Вилка пружинно масляная
Велосипедная масляно пружинная вилка: принцип действия, обслуживание и ремонт
При покупке обычного горного велосипеда на нем установлена вилка масляно-пружинная, но обычно она посредственного качества. Если велосипед будет использоваться для спортивных соревнований и заездов ее стоит заменить. Нужно знать нюансы при покупке передней амортизирующей вилки.
Вилка масляно пружинная – описание
Вилка – это одна из важнейших частей после рамы на горном велосипеде. Именно она отвечает за комфорт и возможность прохождения по неровностям и ухабистым поверхностям.
Всего амортизирующих вилок существует 5 видов:
- пружинные;
- воздушные;
- мясляно-воздушные;
- пружинно-эластомерные;
- масляно-пружинные.
Принцип действия
Принцип работы масляно-пружинной вилки заключается в сбережении поступающей энергии при наезде колесом на выбоину или какую-либо неровность:
- Производится путем сжимания пружины внутри вилки во время столкновения с поверхностью трассы или неровной местности.
- После того, как пружина сжалась, она также резко разжимается, что создает дополнительную нагрузку для велосипедиста и ухудшает передвижение.
- По этой причине во всех масляно-пружинных вилках установлен демпфер, он делает разжимание пружины более плавным за счет специализированного масляного состава хранящегося в клапанах.
- Через отверстия в демпфере масло перетекает непосредственно к пружине и замедляет ее действие при отталкивании.
Правильно отрегулированная масляно-пружинная вилка существенно улучшит комфорт велосипедиста при прохождении сложных участков. Она должна работать постоянно на так званом «отжиме», то есть не очень медленно.
Поскольку при наезде велосипеда на несколько поочередных выбоин, вилка не успеет разжаться. В связи с чем появляется возможность возникновения поломки. При этом амортизирующие свойства будут ухудшаться либо придется полностью заменять данный механизм.
Масло для замедления действия пружины находятся в специальных клапанах (картриджах), они бывают двух типов:
Открытый картридж расположен в штанах амортизирующей вилки и смазывает все внутренние составляющие, от чего не требует постоянной разборки и ухода за деталями.
Зимой можно заменить масло внутри картриджа на зимнее. Имеет тонкую регулировку работы пружины, вилка с таким клапаном характеризуется мягкой и плавной работой.
Закрытый картридж находится в ноге амортизирующей вилки и в него не может попасть грязь, пыль либо другой мусор. Поэтому нарушения работы в такой вилке куда ниже в соотношении с ее аналогом, но за ней придется тщательнее следить.
Достоинства и недостатки
У пружинно-масляных вилок есть как положительные, так и негативные стороны.
Из плюсов стоит отметить:
- улучшение управляемости на ухабистых трассах и поверхностях;
- уменьшение нагрузки на руки велосипедиста при езде;
- снижения нагрузки поступающей на основные узлы велосипеда;
- улучшение скоростных показателей при преодолении неровной местности;
- велосипед не теряет сцепление с трассой даже на буграх и ямках.
Минусы также существуют:
- наибольший вес в сравнении с аналогами (может сыграть существенную роль в некоторых заездах);
- при езде по ровной местности необходимо прикладывать больше усилий для разгона (на современных, дорогих вилках есть ручка позволяющая переключать режимы, что убирает этот недостаток).
Обслуживание и ремонт масляно пружинных вилок
Масляно-пружинная вилка состоит из компонентов:
- рулевая трубка;
- регулировочные клапаны (только на современных и более дорогих вилках);
- корона;
- бустер;
- внутренние трубки;
- крепление для тормозов (дисковых либо ободных);
- ноги вилки (штаны);
- кронштейн.
Все вышеперечисленные компоненты требуют обслуживания, ремонта либо замены. Вне зависимости от вида вилки следует постоянно держать ее ноги (штаны) в чистоте.
