням, лесам и болотам, тундрам и пескам, то шоссейный вам не подойдёт, это вотчина горного, а если вы хотите проехаться от Москвы до Санкт-Петербурга, по асфальту, заехав чуток, по сельской дороге попить молочка, то шоссейный и гибрид вам в помощь.

Самый распространённый вид рам, который используется в туризме – алюминиевые. Они дёшевы, доступны, крепки… Но если раме больше 7-8 лет её надо менять, в алюминии накапливается усталость и в походе она может подвести (треснуть, сломаться). Рамы из этого материала жестковаты «не гуляют», поэтому желательно использовать с амортизационной вилкой.

Второй по популярности – нержавеющая сталь. У такой рамы высокая прочность, она «пружинит», долговечна. Но она много тяжелее, чем алюминиевый аналог и дороже значительно. Если алюминиевую раму я могу купить за 120-200 евро (мне этого уровня хватает), то цена на хорошие стальные рамы начинаются от 400 Евро, про Ван Ван, я не говорю, на неё есть нарекания. Хроммолебденовую раму можно использовать с ригидной вилкой, но я бы всё равно поставил амортизационную.

Третий вид- титановые рамы. Лёгкие, прочные и дорогущие. И как говорят специалисты — прочная, то прочная, но когда она сломается предсказать нельзя, это особенность титана, его непредсказуемость. В России есть производители титановых рам, можно покопаться выбрать, и даже заказать по индивидуальным параметрам.

Карбоновые рамы для велотуризма не подходят. Ну их. Жалко. Дорого. Ломкие. Это только для спорта.

Подробнее про алюминий. Повторюсь, если она не старше 7-8 лет, то подойдёт для туризма. На мой взгляд, начальный и продвинутые рамы, подойдут лучше, чем профессиональные спортивные. Для этого есть ряд причин. На этих уровнях меньше следят за весом, не истончают раму, что даёт прочность. Спортивные рамы, слишком изящны, они для рекордов, где каждый грамм имеет значение. Меня иногда спрашивают, вот у меня велосипед, я покупал в своё время за … очень дёшево, подойдёт ли рама для туризма. Ответ – да. Можно, наверное, остановиться на длине рамы. Выделяют «забор», то есть высокие и короткие, и длинные рамы. Я бы предпочёл раму длиннее. «Заборные» очень козлят, хотя динамика набора скорости выше. У длинных, набор скорости медленнее, но они в ней стабильнее, «обтекают» все кочки.

А какой руль лучше?

У меня один ответ на этот вопрос, тот который нравится. Кому-то «баран», другому прямой MTB-шный, мне нравится рейзер, он пружинит слегка. В туризме, много приходится ехать и возможность поменять положение рук, очень важна, я для этого ставлю «рога». Видел, когда «умельцы» монтировали по 2 руля, чтобы удобнее было, но это уже из экзотика.

Трансмиссия наше всё

Система передних звёзд, цепь и кассета. Они могут доставить большие проблемы. Для туризма лучше всего 8-9 скоростные схемы, они тяжелее, но прочнее. Кассета уровня Shimano HG-50 (сейчас есть пониже HG 51), цепь на один два уровня повыше HG(IG)-70. На цепь обязательно ставить замок, это даёт возможность быстрого ремонта и снятия цепи. Износ этих компонентов должен быть не выше среднего, если смотреть по измерителю цепи. Я надеюсь не открою Америку, если скажу, что износ кассеты идёт вслед износу цепи, и если выясняется, что цепь изношена сильно, то, скорее всего придётся менять и кассету.

Мои действия перед походом следующие: зная о сроках похода я всегда слежу за износом трансмиссии. К моменту начала похода либо полностью меняю кассету и цепь, либо ставлю новую цепь. Пока проблем не было – ни цепь, ни кассета не вызывали нареканий ни в одном походе. Системой проще, там износ обычно идёт медленнее и можно заменить только вторую звезду у трёхзвёздной системы, если есть износ. Последнее время прихожу к выводу, что трёхзвёздная система в туризме – это лишнее. Проверить износ системы, кассеты, цепи можно инструментально, а можно простым способом — густо нанести на цепь жидкую смазку, слегка протереть, и на ближайшую горку, чтобы под нагрузкой проверить — проскальзывает ли цепь, на каких звёздах и т.д. После этого принимать решение о необходимости замены.

Втулки

Я придерживаюсь мнения, что чем выше уровень втулок, тем лучше. Задняя XTR, мне прослужила верой и правдой 7 лет, первый раз я её разобрал через пять лет после установки. Сменил по причине предстоящего тяжёлого похода, было пару раз проскальзывание в гору — рисковать не стал. А вот новую Shimano LX пришлось перебирать на Байкале зимой.