Для этого после каждого заезда следует протирать их какой-либо сухой тряпкой, особенное внимание нужно уделить пыльникам. Также механизм требует своевременной смазки, для этого вилку нужно предварительно разобрать.
Отзывы велосипедистов
Игорь, 26 лет
Мария, 24 года
Женя, 31 год
Даниил, 28 лет
Михаил, 23 года
Если готовить велосипед к соревнованиям в экстремальной среде, первая вещь, о которой стоит задуматься – это амортизированная вилка. Именно от нее будет зависеть комфорт, устойчивость и управляемость на сложных участках трассы.
Разновидности передних вилок для велосипеда и их настройка
9 минут Автор: Михаил Скворцов 81
Функция у передней вилки велосипеда де-факто одна, это поглощение неровностей дороги от мелких дефектов асфальта до бортиков и ступенек при прыжках. Конечно, это не относится к фиксированным вилкам, знакомым нам с детства по советским велосипедам и нынешним шоссейным моделям, но они особого внимания к себе не требуют.
Вилка – вторая по важности деталь после рамы и по цене, и по стоимости, и по весу. От качества вилки зависит, насколько удобным будет катание. Важны не только амортизационные свойства, но и гибкость настроек, соответствие типа и класса стилю катания. Например, жёсткая пружинная вилка отлично подходит для катания в городе, но кратковременный выезд в лес может оказаться фатальным и для механики, и для велосипедиста.
Основные детали
Условно переднюю вилку можно разделить на четыре составляющих блока:
- амортизатор – часть, принимающая на себя основную нагрузку по амортизации неровностей и хода велосипеда, в части моделей это пружина, в другой – герметичная камера;
- демпфер – амортизация мелких неровностей, которые должны быть отработаны быстро;
- корпус – то, что несёт основную нагрузку: рулевая труба, внутренние трубы (шатуны), корона,соединяющая рулевую и внутренние трубы, ноги (нижний амортизационный блок, в который входят шатуны), горилла (перемычка, соединяющая ноги);
- фурнитура – переключатели и настройки на короне, ногах, набор креплений для оси колеса и тормозов, пыльники и манжеты для защиты механизмов.
Названия частей передней вилки велосипеда
Данная структура немного изменяется в нестандартных компоновках вилки. Например, перевёрнутые передние вилки имеют шатуны, направленные вниз, и такая структура позволяет амортизировать больше мелких неровностей, но увеличивает вес и время на обслуживание — такой механизм быстрее загрязняется.
Классификации
Основное деление — это фиксированные и амортизационные вилки, все дальнейшие классификации будут относиться ко вторым, так как жёсткие фиксированные механизмы предельно просты и вопросов не вызывают.
Типы вилок
Пружинные
Базовый уровень амортизационных вилок. Ставятся на дешёвые модели велосипедов, и в рознице продаются по остаточному принципу. Они обычно используются в качестве запасных частей для ремонты. Из-за своей конструкции не выполняют роли демпфера, пропуская мелкие неровности в полном объёме.
В основе такой вилки — обычная пружина, закрытая в шатуне под резиновой или иной защитой. Обычно собирается достаточно грубо и в процессе эксплуатации портится от попадающей грязи. Возможности для обслуживания невелики — обычно только замена самой пружины. Настроек тоже не бывает, только блокировки.
Рекомендуется для начального уровня или в ситуациях, когда другие варианты недоступны по финансовым или иным причинам.
Пружинно-эластомерные
Механикой не отличаются от предыдущих, но вместо пружины используется полимерный стержень, выполняющий функцию демпфера. К сожалению, всё зависит от свойств материала, но обычно они далеки от совершенства. Амортизационная функция ненамного заменяется демпферной, сохраняя общий низкий комфорт от использования вилки.
Пружинные и эластомерные передние вилки не рекомендуются для использования зимой, так как деградация свойств на низких температурах слишком сильна.
Воздушные
Конструкция с исключительно воздушной амортизацией очень выгодна и в плане стоимости, и в плане обслуживания. Сжатый воздух, накачиваемый насосом в герметичную камеру, работает и как амортизатор, и как очень хороший демпфер. Катание очень комфортное, сравнимое со многими более дорогими конструкциями, но в случае покупки горного велосипеда стоит выбирать более выносливый механизм.
Минус воздушных — подготовка и срок эксплуатации. Настройка производится только давлением в камере, поскольку она достаточно узка, подкачивать приходится очень часто, да и общий срок службы такого механизма, особенно при агрессивном катании, невелик.
Масляно-воздушные
В масляно-воздушных вилках функции амортизатора и демпфера разделяются между воздушной камерой и масляным картриджем. Если поведение воздушной «пружины» понятно и аналогично воздушной вилке, то от масляного блока зависит очень многое. Основной выбор идёт по строению картриджа и марке масла.
Такой тип конструкции отлично подходит для кросс-кантри и постоянного катания, но пасует при больших нагрузках на горных спусках. Кроме того, срок службы ожидаемо ниже, чем у пружинных механизмов.
Масляно-пружинные
Признанный профессиональный тип передней вилки — устройство, сочетающее масляный картридж и стальную пружину. Именно такие вилки стоят на лучших спортивных велосипедах, но, в зависимости от стоимости, масляно-пружинные конструкции заменяются на масляно-воздушные.
Обычно возможности для настройки ниже, чем у воздушных, но пружина, особенно из современных материалов, позволяет работать очень долго и с требуемой жёсткостью.
И масло, и амортизационные пружины прошли огромный путь совершенствования и вместе дают наилучшее спортивное сочетание. На текущий момент возможных конкурентов велосипедная индустрия этой комбинации предложить не может.
Настройка
Набор настроек зависит от типа и производителя. Рассмотрим все возможные. Единого типа переключателей так и не выработано, потому настраивать каждую переднюю вилку придётся по инструкции производителя.
LockOut – блокировка хода
Блокировка есть практически на любой вилке. Этот переключатель используется чаще всего не при подготовке, а в процессе катания, например, перед горкой или скоростным участком на асфальте. Злоупотреблять функцией не стоит. Значительно сэкономив силы, легко получить серьёзный удар по рукам на малейшей кочке и сломать при этом переключатель. Кроме того, для велосипеда такой ход тоже не сулит ничего хорошего.
Preload – предварительная нагрузка
Предварительная нагрузка обычно настраивается внешним переключателем, но бывает (на самых дешёвых и самых дорогих моделях) — простой заменой пружин. Влияет на амортизацию, а конкретно — на реальную жёсткость пружины, путём её докручивания. В спортивных комплектах при настройке заменой пружины различный уровень жёсткости отмечается цветом.
Compression & Rebound – скорость сжатия и возврата
Настройка встречается у вилок хорошего уровня. Отвечает за скорость возврата и сопротивление сжатию переключатель обычно с двух сторон — на ногах. Чаще всего регулируется именно возврат — для прыжков и даунхилла помедленнее, чтобы не вылетала быстрее, для катания побыстрее, дабы не терялось сцепление, и энергия педалирования не уходила в перекос рамы.
Extension control – длина хода
Расширенный вариант блокировки — добавляются несколько позиций, фиксирующих уход по определённой длине. Например, на уровне 100 мм при максимальном ходе в 150 мм для прямых участков вместо прыжков. Риски использования таких переключателей аналогичны блокированию. При активной нагрузке переключатель можно сломать. В любом случае, настройка востребована достаточно мало, поэтому она встречается только на единичных моделях.
Обслуживание вилки
Снимаем
Снять переднюю вилку несложно.Есть всего два типа крепления:
Безрезьбовые — сейчас де-факто стандарт, который поддерживают все производители. Вынос руля держит верхний подшипник, якорь (расширяющаяся трубка), закреплённый выносом, входит в рулевую трубу вилки и закрепляется двумя винтами. Собственно, для снятия достаточно раскрутить два винта, и вся сборка практически не разбалтывается при использовании.