Читать еще:  Скрипит передняя вилка на велосипеде

Многие сейчас ставят втулки на промоподшипниках, это тоже неплохо, но надо помнить, что ремонтопригодность такого подшипника очень низкая, и надо возить с собой запасной всегда. Все, кто собирается в походы выше 3 к.с. должны ставить втулки высокого уровня не ниже XTR, XT по шкале Shimano. Если у вас уже стоят такие, то обязательна переборка перед походом.

Планетарная втулка для туризма вещь очень интересная, но также абсолютно не ремонтопригодная.

Колёса должны крутиться

Ставить надёжные, тяжёлые обода предназначенные для фрирайда, обода европейских производителей предназначенные для туризма могут тоже подвести, т.к их представление о велотуризме зачастую с нашим расходится. У них это проезд по дорогам с хорошим покрытием, максимум, это сельские дороги, а у нас, ну вы знаете, в городах то ездить страшно.

Я ставил следующие обода Mach1 freeride и Monstro, Alexrim DM 24. Ни каких проблем не было ни разу. Гнаться за лёгкостью и спортивностью, на мой взгляд, не стоит, туризм предполагает велобаулы, воду в бутылках, и лишние 100-200гр, ничего не решает, а вот лопнуть обод может, если он не предназначен для тяжёлых условий. Я знаком с людьми, у которых сложились колёса, именно по этим причинам. Человек выбыл из похода на три дня, потратил время и деньги на попутки, поиск обода.

Переключатели

Задний и передний. Перед походом нужно ТО: настроить, по возможности заменить тросики. Гнаться за высоким спортивным уровнем не надо, достаточно уровня Shimano Alivio, Deor, Deor LX. Главное надёжность.

Нажми на тормоза

Спорить о том, что лучше дисковый или ободные для велотуризма я не буду. Оба вида приемлемы, если за ними следить и ухаживать. Я против гидравлических тормозных систем, в случае их отказа, ремонт в полевых условиях достаточно сложен и требует оборудования. В туризме лучше всего подойдут механические тормоза.

На колодках не экономить. Если ставить дешёвые аналоги на ободные тормоза – то износ обода раньше времени обеспечен, плюсом страшный скрип. На свои ободные тормоза ставлю ВВВ TRISTOP. На дисковых тормозах с плохими колодками образуется канавка, ну и постараться поставить диски хотя бы 180 мм.

Покрышки

Не жалейте на них денег, ибо это может вам спасти жизнь. Хорошие покрышки не дадут вам о себе вспомнить во время похода, сэкономят кучу времени, дадут хорошую скорость. Подбор покрышек зависит от подстилающей поверхности в вашем походе. Расскажу о своих, которые ставил.

Schwalbe Smart Sam Plus Performance, ставил с антипрокольным слоем. Тяжёлые, ненакатистые, но они идеальны там, где нет асфальта — особый накат на гравийке, по каменистым тропам, грязным дорогам не нужен, тут главное проходимость — подошли идеально. Ни одного прокола, ни одной проблемы, не было соскальзывания, цепкие. Michelin Country Dry2. Накатистые, скоростные и асфальт, и грунты, но если дождь прошёл на грунтовке, берегись – не держат на уклонах, в колеях, и всякие корешки им тоже не очень.

Continental X King ProTection с технологией Black Chili Compound и усиленной защитой — дорогие, но идеальны: асфальт, грунты, всё хорошо, накат есть, проходимость есть, и очень цепкие, пожалуй это лучшие, что у меня были.

Багажник

Лучший багажник TUBUS, немецкий, стальной. Сталь прочнее алюминия, более выносливая, и как утверждает интернет, поломку можно сварить в любой деревне (есть у меня сомнения по этому поводу), алюминиевый багажник может серьёзно подвести в походе, его несомненным преимуществом, является вес, и всё. Ситуаций с поломкой алюминиевого багажника видел несколько. Если хотите надёжный багажник смотрите на стальные.

Седло

А совет, тут один – удобно должно быть, не натирать, пожалуй, и всё, главный признак хорошего седла, чем позже о нём вспоминаешь, тем лучше, если попа начинает уставать только после 50-60 км, это очень неплохое седло. Отдельно о сёдлах BROOKS, очень достойные сёдла, можно ехать и ехать. Один минус, твёрдый кончик, иногда на кочках может так поддать им, что, аж искры из глаз.