Резьбовые — знакомые по старым и детским велосипедам механизмы, верхний подшипник зажимается с помощью гайки, конуса, шайбы с усиком и контргайки. Снимать ещё легче, но и зафиксировать надолго сложно, особенно при больших нагрузках — быстро появляется люфт.
Чистим
Все пыльники, кожухи и поверхности труб, которые работают во время движения, должны быть чистыми, потому постоянно проверяем их и приводим в порядок. Грязь на изоляции постепенно приводит к повреждениям, а через них уже начинается загрязнение внутреннего механизма с последующей поломкой.
При чистке важно заметить следующее: если в механизме вилки используется масло, оно ни в коем случае не должно оказываться снаружи. Если заметны подтёки масла, переднюю вилку срочно требуется ремонтировать. Дальнейшая эксплуатация, скорее всего, приведёт к поломке и полной замене.
Меняем
Замене подлежит три составляющих.
Во-первых, это масло. Смена сезона, стиля катания, любой ремонт и большая часть перенастроек — повод для смены масла. Масло рекомендуется подбирать фирменное, от производителя. Например, Marzocchi поставляют в Россию достаточно хорошо. В крупных городах приобрести его не составляет проблем. Тем не менее, вполне годится, хотя и не так хорошо, более вязкое масло для амортизаторов мотоциклов. Оно точно есть в любом регионе.
Во-вторых, это пружины. При активном катании, трюках, даунхилле пружины всё равно теряют свои свойства, их требуется менять. В зависимости от типа конструкции — замена от элементарной до «лабораторной» – здесь следует ориентироваться на рекомендации и инструкции от производителя.
Третьим элементом для «замены» является воздух. Подкачивать масляно-воздушные и воздушные вилки придётся немного реже, чем камеры. Благо, нет ничего сложного, главное — контролировать давление и знать, что делаешь.
Заключение
Передняя вилка — одна из важнейших деталей велосипеда. Надеюсь, изложенная информация поможет грамотно выбрать, настроить и обслуживать этот непростой агрегат.
Правильно выбираем хорошую амортизационную вилку
Каждый хозяин горного велосипеда знает, что передний амортизатор одна из важных составляющих, комфортной и безопасной езды. Выбор вилки обеспечивается не только её механическими свойствами, быстрым сжимание и медленным разжиманием – демпфером, позволяющим остаться в седле, но так же качеством материалов, производителем и безусловно, внешним видом. Каждый велосипедист – по своему, уникален. А это значит, что его подход индивидуален, и та вилка, которую установили на заводе, далеко не отвечает поставленным ей требованиям. Чтобы выбрать правильную, подходящую именно вам вилку, стоит ознакомиться с различиями в видах и способах работы современных амортизационных вилок.
Нужная ли хорошая вилка? – Да!
С опытом приходит понимание, что при высоких скоростях и нагрузках, от амортизаторной вилки зависит так же много, как и от самого велосипедиста и экономить на этом нельзя! Онемевшие, отбитые ладони рук, постоянная боль в шее и плечах, для тех, кому не повезло все еще хуже, поломка вилки на ходу, со всеми вытекающими травмами, как для ездока, так и байка.
Грамотно подобранная вилка, обеспечит не только хорошую работу велосипеда, но и увеличит безопасность движения по ухабам, ведь постоянное сцепление переднего колеса с грунтом, повышает управляемость и маневренность, сводя практически на нет шансы, оказаться на земле.
Передняя туристическая вилка, прежде всего, должна быть комфортной, хорошо преодолевать мелкие неровности, не проскакивая на крупных. Вилка для спортивного стиля, наоборот должна не распылять энергию при раскачивании на мелких препятствиях, оставаясь жестковатой. Стоит обратить внимание на модели с возможностью регулировок и блокировки. Такие функции позволять хорошо работать велосипеду 365 дней в году.Запомните, хорошая вилка – легкая вилка, не больше 2 кг. Материал должен быть прочным и жестким, выдерживающий любой вес велосипедиста. Детали к вилке не должны быть труднодоступными и дорогостоящими. А сам амортизатор не требовать частой переборки.
Типы амортизационных вилок
1) Пружинные вилки
Довольно дешевый тип вилок. Отличается не очень хорошими качествами, практически не гасит колебаний, и довольно часто ломается. Идеальный вариант для начинающих малышей и катания во дворе дома.
2) Пружинно-эластомерные вилки
Отличный выбор для небольших прогулок в пределах города. Более продвинутая вилка, по сравнению с пружинными. Амортизация в таких вилках происходит по принципу сжатия эластомера, который благодаря этому, увеличивается в размерах, затормаживая движение пружины. Эластомер представляет собой мягкий пластик, свойства которого схожи на твердую резину.
Из минусов можно выделить:
– При отсутствии смазки на трущихся частях вилки кроме временного небольшого количества тефлоновой густой смазки на эластомере. Быстро приходят в негодность.
– Даже при большом желании сделать длинноходную вилку не получится.
-Из-за особенностей сопротивления демпфера, на ухабах значительно падает уровень комфорта и как следствие безопасности.
– При высоких скоростях данный тип вилки довольно жестковат, что так же приводит к потере комфорта при отскоках.
– Так как эластомер изготовлен из пластика, а тефлоновая смазка не долговечна, через непродолжительное время детали начинают изнашиваться. В итоге приводя к поломкам и клину вилки.
3) Воздушные вилки
Эти вилки идеально подходят для любителей стиля кросс-кантри и различных марафонов. Что объясняется их малым весом. Преимущество так же заключается в строении рычажной системы, которая позволяет практически не обращать внимания на мелкие неровности, при раскачке и торможении. Если Вы любите кататься в свое удовольствие это то, что вам нужно. Но вот, для более агрессивных действий этот тип вилок – слабоват. Так же внутренние элементы требуют должного ухода со стороны велосипедиста. Если у вас полетели сальники, не стоит затягивать с их заменой, т.к. это может привести к неприятным поломкам.
4) Масляно-воздушные вилки
По словам многих велосипедистов, являются одними из самых долговечных. Принцип работы довольно прост, вместо пружины воздух, а гасительный элемент – масляный картридж. Такой принцип амортизации позволяет эффективно разделить усилия сопротивления при сжатии и отскоке вилки, сделать их независимыми друг от друга, а так же обеспечить их индивидуальную регулировку. Приятным бонусом является отсутствие чувствительности к перепадам температуры. Как и воздушные вилки, требует довольно много внимания в обслуживании и контроля давления масла.
5) Масляно-пружинные вилки
Качественная амортизация устанавливаемая на лучшие велосипеды мира. Да, довольно дорого, но данный тип вилок отработает эти деньги с процентами. Принцип работы простой демпфер – заправленный маслом картридж, а пружина сделана из прочной стали. Эти вилки ценят за их неприхотливость и за то что они подходят практически для любого стиля катания. Немного уступают масляно-воздушным по количеству настроек. Масло — отличный демпфер, который сам обладает смазывающими свойствами, что существенно упрощает обслуживание.
Регулировка вилки
Еще один важный момент, который стоило бы прояснить. Цена на передние вилки может отличаться, исходя не только из её механических характеристик, но и из-за количества производимых настроек. Чем больше возможность индивидуальной регулировки, тем более сложная конструкция самой вилки. Если Вы не привередливы или не хотите особо заморачиваться хватит и пары стандартных настроек. Но если Вы профессионал, любого из стилей, для Вас это принципиально важно. Мечта каждого осуществима, теперь можно изменять поведение вилки в зависимости от трассы, причем делая это прямо на ходу!