Велосумки и велобагажники

Зависит от уровня похода. Я считаю, что и велоштаны и навесные сумки имеют право на существование одновременно. Чем сложнее поход, тем больше нужны велоштаны, соответственно в тяжёлых походах, навесные велобаулы уже не прокатят, их объём ограничен, но они имеют преимущество-модульность, водонепроницаемость (у части моделей), быстросъёмность. Хорошо себя зарекомендовали велоштаны от ПИК 99, там же, кстати, и чехлы на велосипеды хорошие. А вот сумки навесные передние и задние, рекомендую ORTLIEB, очень хорошие удобные, я подробно о них уже писал. Нарульная сумка очень удобная вещь, почему-то очень мало используется в России, думаю велотуристы, со временем это исправят.

Вывод

Если нужен велосипед для похода, не обязательно покупать новый, доделывайте тот, который имеете. Сходите в походы попроще и сами почувствуете, что вам нужно. Например, купили велосипед B’TWIN в Декатлоне, поездите на нём в ПВД, потом в поход посерьёзней, а там уже можно и понять, что он выдержит или лучше новый купить.

Велотуризм. Виды и преимущества. Снаряжение и особенности

Сегодня вести здоровый образ жизни и активно отдыхать стало модно. Многие люди пересаживаются с автомобилей на велосипеды, ведь велотуризм – это прекрасный способ не только поддерживать физическую форму, но и познавать мир.

По сравнению с пешими походами путешествия на велосипеде позволяют преодолевать большие расстояния за меньшее время. Что касается автомобильных поездок, велосипед отличается большей проходимостью и меньшей затратностью.

Кроме того, езда на велосипеде укрепляет мышцы ног, помогает избавиться от лишних килограммов, тренирует сердце и сосуды, подтягивает кожу. Сегодня в нашей стране существуют даже специальные школы велотуризма, где любой может пройти курс обучения.

Преимущества

Главное, что выгодно отличает велосипедный туризм, — это непременный заряд позитива, бодрости и укрепление здоровья. Пешая ходьба быстро надоедает, занятия на тренажерах весьма утомительны, а вот крутить педали на свежем воздухе, наслаждаясь окружающим пейзажем, по нраву, пожалуй, всем.

Кроме того, велосипедная езда — это отличная кардио нагрузка, в результате которой клетки тела насыщаются кислородом. Потому другое название велотуризма — аэротерапия. Велотуризм улучшает физическую форму, бодрит, тонизирует мускулатуру, укрепляет иммунитет, вызывает аппетит. Если верить результатам научных исследований показали, у велотуристов даже повышается уровень интеллекта.

Польза велотуризма:
  • Улучшение кровообращения.
  • Укрепление сердечно-сосудистой системы.
  • Проработка мышц ягодиц и ног.
  • Снижение веса.
  • Положительные эмоции.
  • Профилактика варикоза.
  • Расслабление нервной системы, борьба со стрессом и бессонницей.
  • Рост уверенности в себе.
Виды велосипедных путешествий

Прежде, чем пополнить ряды любителей велопоходов, необходимо определиться с тем, какой вид активного велоотдыха предпочтителен. Велотуризм разнообразен, что позволяет каждому желающему найти оптимальный вариант для себя, совместить отдых и езду на велосипеде.

Классический

Его отличие от пешего турпохода состоит лишь в том, что для передвижения используется велосипед. Все остальное остается неизменным: ночевка на природе с палатками, приготовленная на костре еда. Главное его преимущество – возможность преодолевать немалые дистанции за непродолжительное время, причем снаряжение можно везти, а не тащить на спине. Это отличный вариант для отдыха в выходные с семьей или компанией друзей.

Цивилизованный велосипедный туризм

Эта разновидность пользуется особым спросом. Его отличие состоит в том, что ночевки проходят не на природе, а в комфортабельном отеле, и пища не готовится на костре, а приобретается в кафе или в магазинах. Все это позволяет путешествовать налегке, без дополнительного снаряжения: палаток, спальных мешков, посуды, продуктов для приготовления еды и т.п.

Такой велосипедный туризм называется европейским. Он подходит для тех людей, кто не может отказаться даже на время от пользования прелестями цивилизации.

Познавательные велопоходы

Самый простой и любимый многими вид туризма. Путешественники на велосипедах знакомятся с достопримечательностями, осматривают памятники истории и природы. Здесь не требуется никаких навыков или снаряжения. Можно отдыхать один день или несколько — все зависит от желания велотуриста.

Спортивный велотуризм

Это многодневные путешествия на велосипеде вместе со всем необходимым обмундированием, которые носят название велотуристического многоборья. Этот вид под силу только опытным велолюбителям. Маршруты, как правило, сложны: в них присутствуют бездорожье, лесные троп и другие труднопроходимые места. По итогам таких походов спортсмену причисляется определенная категория.