Запомните, что бы правильно выбрать ту вилку, которая станет вам надежным другом на любом покрытии и при любой погоде, важно обратить внимание на маленькие детали. Какой стиль вам больше подходит, какие вас окружают дороги, какой климат преобладает в вашем регионе. Определившись с индивидуальными особенностями, приступайте к подбору амортизаторов, выбирайте с умом и будьте готовы, потратится сразу. Ведь скупой платит дважды.
Виды амортизационных вилок, их настройки и установка
Для каждого велосипедиста всегда открытым остается вопрос, какую вилку выбрать, как правильно настроить и использовать. Для начала рассмотрим основные типы вилок и в каких дисциплинах они используются.
Виды амортизационных велосипедных вилок
В простых эластомерных вилках, которые устанавливаются на бюджетные велосипеды, используются две пружины, которые отскакивают в момент наезда на препятствие или яму. Эластомер – это резинка, похожая на школьную. Она противодействует обратному отскоку пружины, смягчая его. Такая вилка слабо чувствительна к мелким преградам и плохо гасит вибрации. Годна пружинно-эластомерная вилка для катания в прогулочном режиме по паркам, легкому бездорожью. Настройке тут поддается только жесткость пружин, которая регулируется крутилками, расположенными на короне вилки. Оптимальная под вес ездока 65-90 кг. Если вес велосипедиста небольшой, можно поискать более мягкие пружины. На велосипедном рынке эти вилки представлены брендами RST, Suntour, ноунейм.
На велосипедах среднего ценового сегмента устанавливаются пружинно-масляные вилки. Такие вилки не считаются бюджетными. Качество таких вилок на порядок выше от пружинно-эластомерных. В одной ноге пружинно-масляной вилки находится пружина, в другой – масляный картридж и камера. За сжатие отвечает пружина (стальная или титановая), за скорость отскока – отдельный масляный картридж, который представляет собой набор шайб с отверстиями разного сечения. Вращая рычаг настройки отскока площадь сечения этих отверстий снижается или увеличивается, замедляя или ускоряя отскок. По сути отскок зависит от скорости прохода масла через отверстия картриджа. Это полезно при езде по разному типу неровностей. Если у вас впереди неровная дорога с множеством мелких препятствий – смело крутите отскок в быстрое положение и вилка будет отрабатывать всю мелочь. При езде по глубоким неровностям, таким как ямы на дорогах, проселочных дорогах, важна работа вилки с медленным отскоком, чтобы велосипедист не потерял управление, а вилка обеспечила плавную езду.
Картридж может также иметь функцию локаута (блокировать вилку при необходимости). При блокировке вилки системой локаут, масло перестает перетекать из камеры в камеру и вилка фактически превращается в жесткую. Это полезно при долгой езде по шоссе и для экономии сил в подъеме. Особенно удобно пользоваться выносным локаутом, переключатель которого расположен на руле.
Вилки с системой амортизации пружина-масло производят такие известные бренды как Rock Shox, Suntour и др. На велосипедах среднего и топового сегмента устанавливаются вилки с системой амортизации воздух-масло (часто их называют просто воздушные вилки). В качестве пружины тут воздух, а демпфер – масло. Вместо стальной пружины – поршень, закрепленный в штанах, и герметичная воздушная камера в ноге вилки. В камеру высокого давления через ниппель для подкачки нагнетается воздух специальным насосом высокого давления (в инструкции указано необходимое давление в зависимости от веса велосипедиста) и когда поршень начинает двигаться в камере – сжимается накачанный в ней воздух. Давление воздуха внутри камеры и определяет мягкость вилки. За отскок, как и в пружинно-масляной вилке, отвечает картридж с маслом. Это качественные вилки, которые относятся к полупрофессиональному/профессиональному уровню, где используются сложные технологии. Они дороже от вышеперечисленных типов вилок и изготовляются из качественного материала. Предназначены для серъезного технического катания по бездорожью. Воздушные вилки обеспечивают максимально точную настройку под конкретного велосипедиста и особенности его езды, а также самую лучшую амортизацию по сравнению с остальными типами вилок – поглощают микровибрации, проглатывают мелкие неровности, не выстреливают, колесо едет не отрываясь от земли. Такие вилки будут хорошо работать как с маленьким весом ездока (до 50 кг), так и большим (более 100 кг).