Многие предпочитают гоночный вид спортивного велотуризма. Здесь нет бездорожья, меньше снаряжения, а дистанции превышают 200 км.

Приключенческие велопоходы

Это путешествия на велосипедах по труднодоступной местности, например, по пустыне или тропическому лесу. Их организуют турфирмы для любителей экстремального отдыха. Обычно группу велосипедистов сопровождает автобус, которым можно воспользоваться в случае дождя, усталости и в других случаях.

Разновидности велосипедов

Велотуризм немыслим без хорошего велосипеда, поэтому важно выбрать его правильно, с учетом того маршрута, который планируется преодолеть.

Горный велосипед

Поездки по горам и холмам очень популярны, что связано с красотой пейзажей. И здесь необходим велосипед с высокой проходимостью, что обеспечит удобство передвижения в разных условиях.

Кроме того, горный велосипед отличают:
  • Особая форма рамы.
  • Конструкция с багажником.
  • Амортизированная вилка впереди.

Такой байк довольно универсален, его можно использовать и для езды по городу, и для спорта, и для путешествий. Однако из-за своей нестандартной конструкции такой велосипед достаточно тяжелый, что снижает его маневренность. Кроме того, в случае поломки помочь сможет только профессионал.

Шоссейно-гоночный велосипед

Подходят для езды по асфальтированным дорогам, в связи с чем оснащены тонкими шинами — трубками. У таких байков, пожалуй, самая низкая проходимость. Кроме того, они сложны в управлении, поэтому путешествовать на них без проблем под силу лишь опытным велосипедистам.

Туристический велосипед

Представляет собой усовершенствованный вариант шоссейного.

Читать еще:  Переключатель скоростей
Его преимущества:
  • Легкость передвижения по асфальтированным и грунтовым дорогам.
  • Высокая курсовая устойчивость.
  • Хорошая грузоподъемность.
  • Большое число передач (18-27).
Не лишен он и недостатков:
  • Низкая маневренность.
  • Трудности в прохождении технически сложных трасс.
Гибриды

Это современная модификация, объединяющая туристический и горный велосипеды. От горного взята геометрия рамы, количество передач и вынос руля. Диаметр колеса составляет 28 дюймов, передние оснащены амортизаторами.

Гибриды способны развивать высокую скорость и имеют хорошую проходимость. Поэтому они ориентированы на жесткие режимы движения.

Дорожный велосипед

Имеет надежную конструкцию и покрышки, широкий набор передач и отличную проходимость. Рама проста, амортизационная вилка отсутствует. Сиденье мягкое и расположено высоко, что повышает комфортность езды на нем. Такие байки предназначены для городской езды и неспешных прогулок на малые расстояния. Еще одна отличительная особенность такого велосипеда — его невысокая стоимость.

Как подготовиться к велопоходу

Велотуризм любим многими, но при неправильном подходе уже первое путешествие может отбить желание заниматься этим дальше. Поэтому важно как следует подготовиться, продумать маршрут, подобрать снаряжение и пр. Немаловажен и соответствующий психологический настрой.

Вот несколько рекомендаций о том, как настроиться на поездку:
  • Велотуризм предполагает определенные физические усилия: крутить педали придется самому по любой дороге и при любых погодных условиях. К этому нужно быть эмоционально готовым, поскольку в дороге времени на раздумья уже не будет.
  • Для того, чтобы в поездке не было скучно или неуютно в одиночестве, лучше отправляться в велопоход с семьей или в компании единомышленников.
  • На сложном участке маршрута не следует напрягаться. Лучше расслабиться, снизить темп и полюбоваться пейзажем.
  • В дороге могут возникать неопределенности, всего спланировать нельзя. Любой туризм интересен именно такими нештатными ситуациями. Необходимо настроиться на встречу с ними и запастись оптимизмом.
  • Не следует превозмогаться, ведь велотуризм — прежде всего приятный отдых. Почувствовав усталость, лучше сойти с дистанции, поесть в ближайшем кафе. Необязательно спать в лесу в палатке, если такой отдых непривычен и не доставляет ничего, кроме дискомфорта. Лучше отдохнуть в гостинице на мягкой кровати.
  • Свои возможности и опыт нужно оценивать адекватно. Розовые очки способны навредить, но и недооценивать себя нельзя. При определенной доле уверенности в своих силах можно добиться поразительных результатов. А добавить такой уверенности поможет хорошая физическая подготовка. Поэтому перед длительным путешествием можно немного поупражняться на малых дистанциях.
Полезное снаряжение