Важно помнить, что настраивается любая вилка под конкретного велосипедиста, его вес и особенности езды! Для более точной настройки обязательно необходимо пройти тест-драйв, так как понять какой именно работы от вилки вы хотите можно только при ее работе на неровностях.
В каких дисциплинах используются амортизационные вилки
Амортизационные вилки для дисциплины кросс-кантри используются с ходом 80-100 мм, дисковыми тормозами и максимально облегченной конструкцией: карбоновые штоки и штаны, крепления исключительно под дисковый тормоз, амортизация осуществляется за счет накачки воздуха в камеры высокого давления. Для компенсации в другой ноге вилки используется масло разной вязкости, в зависимости от сезона. Такие вилки используются уже не только профессионалами мирового уровня на соревнованиях, но и продвинутыми любителями. Более простые вилки для таких велосипедов имеют алюминиевые или стальные составляющие, роль амортизатора выполняет пружина и масло. В крайне редких и бюджетных моделях велосипедов используются пивоты для крепления ободных тормозов (v-brake). В дисциплинах эндуро (enduro), all-mountain и даунхилл (downhill) используются амортизационные вилки с такой же системой амортизации, как и в кросс-кантри, разным будет только ход самой вилки: от 120-140 мм до 200 мм. Чем выше нагрузка на вилку и больше препятствий, тем, соответственно, больше ход. Вилки для даунхилла имеют двойную корону для повышенной прочности и увеличенный диаметр ног, который позволяет увеличить торсионную жесткость вилки.
Отдельно стоит выделить велосипедные вилки фирмы Cannondale, под названием Lefty. В ранних моделях для амортизации использовались пружины, в современных – система воздух-масло.В конструкции вилок «лефти» используются игольчатые подшипники, что позволяет работать вилке даже при сильной боковой нагрузке, которая происходит во время поворотов. Сама вилка интересна еще тем, что отсутствует одна нога, крепление колеса осуществляется только с одной стороны, поэтому необходима специальная втулка. Также вилка является перевертышем, то есть нога вилки расположены снизу, что позволяет снизить подрессоренную массу. Плюсом данной вилки является сниженный вес и лучшая торсионная жесткость общей конструкции.
В туристических, городских и некоторых грэйвел-эндуро велосипедах используются короткоходные амортизационные вилки с ходом 30-70мм. Там встречаются как простые эластомерные, так и более продвинутые воздушные вилки. Короткий ход таких вилок обеспечивает достаточную амортизацию на мелких неровностях и не влияет на геометрию велосипеда.
Если вы определились с типом вилки, которая установлена на вашем велосипеде, или которую собираетесь приобрести, перейдем непосредственно к настройке вилки или её установке.
Настройки велосипедной вилки
В некоторых дорогих моделях кнопка Lockout вынесена на руль и переключаться можно без остановки, на ходу!
Preload (преднагрузка) – настройка жесткости пружины. Эта настройка позволяет отрегулировать показатель SAG – величину в %, показывающую на сколько просядет вилка, если вы её нагрузите. Для МТБ – 15-20 %, для экстремального спорта – 25–30 % .
Если вилка сильно просядет, то для преодоления препятствий вам может не хватить хода вилки или она будет сильно раскачиваться во время разгона или подъема в гору. А если недостаточно проседает – будет сильно бить по рукам при наезде на препятствие, не достаточно амортизируя. На воздушных вилках этот показатель регулируется количеством воздуха, накаченного в вилку согласно веса.