  • Специальный рюкзак. Необходим для распределения груза и его перемещения посредством велосипеда. Для рюкзака необходим чехол, защищающий его от дождя и грязи. Для этих же целей используются специальные крылья.
  • Багажник, монтированный на велосипед. Наиболее легкими являются алюминиевые багажники, но если нужна прочность, лучше выбрать стальной.
  • Для многодневного путешествия пригодится сумка на руль. В нее кладут самое необходимое, чтобы каждый раз не останавливаться в дороге.
  • Желающие знать пройденное расстояние и скорость движения могут приобрести велокомпьютер.
  • Ночью велосипедисту необходима фара на руль и мигалка сзади, которая делает велосипед заметным на трассе для других возможных участников движения.
  • Для того, чтобы припарковать велосипед у кафе или магазина, понадобится велосипедный замок — он убережет от кражи транспортного средства.
  • Контактные педали помогут надежно закрепить ногу. Это, в свою очередь, позволит не слишком напрягаться, выполняя вращательные движения. Такие аксессуары лучше использовать совместно с велосипедной обувью.

Велотуризм позволяет каждому выбрать подходящий для себя вариант отдыха и необходимого снаряжения, который принесет максимум пользы и удовольствия. Можно попробовать каждый из видов и выбрать тот, что больше по душе, ведь все их объединяет одно — желание путешествовать.

Велосипедный туризм от А до Я

12 минут Автор: Михаил Скворцов 263

Для современного жителя велосипед является настоящим подарком: это самое надежное транспортное средство, когда-либо изобретенное человеком. Всего лишь на 20-25% увеличивая вес тела человека, он позволяет увеличить скорость передвижения как минимум вдвое в таком же спокойном темпе.

Велосипед позволяет поддерживать физическую форму, он мобилен и при случае байк можно вручную переносить через ручьи, его можно положить в надувную резиновую лодку и перевезти через реку, а потом лодку положить в рюкзак и снова путешествовать по суше. Кроме того, велосипед можно даже навьючить себе на спину и преодолеть обрывистый склон и каменистую осыпь. Все эти преимущества способствовали тому, что велосипедный туризм стал не только средством отдыха, но для некоторых стал и образом жизни.

Велосипедный туризм настолько демократичный вид здорового времяпрепровождения, что можно выбрать как семейный маршрут выходного дня в городском парке, так и настоящий многодневный поход, после прохождения которого можно получить настоящую категорию.

Каким бывает велосипедный туризм

Российская Федерация во многом уступает экономически развитым государствам. Но в чем ей нет равных во всем мире, так это красота природных богатств, которые сосредоточены на одной седьмой части всей суши. В России одновременно может существовать и знойный день под пальмами и магнолиями и одновременно – снежная ночная вьюга за Полярным кругом. Поэтому к такому явлению, как велосипедный туризм, должно быть проявлено особое внимание, поскольку существуют разные виды этого увлечения.

Классический велотуризм

С него лучше всего начинать. Это, как правило, неторопливая поездка в дружеской компании куда-нибудь за город, на природу, на шашлыки у костра, с палатками, как правило, на 2-3 дня, не больше. Смело можно считать такой маршрут удвоенным или утроенным походом выходного дня с ночёвкой на природе.

Экстремальный велотуризм

Не так страшен чёрт, как его малюют. Слово «экстремальный» здесь применяется в значении «побывать в не слишком заезженных местах». Для такого продвинутого туризма можно использовать горные велосипеды, например, Merida и GT. Иногда целью подобного занятия является борьба с препятствиями, и, изрядно выпачкавшись в грязи, затратив массу сил, но очень довольные, байкеры-экстремалы спокойно останавливаются на ночь в комфортабельной гостинице. Вторая часть туристов желает полностью «слиться» с природой, в таком случае место ночлега обычно бывает очень похоже на самые красивые и желанные обои для рабочего стола.

Цивилизованный велотуризм

Этот вид туризма хорош тем, что для участия в нём можно легко пригласить понравившуюся девушку. Как известно, большинство девушек с не очень большим энтузиазмом узнают о том, что в походе придется обойтись без душа, если только не встретится по пути речка. При цивилизованном туризме перерывы для ночлега запланированы в гостиницах, а средний пробег за сутки не превосходит 50-60 км.

Плюсы очевидны: не нужно таскать палатку, топорик или ножовку, чтобы заготовить дрова, котелок, коврик. Поклажа существенно уменьшается. Запас пищи тоже не очень большой. Кроме того, каждый вечер – свежая постель, хороший ужин, который в «цивилизованном месте» кажется еще вкуснее.

Минусами является постоянная неуверенность в наличии свободных мест в гостинице с разработкой «запасного варианта», а иногда и двух, и, конечно, большая затратность по сравнению со «спартанскими условиями», когда ночуют в палатке.