Rebound (скорость отскока вилки) – скорость, с которой пружина возвращается в исходное положение после сжатия. Этот показатель отвечает за мягкость и скорость, с которой вилка будет готова снова сработать.
Как писалось выше – за эту настройка отвечает за размер отверстий в масляном картридже, уменьшая или увеличивая его, вы замедляете или ускоряете отскок. По сути отскок зависит от скорости прохода масла через отверстия картриджа. Чем шире отверстие – тем выше скорость отскока. Это полезно при езде по разному типу неровностей. Если у вас впереди дорога с множеством мелких препятствий – смело крутите отскок в быстрое положение и вилка будет отрабатывать всю мелочь. При езде по глубоким неровностям, таким как ямы на дорогах, проселочных дорогах, важна работа вилки с медленным отскоком, чтобы велосипедист не потерял управление, а вилка обеспечила плавную езду.
Сompression (скорость сжатия пружины). Регулировка, отвечающая за скорость сжатия вилки под воздействием ударов от поверхности. Различают высокоскоростное и низкоскоростное сжатие.
Низкоскоростное сжатие (low-speed compression) позволяет точно настраивать чувствительность вилки при обработке мелких неровностей, минимизировать раскачку при педалировании, клевки при торможении, перераспределении веса в поворотах и т.п. Ход пружины будет более плавным и мягким. Подходит при езде по прямой. Высокоскоростное сжатие (High-speed compression) отвечает за работу вилки на спусках, больших неровностях, камнях, ямах, при приземлении с трамплинов и т.д. Тут пружина будет более жесткой и моментально будет срабатывать. Для более агрессивного катания. На дорогих моделях велосипедов крутилка Сompression есть на руле, которая позволяет регулировать скорость хода вилки на ходу.
Установка вилки на велосипед
В зависимости от материала вилки есть металлические и карбоновые штоки. Все новые вилки идут с необрезанным штоком и при установке на велосипед его необходимо укоротить. Укорачивать стоит аккуратно, специальным инструментом, с учетом запаса длины на вынос, чашек рулевой колонки и проставочных колец.
Для металлических штоков используют труборез либо ножовку по металлу:
Для карбоновых штоков используют только ножовку по металлу. А чтобы разрез был ровным на металлическом или карбоновом штоке, желательно использовать направляющую для резки труб.
После разреза, края обрабатываются напильником. Если шток вилки металлический, то вбивается якорь или в народе «ромашка», с помощью инструмента для забивания ромашки (или инструмента для установки якоря в шток для вилок), внутрь которой вкручивается болт, стягивающий рулевую. Если шток вилки карбоновый, то устанавливается специальный якорь для карбоновых штоков.
Если вилка имеет крепления под ободные тормоза, перед установкой тормозов, посадочные места необходимо смазать консистентной смазкой для плавности хода самих тормозов. Крепления под дисковый тормоз на новых вилках нередко требуют торцевания – удаления лишней краски на контактной поверхности для плотного и ровного прилегания калипера (тормозной машинки или суппорта). Для торцевания креплений под дисковые тормоза, как правило, используют специальный инструмент, при его отсутвии можно возпользоваться напильником.
Совет: Воздушные вилки требуют подкачки под вес велосипедиста, масло по заводу заливается универсальной вязкости. И если вы будете использовать велосипед зимой, необходимо сменить масло на менее вязкое для лучшей работы вилки. При отрицательных температурах простые эластомерные вилки практически перестают работать, т.к. в них используется консистентная (густая) смазка, так что обратите на это внимание!
После установки вилки на велосипед, необходимо отрегулировать передний тормоз, настроить положение колеса относительно рамы и убрать люфт рулевой колонки.
Не забывайте пользоваться советами производителя самой вилки при эксплуатации и обслуживании. Это значительно увеличит срок использования и позволит получить максимальное удовольствие от езды.