Серьезный туризм: покоряем «категории сложности»

Для тех, кто решил, что велотуризм – это серьезно, тоже нет никаких преград. Современная система категорирования велосипедных маршрутов достаточно гибкая и демократичная. Существуют 6 категорий сложности, которые подразделяются по суточному и суммарному пробегу, набору высоты за сутки, количеству дней пути, а также по преодолению особых препятствий: водных преград, каменистых осыпей, участков бурелома и прочих.

Для прохождения маршрута первой категории сложности не требуется специальных допусков: могут присутствовать все желающие. Велосипеды для туризма тоже никак не регламентируются: катайтесь, на чём хотите. Для прохождения маршрута достаточно в течение одной недели делать по 50 км в день, возможно, даже по шоссе без всяких препятствий. Один день (чаще в середине недели) дается на отдых и на совершение радиальных маршрутов всеми желающими.

Что касается высших категорий сложности, то за поход нужно набрать не менее 800 км пробега, но количество километров в день даже меньше: 40. Другое дело, что из этого количества 500 км должно пролагаться по труднопроходимой местности, где твердая тропинка – большая удача.

Как выбрать байк для туризма

Велосипед для туризма выбрать совсем не просто. Если кто-то рекомендует дорожный байк, то нужно иметь в виду, что в таком случае придется дышать выхлопом на обочинах шоссе по той причине, что дорожные велосипеды созданы для поездок с прямой спиной и отсутствием распределения веса на руки. Это значит, что вне дорог с гравийным покрытием и на пересеченной местности при езде под уклон он уязвим. Кроме того, как правило, именно потому, что дорожный велосипед используется для прогулки по парку и для поездки на дачу за молоком, он или не имеет вообще передач, или имеет их недостаточное количество, как в случае с Ашан-байками.

Велосипед для велотуризма должен обладать следующими качествами:

  • Быть надежным, при техобслуживании узлов должен подходить универсальный инструмент, сталь, которая идет для гаек и болтов должна быть настоящей, инструментальной, твердой, а не китайской, мягкой. В противном случае можно посреди природы оказаться в ситуации, когда руль торчит не «рогами вверх», а «рогами вниз». А закрепить его в кронштейне никак невозможно, так как гайка из шестигранника превратилась в цилиндр. Прежде чем выбирать себе и друзьям велосипеды для туризма, поищите о производителе отзывы на сайтах.
  • Иметь крепкую и легкую раму, желательно алюминиевую, идеальный вариант – с пожизненной гарантией, как у велосипедов GT, которая позволяет поднять достаточный вес, кроме хозяина байка.
  • Однозначно нельзя сказать, каков должен быть лучший велосипед. Ясно, что он должен обладать значительной грузоподъемностью и иметь места для помещения объемного велосипедного рюкзака, лучше по классической схеме компоновки, при которой максимальная масса находится сзади и внизу. Она может достигать 20 – 25 кг.
  • Такой байк должен иметь сильную переднюю вилку с воздушным и гидравлическим амортизатором.

Существует понятие «экспедиционного велосипеда». Это гибрид между дорожным байком и горным велосипедом, который имеет более широкие покрышки, грузоподъемность, и при этом хорошую проходимость горного велосипеда. Выбрать велосипед такого класса в нашей стране почти невозможно. Они производятся в основном в Европе и США небольшими партиями.

Читать еще:  Подобрать раму велосипеда по росту

Необходимый минимум снаряжения и экипировка

Все велосипеды для туризма могут поднять столько вещей, сколько могут потянуть его владельцы. В конце концов, источником байка является мускульная сила велосипедиста. Классическое снаряжение для велотуризма (предполагается полная автономная ночевка на открытой местности при передвижении в одиночку) включает набор следующих предметов:

Палатка. Именно наличие палатки придает уверенность при наступлении сумерек: как-никак, свой дом всегда рядом. Старайтесь приобрести лёгкую, непромокаемую и прочно крепящуюся палатку.

Несколько квадратных метров полиэтиленовой ткани с уголками, подшитыми «кармашками». В случае сильного дождя сверху можно накрыть палатку, положив в уголки камни, чтобы импровизированный тент не унесло. Если у вас куплена легкая палатка, то это нужно сделать обязательно. Она может быстрее промокнуть.

Спальник. Хороший спальный мешок обязательно имеет маркировку нижней температуры, которая различается для мужчин и женщин в силу разного строения репродуктивной системы.

Пенка, или каремат. Представляет собой мягкий полиуретановый коврик из вспененной пластмассы, который сохраняет тепло. Его используют в качестве матраса под спальным мешком. Но некоторые очень любят возить с собой легкий надувной матрас, на котором с большим комфортом можно выспаться. Кроме того, если палатка для велотуризма по ошибке установлена в низине, то сон на возвышенном надувном коврике может помочь проснуться сухим, если в палатку попала вода.

Герметичный мешок. В нем нужно хранить примус, деньги, документы, средства связи и смену теплого белья, а также спички.

В том случае, если вы забрались очень далеко, то всегда имейте бумажную карту местности, компас и механические или кварцевые часы. В этом случае гораздо легче найти правильное направление, а велотуризм предоставляет лучшие скоростные возможности.

Медицинская аптечка. В ней всегда должны быть нитроглицерин для купирования сердечной боли, средства от диареи, стерильный бинт и антисептики при травмах, жгут, препараты от гриппа и лихорадки. Можно добавить капли альбуцида (конъюнктивит при попадании пыли в глаза), йодантипирин при укусе клеща (средство профилактики энцефалита), спазмолитики (Но-Шпа).

Важно иметь средства от аллергии (Супрастин, Диазолин), трубчатый бинт и стерильные салфетки. Можно иметь кровоостанавливающую гемостатическую губку, а также порошок стрептоцида для присыпки ран. Велотуризм иногда чреват падениями.

Не лишней будет упаковка активированного угля на случай отравления, а также упаковка регидрона (в случае потери электролитов при развитии рвоты и поноса при отравлении). В довершение всего можно положить назальный спрей для купирования насморка, а также сосательные леденцы при боли в горле. Из средств гигиены очень нужна детская присыпка или тальк для потертостей, крем от солнца, гигиеническая помада для губ. Можно иметь влажные салфетки для умывания и жидкий шампунь.

В этот перечень не вошли всегда возимые с собой в обязательном порядке насос, камера, ремонтный набор (монтажки, велоаптечка, ключи, средство для смазывания цепи и другие «мелочи»).

Особняком стоит светодиодный налобный фонарь, примитивный сотовый телефон без наворотов, который держит заряд не менее недели. Хорошие аппараты становятся бесполезными, если три дня нет доступа к розетке. В том случае, если посчастливится поставить динамо-колесо, источник зарядки будет всегда у вас на руле в виде USB-разъема. Такие велосипеды для туризма не продаются, но можно их модифицировать.

Также нужна туалетная бумага и рулон пакетов для мусора. Нужно помнить, что люди не свиньи.

Одежда и обувь

Велосипеды для туризма, кроме вышеперечисленного, как правило, везут на себе запас одежды. Одежда и обувь, в зависимости от сезона, планируется следующая:

  • Кроссовки, лучше из натуральной кожи, шлепанцы, шерстяные носки и две пары хлопчатобумажных.
  • Велосипедный шлем и подшлемник приветствуются любителями довольно агрессивной езды, а также при наличии затяжных спусков на пересеченной местности. Степенным и пожилым велотуристам шлем и подшлемник, как правило, не требуется. Велосипеды для туризма в этой возрастной категории, как правило, не предназначены для прыжков.
  • Велоперчатки с гелевыми вставками очень желательны.
  • Пара термобелья, дождевик. Велотуризм в сыром виде – не очень приятное занятие.
  • Хорошо иметь легкую вязаную шапочку – «менингитку». Даже летом рано утром в горах могут мерзнуть уши, а при затяжных спусках можно «доездиться» до отита и даже менингита.
  • Куртка. Главная одежда. Выбирайте куртку, которая хорошо впитывает пот, является легкой, теплой и хорошо заметной водителям транспорта. Хорошо нашить на нее узор из светоотражающей ленты.

Из кухонных принадлежностей всегда имейте КЛМН: кружка, ложка, миска, нож. Нож лучше иметь в чехле, а кружку для удобства взять с двойными стенками. Они хорошо сохраняют тепло.

Если путешествуете в группе, может потребоваться газовая горелка, так как не везде разрешается разводить костры. В России лучше иметь ножовку или топорик, котелок и спички. Спички нужно обмакнуть в расплавленный парафин, и они никогда не отсыреют. Для верности хорошего розжига можно взять несколько таблеток сухого горючего.

Моток алюминиевой проволоки. Может понадобиться где угодно, но чаще всего – для подвешивания котелка над костром.

Не забудьте емкость для воды (5-литровую пластиковую бутылку), а также ухватку для горячего котелка и консервный нож.

В том случае, если остаются вскрытые консервные банки, то прежде, чем их закопать, нужно бросить их в костер. Слой олова выгорает, это помогает банкам очень быстро разложиться в земле.

Мы охватили в этом обзоре почти все необходимые вещи, которые должны нести на себе велосипеды для туризма, кроме самих байкеров.

Чек-лист. Список вещей, которые следует взять с собой в велопоход.

Забирайте себе и кидайте ссылку другу =)

Начнем с минимального списка необходимых вещей, который потребуется в любом походе. Например, в двух или трехдневном ПВД:

1) Исправный велосипед. Да уж, какой там велопоход без велосипеда? Но на старом ржавом корыте, которое вы достали с антресоли после 15-летнего хранения, мало удовольствия будет катить даже по периметру ближайшего парка.

Велосипед должен прежде всего быть пригоден для велопоходов , иметь необходимое оборудование , должен быть подходящего размера и полностью исправен. А именно: работают все тормоза, работают все переключатели скоростей, накачены колеса, смазана цепь, крутится руль, колеса, педали и шатуны. Идеально — делать перед походом сезонный (минимум два раза в год) полный технический осмотр и ремонт, минимум — обновление смазки в трущихся деталях.

2) Ремкомплект . Минимум — запасная камера (или заплатки и клей), насос, монтажки, набор шестигранников или мультитул. Идеально, если у вас есть специальная сумочка/контейнер/чехольчик, в котором все это лежит вместе. Тогда не придется все время сверяться со списком.

3) Багажник и велосумки . Все то, что спасет вашу спину от воздействия тяжести снаряжения.

4) Палатка или место в палатке. Очень часто туристы кооперируются между собой и делят общее снаряжение на двоих, троих и тд. и тп.

6) Коврик , пенка, каремат.

7) Индивидуальная посуда (КЛМН): кружка, ложка, миска, нож. Зачастую чтобы не таскать или не возить лишние граммы (а то и килограммы) на группу берется один нож и групповой набор кастрюль (канов или котелков).

Если идете в поход один — добавляйте набор кастрюлек , горелку (необязательно, можно готовить на костре) и топливо к ней (газ, бензин). Средство розжига в непромокаемом чехле (спички, зажигалка и т.п.), зачастую даже у горелок отказывают пьезоэлементы.

8) Средства личной гигиены (зубная щетка, паста, полотенце, салфетки, мыло, шампунь, гель, туалетная бумага и тд. и тп.) и личные лекарства , не входящие в групповую аптечку.

9) Телефон (минимум для экстренной связи и выкладывания фоточек в соцсети ). Хорошо, когда в телефон загружены карты района похода или когда в телефоне есть навигатор. Заодно стоит проверить баланс и тарифы роуминга (если едете за границу).

10) Сменная одежда. Это может быть комплект одежды для сна, сменные носки, футболки, шорты, штаны, утепленный комплект одежды и тп.

11) Передний и задние фонари для передвижения в темное время суток.

12) Велозамок для сохранности велосипедов на отдыхе или при отлучении от велосипеда.

13) Деньги или пластиковую карточку с положительным балансом средств, достаточных для «экстренной» эвакуации с маршрута (на такси, поезд, самолет и тд.тп.)

В случае непогоды следует взять с собой:

14) Дождевик и головной убор («ВВЗ» — ветро- и влагозащита). Лучше всего если это будет куртка с капюшоном и штаны. Бахилы и/или гамаши.

15) Неопреновые носки или дополнительная пара носок.

16) Запасные перчатки , если отправляетесь в путешествие в холодное время года.

17) Термобелье или запасной комплект термобелья (особенно актуально для отрицательных температур путешествия)

18) Дождевик или штормовку на сумки для велосипеда.

19) Чехол для пенки /коврика. Если он фиксируется снаружи, вне сумок.

20) Гермомешки для оберегания одежды от влаги.

21) Мусорные пакеты . В экстренной ситуации можно использовать как защиту для снаряжения от дождя, так и для спасения сухости ног.

В случае продолжительного велопохода (более 3 дней):

22 Полный ремкомплект и некоторые запасные части велосипеда (например, петух, несколько спиц, смазку для цепи и тд и тп)

23) Иголка, нитки

24) Запасные аккумуляторы (powerbank`и или батарейки) для телефонов, фонарей и навигаторов.

25) Зарядные устройства к ним (вилку и провода).

26) Компас и карты , если понимаете что телефоном и навигатором пользоваться будет невозможно.

27) Запас продуктов и воды на автономную часть походов. Крупы, консервы, сахар, соль, чай. Особо отмороженные туристы делают запасы сублимированных продуктов.

28) Фильтр для воды , для подготовки питьевой воды

Дополнительные вещи , которые иногда стоит взять с собой: скотч, армированный скотч, изоленту, веревку, фонарик или налобный фонарик (если телефон сел или часто бываете в пути по ночам)

PS. И не забывайте при перевозке велосипеда в поездах или самолетах использовать велочехол.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×
×
×